Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 6. С. 5–24
doi:10.17759/pse.2017220601
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Вызовы современного детства: ключевые результаты реализации Национальной стратегии действий в интересах детей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Национальная стратегия действий в интересах детей, защита детства, права ребенка, Десятилетие детства
Рубрика издания: Государственная политика в области защиты прав детей: результаты и перспективы
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220601
Для цитаты: Рубцов В.В., Семья Г.В., Шведовская А.А. Вызовы современного детства: ключевые результаты реализации Национальной стратегии действий в интересах детей // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 5–24. DOI: 10.17759/pse.2017220601
Полный текст
Принятие в 2012 г . Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы (далее — Нацстратегия) стало началом нового этапа современной государственной политики в сфере защиты прав детей, четко определившего ее цели, задачи и пути достижения [20] . В основу Нацстратегии был положен ряд российских и международных документов, включая Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о правах инвалидов, а также предложения федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, экспертов, социально ориентированных некоммерческих организаций . С принятием Нацстратегии обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России . Это подтверждается достижением общими усилиями одного из главных результатов реализации Нацстратегии: на фоне всех прогнозов по сокращению детского населения за пять лет численность детей выросла на 12 % (с 25,9 млн человек в 2011 г . до более 29 млн человек к 2017 г )
Анализ реализации Национальной стратегии основывается на результатах выполнения двух Планов Правительства первоочередных мероприятий до 2014 года и период 2015—2017 годы [1] . А также на реализуемых в субъектах Российской Федерации стратегиях и программах действий в отношении детей, разработанных с учетом как общих, так и особенных, присущих данному региону, проблем детства, которые стали неотъемлемой частью Национальной стратегии [5]
Для оценки выполнения запланированных мер ежегодно проводились мониторинги эффективности реализации Национальной стратегии органами исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации [12] . Кроме того, по заказу Минобрнауки был создан специализированный интернет-портал мониторингнсид. рф как интерактивная площадка для технологического и информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий На портале каждый регион в течении пяти лет регулярно размещает информацию о проводимых мероприятиях и их результатах [5] .
В рамках работ по мониторингу средствами интернет-портал мониторингнсид рф реализуются:
• экспертиза опыта реализации региональных стратегий (программ) и выявление и анализ лучших практик;
• информационно-методическое обеспечение социализации и внедрения опыта работы с детством [12] .
На специализированном интернет-портале мониторингнсид рф зарегистрированы и размещают результаты своей работы:
• 22 федеральных органа исполнительной власти, участвующих в реализации Национальной стратегии;
• 223 органа исполнительной власти из 85 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Национальной стратегии, которые ведут активную работу на портале мониторинга
Изначально запланированные меры в Нацстратегии были ответом на вызовы времени: ухудшение положений семей с детьми, алкоголизация родителей, рост жестокости и насилия, преступлений против детей и детьми, развитие цифрового мира, воспитание детей в условиях институционализации и многие другие В то же время динамичность, непредсказуемость, информационная насыщенность, появление новых технологий, открывающих широкий спектр возможностей для развития и самореализации, а также создающих новые риски, — все это существенно меняет специфику социальной ситуации развития современного детства В ходе реализации Национальной стратегии первоначально определенные вызовы претерпели изменения: потерялась актуальность, снялась острота проблемы При этом появились новые вызовы . Так, например, стали актуальными новые формы девиантного и противоправного поведения, перенесенного в плоскость виртуального пространства, что, в свою очередь, обусловило необходимость принятия новых мер в сфере профилактики отклоняющегося поведения, правонарушений и в целом неблагополучия в детско-подрост- ковой среде . С другой стороны, эффективное решение вопроса о доступности дошкольного образования детей столкнулось с новым (положительным) вызовом — существенным ростом численности детского населения [16] .
В 2011 г. перед началом принятия и реализации Национальной стратегии численность детского населения составляла 25 981 тыс . человек, а по итогам 2016 г этот показатель достиг 29 014 тыс . человек, из них почти 13 млн — дети в возрасте до 7 лет (доля в детском населении — 45 %), что не предсказывал ни один самый оптимистический прогноз . Это стало результатом государственной политики поддержки семей, воспитывающих детей, в том числе постоянного внимания к материнскому капиталу, и вместе с тем риском для выполнения задачи по доступности дошкольного образования [1] .
