Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 3. С. 82–92
doi:10.17759/pse.2017220309
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: модельные программы, организация сопровождения, эколого - динамический подход, замещающие семьи, ОВЗ, в т. ч. с инвалидностью, подростки-сироты, сиблинги, индивидуальная программа сопровождения
Рубрика издания: Психология семьи
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220309
Для цитаты: Ослон В.Н. Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 82–92. DOI: 10.17759/pse.2017220309
Полный текст
Представленные здесь модельные программы направлены на решение важнейшей задачи социальной политики государства - « . . . усиление защиты прав и законных интересов детей, находящихся на воспитании в семьях граждан» [Протокол заседания правительства] . В настоящее время данная задача стоит особенно остро, что прежде всего обусловлено процессами реформирования системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившими нормативное закрепление в постановлении правительства РФ [Постановление правительства РФ] .
Сегодня около 90% детей, имеющих статус сироты или оставшихся без попечения родителей, воспитывается в замещающих семьях . Еще около 60 000 детей нуждаются в семейном жизнеустройстве . В основном это дети, которых заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец назвала «труд- ноустраиваемой» категорией . Из них более 76,8% - подростки, 28,7% - дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, более 52,2% - си- блинги Они имеют особые потребности в семейном жизнеустройстве, сформировавшиеся вследствие нарушений онтогенеза, достаточно длительного негативного жизненного опыта, расстройств поведения и т . д. Их опасаются принимать в семью, а процесс адаптации имеет более длительный континуум, проходит значительно сложнее по сравнению с другими детьми-сиротами . Поэтому подготовка и сопровождение замещающих семей, воспитывающих данные категории детей, должны быть специализированы в соответствии с особыми потребностями семей, которые приняли их на воспитание, а специалисты - обладать необходимыми компетенциями . Однако проведенный в 2016 г . Всероссийский мониторинг эффективности деятельности школ приемных родителей и служб сопровождения замещающих семей показал, что особые потребности данных категорий семей практически не учитываются и специализированная работа с ними не проводится
Сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот, в том числе сложных категорий, на федеральном уровне стало легитимным благодаря вступлению в силу Федерального закона № 442-ФЗ [Федеральный закон от] и постановлению правительства РФ № 481 [Постановление правительства РФ] . Данные законодательные акты корреспондируют между собой при раскрытии сущности понятия «сопровождение», в определении направлений помощи (психологическая, педагогическая, медицинская, социальная, юридическая) и необходимости взаимодействия с различными ведомствами и организациями В ФЗ № 442 показано, что для организации «социального сопровождения» необходимы особые обстоятельства, соответствующие «критериям нуждаемости в социальном обслуживании» В статье 28 ФЗ № 442 уточняется, что социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия; в статье 22 - что мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе В приказе Минтруда России № 889 от 18 ноября 2014 г . [Ослон] в качестве основного механизма такого взаимодействия определяется межведомственный регламент, аккумулирующий для сопровождения ресурсы различных социальных ведомств Основными требованиями к организации сопровождения семей на федеральном уровне являются междисциплинарный и межведомственный подходы
В результате создания правого поля появилась реальная возможность систематизировать деятельность служб по сопровождению замещающих семей . Практически на протяжении 20 лет сопровождение семей, принявших детей-сирот на воспитание, осуществлялось либо в рамках точечного эксперимента, либо в рамках регионального правового поля В результате каждый регион, каждая служба, занимающаяся сопровождением, отрабатывала свой уникальный опыт С одной стороны, это способствовало созданию, развитию, обогащению деятельности по сопровождению, с другой - не гарантировало семьям его качество и преемственность на территории Российской Федерации
Создание федерального правового поля способствовало значительной активизации деятельности по сопровождению замещающих семей в стране, что отразилось на росте числа организаций, его осуществляющих (количество служб за два года выросло почти в 2 раза: с 1477 в 2014 г . до 2791 в 2016 г . ), а также числа семей, включенных в мероприятия по сопровождению (с 32 490 семей в 2014 г . до 61 400 в 2016 г . ) .
