Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 1. С. 140–149
doi:10.17759/pse.2017220116
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Моделирование социально- психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социально психологическое сопровождение, модели социально-психологического сопровождения, инклюзивное образование, профессиональная траектория
Рубрика издания: Лучшие региональные практики
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220116
Для цитаты: Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально- психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 140–149. DOI: 10.17759/pse.2017220116
Полный текст
Управление процессами реформирования высшей школы может быть эффективным и результативным только при наличии механизмов и инструментов, обеспечивающих продвижение новых идей. Это касается, в том числе, идеи инклюзивного образования, его развития в российских университетах. Одним из релевантных поставленным целям инструментов здесь может считаться социальнопсихологическое сопровождение обучающегося с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья. Именно оно позволяет мягко скорректировать как поведенческие стратегии студента с инвалидностью в образовательном пространстве, так и отношения между субъектами этого пространства (студентами с инвалидностью и нормой здоровья, студентами с инвалидностью и преподавателями/администрацией вуза). Социально-психологическое сопровождение представляет собой процесс социальной и психологической поддержки личности, за которой признается право на выбор и самоопределение. В такого рода сопровождении как целостном процессе трудно разделить социальную и психологическую стороны, но можно говорить о разнообразных социальных и психологических услугах, реализуемых в процессе комплексного сопровождения. С точки зрения большинства специалистов, основной целью системы социально-психологопедагогического сопровождения в вузе является «... обеспечение оптимального профессионального и личностного развития студента, успешная интеграция в социум, выработка эффективных жизненных стратегий (форм целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающих его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации)» [4].
Поскольку данный инструмент представляется естественным, практика использования социально-психологического сопровождения сложилась в целом ряде российских вузов, развивающих у себя инклюзивное образование и имеющих достаточно большой контингент студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В свою очередь, управляемые практики всегда моделируются, именно по этой причине мы можем говорить о некоторых сложившихся моделях социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью.
Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования позволяет осуществлять влияние на возможность и вероятность успешного разрешения следующих сложившихся противоречий между:
• растущими притязаниями общества к профессиональным и личностным компетенциям человека с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной сформированностью научно-теоретической и организационной базы профессионального образования человека с ограниченными возможностями здоровья;
• наличием права человека с ограниченными возможностями здоровья на равное и доступное образование, согласно его профессиональному самоопределению, а также географии проживания, и неготовностью и малодоступностью образовательной системы на реализацию этого права;
• разрозненными технологиями и способами сопровождения студентов с инвалидностью в вузе и необходимостью системного подхода к проблеме социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.
Моделирование, включенное в процесс управления, предполагает разработку основных элементов модели (на основании имеющихся ресурсов и с учетом внешних условий), апробацию модели в экспериментальном режиме, оценку результатов апробации, ее адаптацию к организационной системе и тиражирование в качестве рекомендуемой успешной практики, а также, при необходимости, дальнейшую коррекцию. Для студентов с инвалидностью, точно так же как для всех студентов с нормой здоровья, качество образования представляется наиболее важным фактором для формирования дальнейшей успешной профессиональной траектории. Однако качество образования может и должно быть обеспечено через целую систему технологий. Привлечение множества разнообразных технологий обусловлено тем, что «... процесс социальной адаптации личности сложен и противоречив, его следует рассматривать в контексте трех основных процессов - деятельности, общения и самосознании индивидов» [1, с. 160].