Решение поставленных в Национальной стратегии задач опиралось на учет результатов научных, социологических исследований в разных сферах детства, достижений российских научных школ, анализа зарубежного опыта. Кроме того, количественно оценить достижения результата в некоторых случаях стало возможным только на основе серьезных социологических исследований . Привлечение российской науки явилось реальным механизмом реализации стратегических направлений
Следует также признать, что на сегодняшний день провести полноценную оценку из-за отсутствия необходимых статистических данных за 2017 г . сложно, но по результатам за 2016 г . можно уверенно оценить сложившиеся тренды
Анализ показал, что не все запланированные результаты удалось достичь по объективным и субъективным причинам . Однако главные результаты состоят в следующем: в регионах появились точки роста в виде регионального законодательства, адресных инноваций и социальных практик, которые обеспечивают основу для дальнейшего развития и продвижения в решении проблем детей и детства в целом
РЕЗУЛЬТАТЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Первое стратегическое направление «Семейная политика детствосбережения»
В последние годы меры государственной поддержки семей с детьми стали более системными: вводятся новые виды материальной помощи, ежегодно с учетом инфляции индексируются размеры пособий и единовременных выплат семьям с детьми Продлен срок действия программы материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2018 г . включительно Размер материнского (семейного) капитала с 250,0 тыс рублей в 2007 г вырос до 453,0 тыс . рублей в 2017 г .
К сожалению, задачу снижения уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидации крайних форм проявления бедности принципиально решить не удалось Но часть дефицитарных потребностей семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, хотя бы частично удовлетворялась Это и бесплатные путевки в оздоровительные лагеря, бесплатное посещение учреждений культуры Однако, по-прежнему рождение второго ребенка отбрасывает часть семей за черту бедности
Одной из главных задач Нацстратегии было принятие программы, направленной на сохранение ценности семьи, приоритета ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры . Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с начала реализации Нацстратегии проводится общенациональная информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми и обеспечению деятельности единого общероссийского детского «телефона доверия». На начало 2017 г . к единому номеру подключено 229 организаций во всех субъектах Российской Федерации; в 66 регионах детский «телефон доверия» работает в круглосуточном режиме По состоянию на 31 декабря 2016 г . , на детский «телефон доверия» поступило 29 532 обращения по проблеме суицида .
Полученные в ходе социологических опросов результаты убедительно показывают эффективность проводимой кампании: за время работы программы количество семей, в которых физически не наказывают детей (бьют ремнем, другими предметами) выросла с 48 % до 58 % в 2015 г . Уменьшается доля семей, в которых бьют ребенка (40 % против 51 %) . Доля тех, кто считает, что «физические наказания для воспитания вредны, в нормальных семьях они недопустимы», выросла с 37 % в 2009 г . до 46 % в 2015 г .
Ключевой мерой, направленной на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства, стала организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав [6] .
За последние 5 лет на 27 % за год уменьшилось число детей, в отношении которых лишены родительских прав оба или единственный родитель (в 2016 г . — 41 302 ребенка) .
За этот же период число детей, в отношении которых ограничены в правах оба или единственный родитель, увеличилось на 31 % (в 2016 г . — 8 917 детей) . Это произошло благодаря той огромной работе, которую проводят регионы, используя инновационные технологии: мобильные бригады, технологию работы со случаем, институт социальных участковых и другие В результате число детей, выявленных как оставшиеся без попечения родителей, сокращалось ежегодно в среднем на 8 % . И в 2016 г . уже было выявлено 57 тыс таких детей, что на 48 % меньше по сравнению с данными 2011 г .