Методологическим основанием систематизации и структурирования деятельности по сопровождению выступает экологодинамический подход [Ослон, 2015], корреспондирующий с требованиями междисциплинарности и межведомственности в нормативных правовых актах по сопровождению. Экологодинамический подход позволяет учитывать изменяющиеся потребности семьи в процессе интеграции приемного ребенка, потребности развития самого ребенка, возможности замещающей семьи адекватно удовлетворять эти потребности, положительные и отрицательные влияния окружающей среды . Изменяющиеся потребности семьи, направленные на эффективность замещающей семейной заботы, и становятся предметом сопровождения . Эти потребности определяют содержание, характер, глубину и интенсивность сопровождения . Важнейшей задачей сопровождения является мобилизация, аккумуляция и оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи для полноценного развития приемных детей, укрепление ее жизнеспособности Сопровождение всегда направлено на социализацию приемного ребенка независимо от состояния его психического, физического или психологического здоровья и, как правило, имеет реабилитационную направленность .
Технология организации системы сопровождения
В соответствии с изменяющимися потребностями семьи сопровождение осуществляется на трех уровнях: общем, или базовом, кризисном и экстренном . В основу дифференциации его уровней положены показатели степени риска отказа от воспитания приемного ребенка .
На общем уровне субъектами сопровождения становятся все замещающие семьи, кроме тех, которые нуждаются в кризисном или экстренном сопровождении . Основными задачами базового уровня являются: помощь семье в интеграции приемного ребенка в семью, образовательном пространстве и других институтах социализации, подготовке семьи и приемного ребенка к решению вопроса о его жизнеустройстве после завершения опеки, к самостоятельному или полунезависимому в случае ментальной инвалидности проживанию . Спектр решаемых на общем уровне проблем сопровождения очень широк. При эффективной его организации у семьи на протяжении всего периода замещающей семейной заботы уровень сопровождения не повышается .
На кризисный уровень сопровождения переводятся семьи, которые не могут самостоятельно выйти из кризиса . Основной задачей сопровождения становится удовлетворение потребности семьи в урегулировании семейной ситуации, разрешении семейного кризиса
На экстренный уровень переходят семьи, находящиеся в ситуации острого конфликта с приемным ребенком, отказа опекуна от его воспитания, а также если ребенок переживает состояние «сверхсильной стрессовой нагрузки» . Задачами сопровождения становятся предотвращение отказа от воспитания, восстановление способности опекуна к продолжению замещающей семейной заботы, разрешение и нивелирование последствий психической травмы у приемных детей . При успешном развитии сценария уровень сопровождения семьи переходит с экстренного на кризисный, с кризисного на общий . При неуспешном - опека прекращается и ребенок включается в систему реабилитации уже в специально созданных условиях организаций для детей-сирот
В рамках общего и кризисного уровней определяется степень интенсивности сопровождения: высокая, средняя, низкая . Она зависит от степени влияния проблем семьи на ее функционирование в качестве замещающей, определяет временные затраты, уточняет мероприятия сопровождения .
