Хухлаев О.Е. кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534 e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru
Чибисова М.Ю. кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия e-mail: marina_jurievna@mail.ru
Шеманов А.Ю. доктор философских наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, ведущий научный сотрудник научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3925-3534 e-mail: ShemanovAYu@mgppu.ru
Представленные в работе материалы показывают, что адаптация и интеграция мигрантов является одним из важнейших гуманистических приоритетов образовательной деятельности в ближайшие годы, реализация которого требует активного участия всей системы образования детей Российской Федерации. Интеграция рассматривается авторами как взаимный процесс объединения мигрантов и принимающего населения в новую социально¬культурную среду, без потери для обеих сторон ключевых параметров исходных социально-культурных идентичностей, чаще всего при доминировании культурной составляющей принимающего сообщества. Обосновывается утверждение о том, что использование инклюзивного подхода позволяет разрешить возникающее противоречие между необходимостью освоения учеником-мигрантом норм принимающей культуры и объединения его со сверстниками. Представлена модель психолого-педагогической диагностики особых образовательных потребностей ребенка-мигранта, связанных с пятью разными группами характеристик: язык, базовые знания, эмоциональное состояние, социальные навыки, культурные нормы и правила.
Одна из тенденций ближайших лет, которая, согласно Государственной
программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг., окажет
определяющее влияние на развитие образования, – увеличение доли детей трудовых
мигрантов в российских школах. В силу этого одним из приоритетов подпрограммы
«Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»
выступает создание системы поддержки школ и педагогов, обучающих сложные
категории учащихся, в том числе и детей мигрантов. Отмечено, что будет
уделяться внимание формированию инструментов поддержки таких групп детей.
Литература
Астафьева С. О работе учреждений сферы столичного образования
по социокультурной адаптации детей-мигрантов: опыт, уроки, перспективы //
Социальная политика и социальное партнерство. 2010. №1. С.29–31.
Берри Дж. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы
[Электронный ресурс] / Пер. с англ. И. Шолохова // Развитие личности, 2001. №3.
URL: http://rl-online.ru/articles/ 3_4-01/198.html (дата обращения
10.12.2014).
Берри Дж. В., Пуртинга А. Х., Сигал М. Х. Кросс-культурная
психология: исследование и применение. Харьков: изд-во Гуманитарный центр,
2007. 560 с.
Зверева М. А., Корнилова М. В. Типичные трудности педагогов,
работающих в поликультурной среде // Этнопсихология: вопросы теории и практики
/ Под ред. О. Е.Хухлаева, М..Чибисовой. М.: МГППУ, 2009. Вып. 2. С. 48–65.
Иттерстад Г. Инклюзия – что означает это понятие и с какими
проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? //
Психологическая наука и образование, 2011. № 3. С. 41–49.
Кузнецов И. М. Мигранты в мегаполисе и провинции: вариативность
реализации интеграционного потенциала // Россия реформирующаяся. Ежегодник /
Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 7. М.: ИС РАН, 2008. С. 270–275.
Лебедева Н. М. Теоретические подходы к исследованию взаимных
установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и населения
России // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России:
сб. статей / Под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко. М.: Изд-во РУДН, 2009.
С.10–64.
Леонгард Э. И., Краснова Н. А., Пирожник Н. Т., Прудникова М. С.
Инклюзивное образование в различных условиях интеграции // Инклюзивное
образование. М., 2010. Вып. 1. С. 139–148.
Макаров А. Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в
московских школах // Социологические исследования, 2010. № 8. C. 94–101.
Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и
проблемы внедрения [Электронный ресурс] // Материалы Интернет-конференции
«Современные дети: какие они?» (ГБОУ ВПО МГПУ, 15 декабря 2009 года – 25
января 2010 года). URL: http://www. mgpu.ru/article.php?article=129 (дата
обращения: 20.12.2014).
Регаме А. Образ мигрантов и миграционная политика в России //
Антропологический форум, 2010. № 13. С. 389–406.
Соловьева А. Н. Этничность и культура: Проблемы дискурс-анализа.
Архангельск: ПГУ, 2009. 231 с.
Хухлаев О. Е., Кузнецов И. М., Чибисова М. Ю. Интеграция мигрантов в
образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая
наука и образование. 2013. № 3. С. 5–17.
Хухлаев О. Е., Чибисова М. Ю., Кузнецов И. М. Школа как транслятор
культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной
среде // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. C. 95–103.
Шапинская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры. М: УРСС, 2012. 216
с.
Шеманов А. Ю. Философские и культурологические проблемы инклюзии
[Электронный ресурс] // Философские и культурологические основы инклюзивного
образования. Семинар из серии «Инклюзия в образовании», Москва, ИПОИ МГППУ,
27.02.2012. URL: http://edu-open. ru/Portals/0/doklad_shemanovayu.doc (дата
обращения – 20.12.2014).
Щедрина О. В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции
мигрантов в России? // Социологические исследования, 2004. № 11. С. 67–74.
Andrews P. The importance of acknowledging the cultural dimension in
mathematics and learning research // Acta Didactica Napocensia, 2010. Vol. 3. №
2. P. 3–15.
Communication from the Commission to the Council, the European Parliament,
the European Econo-mic and Social Committee and the Committee of the Regions on
Immigration, Integration and Employment [Электронный ресурс]. Brussels:
Commission of the European, 2003. URL: http://
eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:52003DC0336:EN:NOT (дата
обращения 10.12.2014).
Denmead T. Being and becoming: Elements of pedagogies described by
three East Anglian creative practitioners // Thinking skills and Creativity.
2011. Vol. 6. P. 57– 66.
Duarte G., Rafanello D. The migrant child: A special place in the
field // Young Children. 2010. Vol.56. № 2. P. 26–34.
Entzinger H., Biezeveld R. Benchmarking in Immigrant Integration.
Report for the European Commission. Rotterdam: European Research Centre on
Migration and Ethnic Relations (ERCOMER), 2003. 53 p.
Hickey-Moody A. «Turning away» from Intellectual Disability:
Methods of Practice, Methods of Thought // Critical Studies in Education. 2003.
Vol. 44. № 1. P. 1–22.
Mghir R., Raskin A. The psychological effect s of the war in
Afghanistan on young Afghan refugees from different ethnic backgrounds //
International Journal of Social Psychiatry. 1999. Vol.45. № 1. P. 29–40.
Paliocosta P., Blandford S. Inclusion in school: a policy, ideology
or lived experience? Similar findings in diverse school cultures // Support for
Learning. 2010. Vol. 25. № 4. P.179–186.
Rashid N.,Tikly L. Inclusion and Diversity in Education. Guidelines
for Inclusion and Diversity in Schools. Madrid: LERKO PRINT, S.A. 2010. 44
p.
Reynolds G. The Impacts and Experiences of Migrant Children in UK
Secondary Schools. University of Sussex. Sussex Centre for Migration Research.
Working Paper. 2008. No. 47. February. 34 p.
Ten steps to equity in education [Электронный ресурс] // Policy brief
OECD, January 2008. URL: http://www.oecd.org/edu/school/39989494.pdf (дата
обращения 10.12.2014).