Учитывая происходящие в обществе активные дискуссии о неправомерном вмешательстве в семью, в начале 2017 г Президентом Российской Федерации В В Путиным было дано поручение провести всесторонний анализ практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью
По данным Верховного Суда, в 2015 г . только 13 человек (из 3 444 случаев) обжаловали факт отобрания ребенка органами опеки при непосредственной угрозе жизни, в 2016 г . — 17 человек (из 3288 случаев) . До суда дошли в 2015 г .12 человек, в 2016 г . — 14 человек В итоге были удовлетворены иски по двум заявлениям, и еще один отказ в удовлетворении иска был обжалован
Сегодня в обществе развернулась дискуссия о правильности и достаточности существующего порядка отобрания детей, лишения и ограничения родительских прав В связи с этим осуществляется разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в целях сокращения количества случаев лишения, ограничения родительских прав, уклонения родителей от воспитания детей, отказа забрать детей из учреждений Это необходимо для того, чтобы процедура «изъятия» ребенка из семьи, когда это действительно необходимо, была всем понятна и четко регламентирована
Второе стратегическое направление «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей»
Основные усилия здесь были направлены на обеспечение доступности образования для всех категорий детей Прежде всего, это — дошкольное образование . В каждом регионе была принята Дорожная карта с целью обеспечения доступности дошкольного образования, целью которой стало создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях . На 1 января 2017 г . численность детей, посещающих дошкольные учреждения, составила 6 124 699 чел . , что на 1 210 775 детей больше по сравнению с 2013 г По состоянию на 1 января 2017 г значение показателя стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет достигнуто в 75 субъектах Российской Федерации. Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, не обеспеченных местом в ДОО («очередность», «актуальный спрос»), в федеральном сегменте электронной очереди по состоянию на 1 января 2017 г составляла 65 055 человек
В то же время, по данным мониторинга, актуальным по-прежнему остается вопрос создания условий для получения дошкольного образования детьми раннего возраста (до 3 лет) . В целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования для этой категории 1 января 2017 г . составила 76,6 % (на 1 января 2015 г . — 51,9 %) . Стопроцентную доступность смогли обеспечить 3 субъекта Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Ульяновская область, Чукотский автономный округ и еще в 23 регионах показатель доступности оказался выше 90 % Одновременно с традиционными развиваются альтернативные формы дошкольного образования: семейные дошкольные группы, консультационные центры, развиваются негосударственные формы дошкольного образования Сегодня негосударственный сектор создал 7 240 мест по всей стране
Вместе с тем остаются проблемы, связанные с кадровым обеспечением дошкольного образования . Это прежде всего высокая наполняемость групп, что приводит к снижению качества образовательной работы с детьми А также низкий социальный статус воспитателя — педагога дошкольного образования, что приводит к «старению» кадров и низкому проценту приходящих в профессию молодых высокообразованных и профессионально подготовленных педагогов
В общем образовании в настоящее время решаются задачи, касающиеся системных изменений в содержании образования, ключевым механизмом которых стало поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) .
С 1 сентября 2016 г . по ФГОС обучаются учащиеся I—VI классов (70 % от общего количества учащихся общеобразовательных организаций страны) . В 2016 г . разработана и включена в реестр примерная основная образовательная программа среднего общего образования С сентября 2017 г учащиеся VII классов переходят на обучение по ФГОС основного общего образования
Сегодня в России около 470 тыс дошкольников и более 754 тыс школьников с особыми образовательными потребностями
Создаваемая система образования позволяет обеспечить получение качественного доступного образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью как в специальных классах, группах и образовательных организациях, так и в инклюзивном формате — совместно с нормально развивающимися сверстниками Включение детей с ОВЗ и инвалидностью в систему образования должно начинаться с раннего возраста . Чтобы обеспечить это, в 2016 г . распоряжением Правительства РФ от 31. 08 . 2016 № 1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, в соответствии с которой во всех регионах будут созданы межведомственные службы ранней помощи, обеспечивающие комплексную медицинскую, социальную и психолого-педагогическую помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям
С 1 сентября 2016 г . вступили в законную силу два федеральных государственных образовательных стандарта (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ и для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) На их основе разработаны примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для всех категорий детей с ОВЗ
Сейчас в России в более 20 % школ созданы условия для инклюзивного образования В 2011 г . таких школ было всего 2,5 % . Благодаря тому, что все эти годы при финансовой поддержке из федерального бюджета за счет программы «Доступная среда» в школах создавались специальные условия, специальную подготовку проходили учителя, количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, за последние 3 года увеличилось на 18 % И уже почти 60 % от общего количества детей с ОВЗ и инвалидностью (это более 450 тыс детей) учатся в обычных общеобразовательных школах
Благодаря предпринимаемым мерам отмечается тенденция к увеличению числа организаций среднего профессионального образования, оказывающих услуги лицам с ОВЗ и инвалидам (с 2014 г их количество увеличилось на 12 % — с 1 494 колледжей до 1 675) Увеличилось за эти два года и количество обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в этих организациях — с 18 919 до 20 435 студентов .
