Профессионально-ориентированная подготовка студентов магистратуры в процессе реализации модуля «Педагогический мониторинг освоения детьми дошкольной образовательной программы» в программе магистратуры

754

Аннотация

Рассматривается содержание модуля «Основы современной системы дошкольного образования», который является одним из модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель). Содержание модуля основано на понимании образовательных результатов, сформулированных в соответствии с трудовыми функциями, обозначенными в Профессиональном стандарте педагога. Раскрывается инновационность модуля, определяются его практическая направленность и образовательные результаты. Представлены итоги апробации модуля, которая проводилась в трех вузах Российской Федерации. Методические аспекты реализации модуля «Основы современной системы дошкольного образования» рассмотрены на примере дисциплины «Основы дошкольной педагогики».

Общая информация

Ключевые слова: основные профессиональные образовательные программы магистратуры, модернизация системы образования, магистратура, модуль , инновационность модуля, программы модуля

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200514

Для цитаты: Шадрина Л.Г., Андрианова Е.И., Столярова И.В. Профессионально-ориентированная подготовка студентов магистратуры в процессе реализации модуля «Педагогический мониторинг освоения детьми дошкольной образовательной программы» в программе магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 153–163. DOI: 10.17759/pse.2015200514

Полный текст

 
 

Модернизация высшего образования предполагает качественное изменение системы подготовки бакалавров и магистров. Разработка и реализация основных профессиональных образовательных программ, соответствующих требованиям Профессионального стандарта педагога, федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, является важным направлением подготовки студентов. В рамках государственного контракта Министерства образования и науки Российской Федерации № 05.043.12.0024. от 16 мая 2014 года, в соответствии с Программой модернизации высшего образования, в УлГПУ имени И.Н. Ульяно­ва разрабатывалась и апробировалась основная профессиональная образовательная программа профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» но направлению подготовки «Психолого­педагогическое образование» (Воспитатель).

Программа магистратуры разрабатывалась в русле деятельностного и компетентностного подходов к образованию, основные положения которых сформулированы в исследованиях А.Г. Асмолова и А.А. Марголи­са. По мнению последнего., основные профессиональные образовательные программы подготовки педагогов должны быть нацелены, прежде всего, на усиление практической подготовки будущих педагогов на основе механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и высшего образования и формирования у будущего педагога исследовательских компетенций. В результате освоения программы магистратуры выпускник в полной мере должен быть готов к осуществлению своей профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте [1].

Одним из модулей, составляющих ОПОП магистратуры, является модуль «Основы современной системы дошкольного образования», разработка программы которого в модульной основной профессиональной образовательной программе магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) вызвана необходимостью подготовки воспитателя, обладающего высокой психолого­педагогической компетентностью, знающего особенности функционирования современной системы дошкольного образования, тенденции его развития, специфику взаимодействия образовательного учреждения с социальными институтами, основы поликультур- ного образования и умеющего реагировать на изменяющиеся запросы потребителей.

Основные тенденции развития системы дошкольного образования обозначены в «Законе об образовании в РФ» и определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Они связаны с современным процессом гуманизации дошкольного образования; с необходимостью учета в образовательном процессе дошкольной организации особенностей развития ребенка в новых социокультурных условиях, с созданием разных форм дошкольных организаций (центров развития, семейных клубов, центров игровой поддержки, частных детских садов и т. д.).

В соответствии с «Законом об образовании в РФ» (ст. 21) образовательную деятельность могут осуществлять индивидуальные предприниматели. В последние годы в нашей стране растет число частных детских садов, открываемых людьми, не имеющими педагогического образования по профилю «дошкольное образование». В связи с этим целевой аудиторией модуля являются не только выпускники бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», слушатели курсов переподготовки и курсов повышения квалификации по данным направлениям, но и индивидуальные предприниматели, организаторы частных дошкольных учреждений, не имеющие базового педагогического образования [4].

Настоящая образовательная программа модуля ориентирована на выполнение требований Профессионального стандарта педагога по обобщенной трудовой функции 3.1. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» в частях 3.1.1., 3.1.3.; по обобщенной трудовой функции 3.2. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ» в части 3.2.1. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствует базовой части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования психолого-педагогического направления.

