Моделирование социально- психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета

873

Аннотация

В статье определяется проблема моделирования специфической структуры социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью в контексте развития системы инклюзивного образования. Раскрываются ее функции, системный характер, использование в процессе реализации профессионально-образовательной траектории. Анализируются различные модели социально-психологического сопровождения учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в вузе, поднимается вопрос об эффективности таких моделей и их соответствии возможностям и потребностям вуза. Рассматривается проблема оптимальной модели. В качестве выхода из ситуации для университетов с ограниченным количеством ассистивных ресурсов и небольшим количеством студентов с инвалидностью предлагается аутсорсинг. При разработке модели учитыва- ется восприятие и оценка социально-психологического сопровождения студентом с инвалидностью на каждом этапе прохождения профессиональной траектории.

Общая информация

Ключевые слова: социально психологическое сопровождение, модели социально-психологического сопровождения, инклюзивное образование, профессиональная траектория

Рубрика издания: Лучшие региональные практики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220116

Для цитаты: Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально- психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 140–149. DOI: 10.17759/pse.2017220116

Фрагмент статьи

Управление процессами реформирования высшей школы может быть эффективным и результативным только при наличии механиз- мов и инструментов, обеспечивающих продвижение новых идей.

Литература

  1. Быков Д.А. Социально-педагогическая адаптация лиц с ограниченными возможностями: монография. Челябинск: Урал ГАФК, 2003. 200 с.
  2. Зиневич О.В., Дегтярева В.В. Инклюзивное образование как форма реализации политики инвалидности в современных условиях: к постановке проблемы // Философия образования. 2015. № 1. С. 115–125.
  3. Киселев Ю.А. Трансформация личности и психо- духовный кризис // Психотехнологии в социальной работе: сб. / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 1998. С. 90–101.
  4. Наставина Ф.З. Особенности социально-психологопедагогического   сопровождения   студентов   с ОВЗ в вузе [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ 2013. URL: http://edu-open.ru/Default. aspx? tabid=452 (дата обращения: 13.03.2017).
  5. Черничкина В.А. Психология инвалидности: медицинский или социальный подход? // Вестник интегративной  психологии.  Вып.  1  /  Под  ред. В.А. Козлова. Ярославль; Москва, 2003. 176 с.
  6. Mitchell D. Contextualizing Inclusive education. London and New York, 2005. 292 p.
  7. Thornes St., Walsh M., Stephens P., Moore St. Social policy and welfare. London, 2000. 375 p.

Информация об авторах

Осьмук Людмила Алексеевна, доктор социологических наук, профессор, директор, Институт социальных технологий и реабилитации, заведующая кафедрой социальной работы и социальной антропологии, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4896-3055, e-mail: osmuk@mail.ru

Дегтярева Валерия Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО НГТУ), директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Новосибирского государственного технического университета, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0232-5808, e-mail: dvv8@mail.ru

Жданова Инна Валерьевна, кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой, доцент кафедры «Социальной работы и социальной антропологии», заместитель директора института социальных технологий, Новосибирский государственный технический университет, зам. директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0441-4297, e-mail: i.zhdanova@corp.nstu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2136
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 873
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3