Организация инклюзивного образования в вузе также связана с решением целого ряда вопросов:
• архитектурной доступности зданий и территории, окружающей здания образовательных организаций, которые осуществляют обучение студентов с инвалидностью;
• обеспечения безопасного пребывания студентов с инвалидностью на территории образовательной организации;
• создания специальных рабочих мест в аудиториях для инвалидов
Помимо вышеперечисленного вузы сталкиваются с необходимостью проведения следующей работы:
• повышение компетенций руководителей, сотрудников специализированных подразделений вузов по работе с инвалидами, преподавателей вуза, в котором проходят обучение инвалиды, необходимость регулярного повышения квалификации руководителей, сотрудников специализированных подразделений вузов по работе с инвалидами с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов, повышения квалификации преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения;
• адаптация методического обеспечения учебного процесса при обучении в вузах студентов с инвалидностью: адаптация образовательных программ; адаптация методов обучения; адаптация методов воспитания; организация проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
• обеспечение студентов с инвалидностью в зависимости от нозологии специальным учебным и информационным обеспечением (учебными пособиями, дидактическим материалами, электронными образовательными ресурсами, дистанционными учебными курсами, техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для организации учебного процесса);
• предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора), оказывающего необходимую техническую помощь при обучении в вузах студентов с инвалидностью;
• формирование единой информационнообразовательной среды высшего инклюзивного образования;
• проведение профориентационной работы вуза и довузовская подготовка студентов с инвалидностью;
• организация системы содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью [10] .
Сегодня уже в 564 вузах обучаются лица с ОВЗ и инвалидностью, количество таких студентов в вузах выросло с 2014 г почти на 30 %, и сейчас их около 24 тыс человек
Особой группой являются одаренные и талантливые дети: нужно не только их выявить, но и создать условия для развития их одаренности
Выявление таких детей осуществляется посредством проведения олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, которые ориентируются на запросы отечественной экономики и международные стандарты и смещают акценты на развитие системы интеллектуальных состязаний в области инженерии
Развитие олимпиадного движения в стране приводит к тому, что российские сборные школьников стабильно выступают на международных чемпионатах, что подтверждается количеством завоеванных наград (2012 г — 36 медалей, 2013 г — 35 медалей, 2014 г — 38 медалей, 2015 г — 38 медалей) Высокие результаты школьники показали и в 2016 г . , пополнив «копилку» международных наград 38 медалями, из которых 19 золотых, 15 серебряных и 4 бронзовых
В последние годы улучшилась ситуация с территориальной доступностью образовательных организаций, включая дополнительное образование В 2014 г более 80 % всех посещающих общеобразовательные учреждения добирались до них пешком, затрачивая в среднем 12—13 мин В настоящее время доля детей, школы которых находятся в пешей доступности, приближается к 100 %, (в городских поселениях — 99,4 %, в сельских — 99,0 %) Это позволяет говорить об удовлетворенности родителей учащихся территориальной доступностью образовательных учреждений в ситуации укрупнения сети и сокращении числа учреждений
Однако, по данным выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, за период с 2013 г . к 2015 г . с 10,1 % до 16,3 % увеличилась доля лиц (имеющих детей в возрасте до 15 лет), оценивающих неудовлетворенно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных учреждениях
При этом значительным ресурсом образования, воспитания и творческого развития обладает отечественная система дополнительного образования детей За 2014—2015 гг количество детей, охваченных дополнительным образованием, увеличилось до 12,5 млн человек Показатель доступности внутришкольного дополнительного образования — около 60 % Активное развитие получают детские технопарки, в которых создается среда для развития одаренных детей и освоения ими базовых основ профессий завтрашнего дня
Одной из сложных задач, поставленных Нацстратегией, является сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением (суицидальное поведение, экстремистские настроения; употребление наркотиков и психоактивных веществ; антиобщественные действия, конфликтное поведение в семье и др . ) .
