Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 1. С. 18–25
doi:10.17759/pse.2017220104
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Теоретико-методологические основы «инклюзии обратного порядка»: опыт Московского государственного гуманитарно- экономического университета
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзия, инвалидность, инвалид , социальный барьер, инклюзивная социальная стратегия, инклюзивная стратегия в образовании, инклюзия обратного порядка
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220104
Для цитаты: Байрамов В.Д., Райдугин Д.С., Александрова Е.В. Теоретико-методологические основы «инклюзии обратного порядка»: опыт Московского государственного гуманитарно- экономического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 18–25. DOI: 10.17759/pse.2017220104
Полный текст
Для цитаты:
Байрамов В.Д., Райдугин Д. С., Александрова Е.В. Теоретико-методологические основы «инклюзии обратного порядка»: опыт Московского государственного гуманитарноэкономического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1.
C. 18-25. doi: 10.17759/pse.2017220103
В современной социальной практике прочно укрепился термин «инклюзия»: принято говорить об инклюзивной среде, инклюзивном образовании, вообще инклюзивных стратегиях в различных сферах функционирования общества. Вместе с тем приходится отмечать, что единого мнения по поводу того, что есть инклюзия по своей сути, до сих пор не сложилось ни в российской социальной сфере, ни даже в научных кругах. Более того, в отечественной социальной науке довольно редко встречаются явные прямые определения данного понятия. В настоящей работе мы предлагаем краткое обоснование собственного понимания природы инклюзии во взаимосвязи с сопредельными категориями, а также описание «инклюзии обратного порядка» - модели инклюзивного образования, реализуемой в Московском государственном гуманитарноэкономическом университете (МГГЭУ).
Первая из ключевых категорий работы - «инвалидность». В Конвенции о правах инвалидов она признается эволюционирующим понятием и определяется как результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [2]. Здесь сразу же следует обратить внимание на то, что инвалидность понимается в качестве социального, а не физиологического, феномена. Заметим также, что, будучи результатом взаимодействия людей, имеющих нарушения здоровья, с отношенческими и средовыми барьерами, проблема инвалидности в социальном ее понимании деакту- ализируется вместе с преодолением обозначенных Конвенцией барьеров. В некоторых своих предыдущих работах мы отмечали, что социальное прочтение феномена инвалидности в совокупности с масштабом проблемы инвалидизации позволяет говорить о необходимости обозначения специальной области социологии, в предметное поле которой будет входить вся совокупность социальных аспектов проблемы инвалидности [1]. Методологические же контуры на метапара- дигмальном уровне были очерчены в другой работе [9].
В соответствии с определением инвалидности, инвалидом в Конвенции признается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [2].
Ключевой для нашего исследования является, как ранее было заявлено, категория инклюзии, под которой мы предлагаем понимать процесс включения «нетипичных» социальных групп и субъектов (в случае МГГЭУ - обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата) в «типичное» сообщество на условиях, исключающих дискриминацию. Дискриминация означает любое различие, исключение или предпочтение, следствием которого является отмена или затруднение равного пользования правами [4]. Таким образом, цель инклюзии - преодоление барьеров, препятствующих «полному и эффективному участию» нетипичных в жизни общества «наравне с другими» [2]. Другими словами, цель инклюзии - нивелирование фактора нетипичности во всех сферах функционирования общества. Следует понимать, что такая цель имеет характер идеального ориентира и ее полная и всесторонняя реализация предполагает создание совершенной в соответствующем отношении социальной среды. В указанном смысле цель инклюзии настолько же достижима, насколько возможно совершенное общество. Исходя из этого, инклюзия выступает своего рода общим принципом, ложащимся в основу совокупности более частных принципов, отраженных в соответствующей статье Конвенции о правах инвалидов, а именно:
• уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
• недискриминация;
• полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
• уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
• равенство возможностей;
• доступность;
• равенство мужчин и женщин;
• уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей- инвалидов сохранять свою индивидуальность [2].
Таким образом, в действительной социально-инженерной деятельности, направленной на создание инклюзивной среды, следует руководствоваться изложенными принципами, определяющими основу инклюзивной социальной стратегии (ИСС).