Сопровождение семей со сложной категорией детей организуется по технологии «работы со случаем» независимо от уровня сопровождения, что позволяет выстроить поэтапную, пошаговую работу с семьей на протяжении всего континуума замещающей семейной заботы . Каждый случай ведет куратор, который назначается приказом руководителя службы
Куратор подбирает команду сопровождения в соответствии с изменяющимися потребностями замещающей семьи и приемного ребенка, координирует деятельность, совместно с командой определяет потребность семьи в мероприятиях сопровождения, цели и ключевые задачи помощи, хронометраж работы каждого специалиста, определяет оптимальный набор мероприятий и обеспечивает участие в них семьи Совместно с командой, опекуном ребенка и самим подопечным он составляет индивидуальную программу сопровождения и способствует ее реализации, проводит мониторинг и оценку результатов Куратор выступает в роли медиатора между семьей и различными службами, а также привлекает к сопровождению организации различных ведомств в соответствии с межведомственным регламентом . Команда является инструментом взаимодействия между многочисленными участниками процесса сопровождения . Она представляет собой совокупность экспертов из различных дисциплинарных областей (в соответствии с потребностями и направлениями помощи - психологической, педагогической, социальной, юридической, медицинской) . Члены команды разделяют единый методологический подход к деятельности по сопровождению, понимают ее как совместную работу и профессионально отождествляют себя с ней . При этом каждый специалист по сопровождению замещающей семьи с детьми сложной категории не просто владеет методами по своей специальности, но и разбирается в социальных, психологических, медицинских, культурологических, педагогических, технических, правовых проблемах замещающей семьи, обладает знаниями по видам реабилитации детей с нарушениями развития . Командный подход имеет ряд преимуществ: уменьшается риск того, что какая-то проблема, нарушающая функционирование семьи, или проблема в развитии приемного ребенка будет пропущена; опекунам не приходится соотносить между собой рекомендации разных специалистов, часто противоречащих друг другу; исключается ситуация дублирования диагностических процедур, мероприятий, снижающих мотивацию семьи к общению со специалистами . Деятельность команды оказывает семье коллективную психологическую поддержку
Важнейшей задачей работы с семьей является формирование у нее субъектной позиции, ответственности за успех сопровождения С этой целью куратор семьи обсуждает, уточняет и согласовывает с опекуном и приемным ребенком результаты междисциплинарной диагностики, алгоритмы и процедуры сопровождения, его промежуточные и окончательные оценки . На протяжении всего континуума сопровождения все важнейшие решения (включение семьи в сопровождение, установление его уровня, степени интенсивности, промежуточные и окончательные оценки эффективности сопровождения, изменения в индивидуальной программе сопровождения) утверждаются консилиумом организации
Этапы процесса сопровождения
Процесс сопровождения состоит из шести основных этапов
В рамках первого этапа назначается куратор семьи, который проводит первичную диагностику семейной ситуации, устанавливает рабочий альянс с опекуном, приемными детьми, членами замещающей семьи, определяет их нуждаемость в междисциплинарной диагностике и обеспечивает доступ к специалистам
На втором этапе проводится диагностика семейной ситуации, личностного и средово- го потенциала приемного ребенка, потребностей семьи в конкретных мероприятиях по сопровождению, формируется команда .
На третьем этапе составляется проект индивидуальной программы сопровождения (ИПС) семьи . На основании оценки ресурсов различных организаций (одного или разных ведомств, социально ориентированных некоммерческих организаций, бизнеса и т д ) куратор составляет карту инфраструктуры сопровождения . Алгоритмы, мероприятия, организации, процедуры, методы и формы работы согласуются и корректируются в рамках обсуждения с законным представителем и самим ребенком ИПС утверждается на консилиуме организации