Одним из вызовов, указанных в Нац- стратегии, является нахождение ребенка в цифровом мире В условиях развития сети Интернет существенная часть девиантного поведения подростков перемещается в социальные сети Развитие компьютерных технологий, ставших частью обыденной жизни не только взрослых, но и детей, способствует росту киберпреступлений, а недостаточная разработанность действующего уголовного законодательства РФ приводит к высокому показателю латентности данных видов преступлений Распространенным феноменом становится кибербуллинг [11] .
По официальным данным Росстата, в 2011 г . покончили с собой 1 454 детей и юношей в возрасте 5—19 лет, в 2015 г . — 824 человека . По данным Следственного комитета Российской Федерации, в 2016 г . ушли из жизни в результате самоубийства 720 детей (из них как минимум 15 активно участвовали в «группах смерти») Отмечается повышение случаев самоповреждающего поведения (чаще самопорезы) на фоне тревожно-депрессивных реакций или как элемент «моды» у акцентуированных личностей Во время реализации Нацстратегии возник ряд дополнительных рисков В частности, обострилась активность определенных сообществ, групп в сети Интернет, связанных с деструктивным влиянием не неокрепшую психику ребенка (так называемые группы смерти), и как следствие увеличился интерес (в том числе негативного толка) к подобному явлению (склонению к суицидальным актам, самоповреждени- ям) со стороны как детей, так и их родителей, общественности . Только с 1 января 2017 г . Роскомнадзор заблокировал более 10 тыс групп и личных страниц, содержащих информацию о способах самоубийств и призывов к самоубийствам В Госдуму Российской Федерации поступил законопроект, который предлагает установить отдельную уголовную ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие суициду
Появились новые риски, которые становятся отличительной приметой нового детства Так, популярным экстремальным развлечением стал зацепинг (способ езды на поезде железной дороги или метро, при котором подростки цепляются за поручни вагона снаружи или залезают на крышу; только в 2016 г . погибли 19 подростков) В 2016 г Роскомнад- зор начал блокировать группы и сообщества в соцсетях, посвященных этому развлечению (заблокированы 65 тематических групп и отслеживаются новые), их деятельность признана направленной на причинение вреда здоровью и одной из форм суицида
В целях обеспечения информационной безопасности детства приняты поправки в действующее законодательство, блокируются сайты с противоправным контентом, ведется разъяснительная работа. Однако данная проблема остается по-прежнему актуальной [11] .
Третье стратегическое направление «Здравоохранение, дружественное детям, и здоровый образ жизни»
Важнейшим результатом реализации Нацстратегии является снижение младенческой и материнской смертности . В 2016 г . были достигнуты исторические минимумы в показателях материнской, младенческой и детской смертности Россия выполнила четвертую и пятую цели развития тысячелетия в области развития Организации Объединенных Наций (цели развития — это восемь целей, к достижению которых в 2015 г договорились стремиться все государства — члены ООН, 191 страна) . Младенческая смертность в Российской Федерации в расчете на 1 000 детей, родившихся живыми, в период с 2011 г .по 2016 г . сократилась с 7,4 до 6,0, что сопоставимо с младенческой смертностью в таких странах, как Великобритания и США .
В целях снижения младенческой смертности в Российской Федерации последовательно расширяются масштабы активного выявления заболевания до рождения ребенка и своевременного оказания специализированной медицинской помощи Комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, включает в себя ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики (молекулярно-генетические, цитогенетические исследования, секвенирование)
В период с 2011 г . по 2016 г . России удалось добиться существенного снижения также материнской смертности (смерти женщин от осложнений беременности, родов и послеродового периода в расчете на 100 тыс . детей, родившихся живыми) с 16,2 до 10,0 .
