Моделирование социально- психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета

895

Аннотация

В статье определяется проблема моделирования специфической структуры социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью в контексте развития системы инклюзивного образования. Раскрываются ее функции, системный характер, использование в процессе реализации профессионально-образовательной траектории. Анализируются различные модели социально-психологического сопровождения учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в вузе, поднимается вопрос об эффективности таких моделей и их соответствии возможностям и потребностям вуза. Рассматривается проблема оптимальной модели. В качестве выхода из ситуации для университетов с ограниченным количеством ассистивных ресурсов и небольшим количеством студентов с инвалидностью предлагается аутсорсинг. При разработке модели учитыва- ется восприятие и оценка социально-психологического сопровождения студентом с инвалидностью на каждом этапе прохождения профессиональной траектории.

Общая информация

Ключевые слова: социально психологическое сопровождение, модели социально-психологического сопровождения, инклюзивное образование, профессиональная траектория

Рубрика издания: Лучшие региональные практики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220116

Для цитаты: Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально- психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 140–149. DOI: 10.17759/pse.2017220116

Полный текст

 

Управление процессами реформирования высшей школы может быть эффективным и результативным только при наличии механизмов и инструментов, обеспечивающих продвижение новых идей. Это касается, в том числе, идеи инклюзивного образования, его развития в российских университетах. Одним из релевантных поставленным целям инструментов здесь может считаться социально­психологическое сопровождение обучающегося с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья. Именно оно позволяет мягко скорректировать как поведенческие стратегии студента с инвалидностью в образовательном пространстве, так и отношения между субъектами этого пространства (студентами с инвалидностью и нормой здоровья, студентами с инвалидностью и преподавателями/администрацией вуза). Социально-психологическое сопровождение представляет собой процесс социальной и психологической поддержки личности, за которой признается право на выбор и самоопределение. В такого рода сопровождении как целостном процессе трудно разделить социальную и психологическую стороны, но можно говорить о разнообразных социальных и психологических услугах, реализуемых в процессе комплексного сопровождения. С точки зрения большинства специалистов, основной целью системы социально-психолого­педагогического сопровождения в вузе является «... обеспечение оптимального профессионального и личностного развития студента, успешная интеграция в социум, выработка эффективных жизненных стратегий (форм целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающих его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации)» [4].

Поскольку данный инструмент представляется естественным, практика использования социально-психологического сопровождения сложилась в целом ряде российских вузов, развивающих у себя инклюзивное образование и имеющих достаточно большой контингент студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В свою очередь, управляемые практики всегда моделируются, именно по этой причине мы можем говорить о некоторых сложившихся моделях социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью.

Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивно­го образования позволяет осуществлять влияние на возможность и вероятность успешного разрешения следующих сложившихся противоречий между:

•          растущими притязаниями общества к профессиональным и личностным компетен­циям человека с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной сформированностью научно-теоретической и организационной базы профессионального образования человека с ограниченными возможностями здоровья;

• наличием права человека с ограниченными возможностями здоровья на равное и доступное образование, согласно его профессиональному самоопределению, а также географии проживания, и неготовностью и малодоступностью образовательной системы на реализацию этого права;

• разрозненными технологиями и способами сопровождения студентов с инвалидностью в вузе и необходимостью системного подхода к проблеме социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.

Моделирование, включенное в процесс управления, предполагает разработку основных элементов модели (на основании имеющихся ресурсов и с учетом внешних условий), апробацию модели в экспериментальном режиме, оценку результатов апробации, ее адаптацию к организационной системе и тиражирование в качестве рекомендуемой успешной практики, а также, при необходимости, дальнейшую коррекцию. Для студентов с инвалидностью, точно так же как для всех студентов с нормой здоровья, качество образования представляется наиболее важным фактором для формирования дальнейшей успешной профессиональной траектории. Однако качество образования может и должно быть обеспечено через целую систему технологий. Привлечение множества разнообразных технологий обусловлено тем, что «... процесс социальной адаптации личности сложен и противоречив, его следует рассматривать в контексте трех основных процессов - деятельности, общения и самосознании индивидов» [1, с. 160].