Четвертый этап начинается с заключения двух неформальных соглашений Первое - между куратором, опекуном и ребенком (даже если ребенок маленький или уровень актуального развития не позволяет ему до конца осознать суть договора) о распределении ответственности за реализацию ИПС . Второе - между членами семьи о правилах взаимодействия Договоры подписываются всеми участниками и вывешиваются на видном месте в доме сопровождаемых . Куратор координирует деятельность команды сопровождения, проводит конференции специалистов, консультирует их по сложным проблемам взаимодействия с семьей, выступает в роли медиатора между семьей и различными организациями . На данном этапе реализуются мероприятия ИПС по основным направлениям помощи
На пятом этапе куратор осуществляет мониторинг эффективности реализации программы . Количество «замеров» зависит от продолжительности ИПС . В рамках мониторинга проводится диагностика динамики семейной ситуации, социализации приемного ребенка, состояния его здоровья Источниками информирования становятся включенное наблюдение и опросы: опекунов и приемных детей - об удовлетворенности ходом и результатами сопровождения, педагогов, специалистов по социальной работе - о динамике социализации ребенка
Шестой этап - завершающий . Проводится оценка интегрированности ребенка (детей) в семье, а также оценка эффективности самой ИПС . На основании оценки на консилиуме принимается решение о нуждаемости семьи в дальнейшем сопровождении
Структурно каждая модельная программа включает в себя:
- особенности организации сопровождения семей в соответствии с категорией детей, принятых на воспитание;
- проблемы их семейного жизнеустройства на протяжении всего континуума приема;
- индивидуальные программы сопровождения на трех уровнях, дифференцированных на основании степени риска отказа от воспитания ребенка (общем, кризисном, экстренном);
- заключение по результатам сопровождения, позволяющее сделать оценку эффективности реализации мероприятий индивидуальной программы;
- содержание, алгоритмы деятельности и временные затраты специалистов на каждом уровне сопровождения;
- рекомендации по учету мнения детей об условиях жизни в семье, а также рекомендации по оценке эффективности адаптации детей в новых семьях;
- формы и методы помощи семьям на различных уровнях сопровождения;
- примеры работы с семьями ИПС разрабатывается в соответствии с категорией детей-сирот, воспитывающихся в семье, а также уровнем сопровождения семьи: общим, кризисным, экстренным ИПС состоит из пяти блоков:
1) социально-демографический;
2) показатели нуждаемости семьи в сопровождении;
3) организация сопровождения;
4) планирование мероприятий сопровождения;
5) заключение по результатам сопровождения
При разработке формы ИПС за основу была принята форма Индивидуальной программы реабилитации/абилитации ребенка- инвалида.
В первом блоке представляются общие сведения о семье, членах семьи, проживающих совместно с приемными детьми, сведения о каждом приемном ребенке, особенностях опыта его альтернативного воспитания, медицинского статуса, круге родственников и характере взаимоотношений с ними . Для сиблингов уточняется наличие совместного опыта жизни в одной семье . Для подростков - «родствен- ная-неродственная опека» . На общем уровне сопровождения для семей родственной-не- родственной опеки составляются разные ИПС . Для детей-инвалидов отмечается степень утраты здоровья, а также наличие индивидуальной программы реабилитации/абилитации (ИПРА), использование ребенком (детьми) технических средств реабилитации
Во втором блоке приводятся примерные перечни факторов, оказывающих негативное влияние на семейную ситуацию Перечни составляются на основании результатов эмпирических исследований и многолетней практической работы с семьями и уточняются на основе результатов диагностики в соответствии с проблемами конкретной семьи
Поскольку сложные категории детей- сирот были выделены на основании трудностей их семейного жизнеустройства, в группах детей-сирот с ОВЗ, инвалидностью, а также сиблингов оказались дети от 0 до 18 лет, в связи с чем при сопровождении необходимо учитывать потребности и задачи развития широкого возрастного спектра
