Учет психологических механизмов развития личности в проектировании образовательной среды

951

Аннотация

Рассматриваются проблемы и пути реализации в педагогическом проектировании актуальной парадигмы образования, ориентированной на развитие личности обучающегося. Анализируются взгляды исследователей в области психологии и педагогики на феномен образовательной среды и ее особую роль в личностном развитии человека. Уточняется, что развитие личности обучающегося происходит в процессе его ситуационного взаимодействия с образовательной средой в результате актуализации специфических психологических механизмов. Приводится типология ситуаций развития личности в образовательной среде: когнитивной ориентировки; предметно-деятельностной ориентировки; ценностно-смысловой ориентировки; целостной ориентировки. Каждому из типов ситуаций поставлены в соответствие свои базовые психологические механизмы развития личности. Показано, что ведущие психологические механизмы каждой из четырех типов личностно развивающих ситуаций взаимосвязаны между собой по принципу дополнения активности обучающегося во внешнем плане его внутренней активностью.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, педагогическое проектирование, личность, развитие личности, психологические механизмы развития личности

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220414

Для цитаты: Ходякова Н.В., Митин А.И. Учет психологических механизмов развития личности в проектировании образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 101–109. DOI: 10.17759/pse.2017220414

Полный текст

 
 

Образовательная парадигма XXI в . ориентирована на развитие человека как личности . Развитие личностных свойств индивида культивирует в нем истинно человеческое, делает его субъектом собственной жизни, так как формирует его индивидуальный опыт критической оценки происходящих событий и поступающей информации, позволяет противостоять манипуляциям и деструктивным воздействиям, определять личностные смыслы и цели своей активности, делать нравственный выбор, творчески изменять свое окружение, строить диалогические отношения с другими людьми и т д

Личностное развитие человека в качестве основного социокультурного и образовательного ориентира закреплено в различных международных и российских документах . Так, «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций» (2000) в качестве важнейших целей развития человечества называет утверждение человеческого достоинства, уважение прав и свобод человека, в том числе его права на развитие . В докладах Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (2003) достижение целей развития человека связывается с образованием как основой реализации потенциала личности Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) конкретизирует эти положения, уточняя, что приоритетным в российском образовании является принцип свободного развития личности

В различных психолого-педагогических исследованиях показано, что развитие личности в ходе образования - это процесс, который не полностью детерминируется педагогом, в нем активную роль играют также обучающийся и образовательная среда О необходимости рассмотрения проблемы развития обучающегося через призму его взаимодействия с образовательной средой пишет В . И . Панов [14] . Ю . С . Мануйлов обращает внимание на то, что электронный контекст образования, создавая своеобразную «среду обитания» современных юношей и девушек, все чаще выходит из зоны педагогического контроля [24] Идеи педагогического освоения образовательной среды посредством проектирования педагогами ее характеристик, а также ответственности педагогов за ее качество высказывает В . А . Ясвин [25] . Эти и другие точки зрения фокусируют внимание на особой роли и значимости образовательной среды в личностно ориентированном образовании, что требует дальнейшего научного изучения ее развивающей сущности, структуры, а также психологических механизмов развития личности

В диссертационных работах психологов и педагогов образовательная среда определяется и моделируется по-разному . Часть исследователей (В . А . Кучер, Е . В . Чернобай и др ) считают, что образовательная среда - это совокупность условий учебной деятельности (средств обучения), характеризуемая свойствами вариативности и гибкости [11; 21] . Некоторые ученые (Е . А . Бауэр и др . ) полагают, что образовательная среда - это модель синергетического жизненного пространства, которая должна репрезентировать структуру социальных отношений [1] . Представители еще одной группы, строя дефиниции образовательной среды, в первую очередь обращают внимание на ее личностно развивающие функции Например, В И Панов образовательной средой называет совокупность компонентов (пространственно-предметных, коммуникативных, деятельностных и субъектных, т е относящихся к субъектам), в ситуационном взаимодействии с которыми развивается человек [14], а Т . В . Зобнина под образовательной средой понимает целостную организацию личностно развивающего педагогического процесса, включающую психологические механизмы саморазвития человека [7] . Результаты проведенных нами исследований [20] также подтверждают необходимость учета в ситуационно-средовом проектировании образования психологических механизмов развития личности, опоры на закономерные взаимосвязи личностных и средовых факторов Почему важно раскрыть механизмы развития, и о каких психологических механизмах идет речь?