Логика построения модуля нацелена на разрешение противоречий, сложившихся в подготовке педагогических кадров:

•   между передачей обучаемым достаточного объема знаний о функционировании системы дошкольного образования и недостаточной сформированностью умения быстро ориентироваться в изменяющемся образовательном пространстве, оперативно и самостоятельно принимать решения в конкретных педагогических ситуациях;

• между наличием в программах подготовки воспитателей практико-ориентированных занятий и оторванностью содержания этих занятий от реальной образовательной практики;

•  между существующей тенденцией вариативности дошкольного образования и неподготовленностью воспитателей реализовывать профессиональные задачи в разных видах дошкольных организаций.

Данный модуль реализует деятельностный подход в условиях сетевого взаимодействия и предполагает усвоение теоретического материала в контексте решения проблем образовательной практики. Соотношение теоретического курса и практики составляет 50% на 50%.

Инновационность модуля характеризуется ориентированностью на постоянное погружение студента в современную практику образовательного процесса в ДОО с первых дней изучения содержания модуля. Первым компонентом модуля является учебно­ознакомительная практика в разных типах дошкольных учреждений (дошкольных образовательных организациях, центрах развития, частных детских садах и т. п. - в соответствии с возможностями региона). В ходе этой практики студенты мотивированы на комплексный анализ, сравнение и оценивание педагогических возможностей разных образовательных организаций с точки зрения потребителя образовательных услуг. Магистранты определяют условия пребывания детей в разных по форме дошкольных образовательных организациях с точки зрения оформления образовательной среды, безопасности и комфортности пребывания в них детей, психологического климата в группах.

Для качественного и осмысленного анализа педагогических условий магистранту необходим теоретический курс, который позволит понять тенденции развития современного дошкольного образования, ознакомиться с основными документами, связанными с охраной и поддержкой детства, возможностями социального партнерства для улучшения качества дошкольного образования. Таким образом, постоянная реальная образовательная практика определяет характер и содержание теоретического курса, ставит задачу по совершенствованию имеющихся и приобретению новых знаний, умений, необходимых для выполнения профессиональных действий.

Инновационной составляющей модуля является измененная практика преподавания дисциплин. Каждая дисциплина предполагает постоянную связь с ДОО, анализ основных теоретических положений на основе характеристики деятельности дошкольных организаций, проведение практических занятий на базе инновационных стажировочных площадок, привлечение лучших педагогов ДОО для проведения мастер-классов.

Инновационной содержательной составляющей модуля является также введение интегрированной дисциплины «Социальное партнерство субъектов образовательного процесса в дошкольной организации», учитывающей культурологические, социальные и педагогические аспекты взаимодействия ДОО с социокультурными и образовательными учреждениями микро и макро социума, в котором находится ДОО. Данная дисциплина демонстрирует возможности расширения образовательного пространства дошкольной организации за счет реализации педагогического потенциала учреждений культуры, предприятий производства и т. п. Интеграция дисциплин модуля обеспечивается рассмотрением общих проблем в сфере дошкольного образования в контексте реализации общероссийской и региональной образовательной политики.

Вариативность модуля обеспечивается возможностью создания индивидуальной образовательной траектории для студентов, в том числе и для студентов, не имеющих педагогического образования, для которых предусмотрено знакомство со спецификой работы с детьми раннего и дошкольного возраста, с особенностями организации образовательного процесса.

Практическая направленность модуля обеспечивается:

•   проведением практикума по проектированию, в процессе которого магистранты учатся разрабатывать модель образовательной среды и образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;

•   учебно-ознакомительной (вводной) и учебно-педагогической (заключительной) практикой. Полученные знания и умения магистранты совершенствуют на заключительной педагогической практике, где они участвуют в осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, готовят рекомендации по совершенствованию образовательной среды, предлагают проект образовательной программы конкретной дошкольной организации;

• реализацией сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными организациями (муниципальными, частными). Учебным планом модуля предусмотрены часы (в рамках самостоятельной работы и практических занятий для выполнения заданий на базе дошкольной организации, участвующей в сетевом взаимодействии.

Практическая составляющая модуля нацелена не только на формирование у обучающихся профессиональных умений, но и на развитие профессионального мировоззрения и мышления, умения быть готовым к реагированию на новые условия, заданные профессиональной деятельностью.

Итоговая промежуточная государственная аттестация по модулю предполагает защиту проекта на тему «Построение образовательного процесса в дошкольной организации (муниципальной, частной): анализ и совершенствование».