Вся практика образовательной деятельности МГГЭУ подчинена задаче реализации вышеуказанных принципов для студентов с нарушениями опорно-двигательной системы. Здесь важно подчеркнуть, что инклюзия осуществляется в нашем вузе применительно именно к этой категории лиц с инвалидностью. Более того, мы склонны думать, что принятая сейчас стратегия всесторонней адаптации системы образования к специальным потребностям людей с инвалидностью всех без исключения нозологических групп - задача в большей степени популярная, чем реально осуществимая в обозримом будущем. Дело в том, что инфраструктурная адаптация образовательной организации к специальным потребностям - условие необходимое, но явно недостаточное для эффективной инклюзии, потому что кроме пространственных барьеров существуют еще барьеры социокультурные и социоструктурные. Необходима системная и методически корректная работа по преодолению барьеров во всех сферах. В зависимости от нозологии, обучающийся с инвалидностью требует:
- специальных педагогических методик, учитывающих его потребности;
- особой коммуникативной среды; прочих необходимых для его профессиональноориентированной социализации условий.
По нашему мнению, на сегодняшний день технологий, позволяющих обучать в одной аудитории по единой программе студентов разных нозологических групп, не существует.
Инклюзивная социальная стратегия (ИСС) осуществляется в МГГЭУ в трех взаимосвязанных между собой сферах: социоструктур- ной, социокультурной и пространственной.
ИСС в социоструктурной сфере направлена на преодоление барьеров, так или иначе обусловленных системными свойствами социальной среды. Детерминантами таких барьеров выступают правовые, административные и прочие формы дискриминации, связанные с нетипичностью. В целях преодоления социоструктурных барьеров в МГГЭУ создан ряд условий, позволяющих обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) не только в полной мере осваивать образовательные программы, но также осуществлять профессиональноориентированную социализацию. Среди условий «инклюзии обратного порядка», созданных в МГГЭУ, мы предлагаем обратить внимание на следующие:
- обучение ведется в малых группах по 7-15 человек, что позволяет индивидуализировать образовательные технологии;
- реализуется индивидуально-ориентированный подход;
- активно используются здоровьесберегающие технологии (адаптивная физическая культура и спорт), обеспечивается возможность физкультурно-оздоровительной работы в группах;
- адаптируется методическое обеспечение (ООП, РП и пр.) к специальным потребностям обучающихся с нарушениями ОДА;
- реализуется установленная для каждого индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПР, ИПРА) в «триедином» образовательном процессе, включающем обучение, воспитание, личностное развитие;
- ведется продуктивная научно-исследовательская работа, направленная на оптимизацию образовательного процесса для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы (функционирует научно-исследовательская лаборатория, работают кафедры);
- еще одно важное условие - наличие в среде профессорско-преподавательского и административного состава людей с инвалидностью.
В социокультурной сфере ИСС имеет целью преодолеть коммуникативные барьеры, в основе которых заложены стигматизация и самостигматизация людей с инвалидностью, а также иные социально-психологические детерминанты. В целях преодоления социокультурных барьеров в практике образовательного процесса МГГЭУ реализуются следующие требования:
- психологическая и методическая адапти- рованность научно-педагогических кадров к работе со студентами-инвалидами (проводятся курсы повышения квалификации, работает институт наставничества и пр.);
- сглаживание коммуникативных барьеров в векторе «студент с инвалидностью - студент без инвалидности» и в обратном «студент без инвалидности - студент с инвалидностью» (находясь примерно в равных количественных пропорциях, ни одна из этих двух групп не доминирует в МГГЭУ, и они «естественным» образом, каждодневно общаясь, обретают взаимопонимание);
- адаптированная работа службы психологической поддержки;
- отлаженная культурно-массовая работа, где на одной сцене выступают обучающиеся с инвалидностью вместе с теми, у кого инвалидности нет;
- последовательная политика учета специальных потребностей студентов с инвалидностью со стороны руководства, администрации вуза и его учебных подразделений: факультетов и кафедр.