Выявление психологических механизмов личностного развития позволяет научно объяснить этот процесс развития, проникнуть в его сущность, установить закономерный ход событий [16] . Во взаимодействии человека с образовательной средой исследователи выделяют следующие группы психологических механизмов личностного развития: целеобразование, рефлексивная самоорганизация, интериоризация, идентификация [7]; диалог, характеризуемый устойчивыми и эмоционально-позитивными межличностными коммуникациями [17]; непрерывная оценка среды на предмет имеющихся рисков, рефлексия [10]; адаптация (понимаемая как достижение оптимального взаимодействия личности и среды), идентификация личности в среде, интериоризация [1]; механизм принятия и обретения «собственного» [22]; механизмы переживания, конфликта смыслов, понимания, «оживления» знаний, ценностной ориентации, мотивации, смылообразования, экстериоризации, обеспечения смысловой и временной перспективы [13] . Как видно из приведенного перечня психологических механизмов, их продуктивное использование в личностно развивающем образовании требует их упорядочивания, понимания, в какую именно ситуацию требуется включить тот или иной механизм

В соответствии с научными разработками в области психологии социальных ситуаций [2; 3], нам удалось уточнить модель образовательного процесса, в основе поэтапного развертывания которого лежит закономерная смена ситуаций взаимодействия обучающегося с образовательной средой со встроенными в них личностно-развивающими психологическими механизмами . Данная динамическая модель описывает ситуационный цикл развивающего взаимодействия личности с образовательной средой, состоящий из четырех этапов . Остановимся на ней более подробно .

Ситуационный цикл индивидуального развития начинается с этапа вхождения обучающегося в новую образовательную среду (поступление в образовательное учреждение, переход на новую ступень образования, смена учебного коллектива, педагогов и т . п . ) . На этом первом ситуационном этапе личность во взаимодействии с образовательной средой испытывает на себе такие средовые воздействия, которые ранее не испытывала, фактически выступает в роли объекта по отношению к активной среде . Для своего успешного функционирования в среде личности необходимо ответить на вопрос: «Что представляет собой данная образовательная среда?», составить об этой среде максимально адекватное представление, т. е. познакомиться с представленными в среде объектами и другими субъектами, узнать действующие в данной среде нормы, требования и правила, выяснить возможные психологические риски и пути их преодоления . Этот процесс когнитивной ориентировки в новой образовательной среде (познания и структурирования среды), сравнения окружающей реальности со своими ожиданиями предполагает актуализацию внутренних механизмов идентификации и защиты

Психологический механизм идентификации действует как через первичное восприятие символического контекста среды, так и через вторичное восприятие, направленное усвоение принятых в данной среде образцов деятельности и поведения [12] . Субъект сравнивает воспринятое с уже имеющимся у него опытом, начинает играть в данной среде определенную роль и таким образом изменяет свое Я, взаимодействуя с внешне заданными условиями среды. Психологический механизм защиты позволяет минимизировать негативные эмоциональные переживания, возникающие в результате действия средо- вых стрессоров (увеличенная учебная нагрузка, избыточность информации, дефицит времени и т . д . ) . Благодаря действию этого механизма у обучающегося сохраняется необходимый уровень жизнедеятельности и психологического благополучия, сохраняется целостная Я-концепция [9] . Как видно из приведенных кратких характеристик обсуждаемых механизмов, они дополняют друг друга: идентификация обеспечивает изменения в личностных структурах, а защита - сохранение личностной целостности