Большую роль сыграло создание перинатальных центров: в 2017 г . в стране действуют 82 перинатальных центра
Очевидным достижением реализации Нацстратегии следует считать значительное снижение числа абортов За 2013—2015 гг общее число абортов в Российской Федерации снизилось на 15,3 % (с 881 377 до 746 736), общее число абортов у девочек до 14 лет сократилось на 41,1 % (с 450 до 265), в группе старших подростков (15—17 лет) — на
35,1 % (с 11 434 до 7 418) . Это свидетельствует об эффективности реализуемой в стране модели медико-социальной помощи, ориентированной на неблагополучные семьи
Детская смертность (смертность детей от 0 до 17 лет от всех причин в расчете на 100 тыс . детей) является интегральным показателем, отражающим состояние здоровья детей и качество оказания им медицинской помощи . В Российской Федерации с 2011 г . по 2015 г детская смертность снизилась с 88,7 до 75 Однако в регионах ситуация различается, так в 7 субъектах РФ в период с 2011 г . по 2015 г детская смертность возросла Наиболее существенный рост детской смертности отмечался в Республике Калмыкия (с 70,4 до 99,0) и в Калужской области (с 74,3 до 95,9) .
Показателем, отражающим доступность медицинской помощи детям, является доля детей в возрасте до 18 лет, не получивших своевременно медицинской помощи, которая оценивается Росстатом по итогам комплексного наблюдения условий жизни населения . С 2011 г. по 2014 г. этот показатель увеличился с 0,7 % до 2,8 % . Наиболее высокой доля детей, не получивших своевременно медицинскую помощь, была в Северо-Кавказском (4,6 %) и Сибирском (3,4 %) федеральных округах.
В период 2012—2017 гг особое внимание государства направлено на выявление и оказание медицинской помощи детям, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к ранней инвалидизации и значительному сокращению продолжительности жизни . Министерством здравоохранения Российской Федерации создана информационная подсистема «Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности» В настоящее время в Федеральный регистр внесены данные о 7 504 детях с орфанными заболеваниями
Финансирование предоставления бесплатной лекарственной помощи детям с ор- фанными заболеваниями в зависимости от заболевания осуществляется из федерального или регионального бюджетов Обязательства федерального бюджета выполняются в полном объеме, тогда как не все регионы имеют возможность финансировать закупку всех лекарств, необходимых детям с этими заболеваниями
Приказом Минздрава России в 2013 г . был утвержден Порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью .
Ограниченные контингенты детей (дети- сироты и дети, находящиеся в стационарных учреждениях) в настоящее время охвачены профилактическими осмотрами практически на 100 % . При этом доля охваченных такими осмотрами в общей детской популяции незначительно сократилась (с 81,8 % до 81,0 %) . Это свидетельствует о том, что увеличение численности детского населения опережает возможности лечебно-профилактических организаций нарастить темпы профилактических осмотров
К сожалению, результаты диспансеризации обучающихся используются далеко не в полной мере Результаты выборочных социологических исследований показывают, что около 60 % родителей ни разу не получали в школе информацию о результатах диспансеризации и только 6 % родителей получили рекомендации профилактического характера . Такая практика резко ограничивает профилактический потенциал диспансеризации обучающихся . Исследование информированности родителей о результатах диспансерных осмотров показало, что обращались к врачу с профилактической целью регулярно 15,0 % родителей, а 32,9 % — никогда .