Отметим, что система социально-психологического сопровождения обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья не должна поддерживать у них иждивенческие мотивы, но должна соответствовать университетскому уровню. Эксперты, давшие заключение по моделям социально-психологического сопровождения, разработанным в Новосибирском государственном техническом университете в рамках реализации государственных контрактов по темам «Разработка и внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением зрения по областям образования «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки» и «Гуманитарные науки» (уровень бакалавриата)» № 05.Р03.11.0005 и «Разработка и внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением зрения по областям образования «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки» и «Гуманитарные науки» (уровень бакалавриата)» № 05.Р03.12.0006, сами имеющие ограничения по здоровью, отмечали, что социально-психологическое сопровождение реализуемое при излишней опеке может повредить как формированию мотивации студентов с инвалидностью получать знания наравне со всеми, так и реализации полученных знаний в профессиональной деятельности. Излишнее подчеркивание особого статуса и чрезмерное сопровождение могут стать фактором определяющим выбор абитуриентом и его родителями скорее учебного заведения, а не профессии. При этом процесс обучения учащимися и их социальным окружением субъективно будет рассматриваться, скорее, как реабилитационный, а не образовательный и как следствие иметь целью организацию досуга, получение социальных и психологических услуг, а не освоение профессиональных компетенций и последующее трудоустройство. Данный фактор необходимо учитывать при разработке модели, которая должна исключать возможность развития у обучающихся иждивенческих психологических установок.
Подходя к моделированию социальнопсихологического сопровождения студентов с инвалидностью в университете, необходимо учитывать стартовые позиции образовательной организации: наличие студентов с инвалидностью (их количество); предполагаемый интерес этой категории к образовательным программам, реализуемым в вузе (мотивацию); наличие доступной среды; готовность преподавательского состава и администрации заниматься подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, если в вузе совсем небольшое количество студентов с инвалидностью, а система сопровождения не сложилась, вуз может ориентироваться на развитие внешних связей с университетами, имеющими свои службы социально-психологического сопровождения, а также социальные организации и учреждения, работающие с детьми и молодежью с инвалидностью. Тем не менее, несмотря на планирование такого аутсорсинга, университету важно смоделировать и определиться с алгоритмом решения проблем социальнопсихологического сопровождения на случай поступления в вуз студентов с инвалидностью различных нозологий.
Разработка любой социальной модели имеет конечной целью сформированную реалистичную структуру с эффективными механизмами решения существующих и потенциальных проблем. В связи с этим в процедуре моделирования социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью могут быть выделены следующие этапы.
1. Организационная диагностика с применением инструмента SWOT - анализа слабых и сильных сторон вуза, а также условий внутренней вузовской и внешней социальной среды в вопросе внедрения и реализации модели обучения и индивидуального социальнопсихологического сопровождения студентов с инвалидностью.
2. Поиск ресурсов посредством механизма отбора необходимой информации о возможностях тех или иных социальных институтов, реализующих обучение и индивидуальное социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью.
3. Определение предмета взаимодействия с другими образовательными и социальными организациями, социальными институтами, осуществляющими деятельность по обучению и индивидуальному социальнопсихологическому сопровождению студентов с инвалидностью.
4. Налаживание взаимодействия посредством договорных отношений, т. е. с заключением договоров о сотрудничестве, в которых с целью соблюдения прав и законных интересов учащихся с ОВЗ и инвалидностью в сфере образования и социальной адаптации определяются следующие направления взаимодействия:
• обмен опытом работы по организации обучения и индивидуального социальнопсихологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с целью улучшения условий для получения студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью высшего образования;
• обмен образовательными технологиями и методиками, применяемыми в области обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с целью повышения качества образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в целом;
• проведение совместных мероприятий, в том числе при участии студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, работодателей, представителей общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ;
• содействие в организации повышения квалификации в области обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения, инклюзивного образования преподавателей и специалистов, работающих с данной категорией студентов;
• аренда ассистивного оборудования.
5. Внедрение модели.
Аутсорсинг в обозначенной модели может носить разовый или пролонгированный характер, т. е. вуз может заключить с организацией/ организациями-аутсорсерами договор на оказание аутсорсинговых услуг на определенный период времени, и такое участие может носит эпизодический характер, а может реализовываться на постоянной основе. Предметом такого рода услуг могут стать услуги, оказываемые на разных этапах внедрения модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения. При сетевом обмене вуз получает: институциональный ресурс (Центр с управленческими функциями), материальный ресурс (материально-техническая база асси- стивного оборудования), инструментальные средства (средства, инструменты, формы и методы реализации обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения), кадровый ресурс (квалифицированный персонал по комплексному сопровождению), информационный ресурс (способы и средства информационного обеспечения и коммуникации).