Модуль «Основы современной системы дошкольного образования» является первым модулем в основной образовательной программе. Он предоставляет магистрантам возможность осознания значимости основных психологических подходов в образовательной практике детских садов; знакомит студентов с вариативностью форм дошкольного образования, с особенностями организационной культуры дошкольных организаций и ее влиянием на образовательный процесс, с современными тенденциями развития дошкольной педагогики и особенностями психического развития дошкольников. Данной модуль - основа для дальнейшего развития у будущих воспитателей профессиональных умений в области проектирования, диагностирования и коррекции образовательных процессов и личностного развития.

Модуль представляет интегрированный комплекс учебных дисциплин, имеющий логическое завершение, поэтому может реали­зовываться как отдельно, так и в рамках образовательной программы. Он может применяться в магистерских программах педагогического направления «Дошкольное образование», «Управление образованием», как программа курсов повышения квалификации для воспитателей и руководителей дошкольных организаций.

Апробация модуля «Основы современной системы дошкольного образования» проходила в УлГПУ имени И.Н.Ульянова, МПГУ и МГППУ. Условия проведения апробации модуля (методическое, материально-техническое, кадровое и пр.) во всех вузах соответствовали требованиям стандарта высшего профессионального образования. Среднее значение образовательных результатов модуля «Основы современной системы дошкольного образования» по итоговой аттестации на подготовительном и основном этапах апробации во всех вузах составило 73,15 % (выше среднего). Все обучающиеся успешно освоили программу учебных дисциплин модуля.

В соответствии с компетентностной моделью программы магистратуры, разработанной в УлГПУ имени И.Н. Ульянова, в процессе выполнения государственного заказа, в результате освоения программы модуля «Основы современной системы дошкольного образования» у выпускника формируются общие и специальные компетенции, проявляющиеся в способностях магистранта:

•   к проектированию и реализации образовательных программ;

•   организовывать разработку основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

•   осуществлять организацию и сопровождение профессионального развития педагогов образовательной организации.

Исходя из данных компетенций, были определены образовательные результаты модуля - формирование у студентов комплекса определенных трудовых действий, умений и знаний. Студент:

1)   проектирует, создает и корректирует образовательную среду с учетом безопасности, комфортности и этнокультурной ситуации развития ребенка;

2)  учитывает и прогнозирует условия для комфортного пребывания детей на основе личностно-ориентированного подхода;

3)   способен осуществлять образовательную деятельность с учетом современных тенденций развития дошкольного образования и педагогических условий, созданных в конкретных дошкольных организациях.

4) способен использовать воспитательный потенциал социального партнерства в решении образовательных задач; осуществляет взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса, социальными партнерами.

Образовательный процесс при изучении образовательного модуля строится с учетом деятельностного, практико-ориентированного и системного подходов. Формирование профессиональных компетенций осуществляется в условиях сетевого взаимодействия участников образовательных отношений. Программа модуля обеспечивает достижение поставленной цели через решение профессиональных задач, определяемых образовательной практикой посредством системы изучения дисциплин, практикумов и практик:

дисциплин общенаучного цикла базовой части: М1.Б.3. «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании»;

дисциплин профессионального цикла базовой части: М2.Б.1. «Современные тенденции развития дошкольного образования»;

дисциплин вариативной части: обязательная дисциплина М2.В.ОД.1. «Социальное партнерство субъектов образовательного процесса в дошкольной организации»; дисциплин по выбору: М2.В.ДВ.1.1. Организационная культура дошкольной организации; М2.В.ДВ.1.2. «Практикум по разработке обобщенно-схематической модели образовательной программы». Для адресной группы предусмотрены дисциплины: М2.В.ДВ.1.3. «Основы дошкольной педагогики»; М2.В.ДВ.1.4. «Специфика развития детей дошкольного возраста».

Освоение модуля «Основы современной системы дошкольного образования» начинается с учебно-ознакомительной практики, которая должна проходить в дошкольных организациях разных типов (муниципальных, частных; вариативных формах). В результате данной практики студент с позиции потребителя должен оценить возможности каждой организации в решении образовательных задач.

При реализации учебных дисциплин модуля приоритет в выборе форм и методов отдается активным и интерактивным методам, соответствующим практико-ориентированной направленности магистратуры и необходимости организации образовательной работы в условиях сетевого взаимодействия. В зависимости от возможностей образовательной организации и темы занятия часть часов, отведенных на изучение дисциплин, предполагается проводить на базе дошкольной образовательной организации, которая является стажировочной площадкой для реализации программы магистратуры.