Примерный перечень факторов охватывает проблемы, которые возникают в семьях на протяжении всего временного континуума замещающей семейной заботы - от входа ребенка в семью до его выхода . Данные перечни позволяют куратору и специалистам команды сопровождения идентифицировать проблемы семьи с уровнем сопровождения, определить нуждаемость семьи в конкретных мероприятиях. Каждый фактор может иметь определенную степень влияния на функционирование семьи и оценивается по 3-балльной шкале . Эта степень учитывается при расчете степени интенсивности сопровождения, которая определяется сугубо индивидуально в каждом отдельном случае и может сильно варьироваться в зависимости от ситуации в семье Однако даже при низкой степени интенсивности опекуны должны обладать уверенностью в том, что в любой момент они могут обратиться в организацию, осуществляющую сопровождение В ИПС определяется и степень «ресурсности» семьи для осуществления успешной замещающей семейной заботы на основании примерного перечня ее «ресурсов» . Перечни «ресурсов» разработаны в соответствии с категорией семьи и уровнем сопровождения
В третьем блоке приводится список и общие сведения о специалистах, осуществляющих сопровождение (куратор, члены команды), организаций, реализующих ИПС . Для организации преемственности сопровождения указывается, впервые или повторно разработана ИПС . Также указывается срок заключительного консилиума по реализации программы В четвертом блоке фиксируется ключевая цель сопровождения . Облегчить задачу выделения ключевой цели могут перечни «прогнозных показателей» для каждого направления помощи Они представляют собой перечень задач сопровождения, сформулированных в форме свершившегося результата (метод разработки «Дерева проблем» и «Дерева целей») . Также обозначаются возможные риски . Например, «переезд ребенка (семьи) в другой город», «недостаточная заинтересованность семьи в сопровождении» или «невозможность обеспечить доступ семьи, приемного ребенка к необходимым программам» и т д
В данном блоке представлен перечень мероприятий по пяти направлениям помощи, из которого специалисты могут выбрать наиболее адекватные задачам сопровождения конкретной семьи на основании оценки ее нуждаемости . Определяются срок и конкретные исполнители мероприятий . Прогнозируется возможная степень решения задач (полностью, частично)
В пятом блоке дается заключение о выполнении ИПС, делается оценка результатов реализации индивидуальной программы по каждому направлению помощи на основании сопоставления прогнозных показателей и полученных результатов . Указываются причины несоответствия . Оценивается степень достижения прогнозируемых результатов .
В табл . 1 в качестве примера [Ослон] представлен перечень факторов (нарушений), которые затрудняют интеграцию детей-сирот с инвалидностью в семье, нарушают ее функционирование на общем, кризисном, экстренном уровнях сопровождения .
Как показано в табл 1, на общем уровне сопровождения спектр мишеней значительно шире по сравнению с другими уровнями . Он отражает проблемы, которые характерны для разных этапов проживания детей с инвалидностью в семье - от приема до выхода из семьи Проблемы, которые стоят перед семьями на кризисном и экстренном уровнях, более травматичны и разрушительны для семьи и приемного ребенка. С повышением риска отказа от воспитания детей повышается и степень интенсивности сопровождения . Влияние каждой выделенной проблемы оценивается по шкале от 0 до 3 баллов (0 - не влияет, 1 - низкая степень влияния, 2 - средняя степень влияния, 3 - высокая степень влияния, риск повышения уровня сопровождения) Степень интенсивности сопровождения рассчитывается как среднеарифметическое значение влияния проблем интеграции ребенка (детей) на эффективность замещающей семейной заботы Данный показатель позволяет уточнить временные затраты специалистов и содержание мероприятий в рамках одного уровня сопровождения .
В качестве примера приводится перечень стандартных мероприятий (табл . 2) по основным направлениям помощи на общем уровне сопровождения семьи, воспитывающей детей с инвалидностью . Выбор мероприятий помощи определяется на основании заключений специалистов команды сопровождения о нуждаемости (ненуждаемости) семьи в их проведении [Ослон] .