Проблема моделирования социальнопсихологического сопровождения в вузе, где обучается достаточно большое количество студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (например, больше 100 человек) и существуют сложившиеся традиции сопровождения, носит фундаментальный характер. Особенность формируемой в этих условиях модели заключается в ориентации прежде всего на собственные ресурсы и в системности. Можно говорить о формировании системы социальнопсихологического сопровождения, которая выступает в качестве основы для ресурсного центра, оказывающего услуги другим вузам.
Возможны два варианта модели социальнопсихологического сопровождения студентов с инвалидностью: 1) централизованный, с управляющим центром и функциональными структурами; 2) децентрализованный, с целым рядом структур, в том числе внешних, работающих в соответствии с разработанными Положением, Программой и прочими документами. Вторая модель представлена, например, в западноевропейских университетах. Система социальнопсихологического сопровождения студентов с инвалидностью может выстраиваться с активным привлечением внешних связей, обеспечивающих дополнительные услуги, и без таковых. Эффективность модели оценивается двумя основными критериями: полнотой образовательных и социальных услуг, обеспечивающих удовлетворенность пребыванием в университете, и качеством образовательных и социальных услуг. Поэтому, по большому счету, не важно будут привлечены внешние связи или нет, важно - все ли потребности студентов с инвалидностью удовлетворены и насколько качественны услуги. Эффективность модели социальнопсихологического сопровождения определяет качество инклюзивного образования в вузе.
В рамках формирования централизованной модели социально-психологического сопровождения в вузе создается и/или актуализируется структурное подразделение, координирующее деятельность по внедрению и реализации модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения. Работа такой структуры (службы, центра, отдела, управления и др.) обеспечивается внутренними подразделениями, выполняющими следующие функции:
• организация и осуществление профориентационной работы внутри и вне вуза;
• организация деятельности по формированию профессиональных траекторий и профессиональной социализации;
• организация и осуществление деятельности по индивидуальному социальнопсихологическому сопровождению студентов с инвалидностью;
• организация деятельности по содействию трудоустройству студентов с инвалидностью и их постдипломному сопровождению;
• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: разработка требований и рекомендаций для внедрения адаптивных модулей (дисциплин), требований к организации и обеспечению учебного процесса в структурных подразделениях вуза;
• организация и осуществление организационной диагностики внутри образовательного пространства вуза и по запросу в качестве вуза-аутсорсера;
• разработка стратегий внедрения и реализации адаптированных образовательных программ во внутренней политике вуза, а также для других вузов в качестве вуза- аутсорсера;
• организация экспертизы с участием представителей некоммерческих профильных организаций инвалидов (ВОИ), органи- заций-работодателей по вопросам содержания образовательных программ, а также возможности формирования профессиональных траекторий и трудоустройства, а также привлечение иных субъектов, осуществляющих деятельность по обучению и сопровождения данной категории учащихся;
• разработка и утверждение необходимого пакета документов, обеспечивающих реализацию модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения;
• внедрение модели, контроль на каждом из этапов проектирования, реализации и оценки;
• оценка эффективности внедрения модели обучения и индивидуального социальнопсихологического сопровождения;
• коррекция содержательных компонентов модели.
В связи с идеей многофункциональности в решении множества проблем студентов с
инвалидностью и организационных проблем университета в части инклюзивного образования структура социально-психологического сопровождения является сложносоставной, включающей отделы и службы (например: «Службу социально-психологического сопровождения», «Службу профориентации», «Службу содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению» и др.). Кроме основных подразделений создаются вспомогательные, например такие, как: «Отдел асси- стивных технологий», «Отдел информационного обеспечения». Эти службы взаимодействуют как с администрацией вуза, так и с отдельными институтами, деканатами и кафедрами
Общая модель социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1).