Отметим, что система социально-психологического сопровождения обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья не должна поддерживать у них иждивенческие мотивы, но должна соответствовать университетскому уровню. Эксперты, давшие заключение по моделям социально-психологического сопровождения, разработанным в Новосибирском государственном техническом университете в рамках реализации государственных контрактов по темам «Разработка и внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением зрения по областям образования «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки» и «Гуманитарные науки» (уровень бакалавриата)» № 05.Р03.11.0005 и «Разработка и внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением зрения по областям образования «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки» и «Гуманитарные науки» (уровень бакалавриата)» № 05.Р03.12.0006, сами имеющие ограничения по здоровью, отмечали, что социально-психологическое сопровождение реализуемое при излишней опеке может повредить как формированию мотивации студентов с инвалидностью получать знания наравне со всеми, так и реализации полученных знаний в профессиональной деятельности. Излишнее подчеркивание особого статуса и чрезмерное сопровождение могут стать фактором определяющим выбор абитуриентом и его родителями скорее учебного заведения, а не профессии. При этом процесс обучения учащимися и их социальным окружением субъективно будет рассматриваться, скорее, как реабилитационный, а не образовательный и как следствие иметь целью организацию досуга, получение социальных и психологических услуг, а не освоение профессиональных компетенций и последующее трудоустройство. Данный фактор необходимо учитывать при разработке модели, которая должна исключать возможность развития у обучающихся иждивенческих психологических установок.

Подходя к моделированию социально­психологического сопровождения студентов с инвалидностью в университете, необходимо учитывать стартовые позиции образовательной организации: наличие студентов с инвалидностью (их количество); предполагаемый интерес этой категории к образовательным программам, реализуемым в вузе (мотивацию); наличие доступной среды; готовность преподавательского состава и администрации заниматься подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, если в вузе совсем небольшое количество студентов с инвалидностью, а система сопровождения не сложилась, вуз может ориентироваться на развитие внешних связей с университетами, имеющими свои службы социально-психологического сопровождения, а также социальные организации и учреждения, работающие с детьми и молодежью с инвалидностью. Тем не менее, несмотря на планирование такого аутсорсинга, университету важно смоделировать и определиться с алгоритмом решения проблем социально­психологического сопровождения на случай поступления в вуз студентов с инвалидностью различных нозологий.

Разработка любой социальной модели имеет конечной целью сформированную реалистичную структуру с эффективными механизмами решения существующих и потенциальных проблем. В связи с этим в процедуре моделирования социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью могут быть выделены следующие этапы.

1.         Организационная диагностика с применением инструмента SWOT - анализа слабых и сильных сторон вуза, а также условий внутренней вузовской и внешней социальной среды в вопросе внедрения и реализации модели обучения и индивидуального социально­психологического сопровождения студентов с инвалидностью.

2.         Поиск ресурсов посредством механизма отбора необходимой информации о возможностях тех или иных социальных институтов, реализующих обучение и индивидуальное социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью.

3.         Определение предмета взаимодействия с другими образовательными и социальными организациями, социальными институтами, осуществляющими деятельность по обучению и индивидуальному социально­психологическому сопровождению студентов с инвалидностью.

4.         Налаживание взаимодействия посредством договорных отношений, т. е. с заключением договоров о сотрудничестве, в которых с целью соблюдения прав и законных интересов учащихся с ОВЗ и инвалидностью в сфере образования и социальной адаптации определяются следующие направления взаимодействия:

• обмен опытом работы по организации обучения и индивидуального социально­психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с целью улучшения условий для получения студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью высшего образования;

•           обмен образовательными технологиями и методиками, применяемыми в области обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с целью повышения качества образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в целом;

•           проведение совместных мероприятий, в том числе при участии студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, работодателей, представителей общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ;

•           содействие в организации повышения квалификации в области обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения, инклюзивного образования преподавателей и специалистов, работающих с данной категорией студентов;

•           аренда ассистивного оборудования.

5.    Внедрение модели.

Аутсорсинг в обозначенной модели может носить разовый или пролонгированный характер, т. е. вуз может заключить с организацией/ организациями-аутсорсерами договор на оказание аутсорсинговых услуг на определенный период времени, и такое участие может носит эпизодический характер, а может реализовы­ваться на постоянной основе. Предметом такого рода услуг могут стать услуги, оказываемые на разных этапах внедрения модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения. При сетевом обмене вуз получает: институциональный ресурс (Центр с управленческими функциями), материальный ресурс (материально-техническая база асси- стивного оборудования), инструментальные средства (средства, инструменты, формы и методы реализации обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения), кадровый ресурс (квалифицированный персонал по комплексному сопровождению), информационный ресурс (способы и средства информационного обеспечения и коммуникации).