В последние годы отмечается устойчивая тенденция снижения заболеваемости несовершеннолетних алкоголизмом и рост заболеваемости наркоманией С 2014 г в школах проводится социально-психологическое тестирование обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ . На 30 июня 2016 г . в Российской Федерации было зарегистрировано 9 996 ВИЧ- инфицированных детей, что на 13 % больше, чем в предыдущем году
Несмотря на рост рождаемости детей от матерей с ВИЧ-инфекцией, снижается число детей, которым установлен диагноз ВИЧ- инфекция (2015 г . — 716 детей; 2014 г . — 832 ребенка)
Значительный прирост новых случаев ВИЧ-инфекции связан с распространением синтетических наркотиков («соли», «спай- сы»), прием которых сопровождается гиперсексуальностью, более поздним вступлением в брак, недостаточным внимаем к половому воспитанию и сексуальному просвещению Благодаря усилиям по ранней постановке на учет беременных женщин и скринингу на ВИЧ-инфекцию за 10 лет удалось снизить передачу вируса иммунодефицита от матери к ребенку в 5 раз (с 10 % в 2006 г до менее 2 % в 2015 г ) Таким образом, возможности снижения распространения ВИЧ-инфекции среди детей путем раннего выявления и лечения инфицированных беременных женщин фактически исчерпаны
За период реализации Нацстратегии актуализировалась проблема детей с расстройствами аутистического спектра С июля 2015 г реализуется пилотный проект по внедрению отечественной анкеты (скрининга), направленной на выявление психических расстройств, в том числе расстройств аутистического спектра, у детей в возрасте от 16 до 24 месяцев Анкетирование направлено на выявлении риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей до 2 лет жизни и показало свою эффективность по выявлению детей с ранним детским аутизмом С учетом длительного пребывания подростков в школах и других образовательных организациях особую значимость приобретает совершенствование мер здоровьесбере- жения в системе образования . С этой целью в рекомендуемые штаты образовательных учреждений введена должность врача по гигиене детей и подростков, ответственного лица, задача которого — снизить такие вредоносные риски, как неправильная организация и плохая освещенность рабочего места, плохие гигиенические условия, неправильное питание и недостаточные занятия физкультурой и спортом
Минздравом была разработана методическая база, позволяющая не освобождать детей от занятий физкультурой по состоянию здоровья, а внедрять разные программы физического воспитания в зависимости от состояния здоровья И сегодня практически все дети в образовательных учреждениях занимаются физкультурой: 55 % — в основной группе, 33 % — в подготовительной группе, 12 % — в специальных группах .
В настоящее время до 9 % подростков имеют избыточную массу тела Для Соединенных Штатов Америки и Европы это стало одной из основных проблем здоровья детей и подростков Россия находится пока в контролируемом положении, и основной акцент делается на борьбе с гиподинамией и организации здорового питания С этой целью Минздравом России обновлены возрастные нормы пищевых рационов для детей и подростков [1] .
В Нацстратегии была поставлена задача увеличения доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом С этой целью ежегодно утверждается Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся общеобразовательных организаций, включающий в себя основные спортивные мероприятия по наиболее популярным среди школьников видам спорта
Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» определен целевой показатель — увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 80 % к 2020 г В настоящее время доля обучающихся и студентов составляет 74,8 %
Минспорт России в 2015 г . утвердил «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи» Благодаря его реализации, в соответствии со статистическими данными, доля доступных для инвалидов спортивных сооружений за последние 5 лет увеличилась практически в 2 раза (если в 2011 г . доступных спортсооружений было 32 тыс , или 12,6 %, то к началу 2017 г . — 61 тыс . объектов, или 21 %) Наибольший прирост занимающихся физической культурой и спортом произошел среди детей-инвалидов (в 2014 г их насчитывалось 303,8 тыс . человек, или 52,7 %, на начало 2017 г — 423 тыс человек, или 67,3 % от общего числа детей-инвалидов)
Четвертое стратегическое направление «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства»
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ- инфицированных детей Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на основном принципе недискриминации
Принятые меры в отношении детей-сирот позволили достичь запланированных в Нац- стратегии, результатов:
• увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, — с 79,9 % в 2011 г . до 89,6 % в 2016 г . ( было запланировано 90 %);
• увеличение числа субъектов Российской Федерации, свободных от институциональных форм воспитания детей-сирот Главной задачей была ликвидация школ-интернатов, в которых дети живут и учатся, не выходя за порог учреждения . В 2011 г . таких регионов было 43, в 2016 г . — 55 субъектов РФ;
• сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации: в 2011 г . были отменены решения в отношении 6 376 детей, в 2016 г — в отношении 5 548 детей (сокращение на 13 % в абсолютных значениях и сокращение с 1,2 % до 1,01 % доли детей, в отношении которых отменено решение, к общему числу детей, находящихся на воспитании в семьях);
• постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление Это явилось результатом не столько запрета на усыновление гражданами США, сколько развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления различных форм поддержки В результате произошло сокращение в 7 раз: в 2011 г . на международное усыновление были переданы 3 400 детей, в 2016 г . — 487 детей . Проводится большая работа по возврату детей-сирот в кровные семьи, в том числе тем родителям, которые восстановились в родительских правах [15] .
