Интегрированное и инклюзивное высшее образование во Владимирском государственном университете: состояние и перспективы развития

778

Аннотация

В статье рассмотрено современное состояние и перспективы развития профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью во Владимирском государственном университете на основе применения интегрированного и инклюзивного профессионального и высшего образования. Представлены материалы, обобщающие опыт работы учебно-методического управления университета, выпускающих кафедр, Центра профессионального образования инвалидов и НОЦ «Инклюзивного образования» по созданию модели системы непрерывного высшего образования инвалидов различной нозологии, осваивающих образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры по направлениям технического, гуманитарного и педагогического образования. Рассмотрены вопросы разработки адаптированных основных профессиональных и образовательных программ профессионального и высшего образования с учетом психолого-акмеологических особенностей профессионально-личностного развития студентов с ограничениями, создания доступной среды на основе применения системы поддержки учебного процесса и психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью различной нозологии.

Общая информация

Ключевые слова: адаптированные образовательные программы, акмеология, инклюзивное и интегрированное образование, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, паспорт доступности, профессиональное и высшее образование, центр профессионального образования инвалидов

Рубрика издания: Лучшие региональные практики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220115

Для цитаты: Егоров И.Н., Панфилов А.А., Панфилов А.Н. Интегрированное и инклюзивное высшее образование во Владимирском государственном университете: состояние и перспективы развития // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 130–139. DOI: 10.17759/pse.2017220115

Фрагмент статьи

Одним из основных условий по организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в образовательных организациях высшего образования (ВО) является создание структурного подразделения,  ответственного  за обучение инвалидов и лиц с ОВЗ или придание соответствующих полномочий и ответственности существующим структурным подразделениям.

Литература

  1. Акинина Е.Б. Психолого-акмеологические особенности профессиональноличностного развития студентов с аудиальными ограничениями: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.13. Кострома, 2014. 28 с.
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.
  3. Егоров И.Н., Филатова О.В., Черкасова И.П., Акинина Е.Б. Программа профильной допрофессиональной подготовки школьников с нарушениями зрения: метод. материалы. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 123 с.
  4. Мещерякова А.В., Акинина Е.Б., Черкасова И.П. Формирование пространственных представлений у лиц с глубокими нарушениями зрения средствами GPS-навигации» // Современное состояние и перспективы развития специальной педагогики и психологии. Сборник материалов Всероссийской НПК с межд. участием (25 мая 2016 г.). Владимир: ВлГУ, 2016. С. 69–72.
  5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. 374 с.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. М.: Юрайт; МГППУ, 2011. 460 с.
  7. Сергеев А.Г., Егоров И.Н., Кечин В.А., Монахов М.Ю., Сетевое взаимодействие вузов по инклюзивному образованию: метод. рекомендации / Под ред. С.В. Панюковой, В.С. Сергеевой. М.: МГППУ, 2016. 44 с.
  8. Станевский А.Г Теоретико-методологические аспекты развития     распределенных      информационных образовательных систем для инвалидов по слуху: монография. М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2005. 288 с. ISBN 5-7038-2670-5.
  9. Станевский А.Г. О деятельности Головного учебно-исследовательского и  методического центра   профессиональной    реабилитации    лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) МГТУ имени Н.Э. Баумана // Российский союз ректоров [Электронный ресурс]. URL: http://rsr-online.ru/o_commicii6.php (дата обращения: 29.03.2016).
  10. Федоров И.Б., Сергеев А.Г., Егоров  И.Н., Кечин В.А., Станевский А.Г. Система непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования инвалидов по слуху: монография. М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2005. 293 с. ISBN 5-7038-2671-3.
  11. Egorov  I.N.  Web-Based   Learning   Technology in the Centre of Education of Deaf. Technology and Deaf Education. Exploning Instructional and Access Technologies an International Symposium/USA, Rochester Institute of Technology. 2010. June 21–23. ABSTRACTS@SUMMARIES, 2010. Р. 44–45.

Информация об авторах

Егоров Игорь Николаевич, директор, Центр профессионального образования инвалидов, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, e-mail: egorovmtf@mail.ru

Панфилов Алексей Александрович, проректор по образовательной деятельности, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Панфилов Алексей Николаевич, кандидат педагогических наук, декан факультета психологии и педагогики, Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет, Елабуга, Россия, e-mail: panfiloval@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2005
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 778
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4