Проблема моделирования социально­психологического сопровождения в вузе, где обучается достаточно большое количество студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (например, больше 100 человек) и существуют сложившиеся традиции сопровождения, носит фундаментальный характер. Особенность формируемой в этих условиях модели заключается в ориентации прежде всего на собственные ресурсы и в системности. Можно говорить о формировании системы социально­психологического сопровождения, которая выступает в качестве основы для ресурсного центра, оказывающего услуги другим вузам.

Возможны два варианта модели социально­психологического сопровождения студентов с инвалидностью: 1) централизованный, с управляющим центром и функциональными структурами; 2) децентрализованный, с целым рядом структур, в том числе внешних, работающих в соответствии с разработанными Положением, Программой и прочими документами. Вторая модель представлена, например, в западноевропейских университетах. Система социально­психологического сопровождения студентов с инвалидностью может выстраиваться с активным привлечением внешних связей, обеспечивающих дополнительные услуги, и без таковых. Эффективность модели оценивается двумя основными критериями: полнотой образовательных и социальных услуг, обеспечивающих удовлетворенность пребыванием в университете, и качеством образовательных и социальных услуг. Поэтому, по большому счету, не важно будут привлечены внешние связи или нет, важно - все ли потребности студентов с инвалидностью удовлетворены и насколько качественны услуги. Эффективность модели социально­психологического сопровождения определяет качество инклюзивного образования в вузе.

В рамках формирования централизованной модели социально-психологического сопровождения в вузе создается и/или актуализируется структурное подразделение, координирующее деятельность по внедрению и реализации модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения. Работа такой структуры (службы, центра, отдела, управления и др.) обеспечивается внутренними подразделениями, выполняющими следующие функции:

• организация и осуществление профориентационной работы внутри и вне вуза;

•           организация деятельности по формированию профессиональных траекторий и профессиональной социализации;

•           организация и осуществление деятельности по индивидуальному социально­психологическому сопровождению студентов с инвалидностью;

•           организация деятельности по содействию трудоустройству студентов с инвалидностью и их постдипломному сопровождению;

•           учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: разработка требований и рекомендаций для внедрения адаптивных модулей (дисциплин), требований к организации и обеспечению учебного процесса в структурных подразделениях вуза;

•           организация и осуществление организационной диагностики внутри образовательного пространства вуза и по запросу в качестве вуза-аутсорсера;

•           разработка стратегий внедрения и реализации адаптированных образовательных программ во внутренней политике вуза, а также для других вузов в качестве вуза- аутсорсера;

•           организация экспертизы с участием представителей некоммерческих профильных организаций инвалидов (ВОИ), органи- заций-работодателей по вопросам содержания образовательных программ, а также возможности формирования профессиональных траекторий и трудоустройства, а также привлечение иных субъектов, осуществляющих деятельность по обучению и сопровождения данной категории учащихся;

•           разработка и утверждение необходимого пакета документов, обеспечивающих реализацию модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения;

•           внедрение модели, контроль на каждом из этапов проектирования, реализации и оценки;

•           оценка эффективности внедрения модели обучения и индивидуального социально­психологического сопровождения;

•           коррекция содержательных компонентов модели.

В связи с идеей многофункциональности в решении множества проблем студентов с
инвалидностью и организационных проблем университета в части инклюзивного образования структура социально-психологического сопровождения является сложносоставной, включающей отделы и службы (например: «Службу социально-психологического сопровождения», «Службу профориентации», «Службу содействия трудоустройству и пост­дипломному сопровождению» и др.). Кроме основных подразделений создаются вспомогательные, например такие, как: «Отдел асси- стивных технологий», «Отдел информационного обеспечения». Эти службы взаимодействуют как с администрацией вуза, так и с отдельными институтами, деканатами и кафедрами

Общая модель социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1).