После первичных психологической адаптации и когнитивной ориентировки обучающегося, сопровождающихся выработкой определенных представлений об образовательной среде, он ощущает потребность объективно оценить свои способности в данном средовом окружении Обучающийся задается вопросом: «Что представляю собой я сам, каковы мои реальные возможности?» Отвечая на этот вопрос, индивид как субъект вступает во взаимодействие с компонентами образовательной среды (предметами и людьми), пробует свои силы, пытается мотивированно действовать, используя различные ресурсы, средства и способы деятельности и общения . Наступает ситуация предметно-деятельностной ориентировки, в которой срабатывают психологические механизмы свободного выбора элементов среды и «игры со средой», когда субъект самостоятельно и целенаправленно выделяет из среды определенные компоненты, производит с ними действия, наблюдает результаты Психологический механизм свободного выбора предполагает развитие опыта самостоятельности и уменьшение внешней регламентации деятельности обучающегося [6] . Свободный выбор создает психологические основы для самостоятельного определения обучаюшимся своего индивидуального образовательного маршрута [19] . Возможность выбора позволяет обучающемуся чувствовать себя в образовательной среде не объектом воздействия, а субъектом Психологический механизм игры обеспечивает развитие такого опыта произвольных деятельности и поведения, который, с одной стороны, увеличивает его степени свободы, а, с другой стороны, отвечает определенным правилам, способствует естественной интериоризации социальных образцов и эталонов [5] . Заметим, что и эти психологические механизмы личностного развития дополняют друг друга: свободный выбор обеспечивает условия для проявления личностной активности и самостоятельности, а игра - поощряет свободное самопроявле- ние, но при этом направляет субъектную активность в социально приемлемое русло После получения адекватных представлений о среде и объективных знаний о своих возможностях обучающийся сопоставляет выстроенные в его сознании образ среды и образ Я с аналогичными представлениями других субъектов образовательного процесса, в результате чего формируется система взглядов и убеждений, соотнесенная с социальными идеалами и ценностями и называемая личностной позицией В данной ситуации внутренняя активность личности начинает превалировать над активностью среды Высказывая по тому или иному информационному поводу собственное мнение в учебном микросоциуме, обучающийся ищет ответ на вопрос: «Каково мое отношение к себе и своему окружению? Что меня устраивает, а что - нет?» Описываемая ситуация ценностно­смысловой ориентировки приводит к оформлению личностной позиции у обучающегося лишь при условии актуализации психологических механизмов рефлексии и диалога.

Психологический механизм рефлексии позволяет обучающемуся осознать личностные смыслы своей активности, развить опыт ценностных ориентаций, когнитивной и психологической саморегуляции [15], выработать адекватную самооценку в сравнении идеального и реального образов Я Благодаря этому механизму индивидуальный опыт обучающегося подвергается анализу и ценностно-смысловой ревизии, обучающийся уже не просто проявляет, но и осознает себя как субъект, принимает на себя нравственную ответственность за свои действия . Психологический механизм диалога восполняет несамодостаточ- ность человека, обеспечивает его «встречу» и обмен смыслами и ценностями с другими личностями [18] . Если рефлексия обеспечивает отражение внешнего мира во внутреннем, то диалог обеспечивает экстериоризацию, са- мопрезентацию внутреннего мира обучающегося в образовательной среде . Актуализация этих механизмов в их единстве обеспечивает непрерывное развитие позиции личности

Ситуационный цикл развития личности во взаимодействии с образовательной средой заканчивается ситуацией целостной ориентировки, в которой обучающийся в соответствии с накопленным у него опытом когнитивной, предметно-деятельностной и ценностно­смысловой ориентировки на основе сложившейся у него позиции (моделью, замыслом проекта и т п ) осуществляет инновационные изменения в образовательной среде Благодаря этим изменениям обучающийся реализует свой творческий потенциал, самоутверждается как личность Реализуя активность в ситуации целостной ориентировки, субъект отвечает на вопрос: «Как я могу доказать свою правоту, смогу ли реализовать задуманное?» В этой ситуации в действие вступают механизмы творчества и саморегуляции

Психологический механизм творчества позволяет преодолеть отчуждение личности обучающегося от образовательного процесса, реализовать природные задатки и креа­тивные потребности человека как в создании определенного предмета культуры (учебного проекта, произведения и т п ), так и в самосо- зидании [4], на основе этого механизма человек проявляет не только свою субъектность, но и индивидуальность, свой собственный стиль мышления, деятельности и общения Творчество несовместимо с регламентацией, с ограничением возможностей . Психологический механизм саморегуляции предполагает самостоятельное и целенаправленное само- изменение [8], корректировку личностной позиции в соответствии с производимыми в среде изменениями и культурно-нравственными императивами Творчество в процессе развития личности не может не сопровождаться саморегуляцией, так как личность - это всегда социальный субъект [23] . Изменяя образовательную среду, обучающийся изменяется сам, и наоборот

Краткое описание психологических механизмов личностного развития в образовательной среде показало, что на каждом этапе ситуационного цикла развития личностного опыта обучающегося они образуют парное единство, подобно тому, как единое целое образует дихотомия «личность-среда».