Методические аспекты реализации модуля целесообразно раскрыть на примере одной из дисциплин модуля - «Основы дошкольной педагогики». Эта дисциплина относится к вариативной части профессиональных дисциплин и является дисциплиной по выбору. Она формирует у студентов, не имеющих педагогического образования, системные представления о дошкольной педагогике как науке. Задачами освоения дисциплины являются ознакомление студентов с современными научными достижениями в области дошкольной педагогики, нормативно-правовой базой дошкольного образования, изучение студентами закономерностей физического, психического, личностного развития детей дошкольного возраста, раскрытие специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Общая трудоемкость дисциплины «Основы дошкольной педагогики» - 1 зачетная единица или 36 часов, из них 8 часов аудиторной нагрузки и 28 часов самостоятельной работы. В процессе обучения магистранты рассматривают такие вопросы, как: возникновение дошкольной педагогики как науки, объект и предмет дошкольной педагогики, методы исследования дошкольной педагогики, нормативно-правовая база дошкольного образования, система современного дошкольного образования, программность дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, организация целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии ФГОС ДО; принципы построения развивающей предметно-игровой среды в ДОО; комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в дошкольных организациях.

В процессе изучения дисциплины используются разнообразные формы и методы обучения, способствующие формированию образовательного результата: лекция с презентацией, беседа, опрос, анализ и аннотирование нормативно-правовых документов, тестирование.

Аттестация по дисциплине предусматривает проведение текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль предполагает опрос на занятиях, выполнение студентом тестов и индивидуальных заданий. Промежуточный контроль предусматривает выполнение контрольной работы, а итоговый контроль - сдачу зачета по вопросам, предложенным в программе дисциплины.

Образовательные результаты студентов оцениваются в баллах. Максимальное количество баллов, которое можно набрать в процессе освоения учебной дисциплины - 100 баллов (100 % освоения дисциплины), из них 60 баллов приходится на текущий контроль (60 %), 20 баллов - на промежуточный контроль (20 %) и 20 баллов - на итоговый контроль - зачет (20 %).

Фонд оценочных средств по дисциплине включает в себя тесты («Основы дошкольной педагогики», «Нормативно-правовая база дошкольного образования»), перечень тем контрольных работ и вопросов к зачету. В процессе изучения дисциплины студенты также выполняют индивидуальные задания - разрабатывают презентацию «ФГОС дошкольного образования» и календарный план на один день в любой возрастной группе.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение контрольной работы, - 20 баллов. Студентам предлагаются темы, охватывающие различные стороны воспитательно-образовательной работы с дошкольниками: «Педагогическая деятельность воспитателя на современном этапе», «Современное общественное дошкольное воспитание: состояние и тенденции развития», «Половое воспитание дошкольников в отечественной педагогике», «Моделирование - эффективный метод развития познавательной активности дошкольников», «Роль экспериментирования в учебно-познавательной деятельности дошкольников», «Формирование ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста», «Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста», «Воспитание у старших дошкольников интереса к школе» и др.

В процессе изучения дисциплины и выполнения заданий студент набирает определенное количество баллов. Для итоговой аттестации и получения зачета по дисциплине студенту надо набрать не менее 61 балла, учитывая все виды контроля.

Мы надеемся, что материалы модуля «Основы современной системы дошкольного образования» и дисциплины «Основы дошкольной педагогики» будут интересны и могут использоваться высшими педагогическими учебными заведениями для подготовки специалистов по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого­педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».

Разработка данного модуля вносит определенный вклад в реализацию программы модернизации педагогического образования в России, поскольку обеспечивает практико-ориентированную подготовку магистрантов, готовых работать в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций.

 Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0024. от 16 мая 2014 года, проект «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов»).

 

Литература

  1. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 17.09.2015).
  2. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 17.09.2015).
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 17.09.2015).
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.federalniy- zakon.ru/zakon-ob-obrazovaniirf-poslednyy-redakciya-2015/ (дата обращения: 16.10.2015).

Информация об авторах

Шадрина Людмила Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования факультета педагогики и психологии, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова), Ульяновск, Россия, e-mail: shadrina2007@mail.ru

Андрианова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования факультета педагогики и психологии, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова), Ульяновск, Россия, e-mail: eleniva73@mail.ru

Столярова Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик математического и информационно-технологического образования факультета физико-математического и технологического образования, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова), Россия, e-mail: stolyar-irina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2186
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 754
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1