Таблица 1
Примерный перечень проблем (нарушений) семей, воспитывающих детей с ОВЗ, инвалидностью, на различных уровнях сопровождения
Общий, базовый уровень |
• Реакция семьи на ограничение возможностей здоровья приемного ребенка, трудности эмоционального привыкания членов семьи к болезни ребенка • Трудности привыкания приемного ребенка к изменению привычной среды; • неадекватное представление замещающих родителей и ребенка о внутренней картине болезни • Недостаточная сформированность специальных родительских компетенций по воспитанию детей-сирот с ОВЗ, инвалидностью . • Недостаток согласия и родительской последовательности, изменение уровня сплоченности семьи, затрудняющие интеграцию приемного ребенка . • Трудности реинтеграции приемного ребенка в семью после длительной госпитализации • Снижение уровня удовлетворенности отношениями в семье у ее членов . • Недостаток родительского авторитета и эмоциональной близости между замещающими родителями и приемным ребенком (детьми) • Трудности взаимодействия с членами семьи у приемного ребенка (детей) . • Конкуренция приемного ребенка с кровными детьми или другими приемными детьми, неадекватные требования к приемному ребенку (заниженные, завышенные) . • Недостаток положительного отношения к сверстникам у приемного ребенка (детей) • Трудности адаптации приемного ребенка с ОВЗ, инвалидностью в образовательном пространстве • Несоответствие уровня развития основных навыков возрасту приемного ребенка и т д |
Кризисный уровень |
• Убежденность опекуна в собственной невозможности справиться с воспитанием приемного ребенка с ОВЗ, инвалидностью . • Нарушения отношений замещающих родителей к приемному ребенку (детям): «инвалидизация»1, «мистификация»2 . • Негативный эмоциональный фон отношений, закрепление за приемным ребенком с ОВЗ, инвалидностью роли «идентифицированного пациента» в семье • Неэффективные жизненные стратегии приемного ребенка-инвалида («пре- рванность жизни», уход в фантазии, отрицание болезни, самоизоляция) . • Эмоциональное выгорание опекуна (членов семьи) . • Риск пренебрежения нуждами приемного ребенка с ОВЗ, инвалидностью, агрессия по отношению к нему • Агрессивное поведение приемного ребенка. • Социальная изоляция семьи, приемного ребенка . • Необходимость принятия опекуном решения о сложном лечении ребенка с неизвестными последствиями • Дезинтеграция приемного ребенка из образовательного пространства; нарушения поведения приемного ребенка (конфликт с законом, употребление ПАВ), иное |
Экстренный уровень |
• отказ опекуна от воспитания вследствие острого конфликта с приемным ребенком . • нарушение поведения приемного ребенка вследствие переживания «сверх- сильных стрессовых нагрузок» |
Как показано в табл 1, на общем уровне сопровождения спектр мишеней значительно шире по сравнению с другими уровнями Он отражает проблемы, которые характерны для разных этапов проживания детей с инвалидностью в семье - от приема до выхода из семьи Проблемы, которые стоят перед семьями на кризисном и экстренном уровнях, более травматичны и разрушительны для семьи и приемного ребенка С повышением риска отказа от воспитания детей повышается и степень интенсивности сопровождения Влияние каждой выделенной проблемы оценивается по шкале от 0 до 3 баллов (0 - не влияет, 1 - низкая степень влияния, 2 - средняя степень влияния, 3 - высокая степень влияния, риск повышения уровня сопровождения) Степень интенсивности сопровождения рассчитывается как среднеарифметическое значение влияния проблем интеграции ребенка (детей) на эффективность замещающей семейной заботы Данный показатель позволяет уточнить временные затраты специалистов и содержание мероприятий в рамках одного уровня сопровождения .