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что:

1)    ценностно-целевая ориентация образования на развитие личности предполагает его

2) проектирование личностно развивающей образовательной среды на научной основе предусматривает учет ситуационных психологических механизмов взаимодействия обучающегося с этой средой;

3) ситуационный цикл взаимодействия личности обучающегося с образовательной средой может моделироваться как последовательная смена ситуаций четырех типов: когнитивной ориентировки личности в образовательной среде; ее предметно-деятельностной ориентировки; ценностно-смысловой ориентировки; целостной ориентировки;

4) каждому из названных типов ситуаций «обучающийся-образовательная среда» соответствуют свои ведущие психологические механизмы личностного развития: идентификации и защиты; свободного выбора и игры; рефлексии и диалога; творчества и саморегуляции;

5) любой из представленных механизмов сопоставлен со своим парным механизмом, вместе с которым они обеспечивают органическую взаимосвязь внутреннего мира личности и внешней по отношению к ней образовательной среды;

6) учет ведущих психологических механизмов личностного развития в педагогическом проектировании образовательных сред и ситуаций позволяет естественным и закономерным способом обеспечить непрерывное и поступательное развития личности в ходе образования

Литература

  1. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков- мигрантов: дисс....д-ра психол.наук.М., 2012.503 с.
  2. Гришина Н.В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения // Психологические исследования.2012.Т.5.№ 24.С.2.
  3. Гришина Н.В. Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности // Вестник СПбГУ.Сер.16.2016.Вып. 1.C.58–68.
  4. Гумерова Р.В. Исследование творчества в коммуникативной парадигме // Вестник Томского государственного университета.2012.№ 2(6).С. 17–26.
  5. Жажева Д.Д., Жажева С.А. Теоретические основы формирования лингвистических знаний у младших школьников посредством дидактической игры // Вестник Майкопского государственного технологического университета.2013.№ 2.С.110– 115.
  6. Зайцев В.В. Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.2012.Вып.5.Т.69.С.91–96.
  7. Зобнина Т.В. Система психологической подготовки студентов – будущих педагогов в инновационной образовательной среде педагогического вуза: дисс.… д-ра психол.наук.Нижний Новгород, 2012.435 с.
  8. Коноплева И.Н., Проничева М.М. Влияние субъективных особенностей образа Я на способность к саморегуляции студентов-юристов [Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№ 3.URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/ n3/63805.shtml (дата обращения: 07.07.2017).
  9. Кружкова О.В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.2012.№ 1.Т.5.С.36–47.
  10. Крук В.М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур: дисс.… д-ра психол.наук.М., 2013.502 с.
  11. Кучер В.А. Формирование профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД РФ в образовательной среде современного военного института: дисс.… д-ра пед.наук.Владикавказ, 2012.432 с.
  12. Миронов Д.Д. Субъект и культура: механизм идентификации // Вестник Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.2015.№ 3 (24).С.126–129.
  13. Пазухина С.В. Ценностное отношение будущего педагога к личности учащегося: антропологический подход: дисс.… д-ра психол.наук.М., 2012, 423 с.
  14. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество.2013.№ 3.С.13–27.
  15. Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология.2014.Т.7.№ 2.С.82–93.
  16. Самылова О.А. Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде // Теория и практика общественного развития.2013.№ 2.С.66–69.
  17. Телепова Н.Н. Психолого-педагогическая концепция формирования психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам: дисс.… д-ра психол.наук.Нижний Новгород, 2012.324 с.
  18. Топольская Т.А. О понятии «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике // Консультативная психология и психотерапия.2012.№ 1.С.34–63.
  19. Фокина И.В. Ситуации свободного выбора в процессе профессионального обучения // Перспективы науки и образования.2013.№ 5.С. 170–172.
  20. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: дисс.… д-ра пед.наук.Волгоград, 2013.465 с.
  21. Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования): дисс.… д-ра пед.наук.М., 2012.303 с.
  22. Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 2.С.26–32.
  23. Шувалов А.В. Методологические установки психологического человекознания // Консультативная психология и психотерапия.2012.№ 3.С.5–29.
  24. Электронная среда в образовании: движение в будущее: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 17 марта 2013 года) / Отв.ред.Ю.С. Мануйлов.Нижний Новгород: Центр научных инвестиций, 2013.288 с.
  25. Ясвин В.А. Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды // Социальная психология и общество.2013.№ 3.С. 143–153.

Информация об авторах

Ходякова Наталия Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академии управления МВД России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4340-0744, e-mail: hodyakova@yandex.ru

Митин Александр Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры прикладной информатики и мультимедийных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9202-2087, e-mail: mitin_ai@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2344
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 951
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0