Для каждого отдельного студента, имеющего инвалидность, данная организационная модель выступает в качестве алгоритма включения в образовательный процесс и, одновременно, алгоритма процесса профессионального самоопределения. При этом в рамках общего алгоритма предполагается выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, или профессиональных образовательных траекторий. Под профессиональной траекторией лиц с инвалидностью и ОВЗ будем понимать процесс развития профессионального самоопределения с учетом психофизиологических особенностей (нозологии), самореализации профессионально­ориентированного потенциала личности в ин­клюзивном образовательном пространстве. Профессиональная образовательная траектория - механизм включения в образовательный процесс и, в перспективе, - в профессиональную деятельность. В этом смысле профессиональная образовательная траектория выполняет функцию «социального лифта». Относительная «мягкость» продвижения от университетской «скамьи» до рабочего места обеспечивается социально-психологическим сопровождением, которое продолжается до момента, пока студент с инвалидностью окончательно не адаптируется в новых условиях.

Рис. 1. Структурная схема общей организационной модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью

Однако основу профессионального самоопределения составляет профессиональная мотивация. Начнем с того, что для человека с инвалидностью часто всё начинается с мотивации к получению знаний вообще и получению высшего образования, даже безотносительно профессии, как способа самореализации и приобретения принципиально нового статуса. Таким образом, мотивация при дальнейшем выборе направления профессиональной подготовки начинает носить сложный характер. Полимотивация активизирует действия по достижению желаемого, в результате чего понимание профессиональной траектории становится более четким. Социально-психологическое сопровождение студента с инвалидностью, поступившего в университет с уже сформированной мотивацией будет значительно отличаться от сопровождения студента, не имеющего представления о том, зачем он поступил в вуз. Именно по этой причине к старшим курсам в вузе остается не так много студентов с инвалидностью. Сверхзадачей сопровождения становится поддержка той неустойчивой, слабой мотивационной установки, которая все же была на момент поступления. Социально­психологическое сопровождение в этом случае должно быть направлено на достижение соответствия между образовательными, профессиональными и личностными интересами студента с инвалидностью, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда. Неоправданные ожидания относительно образовательного процесса и получаемой профессии, наряду с инвалидностью, приводят к психодуховному кризису (Киселев Ю.А.) и как следствие нарушают процесс социализации [5].

Часто встречающаяся нереалистич- ность представлений молодого человека с инвалидностью о желаемой или получаемой профессии должна постепенно вытесняться посредством моделирования адекватных представлений о профессии. В целом, социально-психологическое сопровождение поступившего на первый курс студента с ограничениями здоровья: работа психолога, разработка профессиональной траектории, оказание социальных услуг, привлечение к социокультурной деятельности, профориентация - все это вместе способствует формированию реалистической субъективной картины мира, в которой есть место для реализации личности.

В свою очередь, сформированная реалистическая картина мира позволяет, не углу- блясь во внутренний мир, не питаясь иллюзиями, развить предпосылки для проявления активности. Активность для студента с инвалидностью - это особый уровень деятельности; возможности для проявления активности увеличиваются при наличии сформированного комфортного, доступного пространства. Попытки проявления активности закрепляются в выборе профессионально-образовательной траектории и ее реализации. В этом смысле проектирование траектории может и должно поддерживаться социально-психологическим сопровождением.

Моделирование профессионально-образовательной траектории, используемой в Новосибирском государственном техническом университете для работы со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, состоит из следующих этапов, на которых решаются соответствующие задачи для социально-психологического сопровождения.

1-й этап. Выбор профессионально-образовательной траектории, который определяется социально-профессиональной направленностью и ценностно-смысловыми ориентациями студентов; наличием альтернативных образовательных программ/профилей, разработанных с учетом нозологических особенностей; возможностями образовательных организаций обучать лиц с инвалидностью по имеющимся образовательным программам/ профилям. Выбор траектории должен проходить в активном диалоге с учащимся, это требует активного подключения психолога. На этом этапе возможны беседы с родителями студента с инвалидностью, поскольку часто именно родители определяют выбор или влияют на него.

2-й этап. Адаптация к образовательному процессу, выстроенному по траектории, проходит в первые два-три месяца и включает: ориентацию в образовательном пространстве (в первую очередь, физическом пространстве); получение представлений о траектории на практике; осознание своих возможностей; выстраивание коммуникаций в студенческой группе, на потоке; получение полной информации об имеющихся асси- стивных технологиях, освоение их, а также услуг социально-психологического сопровождения. Социально-психологическое сопровождение здесь подключается в полном объеме и студенту с инвалидностью уделяется особое внимание. Но важно, чтобы сам студент научился пользоваться предоставляемыми услугами. Между специалистами службы/служб сопровождения должен установиться диалог.

