Психологическая наука и образование 2014. Том. 19, № 3. С. 105–126
ISSN:
1814-2052 / 2311-7273 (online)
Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров 5798
Марголис А.А. кандидат психологических наук, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122 e-mail: margolisaa@mgppu.ru
В статье обсуждается проблема модернизации программ подготовки педагогических кадров в контексте приведения их в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога. Автор выделяет две основные задачи профессионализации педагогических программ, направленные на достижение указанной цели – усиление практической подготовки будущих педагогов на основе механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и высшего образования (школьно-университетское партнерство) и формирования исследовательских компетенций будущего педагога, обеспечивающих его возможность осуществлять профессиональное развитие (перестройку своих профессиональных действий) на основе проводимого мини-исследования, встроенного в профессиональную деятельность и рефлексии их оснований. Автор обосновывает основные позиции деятельностного подхода в подготовке педагогов и показывает место этого подхода в контексте современных подходов «практик-исследователь»
Основная цель модернизации ОПОП состоит в приведении программ
подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями
профессионального стандарта педагога (и профессиональных стандартов других
педагогических работников) [6, 5].
Литература
Поручение Президента России по вопросам повышения качества высшего
образования Пр1148, п.2 от 22 мая 2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/assignments/21112 (дата обращения 15.09.2014).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Интернет-портал
«Российской Газеты». 19 декабря 2010 г. URL: http://www.
rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения 15.09.2014).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования по
направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация
(степень) “бакалавр”») (с изменениями от 31 мая 2011 г.) [Электронный ресурс].
URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/ 20111207163943.pdf (дата обращения
15.09.201 4). мииииииииджж
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 35 Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования по
направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация
(степень) “магистр”) [Электронный ресурс]. URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/34/20110325144241.pdf (дата обращения
15.09.2014).
Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении
профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)“» [Электронный ресурс] // Министерство
труда и социальной защиты. Банк Документов. URL:
http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения
15.09.2014)
Проект Концепции поддержки развития педагогического образования
[Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации
педагогического образования. URL:
http://педагогическоеобразование.рф/news/show/9 (дата обращения
15.09.2014).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:
http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 15.09.2014).
A teacher education model for the 21 century [Электронный ресурс]. A report
by the National institute of education, Singapore. 2010. URL:
http://www.nie.edu.sg/files/TE21%20online%20 version%20-%20updated.pdf (дата
обращения 15.09.2014).
Toom A., Krokfors L., Kynäslahti H., Stenberg K., Maaranen
K., JyrhämäR., Byman R. & Kansanen P..
Exploring the essential characteristics of research-based teacher education
from the viewpoint of teacher educators [Электронный ресурс]. University of
Helsinki, Center for Research on Teaching P.O.BOX 9, FI-00014, University of
Helsinki, Finland. URL: http://www.pef.uni-lj.si/
tepe2008/documents/TEPE%20proceedings.pdf (дата обращения 15.09.2014).
Cochran-Smith M. & Lytle S. The teacher research movement: A
decade later [Электронный ресурс] // Educational Researcher. 1999. Vol. 28(7).
P. 15–25. DOI: 10.3102/0013189X028007015. URL:
http://edr.sagepub.com/content/28/7/15.abstract (дата обращения
15.09.2014).
Darling-Hammond L. Constructing 21-st century teacher education
[Электронный ресурс] // Journal of teacher education. 2006. Vol. 57. NX, 1–15.
DOI: 10.1177/0022487105285962. URL: http://jte.sagepub. com/content/57/3/300
(дата обращения 15.09.2014).
Donald A. Schön. The reflective practitioner: How
professionals think in action [Электронный ресурс]. N.Y.: Basic Books. 374 p.
URL: http://books.google. ru/books?id=ceJIWay4-jgC&lpg=PP1&dq=The%20
reflective%20practitioner&hl=ru&pg=PP1#v=onep
age&q=The%20reflective%20practitioner&f=false (дата обращения
15.09.2014).