Для каждого отдельного студента, имеющего инвалидность, данная организационная модель выступает в качестве алгоритма включения в образовательный процесс и, одновременно, алгоритма процесса профессионального самоопределения. При этом в рамках общего алгоритма предполагается выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, или профессиональных образовательных траекторий. Под профессиональной траекторией лиц с инвалидностью и ОВЗ будем понимать процесс развития профессионального самоопределения с учетом психофизиологических особенностей (нозологии), самореализации профессиональноориентированного потенциала личности в инклюзивном образовательном пространстве. Профессиональная образовательная траектория - механизм включения в образовательный процесс и, в перспективе, - в профессиональную деятельность. В этом смысле профессиональная образовательная траектория выполняет функцию «социального лифта». Относительная «мягкость» продвижения от университетской «скамьи» до рабочего места обеспечивается социально-психологическим сопровождением, которое продолжается до момента, пока студент с инвалидностью окончательно не адаптируется в новых условиях.
Рис. 1. Структурная схема общей организационной модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью
Однако основу профессионального самоопределения составляет профессиональная мотивация. Начнем с того, что для человека с инвалидностью часто всё начинается с мотивации к получению знаний вообще и получению высшего образования, даже безотносительно профессии, как способа самореализации и приобретения принципиально нового статуса. Таким образом, мотивация при дальнейшем выборе направления профессиональной подготовки начинает носить сложный характер. Полимотивация активизирует действия по достижению желаемого, в результате чего понимание профессиональной траектории становится более четким. Социально-психологическое сопровождение студента с инвалидностью, поступившего в университет с уже сформированной мотивацией будет значительно отличаться от сопровождения студента, не имеющего представления о том, зачем он поступил в вуз. Именно по этой причине к старшим курсам в вузе остается не так много студентов с инвалидностью. Сверхзадачей сопровождения становится поддержка той неустойчивой, слабой мотивационной установки, которая все же была на момент поступления. Социальнопсихологическое сопровождение в этом случае должно быть направлено на достижение соответствия между образовательными, профессиональными и личностными интересами студента с инвалидностью, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда. Неоправданные ожидания относительно образовательного процесса и получаемой профессии, наряду с инвалидностью, приводят к психодуховному кризису (Киселев Ю.А.) и как следствие нарушают процесс социализации [5].
Часто встречающаяся нереалистич- ность представлений молодого человека с инвалидностью о желаемой или получаемой профессии должна постепенно вытесняться посредством моделирования адекватных представлений о профессии. В целом, социально-психологическое сопровождение поступившего на первый курс студента с ограничениями здоровья: работа психолога, разработка профессиональной траектории, оказание социальных услуг, привлечение к социокультурной деятельности, профориентация - все это вместе способствует формированию реалистической субъективной картины мира, в которой есть место для реализации личности.
В свою очередь, сформированная реалистическая картина мира позволяет, не углу- блясь во внутренний мир, не питаясь иллюзиями, развить предпосылки для проявления активности. Активность для студента с инвалидностью - это особый уровень деятельности; возможности для проявления активности увеличиваются при наличии сформированного комфортного, доступного пространства. Попытки проявления активности закрепляются в выборе профессионально-образовательной траектории и ее реализации. В этом смысле проектирование траектории может и должно поддерживаться социально-психологическим сопровождением.
Моделирование профессионально-образовательной траектории, используемой в Новосибирском государственном техническом университете для работы со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, состоит из следующих этапов, на которых решаются соответствующие задачи для социально-психологического сопровождения.
1-й этап. Выбор профессионально-образовательной траектории, который определяется социально-профессиональной направленностью и ценностно-смысловыми ориентациями студентов; наличием альтернативных образовательных программ/профилей, разработанных с учетом нозологических особенностей; возможностями образовательных организаций обучать лиц с инвалидностью по имеющимся образовательным программам/ профилям. Выбор траектории должен проходить в активном диалоге с учащимся, это требует активного подключения психолога. На этом этапе возможны беседы с родителями студента с инвалидностью, поскольку часто именно родители определяют выбор или влияют на него.