Говоря о людях со специальными потребностями, следует отдельно выделять пространственные барьеры, которые, с первого взгляда, имеют не социальную, а естественную природу. Однако, несмотря на свой физический характер, пространственные барьеры оказывают прямое влияние как на социо- структурную, так и на социокультурную составляющие жизни общества, и потому ИСС, в числе собственно-социальных задач, выполняет еще и такую техническую функцию.
Еще одним важным свойством, которым должна обладать ИСС - это всеобщая включенность в ее реализацию. Субъектами (источниками социотрансформационной активности) инклюзивной социальной стратегии должны выступать и государство, и «нетипичные», и «типичные». Эта, казалось бы, очевидная, установка по разным причинам не находит полного понимания со стороны всех включенных в ИСС акторов. Наиболее частое отклонение от нее связано с тем, что люди с инвалидностью воспринимают себя, а также воспринимаются окружающими в качестве пассивных объектов ИСС. Вот типичные для такой установки суждения, зафиксированные исследовательской группой МГГЭУ в ходе неформализованных интервью:
«Инвалиды не должны работать, их должно полностью обеспечивать государство» (человек, не имеющий регулярных контактов с инвалидами);
«Инвалидность - моя профессия.
Я получаю за это деньги» (студент МГГЭУ, инвалид I группы).
Другое типичное для государства и «типичной» части общества отклонение от установки на всеобщую активность заключается в стремлении «заботиться» об инвалидах.
Здесь заложен довольно тонкий нюанс: разница между помощью в самореализации и заботой. Заботятся о тех, кто не в состоянии делать это самостоятельно, а помогают тем, кто в силу сложившихся обстоятельств требует поддержки в реализации какого-либо дела. Помощь способствует инклюзии, забота - препятствует, поддерживая стигмы беспомощности и бесполезности человека с инвалидностью.
Требование всеобщей вовлеченности в реализацию ИСС напрямую обусловливает еще одно ее существенное свойство - межин- ституциональный характер. Другими словами, логика инклюзии предполагает следование ее принципам всеми субъектами ИСС во всех без исключения социальных институтах, будь то институты экономические, политические либо идеологические. Реализация инклюзивной стратегии в отдельном социальном институте невозможна: если инклюзивные ценности не формируются, например, в институте семьи в ходе первичной социализации, то формирование их в рамках института образования, где субъекты проходят вторичный этап социализации, осложнено отсутствием должной мировоззренческой базы; еще более затруднительным становится взаимодействие «типичных» и «нетипичных» в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. И так - в отношении всей институциональной системы. Имея в виду межинституциональный характер ИСС, мы сосредоточили свое исследовательское внимание на одном из важнейших институтов, в котором она реализуется - институте образования.
Инклюзивная стратегия в образовании (ИСО) - элемент инклюзивной социальной стратегии, ее реализация в рамках института образования. Цель ИСО - внедрение принципов инклюзии в систему образования на всех ее уровнях от начального до высшего, формирование системы инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (ИО) - результат эффективной реализации инклюзивной стратегии в образовании. В качестве цели - не процесса - ИО представляет собой адаптированную к специальным потребностям инвалидов систему образования, позволяющую данной категории лиц в полной мере осваивать образовательные программы, не выпадая из социального контекста, со всеми вытекающими следствиями: конкурентоспособностью «нетипичных» на рынке труда, их адекватной профессионально-ориентированной социализацией и т. д.
Если обратиться к принятому официально определению ИО как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [10], можно высветить два взаимосвязанных существенных свойства, вкладываемых авторами ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в понятие ИО:
- во-первых, речь идет об обеспечении равного доступа к образованию;
- во-вторых, об учете разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Мы сосредоточиваем внимание на данной формулировке в связи с тем, что именно она сегодня часто становится «камнем преткновения», расслаивающим мнения сообщества небезучастных к проблеме инклюзии.
Равный доступ к образованию зачастую трактуется как равный доступ к образовательным учреждениям, из чего следует, что все образовательные учреждения РФ должны быть адаптированы к специальным потребностям инвалидов всех без исключения нозологий.
Возможна ли реализация подобной стратегии?