В качестве примера приводится перечень стандартных мероприятий по основным направлениям помощи на общем уровне сопровождения семьи, воспитывающей детей с инвалидностью. Выбор мероприятий помощи определяется на основании заключений специалистов команды сопровождения о нуждаемости (ненуждаемости) семьи в их проведении [Ослон]
После определения целей сопровождения и нуждаемости семьи в мероприятиях из представленного перечня возможных «прогнозных показателей» по каждому направлению помощи выбираются те, которых можно достичь в результате реализации ИПС Например, примерный перечень прогнозных показателей эффективности психологической помощи на общем уровне сопровождения семьи с приемным ребенком с инвалидностью включает в себя: «у членов семьи, в том числе и приемного ребенка, сформирована адекватная картина болезни; повышен уровень взаимной заботы в семье при соблюдении границ подсистем; укреплены связи семьи с ее окружением; повышен уровень стрессоу- стойчивости в семейной системе; повышено качество жизни и уровень самооценки приемного ребенка; определены сильные стороны ребенка; сформированы адекватные жизненные стратегии; родители обучены различным способам взаимодействия с приемным ребенком и специфическим методам его развития и т . д . Уточняется возможная степень достижения показателя на данном уровне: полностью, частично Оценка эффективности сопровождения строится на сопоставлении прогнозных показателей и полученных результатов На разных уровнях сопровождения ИПС имеется собственный временной континуум реализации: на общем уровне - 1 год, на кризисном - 6 месяцев, на экстренном - 3 недели На общем уровне ИПС пересматривается не реже чем один раз в год Продолжительность сопровождения семьи ограничивается временем проживания приемных детей сложной категории в замещающей семье
Таблица 2
Перечень стандартных мероприятий по основным направлениям помощи на общем уровне сопровождения семьи, воспитывающей детей с ОВЗ, инвалидностью
Психологическая помощь |
Семейное консультирование по проблемам интеграции приемного ребенка в семью, формирования адекватной картины болезни приемного ребенка у замещающих родителей, самого ребенка; группа психологической поддержки для членов семьи; программы раннего вмешательства; программы по формированию базовых социальных навыков у детей; курс образовательной кинезеологии для опекуна и ребенка; тренинги для подростков и т. д. |
Социально педагогическая помощь |
Программы по развитию специальных родительских компетенций у замещающих родителей; клуб опекунов; консультирование педагогов по вопросам интеграции приемного ребенка с ОВЗ, инвалидностью в образовательное пространство, организация наставничества (для семьи, ребенка); консультирование тьютора по сопровождению индивидуального образовательного маршрута приемного ребенка; организация сетевого взаимодействия замещающих родителей; включение детей в социальные проекты; организация трудовых проб и т . д . |
Медицинская помощь |
Курирование выполнения семьей медицинских программ приемного ребенка, в частности ИПРА |
Социальная помощь |
Помощь в оформлении документов, социальных льгот; помощь в организации дополнительного ухода за приемным ребенком с инвалидностью |
Юридическая помощь |
Юридическое консультирование |
На основании модельных программ разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка и сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей-сирот сложной категории (подростков, братьев и сестер, детей с ОВЗ и инвалидностью)» для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения замещающих семей (72 часа). Обучение по данной программе в 2016–2017 гг. прошли более 2000 специалистов из разных регионов Российской Федерации.
Таким образом, модельные программы являются инструментом, который позволяет четко организовывать и структурировать деятельность организаций и специалистов по сопровождению в соответствии с нуждаемостью семьи, мобилизовать ресурсы различных ведомств, организаций независимо от сектора экономики, а также добровольцев СО НКО для реализации мероприятий ИПС.
[1] Принудительное обесценивание точек зрения, склонность к чрезмерной опеке, противоречивость отношения к детям,трудности их принятия .
[Ослон] Внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят (по Лидерсу) .
Литература
- Ослон В.Н. Организационная модель психосо- циального сопровождения замещающей семьи // PSYEDU.ru. Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2015. Том 7. № 2, С. 1–12 (дата обращения: 09.06.2017).
- Ослон В.Н., Семья Г.В. Методические рекомендации «Модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов» [Электронный ресурс]. URL: http://iuorao.ru/wpcontent/uploads/2017/0382-1f (дата обращения: 05.04.2017).
- Приказ Минтруда России № 889 от 18 ноября 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 177202/ (дата обращения: 09.06.2017).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» [Электронный ресурс]. http://base.garant. ru/71169212/ (дата обращения: 09.06.2017).
- Постановление правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро- дителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot- 24052014-n-481/ (дата обращения: 09.06.2017).
- Протокол заседания правительства РФ от 24 ноября 2016 г. Доклад О. Васильевой на засе- дании [Электронный ресурс]. http://government.ru/ meetings/25384/ (дата обращения: 09.06.2017).
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граж- дан в Российской Федерации» [Электронный ре- сурс]. http://dszn.mos.ru/activities/442-FZ/federal-lawmaterials/FZ-442.pdf (дата обращения: 09.06.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3718
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 32
Скачиваний
Всего: 1824
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3