2-й этап. Адаптация к образовательному процессу, выстроенному по траектории, проходит в первые два-три месяца и включает: ориентацию в образовательном пространстве (в первую очередь, физическом пространстве); получение представлений о траектории на практике; осознание своих возможностей; выстраивание коммуникаций в студенческой группе, на потоке; получение полной информации об имеющихся асси- стивных технологиях, освоение их, а также услуг социально-психологического сопровождения. Социально-психологическое сопровождение здесь подключается в полном объеме и студенту с инвалидностью уделяется особое внимание. Но важно, чтобы сам студент научился пользоваться предоставляемыми услугами. Между специалистами службы/служб сопровождения должен установиться диалог.
3-й этап. Реализация траектории на младших курсах (первый и второй курсы) предполагает постоянный контроль за прохождением траектории со стороны деканата, академического тьютора, ассистивного помощника, специалистов службы социальнопсихологического сопровождения. Основной задачей в траектории на младших курсах является анализ возможных мест практики, стажировки и будущего трудоустройства, а также формирование устойчивой профессиональной мотивации. Реализация траектории проходит при постоянном участии службы социально-психологического сопровождения, подключении ее в случаях перенапряжения, стресса и др. Так, важный момент, где может подключаться психолог - это сессия, особенно первая. В случае обучения в инклюзивной группе студенты с инвалидностью, испытывающие проблемы с тревожностью, с низкой мотивацией, несформированными схемами поведения во время экзаменационного испытания и др., не выдерживают эмоционального напряжения и стараются оттянуть момент экзамена. Многие такие студенты заранее ориентированы на повторную или даже неоднократную сдачу зачета/экзамена. В результате формируются стратегии неуспешного поведения, что влияет на профессиональное самоопределение и препятствует формированию профессиональных компетенций.
4-й этап. Реализация траектории на старших курсах (третий и четвертый курсы) предполагает продолжение контроля за прохождением траектории, поддержку мотивации за счет поиска места трудоустройства, прохождение практики с учетом оборудованного места для студента с соответствующей нозологией. Активизируется включение студента с инвалидностью в научную деятельность. Служба социально-психологического сопровождения работает здесь с учетом профилактики личностного профессионального кризиса. Собственно, этот кризис, актуализированный внешними обстоятельствами неустойчивости экономики, переживают многие студенты и с нормой здоровья, но для студентов с инвалидностью он чаще заканчивается или отчислением, или состоянием апатии и профессиональной демотивации.
5-й этап. Окончание траектории: защита квалификационной работы и поствузовское сопровождение, которое берет на себя служба социально-психологического сопровождения. Данный этап представляет сложность для студента с инвалидностью, поскольку требует значительных усилий, что может привести к проблемам с психикой и физическим здоровьем. В связи с этим требуется особое внимание всех структур и службы социальнопсихологического сопровождения.
Таким образом, социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью, организуемое в рамках инклюзивного образования, обеспечивает успешную инклюзию как в рамках образовательного пространства, так и за его пределами, в профессиональной сфере. Службы социально-психологического сопровождения должны быть функциональными и адекватными внутренним и внешним условиям, представлять собой систему, поддерживающую учебный процесс.
Литература
- Быков Д.А. Социально-педагогическая адаптация лиц с ограниченными возможностями: монография. Челябинск: Урал ГАФК, 2003. 200 с.
- Зиневич О.В., Дегтярева В.В. Инклюзивное образование как форма реализации политики инвалидности в современных условиях: к постановке проблемы // Философия образования. 2015. № 1. С. 115–125.
- Киселев Ю.А. Трансформация личности и психо- духовный кризис // Психотехнологии в социальной работе: сб. / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 1998. С. 90–101.
- Наставина Ф.З. Особенности социально-психологопедагогического сопровождения студентов с ОВЗ в вузе [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ 2013. URL: http://edu-open.ru/Default. aspx? tabid=452 (дата обращения: 13.03.2017).
- Черничкина В.А. Психология инвалидности: медицинский или социальный подход? // Вестник интегративной психологии. Вып. 1 / Под ред. В.А. Козлова. Ярославль; Москва, 2003. 176 с.
- Mitchell D. Contextualizing Inclusive education. London and New York, 2005. 292 p.
- Thornes St., Walsh M., Stephens P., Moore St. Social policy and welfare. London, 2000. 375 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2255
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 895
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0