Особенности образа тела у детей дошкольного возраста, воспитывающихся без отца в различные периоды детства

1570

Аннотация

В статье рассматривается влияние отцовской депривации разной длительности на формирование образа тела детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты сравнительного анализа образа тела детей из полных семей, детей, воспитывающихся только матерью (с рождения без отца), детей, проживающих только до трех лет с отцом и матерью (раз- веденные семьи), детей до трех лет, проживающих только с матерью без отца (а затем с отчимом), и детей, воспитывающихся без родителей на протяжении всего детства (воспитанники детских домов). Описываются выявленные особенности образа тела и образа-Я детей из разных типов семей. Показана специфичность влияния периода, в течение которого ребенок воспитывался без отца, на образ тела ребенка. Результаты могут быть использованы при разработке программ консультативной и коррекционной помощи семьям и детям в целях снижения травматического влияния отцовской депривации на образ-Я детей дошкольного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: образ тела, телесные границы, фигура отца, отцовская депривация, возрастные периоды развития

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Горшкова Н.М., Филиппова Е.В. Особенности образа тела у детей дошкольного возраста, воспитывающихся без отца в различные периоды детства // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 66–77.

Фрагмент статьи

Работы, направленные на изучение роли отца в развитии ребенка, появившиеся в последние годы, показывают влияние отца на социальное, эмоциональное, познавательное развитие детей, формирование полоролевой идентичности, образа Я, отношения к будущему и т. д. (О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова [13], Ю. В. Евсеенкова [11], Е. В. Филиппова, Е. В. Туманова [21], Г. Г. Зубова [12] и др.). Однако практически неисследованной остается роль отца в формировании образа телесного Я. В первую очередь это относится к раннему и дошкольному детству, а ведь именно в «до» школьном возрасте происходит формирование основ построения телесного образа. Мы имеем в виду именно эмпирические, достаточно масштабные исследования, а не анализ случаев, которые все-таки можно встретить [2].

Целью настоящей работы является выявление особенностей образа тела детей дошкольного возраста (телесное Я; образ тела и образ телесного Я мы используем как синонимы), воспитывающихся в условиях отцовской депривации разной длительности, т. е. без отца или замещающей его фигуры в различные периоды жизни от рождения до 6 лет, в сравнении с их сверстниками, живущими в полных семьях.

Литература

  1. Арина Г. А., Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Психология телесности между душой и телом. М.:, 2005.
  2. Асанова И. К. Пресуицидное состояние у девочки-подростка: нарушение образа тела и роль отца // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 2.
  3. Барьерность и проницаемость телесной границы. Пер. с англ. М. Л. Мельникова. Ижевск, 2005.
  4. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В. Самосознание проблемных подростков. М., 2007.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. М.,1986.
  6. Бескова Д. А., Тхостов А. Ш. Телесность как пространственная структура // Психология телесности. М., 2005. Бион У. Р. Научение через опыт переживания. М., 2008.
  7. Бион У. Р. Научение через опыт переживания. М., 2008.
  8. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: В 2-х ч. Ч. 2. М., 2001.
  9. Винникотт Д. В. Психосоматическое заболевание в позитивном и негативном аспекте // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 3.
  10. Дольто Ф. Бессознательный образ тела. Ижевск, 2006.
  11. Евсеенкова Ю. В., Портнова А. Г. Система отношений в диаде «отец-ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4.
  12. Зубова Г. Г. Роль отца в социальной ситуации развития ребенка-дошкольника // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. М ., 1995.
  13. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М., 2011.
  14. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни младенца // Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М., 2001.
  15. Коваленко Н. А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Автореф. дисс. канд. психол. наук. МГУ, 1998.
  16. Лакан Ж. Образования бессознательного. Семинары. Книга 5. М., 2002.
  17. Малер М. Психологическое рождение человеческого младенца. М., 2011.
  18. Мухина B. C. Личность: Мифы и Реальность. Екатеринбург, 2007.
  19. Соколова Е. Т. Я-образ тела // Психология самосознания / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2003.
  20. Толстова Ю. Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М., 2000.
  21. Туманова Е. В., Филиппова Е. В. Образ отца и образ себя у подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
  22. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002.
  23. Фрейд А. Норма и патология детского развития // Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 2000.
  24. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд З. Психология бессознательно- го. СПб., 2004.
  25. Цветков А. В., Миронов Д. И. Когнитивные и аффективные компоненты «образа-Я» у младших школьников [Электронный ресурс] // URL:http://www.teoria-practica.ru/-2-2012/psychology/tsvetkov-mironov.pdf  (дата обращения 2.07.13).
  26. Etchegoyen A. Psychoanalytic ideas about fathers / Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of fathers. Hove, 2002.
  27. Marks M. Letting fathers in / Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of fathers. Hove, 2002.

Информация об авторах

Горшкова Н.М., аспирант кафедры детской и семейной психотерапии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: gor_nm@mail.ru

Филиппова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, профессор и заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, Старший научный сотрудник, учёный секретарь МГППУ, сотрудник Психологической консультации МГППУ, член редакционного совета журнала «Консультативная психология и психотерапия», член редколлегии журнала «Психологическая наука и образование», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1328-3041, e-mail: e.v.filippova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4160
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1570
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6