Gage N. The scientific basis of the art of teaching [Электронный
ресурс]. N.Y.: JohnWilley, 1978, 122 p. URL:
http://books.google.ru/books?id=paR
iQgAACAAJ&dq=The+scientific+basis+of+the+ar
t+of+teaching&hl=ru&sa=X&ei=vDvfU4VEiofiBMe
0gNAB&ved=0CBMQ6AEwAA (дата обращения 15.09.2014).
Lave J. and Wenger E. Situated learning: Legitimate peripheral
participation [Электронный ресурс]. Cambridge: Cambridge University Press,
1991. 138 p. URL: http://books.google.ru/books?
id=CAVIOrW3vYAC&lpg=PP1&dq=Situated%20
learning%3ALegitimate%20peripheral%20parti
cipation&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q=Situat
ed%20learning%3ALegitimate%20peripheral%20 participation&f=false (дата
обращения 15.09.2014).
Pantic N., Wubbels T. Competence-based teacher education: A change
from Didaktik to a Curruculum culture? [Электронный ресурс] // Journal of
curriculum studies. 2012. Vol.44. №1. P. 61–83.
DOI:10.1080/00220272.2011.620633. URL:
http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/002202
PasiSahlberg. The secret to Finland’s success: Educating teachers. center
of educational policy [Электронный ресурс]. Stanford University, 2010. URL:
http://www.randaedu.com/randaedu/themes/
classic/files/FinlandTeacherEducationSuccess Secret.pdf (дата обращения
15.09.2014).
Peter von Huizen, Bert von Oers, Theo Wubbels. A Vygotskyan
perspective on teacher education [Электронный ресурс] // Journal of
curriculum studies. 2005. Vol. 37: 3. P. 267–290. URL:
http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00220 27042000328468 (дата обращения
15.09. 2014).
Preparing teachers around the world [Электронный ресурс]. ETS policy brief,
2003. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED479903.pdf (дата обращения
15.09.2014).
Stenhouse L. An introduction to curriculum research and development
[Электронный ресурс]. London, Heinemann. 248 p. URL: http://books.
google.ru/books?id=zMSxAAAACAAJ&dq=An+intro
duction+to+curriculum+research+and+developmen
t+intitle:An+intitle:introduction+intitle:to+intitle:curric
ulum+intitle:research+intitle:and+intitle:developmen
t&hl=ru&sa=X&ei=FfzeU8WGJ6TZ4QTNr4DIAg&ve d=0CBwQ6AEwAA (дата
обращения 15.09.2014).
Teachers matter: attracting, developing and retaining effective teachers
[Электронный ресурс] // OECD, 2005.
http://www.oecd.org/education/school/34990905.pdf (дата обращения
15.09.2014).
Ulvik M., Smith K.. What characterises a good practicum in teacher
education [Электронный ресурс] // Education Inquiry. 2011. Vol.2. (3),
September. P. 517–536.
URL:http://www.educationinquiry.net/index.php/edui/article/view/21997 (дата
обращения 15.09.2014).
Wilson D., Floden R., Ferrini-Mundy J. Teacher preparation rese
arch: Current knowledge, gaps and recommendations [Электронный ресурс].
Washington: D.C,Center for the study of teaching and policy, University of
Washington, 2001. 84 p. URL: http://books.google.ru/books?id=RdoPGwAAC
AAJ&dq=Teacher+preparation+research+2001&hl=
ru&sa=X&ei=8zzfU8buDeGF4gSJk4H4Ag&ved=0C CIQ6AEwAw (дата обращения
15.09.2014).
Zeichner K.. Alternative paradigms of teacher education,1983
[Электронный ресурс] // Journal of teacher education. 1983. Vol. 34(3). P.3–9.
DOI: 10.1177/002248718303400302. URL: http://jte. sagepub.com/content/34/3/3
(дата обращения 15.09.2014).
Zeichner K., Payne K., Brayko K. Democratizing knowledge in
university teacher education through practice-based methods teaching and
mediated field experience in schools and communities. 2012, issue paper
[Электронный ресурс]. University of Washington, Seattle. URL:
http://www.ccte.org/wpcontent/pdfs-conferences/ccte-conf-2012-fall-zeichner-democratizing-knowledge.pdf
(дата обращения 15.09.2014).