3-й этап. Реализация траектории на младших курсах (первый и второй курсы) предполагает постоянный контроль за прохождением траектории со стороны деканата, академического тьютора, ассистивного помощника, специалистов службы социально­психологического сопровождения. Основной задачей в траектории на младших курсах является анализ возможных мест практики, стажировки и будущего трудоустройства, а также формирование устойчивой профессиональной мотивации. Реализация траектории проходит при постоянном участии службы социально-психологического сопровождения, подключении ее в случаях перенапряжения, стресса и др. Так, важный момент, где может подключаться психолог - это сессия, особенно первая. В случае обучения в инклю­зивной группе студенты с инвалидностью, испытывающие проблемы с тревожностью, с низкой мотивацией, несформированными схемами поведения во время экзаменационного испытания и др., не выдерживают эмоционального напряжения и стараются оттянуть момент экзамена. Многие такие студенты заранее ориентированы на повторную или даже неоднократную сдачу зачета/экзамена. В результате формируются стратегии не­успешного поведения, что влияет на профессиональное самоопределение и препятствует формированию профессиональных компе­тенций.

4-й этап. Реализация траектории на старших курсах (третий и четвертый курсы) предполагает продолжение контроля за прохождением траектории, поддержку мотивации за счет поиска места трудоустройства, прохождение практики с учетом оборудованного места для студента с соответствующей нозологией. Активизируется включение студента с инвалидностью в научную деятельность. Служба социально-психологического сопровождения работает здесь с учетом профилактики личностного профессионального кризиса. Собственно, этот кризис, актуализированный внешними обстоятельствами неустойчивости экономики, переживают многие студенты и с нормой здоровья, но для студентов с инвалидностью он чаще заканчивается или отчислением, или состоянием апатии и профессиональной демоти­вации.

5-й этап. Окончание траектории: защита квалификационной работы и поствузовское сопровождение, которое берет на себя служба социально-психологического сопровождения. Данный этап представляет сложность для студента с инвалидностью, поскольку требует значительных усилий, что может привести к проблемам с психикой и физическим здоровьем. В связи с этим требуется особое внимание всех структур и службы социально­психологического сопровождения.

Таким образом, социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью, организуемое в рамках инклю­зивного образования, обеспечивает успешную инклюзию как в рамках образовательного пространства, так и за его пределами, в профессиональной сфере. Службы социально-психологического сопровождения должны быть функциональными и адекватными внутренним и внешним условиям, представлять собой систему, поддерживающую учебный процесс.

Литература

  1. Быков Д.А. Социально-педагогическая адаптация лиц с ограниченными возможностями: монография. Челябинск: Урал ГАФК, 2003. 200 с.
  2. Зиневич О.В., Дегтярева В.В. Инклюзивное образование как форма реализации политики инвалидности в современных условиях: к постановке проблемы // Философия образования. 2015. № 1. С. 115–125.
  3. Киселев Ю.А. Трансформация личности и психо- духовный кризис // Психотехнологии в социальной работе: сб. / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 1998. С. 90–101.
  4. Наставина Ф.З. Особенности социально-психологопедагогического   сопровождения   студентов   с ОВЗ в вузе [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ 2013. URL: http://edu-open.ru/Default. aspx? tabid=452 (дата обращения: 13.03.2017).
  5. Черничкина В.А. Психология инвалидности: медицинский или социальный подход? // Вестник интегративной  психологии.  Вып.  1  /  Под  ред. В.А. Козлова. Ярославль; Москва, 2003. 176 с.
  6. Mitchell D. Contextualizing Inclusive education. London and New York, 2005. 292 p.
  7. Thornes St., Walsh M., Stephens P., Moore St. Social policy and welfare. London, 2000. 375 p.

Информация об авторах

Осьмук Людмила Алексеевна, доктор социологических наук, профессор, директор, Институт социальных технологий, заведующая кафедрой социальной работы и социальной антропологии, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4896-3055, e-mail: osmuk@mail.ru

Дегтярева Валерия Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО НГТУ), директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Новосибирского государственного технического университета, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0232-5808, e-mail: dvv8@mail.ru

Жданова Инна Валерьевна, кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой, доцент кафедры «Социальной работы и социальной антропологии», заместитель директора института социальных технологий, Новосибирский государственный технический университет, зам. директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0441-4297, e-mail: i.zhdanova@corp.nstu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2255
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 895
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0