Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9760Новости 1909Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №3 / 2015 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков (на примере технического моделирования) 1693

|

Рубцова О.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234
e-mail: ovrubsova@mail.ru

Кривошеева Л.Б.
старший методист, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов городского методического центра Департамента образования города Москвы, Москва, Россия
e-mail: milakri@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования проектирования как способа организации совместной учебной деятельности в подростковом возрасте. Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска форм обучения, направленных на социализацию и развитие детей и подростков, а также поиска эффективных практик подготовки учителей к организации проектной деятельности. Исследование проведено на примере технического моделирования, которое рассматривается как особый тип проектной деятельности, направленный на создание технических объектов с заданными характеристиками и свойствами. Полученные данные подтверждают предположение о том, что техническое моделирование может стать эффективным средством обучения и развития подростков и способствовать повышению мотивации к обучению по профессии технической направленности в подростковой среде. Установленные особенности применения проектирования как способа организации учебной деятельности под-ростков включены в материалы цикла лекций по подростковому возрасту в рамках программы исследовательской магистратуры МГППУ «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Важной задачей, стоящей сегодня перед системой образования, является проектиро­вание школы, комфортной для разных кате­горий учащихся, направленной на преодо­ление школьных рисков и ориентированной на развитие личности детей 1 (А.Г. Асмолов, И.И. Баннов, В.А. Гуружапов, А.А. Марголис, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, В.Д. Шадриков, Б.Д. Эльконин). К одной из наи­более сложных категорий обучающихся тради­ционно относят детей подросткового возраста, для которого характерен спад учебной мотива­ции и резкое снижение интереса к учебе. В под­ростковый период учебная деятельность утра­чивает свою прежнюю значимость, система ин­тересов перестраивается, в иерархии мотивов на первое место выходят мотивы, связанные с социализацией и самоутверждением.

Литература
  1. Баннов И.И. Проектирование как условие раз­вития личностных качеств старших школьников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 175 с.
  2. Громыко Ю.В. Проектирование и программи­рование развития образования. М.: Московская академия развития образования, 1996. 545 с.
  3. Давыдов В.В. Последние выступления. Рига: Эксперимент, 1998. 88 c.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  5. Кривошеева Л.Б. Техническое моделирова­ние как эффективный способ обучения под­ростков в системе дополнительного образо­вания [Электронный ресурс] // URL: http://mioo. seminfo.ru/file.php/653/metod_rekomendacii/ Dissertacija.Krivosheeva_L.B.pdf (дата обращения 27.08.2015).
  6. Лазарев В.С. Новое понимание метода про­ектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 35–43.
  7. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей дея­тельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. 1998. № 3,4. С. 13–17.
  8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просве­щение, 2008. 192 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. 794 с.
  10. Рубцов В.В. Организация и развитие со­вместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  11.  Рубцова О.В. Преодоление внутреннего ро­левого конфликта у старших подростков посред­ством сюжетно-ролевой игры: Дис. … канд. пси­хол. наук. М., 2012. 119 с.
  12. Рубцова О.В., Уланова Н.С. Психологические предпосылки развития рефлексии в услови­ях применения цифровых технологий // Психо­логическая наука и образование. 2014. Т.19. № 4. С. 101–112.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика