Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов

3185

Аннотация

Отмечается, что в современном российском обществе наблюдается острое противоречие между высокой значимостью выполняемого труда для общества и низким профессиональным статусом педагога общеобразовательной школы.Представлены результаты социологического опроса «Профессиональная идентичность современного педагога», выполненного Сектором мониторинговых исследований ФГБОУ ВО МГППУ весной 2016 г, в которых отражается характер самооценки современными российскими учителями статуса своей профессии.Всего было опрошено 1024 педагога из общеобразовательных организаций в девяти федеральных округах РФ, кроме Крыма.Опрос проводился по трехступенчатой стратифицированной вероятностной выборке.Обращается внимание на то, что исследовательская модель социального статуса учителя включает в себя анализ трех ведущих составляющих: престиж, уважение и удовлетворенность процессом работы.Отмечается, что, согласно полученным результатам опроса, несмотря на транслируемую низкую оценку учителями социального престижа своей профессиональной группы, они воспринимают свою деятельность как уважаемую со стороны учащихся и их родителей, а также ощущают удовлетворенность результатами своего труда.

Общая информация

Ключевые слова: статус, профессия, современный учитель, самоопределение, социальный престиж, уважение, удовлетворенность работой

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220406

Для цитаты: Хуснутдинова М.Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 38–48. DOI: 10.17759/pse.2017220406

Полный текст

 

В последние годы появилось много социологических исследований, посвященных проблемам российского учительства [см . , например: 5; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15] . Актуальность этой темы обусловлена целым рядом факторов, но один из ведущих - это противоречие между высокой значимостью выполняемого труда для общества и низким профессиональным статусом педагога общеобразовательной школы .

Начиная с 90-х гг . прошлого века в российском образовании произошли существенные перемены относительно требований, предъявляемых к школьному учителю и выполняемым им функциям . Это серьезно повлияло на самоощущение педагогов себя в профессии и восприятие престижности выбранного ими направления деятельности

Анализ проблемы низкого социального статуса современного учительства осуществлен в ряде научных публикаций . В частности, В . А . Ильин, А . А . Шабунова и Г . В . Леонидова рассматривают влияние неудовлетворительного экономического положения педагога на его социальное самочувствие [4] . Исследование Г . Ф . Шафранова-Куцева [14] направлено на изучение несоответствия материального положения социальному статусу учительства По его мнению, учительство - это профессиональная группа, которая по характеру своего труда, выполняемым функциям, уровню образования относится к среднему классу, но в стратификационной структуре российского общества находится на низшей ступени из-за заработной платы

Комплексное исследование учительского корпуса в России и основных сторон их профессиональной деятельности реализовано коллективом российских и иностранных авторов в работе «Российские учителя в свете исследовательских данных» [9] . В нем подняты вопросы бюджета времени, оплаты труда, удовлетворенности учителей своим положением и изменениями, происходящими в их работе

Отметим, что существующие работы концентрируются по большей части на общественном представлении статуса российского учителя . В данной же статье представлена попытка на основе авторской модели измерения социального статуса проанализировать, как сами педагоги общеобразовательных школ определяют собственное положение в обществе в сравнении с общественным мнением

Проблема низкого социального статуса учителей актуальна не только для России В других странах также наблюдается тенденция резкого снижения престижа этой профессии . Исследователи из Великобритании проанализировали, как менялось восприятие статуса педагога и профессии в целом в период с 1967 по 2003 г . [21] . Отмечается, что в 1967 г . профессия учителя (среди самих педагогов) по шкале от 1 до 5 оценивалась на 4,2 балла, в 1979 г . - на 3,7 балла, в 1988 г . - на 2,9, в 1997 г . - на 2,4 и в 2003 г . - на 2,2 балла . В своей работе они рассмотрели решающее влияние СМИ (средства массовой информации) на формирование представлений как самих учителей, так и общественного мнения . Авторы проекта приходят к выводу, что современным учителям необходимо активно участвовать в создании тем для медийного обсуждения и таким образом оказывать влияние на формирование имиджа своей профессии

Другие британские ученые - К . Фуллер (C . Fuller), Э . Гудвин (A . Goodwyn) и Э . Фрэн- сис-Брофи (E . Francis-Brophy) - указали, что педагоги считают свою профессию менее престижной по сравнению с другими и в целом менее удовлетворены своей работой, чем несколько десятилетий назад [18] . Авторы обосновывают, что хорошие учителя нуждаются в признании своих навыков и опыта Они предлагают развивать систему поощрений, вознаграждений, чтобы у педагогов формировалась положительная самоидентификация В международном проекте «Глобальный индекс статуса учителя» британские ученые построили рейтинг социального статуса педагогов из 21 страны мира [19] . Полученные данные показали, что самый высокий статус педагога - в Китае, а самый низкий - в Израиле и Бразилии Россия не была включена в список стран, где проводилось исследование . В качестве переменных в этом проекте использованы: рейтинг статуса учителей начальной, средней и старшей школы по сравнению с другими ключевыми профессиями; востребованность профессии учителя как будущей специальности среди родителей и учеников; контекстуальное понимание социального статуса учителя; уважение среди учеников

В другом крупномасштабном проекте по изучению социального статуса учителя в Новой Зеландии ученые выявили в ходе фокус- групп основные факторы, определяющие статус учителя и затем провели анкетный опрос представителей ключевых групп [20] . Таковыми факторами были признаны власть, деньги и слава . Изучив сквозь их призму категорию социального статуса, они пришли к выводу, что у учителей в их стране нет высокого статуса Многосторонний анализ феномена социального статуса профессии учителя в международном разрезе осуществлен В Симео- нидисом [23] Концептуальные рамки исследования базировались на факторах статуса, выделенных Л . Харгривз и Дж . Флуттер [22]: общество/правительство, система образования, обучающий потенциал (teaching force), локальные/региональные механизмы управления (regional/local arrangements), школа и учитель . Результаты социологического опроса показали, что понятие статуса тесно связано с различными аспектами качественного образования: социально-культурные и экономические условия, гарантия занятости и оплаты труда, профессиональное развитие учителей, профессиональная автономия, социальный диалог и участие в принятии политических решений . В качестве причин снижения статуса профессии учителя за последние 10 лет, которое отметила половина респондентов, В . Симеонидис называет депрофессионали­зацию (снижение качества подготовки и условий обучения) и экономическое давление со стороны рынка

Методология исследования

Представленный здесь текст основан на результатах социологического исследования «Профессиональная идентичность педагога общеобразовательной организации», проведенного Сектором мониторинговых исследований Центра прикладных психолого-педаго- гических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета в марте-июне 2016 г . В нем участвовали 1024 педагога из общеобразовательных организаций в девяти федеральных округах РФ, кроме Крыма . Их опрос проводился по трехступенчатой стратифицированной вероятностной выборке В каждом федеральном округе в выборку включались по 2-5 административных центров субъектов РФ и по 3-12 других населенных пунктов разных размеров Полевой этап опроса был реализован исследовательской компанией Левада-центр .

Феномен социального статуса профессии имеет множество измерений . Некоторые из них были уже представлены выше в обзоре работ иностранных авторов . Здесь приведем довольно популярное определение Э . Хойла (Е . Hoyle) . Он считает, что содержание понятия «профессиональный статус» определяется престижем, уровнем квалификации и уважением [21] .

В данной статье будет использована исследовательская модель измерения категории социального статуса, основными элементами которой выступают:

1)         социальный престиж: социальное признание профессии учителя в обществе, положение учителя на лестнице социального престижа; сравнение с другими профессиями; уровень оплаты труда;

2)         уважение со стороны учащихся и их родителей;

3)         удовлетворенность педагогов различными аспектами своей профессиональной деятельности: результаты труда, выбор профессии в целом, наличие свободного времени, творческая самореализация

Данная модель сформирована на основе анализа литературы и интернет-форумов, а также данных асинхронной онлайн фокус- группы [анализ результатов фокус-группы, содержания печатных и электронных источников см : 1]

Престиж профессии педагога

Статус профессии педагога - одна из наиболее обсуждаемых тем в последнее время По данным Фонда «Общественное мнение» [12], среди россиян отмечается положительная динамика в отношении к профессии школьного учителя . Так, если в 2001 г . только треть респондентов (32%) указали, что они пользуются уважением, то в 2014 г - уже более половины (54%)

Важно отметить, что социальное восприятие престижа профессии за последние годы изменилось незначительно Так, согласно результатам ВЦИОМ [17], в период с 2008 по 2014 г на 8% сократилась доля респондентов, рассматривающих ее как «абсолютно непрестижную» (с 35% в 2008 г до 27% в 2014 г ) При этом на 9% увеличилась доля тех, кто относит профессию учителя к «обычному ремеслу» (с 38% до 47%) Только 23% опрошенных россиян считают профессию школьного педагога престижной и за последние годы их количество не выросло Еще меньше респондентов хотели бы видеть своего ребенка школьным учителем (16%), их доля также практически не изменилась (17% в 2008 г )

Рассмотрим, каким образом сами учителя оценивают статус своей профессии Согласно результатам исследования, российские учи­
теля общеобразовательных школ считают себя низкостатусной социальной группой . При ответе на вопрос «Как бы вы оценили свое положение (статус) как учителя по социальному признанию профессии учителя в обществе в целом?» большая часть из них поставила низкие оценки - 41% (совокупный показатель оценок 1+2 по шкале от 1 до 5, рис . 1) .

Российский учитель на «лестнице социального престижа»

Более чем две трети опрошенных педагогов (68%) при ответе на вопрос о том, где они расположили бы себя на лестнице из 10 ступеней, на верхних ступенях которой стоят представители наиболее престижных в нашем обществе профессий, на нижних - наименее, разместили себя в нижней части этой лестницы (68% учителей расположили себя не выше середины лестницы - 5-й ступени, рис . 2) . Основная часть оценили свое положение на ступенях от 3 до 5 (половина всех опрошенных - 52%), а 8% - на самой нижней .

Большинство участников опроса (21%) считают, что занимают 5-ю ступень Педагогов, уверенных, что для их профессии характерен низкий статус (ступени престижа 1, 2 и 3) более чем в два раза больше тех, кто считает свою профессию высоко престижной (ступени 8, 9 и 10) - 33% и 14% соответственно . Более опытные педагоги чаще своих молодых коллег склонны воспринимать свою профессию как не престижную (70% респондентов со стажем от 21 до 64 лет оценили свое положение не выше 5-й ступени, 69% - со стажем от 10 до 20 лет) .

Основными причинами, определяющими негативное восприятие статуса собственной профессии, являются [подробный анализ каждого из аргументов см . : 1]:

1)         неудовлетворительное экономическое положение учителя;

2)         превращение учителя в обслуживающий детей, родителей и администрацию персонал;

3)         административно-бюрократическая система управления школой: увеличение объема отчетности, бесправие учителя перед непосредственным руководством школы и стандартизация, лишающие педагогов творческой свободы и возможностей для самореализации;

4)         формирование негативного образа учителя в СМИ;

5)         непрестижность педагогических вузов;

6)         снижение ценности образования в российском обществе

Вторая, реже встречающаяся, точка зрения - оптимистическая, основывается на аргументах о позитивных переменных, произошедших за последние годы:

1)         улучшение материального положения учителей;

2)         повышение престижности педагогических вузов;

3)         предоставление учителю возможности творческого подхода к выполняемой работе

Высокое доверие и низкая престижность по сравнению с другими профессиями

В современном российском обществе профессия учителя характеризуется высоким уровнем доверия и низкой престижностью по сравнению с другими специальностями Максимально высокий уровень доверия к учителю выявлен в исследованиях ВЦИОМ [2] - рейтинг профессии по уровню доверия составляет 3,72 балла из 5 возможных (выше только у ученых - 3,86 балла) . Но в рейтинге престижности профессия школьного учителя занимает последнее место - 2,9 балла .

Обратимся к анализу мнения самих учителей . В ходе проведенного социологического опроса им было предложено сравнить престижность своей профессии с рядом других В итоге позиции педагогов разделились: одна половина считают свою профессию «менее престижной», вторая - «более престижной» или «одинаково престижной» по сравнению с такими профессиями, как врач, экономист, государственный служащий, полицейский и менеджер по продажам (рис 3)

Наибольшее единодушие проявилось в сравнительной оценке профессий педагога и врача - 52% респондентов считают, что эти специальности «одинаково престижны» Но около трети опрошенных (32%) определяют свой статус как «менее престижный», чем у врача.

Наиболее низкий статус своей профессии респонденты ощущают в сравнении с профессиями экономиста и государственного служащего (47% и 49% - «нет, менее престижна») . Единственная профессия, где доля респондентов, уверенных в более высокой престижности профессии педагога, несколько превышает долю имеющих противоположенное мнение - менеджер по продажам (44% - «да, престижнее» против 41% - «нет, менее престижна»)

Рис. 2. Самоопределение учителей на лестнице социального престижа

При сравнении статуса профессии учителя с другими профессиями наиболее низкие оценки получены от учителей, имеющих стаж работы более 20 лет

Оценка педагогами конкурентоспособности своей зарплаты

В ходе анализа полученных данных выяснилось, что учителя довольно низко оценивают уровень своей заработной платы Более половины из них поставили оценки от 1 до 2 (55%), при этом предельно низкий балл поставили более четверти (28%) (рис 1) Ниже всего оценивают уровень своей заработной платы педагоги со стажем работы более 21 года (33% оценили на 1 балл) Около трети учителей (32%) оценивают уровень зарплаты как средний, т . е . поставили оценку в 3 балла. В основном это опытные педагоги со стажем от 11 до 20 лет (42%)

Выяснилось, что большая часть учителей считают оплату своего труда неконкурентоспособной «по сравнению со средней зарплатой в регионе» (55% - совокупный показатель «безусловно, неконкурентоспособна» + «скорее неконкурентоспособна») . Но более четверти респондентов настаивают на обратном (27% - совокупный показатель «безусловно, конкурен­тоспособна» + «скорее конкурентоспособна») .

В оценке же конкурентоспособности своей зарплаты в сравнении с педагогами из других школ мнения опрошенных учителей разделились (39% - совокупный показатель «безусловно, неконкурентоспособна» + «скорее неконкурентоспособна» и 40% - совокупный показатель «безусловно, конкурентоспособ­на» + «скорее конкурентоспособна»)

Начиная с 2012 г государство начало осуществлять повышение заработной платы школьным учителям . В целом, это довольно позитивно оценивается российскими педагогами Только треть из них (36%) настаивают на том, что повышение оплаты труда «ничему не способствовало» По мнению 45% респондентов, в первую очередь, это «дало дополнительный стимул учителям заниматься профессиональным развитием, самообразованием», кроме того, «повысило самоуважение учителей» (22%), «качество их работы» (20%) и даже способствовало тому, чтобы «престиж профессии в обществе вырос» (15%) .

В ходе опроса педагогам было предложено вспомнить, что в первую очередь повлияло на выбор профессии, и определить, что наиболее важно сегодня Полученные данные позволяют сказать, что заработная плата не являлась мотивом, определившим выбор будущими педагогами своей профессии (4%) Но значимость этого фактора выросла более чем в два раза в нынешних условиях труда (до 10%) .

Помимо суммы заработка немаловажным условием достойного уровня жизни является стабильность его получения . «Гарантированная, стабильная работа» (48%) в современных кризисных обстоятельствах становится очень значимой для учителей и даже начинает конкурировать с «желанием работать с детьми» (54%) . Для сравнения: в качестве мотива выбора профессии он составлял только 34%, а «желание работать с детьми» почти в два раза больше - 63%

Стоит отметить возросшую значимость- такого фактора, связанного с оплатой труда, как «продолжительный отпуск, достаточное количество нерабочих дней» («повлиял на выбор профессии» - 21% и «значимо сегодня» - 31%) .

Таким образом, педагоги сегодня ориентированы не столько на высокий заработок, сколько на гарантированное и стабильное его получение, а также возможность продолжительного отпуска

Уважение учащихся и их родителей

Из трех составляющих статуса именно на уважение непосредственно сам учитель способен оказывать наибольшее влияние . Личность педагога в России вызывает уважение и доверие . В рейтинге самых «умных, талантливых, способных» а также «честных, совестливых и порядочных» профессий сфера образования наряду с медициной занимает 3-е место [3]

Большая часть опрошенных учителей также отмечают уважительное отношение к себе со стороны учащихся и их родителей (совокупный показатель высоких оценок 4+5 составил по учащимся 41%, по родителям - 49%, рис 1) Одна четверть респондентов высказали противоположную точку зрения и оценили степень проявляемого уважения как очень низкую (совокупный показатель 1+2 балла составил по учащимся 20 баллов, по родителям - 19 баллов) Треть респондентов оценили степень уважения на 3 балла из 5 возможных

Удовлетворенность работой

Согласно полученным данным, практически все респонденты (91%) удовлетворены текущим местом работы, половина (52%) из них - «полностью удовлетворены» Больше всего «полностью удовлетворенных» педагогов среди тех, чей стаж составляет от 11 до 20 лет (59%) Меньше всего - среди молодых учителей со стажем до 5 лет (40%) Кроме того, в их группе наивысший показатель по «неудовлетворенности» - 17%

Только одна десятая часть (10%) педагогов «хотели бы сменить профессию / уйти в другую сферу» В основном - это молодые педагоги со стажем работы до 5 лет (18%) .

Учителя ощущают довольно высокую степень удовлетворенности от «результатов своего труда», возможности «творческой самореализации, креативности, свободы от шаблонов» и «выбора профессии» в целом (совокупный показатель 4+5 баллов составил 57%, 55% и 66% соответственно, рис 1)

Отсутствие свободного времени - определяющий фактор низкого статуса профессии учителя

На сегодняшний день определяющим фактором низкого статуса их профессии, по мнению учителей, является отсутствие свободного времени (66% оценили этот показатель крайне низко - совокупный показатель баллов 1+2, рис . 1) .

Согласно опросу учителей, осуществленному Институтом социологии образования РАО [10], начиная с середины 90-х гг . , негативное влияние на образование административно-бюрократической системы управления последовательно увеличивается и приближается сегодня к уровню 1991 г. , когда педагогами фиксировался явный кризис системы образования Каждый третий учитель к числу причин, негативно влияющих на современное образование, относит административно-бюрократическую систему управления (34%) Среди основных факторов, обусловливающих подобную ситуацию, называется «увеличение объема отчетности» (65,8%)

Практически любой уровень управления может внезапно потребовать от учителя «отчета», что способствует, с одной стороны, возникновению у учителя особого комплекса переживаний, связанных со своей профессиональной компетентностью («мне не доверяют, меня постоянно контролируют»), а с другой стороны, требует от него существенных дополнительных временных затрат на подготовку соответствующих «бумаг». И вся эта работа осуществляется либо за счет сокращения времени, отдаваемого ученикам, либо за счет времени, уделяемого профессиональной подготовке, либо, наконец, за счет свободного времени учителя

Н . Яковлева указывает на «унизительный характер» процедур лицензирования, планирования, функционирования, отчетности, аттестации и переаттестации [16] . По ее словам, все эти нововведения оказывают негативное влияние на статус учителя, на его самоощущение и отношение к нему окружающих

Выводы

Несмотря на то, что российские учителя определяют статус своей профессии как непрестижный, нельзя утверждать, что они определенно воспринимают себя как низко­статусную профессиональную группу

С одной стороны, несмотря на то, что российские учителя оценивают уровень своей заработной платы как низкий и большая часть из них считают оплату своего труда неконкурентоспособной «по сравнению со средней зарплатой в регионе», оплата труда не является для современного педагога ведущим мотивом выбора профессии В нынешних кризисных условиях важным фактором становится гарантированное и стабильное получение зарплаты, около половины респондентов выделили его в качестве одного из главных С другой стороны, при сравнении степеней престижности разных профессий респонденты указали, что они не считают педагогическую деятельность однозначно менее престижной, чем деятельность экономиста, государственного служащего, полицейского, врача и менеджера по продажам В современном учительском сообществе, примерно в равных пропорциях, существуют две позиции . Согласно одной, профессия педагога обладает низкой степенью престижности, согласно другой, она обладает средней и даже высокой престижностью

Практически все опрошенные педагоги «удовлетворены» текущим местом работы (91%) . И только одна десятая часть (10%) педагогов «хотели бы сменить профессию / уйти в другую сферу» В основном это молодые педагоги со стажем работы до 5 лет Несмотря на то, что молодые педагоги оценивают статус профессии учителя как более высокий, чем опытные, среди них чаще встречаются те, кто хотел бы сменить ее и заняться чем-то другим

Таким образом, главные причины, определяющие самоощущение низкого статуса - это нехватка «свободного времени», недостаточно «высокая заработная плата» и отсутствие «социального признания профессии учителя в обществе в целом» Положительное влияние оказывают факторы, связанные с личностным выбором педагогической деятельности в целом: «удовлетворенность выбором профессии», «удовлетворенность результатами своего труда» и «творческая самореализация, креативность, свобода от шаблонов в работе».

Литература

  1. Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Хуснутдинова М.Р. Отношение российских педагогов к коммерциализации школьного образования.Результаты I этапа социологического исследования [Электронный ресурс].Москва: Циркон, 2015.URL: http://www.zircon.ru/upload/ iblock/5e3/Commercialization_of_school_education_ report1_2015.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
  2. ВЦИОМ: учителям россияне доверяют больше, чем политикам [Электронный ресурс] // РИА Новости.2013.4 октября.URL: http://ria.ru/ society/20131004/967783039.html#ixzz4BliMjbsh (дата обращения: 10.03.2017).
  3. Главные профессии, по мнению жителей России [Электронный ресурс] // Пресс выпуск Левада-центр.2013.7 июля.URL: http://www.levada.ru/old/04-07- 2013/glavnye-professii-po-mneniyu-zhitelei-rossii (дата обращения: 20.03.2017).
  4. Ильин В.А., Шабунова А.А., Леонидова Г.В. Социальное положение учительства в России // Социологические исследования.2012.№ 8.С.123–133.
  5. Коган Е.А. Удовлетворенность педагогов работой в общеобразовательных школах // Профессионалы в эпоху реформ: динамика идеологии, статуса и ценностей / Под ред.В.А. Мансурова.М.: ИС РАН, 2013.С.291–298.
  6. Колесникова Е.М. Публичный образ профессии учителя: опыты исследования и вклад в статусные показатели группы // Вестник Нижегородского университета имени Н.И.Лобачевского.Серия социальные науки.2013.№ 1 (29).С.28–34.
  7. Профессия «учитель»: вчера и сегодня [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск.2016.№ 3185 от 26 августа.URL: http://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=115829 (дата обращения: 10.03.2017).
  8. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / Под ред.Е.Ленской, М. Пинской.М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015.240 с.
  9. Российские учителя в свете исследовательских данных / Под ред.И.Д.Фрумина, В.А.Болотова, С.Г.Косарецкого, М.Карной.М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016.320 с.
  10. Собкин В., Адамчук Д. Какие перемены нужны современному образованию.О профессиональном самочувствии школьного учителя // Учительская газета.2015.№ 16 от 21 апреля.
  11. Условия работы и профессиональное самочувствие учителей в ситуации введения эффективного контракта.Информационный бюллетень.(Мониторинг экономики образования.№ 1 (90)).Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016.
  12. Учитель: престиж профессии и необходимые качества.Каким должен быть современный учитель? Должны ли учителя воспитывать – или только давать знания? [Электронный ресурс] // ФОМ.Наука и образование.2014.от 5 октября.URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11773 (дата обращения: 10.03.2017).
  13. Фуллан М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы // Вопросы образования.2011.№ 4.С.79–105.
  14. Шафранов-Куцев Г.Ф.Место учительства в стратификационной структуре современного российского общества // Социологические исследования.2016.№ 9.С.65–72.
  15. Шереги Ф.Э. Педагоги общеобразовательных организаций: труд или повинность? // Социологические исследования.2016.№ 1.C.108– 116.
  16. Яковлева Н. Образовательная услуга или учительское служение? // Родина.2014.№ 3.С. 62– 63.
  17. 65% россиян не хотят, чтобы их дети стали учителями [Электронный ресурс] // Учительская Газета.2014.12 ноября.URL: http://www.ug.ru/ news/13422 (дата обращения: 10.03.2017).
  18. Fuller C., Goodwyn A., Francis-Brophy E. Advanced skills teachers: professional identity and status // Teachers and Teaching.2013.Vol 19.№ 4.P.463–474.
  19. Global Teacher Status Index / Еd.by Dolton P., Marcenaro-Gutierrez O.London: Varkey GEMS Foundation, 2013.
  20. Hall D., Langton B. Perception of the status of the teachers.New Zealand: Ministry of Education, 2006.
  21. Hargreaves L., Cunningham M., Everton T., Hansen A., Hopper B., McIntyre D., Maddock M., Mukherjee J., Pell T., Rouse M., Turner P., Wilson L. The status of teachers and the teaching profession: Views from inside and outside the profession.Research Report 755.London: DfES, 2006.
  22. Hargreaves L., Flutter J. The Status of Teachers and the Teaching Profession: A desk-study for Education International.Unpublished manuscript, Department of Education, University of Cambridge, 2013.
  23. Symeonidis V. The status of teachers and the teaching profession a study of education unions’ perspectives.Brussels: Education International, Research Institute, 2015.
  24. Zarina S., Drelinga E., Iliško D., Krastiņa E. Teacher’s vocation and students’ attitudes towards a choice of teacher’s vocation // Society.Integration.Education.Proceedings of the International Scientific Conference.2016.Vol.I.May 27-th–28-th.P.265–274.

Информация об авторах

Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7688-0230, e-mail: husnutdinovaMR@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3166
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 3185
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5