На сегодняшний день, по ее предварительным результатам, согласно данным доклада О.Н. Смолина [3], адаптированы к специальным потребностям обучающихся с инвалидностью порядка 8% образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования. Получается, что ИСО в части, касающейся профессионального образования, к текущему моменту реализована на 8%. Но даже если допустить, что, взявшись все вместе за решение этой задачи, мы в конце концов придем к тому, что каждая российская образовательная организация сможет обучать по любому направлению подготовки инвалидов любых нозологий вместе со здоровыми сверстниками, что предполагает анализируемая нами трактовка инклюзивного образования, возникает вопрос, целесообразна ли она при наличии уже работающих специализированных образовательных организаций, имеющих обстоятельный опыт образования инвалидов. Если же понимать оборот «равный доступ к образованию» как равенство в выборе образовательных программ, а не учреждений, то ИСО может быть реализована гораздо менее затратными средствами и в существенно более сжатые сроки путем, например: увеличения направлений подготовки в уже существующих специализированных вузах; учреждения новых инклюзивных базовых вузов, в совокупности охватывающих все направления подготовки в федеральных округах. Все принципы инклюзии при этом будут соблюдены, а сроки и затратность реализации ИСО существенно сократятся.
Говоря об учете разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, наше сообщество также не всегда понимает эту вполне ясную формулировку однозначно. Инклюзивное образование необходимо учитывает индивидуальные особенности, к которым, очевидно, следует отнести и специальные потребности, связанные с инвалидностью контингента обучающихся. А специальные потребности обучающихся с инвалидностью по различным нозологиям имеют весьма существенные различия и адаптировать инфраструктуру всех образовательных учреждений к специальным потребностям всех нозологий довольно сложно, долго и - отметим еще раз - дорого. При этом адаптации требует и штат образовательных организаций: введение во всех организациях специальных социальных служб, адаптация кадрового состава образовательных организаций к работе с обучающимися-инвалидами и т. д. Если же отказаться от педагогической и кадровой адаптации образовательных организаций, ограничившись пространственной и «растворив» обучающихся с инвалидностью в среде «типичных», то барьеры между «типичными» и «нетипичными» не только не нивелируются, но обострятся и примут множество новых, до сих пор нам не известных и непрогнозируемых, форм. Исходя из сказанного, мы предлагаем профилировать базовые образовательные организации, осуществляющие инклюзивное образование, не только по территориальному принципу, но и по нозологиям.
Мы убеждены в том, что единое понимание сущности инклюзивного образования позволит нам уже в среднесрочной перспективе создать эффективную инклюзивную образовательную среду в достаточных для современного социального запроса масштабах. Причем необходим консенсус в понимании, который только и позволит нам, объединив усилия, избежать крайностей в реализации инклюзивной стратегии образования: между простым «растворением» неподготовленных учащихся с инвалидностью в среде, ориентированной на образование
Литература
- Воеводина Е.В., Райдугин Д.С. Инвалидность как социальная проблема и объект специальной отрасли социологии // Человек. Общество. Инклюзия. 2013. № 3. С. 016–025.
- Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 07.05.2015).
- Материалы к заседанию Комиссии по вопросу: «О реализации мер, направленных на содействие трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности для них профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www. smolin.ru/news/3/3615/ (дата обращения: 20.05.2015).
- Международная конвенция о ликвидации всех формрасовойдискриминации[Электронныйресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/raceconv.shtml (дата обращения: 07.05.2015).
- Портал «Дверь в мир» [Электронный ресурс]. URL: http://doorinworld.ru/novosti/757-pensii-invalidam-v- 2012-godu (дата обращения: 07.05.2015).
- Портал «Исторические материалы [Электронный ресурс]. URL: http://istmat.info/node/20549 (дата обращения: 07.05.2015).
- Портал «Русская служба BBC» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/society 2014/ 03/140306_russia_disabled_employment (дата обращения: 07.05.2015).
- Портал «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_11kv. htm (дата обращения: 07.05.2015).
- Райдугин Д.С. Становление естественной и рефлексивной установок социального познания // Человек. Общество. Инклюзия. 2012. № 3 (11). С. 54–63.
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165887/ (дата обращения: 07.05.2015).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2187
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 877
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0