Активное развитие семейного устройства, сокращение числа детей, выявляемых как оставшиеся без попечения родителей, привело к тому, что произошло резкое сокращение числа детей в региональных банках данных В 2011 г . таких детей было 129 тыс . , а к концу 2017 г . — 51 тыс . Таких темпов не знала ни одна страна в мире При этом существенно изменился контингент детей в условиях институционализации: более 70 % — дети подросткового возраста, более 40 % — дети- инвалиды, около 50 % детей имеют братьев и сестер Для их семейного устройства регионы развивают свои системы стимулирования и поддержки замещающих семей, принявших на воспитание сложные категории детей [15] .
Революционным является Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г . № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», которое принципиально меняет деятельность организаций для детей-сирот с учетом всех социально-психологических особенностей их развития Для улучшения жизни детей в организациях для детей-сирот создаются условия, приближенные к семейным Сегодня помещение ребенка в учреждение — временная мера до его постоянного семейного устройства По результатам общественного контроля, проведенного Общественной Палатой РФ в 2016 г . , из 1 442 организаций для детей-сирот только 1 064 формально соответствовали требованиям, что составляет 73 % от общего числа таких организаций . Следующим этапом контроля станет оценка качества предоставляемых услуг и степень благополучия ребенка [17] .
Остается актуальной на сегодняшний день проблема нахождения в организациях для детей-сирот (как правило, детские дома- интернаты) детей, добровольно переданных родителями, — их доля составляет более 34 % Как правило это дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время проводится работа с родителями по переходу на пятидневку, на дневное пребывание таких детей [13] .
В 2012 г Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, что означает переход от медицинской модели инвалидности к социальной Конвенция меняет идеологию и подход к решению проблем — состояние здоровья становится проблемой только тогда, когда существующие физические барьеры и отношения препятствуют или мешают реализации прав человека, и эти препятствия общество должно преодолевать Фактически социальная модель инвалидности действует на основе «принципа нормализации» и направлена на компенсацию недостающих или утраченных функций, навыков и т д путем изменения, подстраивания внешней среды под нужды человека с разного рода нарушениями для максимального включения его в жизнь общества [14] .
Национальная стратегия была гармонизирована с другими государственными программами и в первую очередь — с государственной программой «Доступная среда на 2011—2020 годы» Законодательно был решен вопрос об использовании средств материнского капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов .
Вместе с тем за последние годы наметилась тревожная тенденция: по данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвали- дов в России увеличилось и составляет около 2 % детского населения . Изменилась структура причин инвалидности . Теперь наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8 %), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (20,6 %), болезни нервной системы (20 %) [1] .
В регионах проводят полноценную медико-социальную реабилитацию детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья для предоставления им комплексных услуг и улучшения положения
В работе реабилитологов применяются современные и инновационные технологии: иппотерапия, биоэнергопластика, кинезио- терапия, арт-терапия, эрготерапия, кондук- тивная педагогика, изотерапия, арт-терапия, аэро-йога, библиотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, театротерапия, сказкоте- рапия, тестопластика, игротерапия и др. Используется аппаратное оборудование: например, аппараты «КОРВИТ» («космические ботиночки»), «Фаэтон», «Активал», которые позволяют проводить восстановительные мероприятия с детьми-инвалидами на более высоком уровне Использование тренажеров помогает снизить тяжесть проявления инвалидности у пролеченных детей с патологией опорно-двигательного аппарата, значительно улучшить качество их жизни, снизить показатель инвалидности у детей
Особое внимание уделяется воспитанникам домов-интернатов системы социальной защиты населения В специально оборудованных кабинетах или в тренировочных квартирах дети-инвалиды усваивают основные правила гигиены и самообслуживания, обучаются жизненно необходимым бытовым умениям, навыкам ведения домашнего хозяйства, адекватному поведению в различных ситуациях
Для семей, воспитывающих детей-инва- лидов, предлагаются услуги, позволяющие им передохнуть (в связи с эмоциональным выгоранием, депрессией, большими физическими нагрузками и пр ) или продолжить трудовую деятельность . Это службы «Передышка», домашнего визитирования; группы кратковременного и дневного пребывания детей, домашний помощник и др
Постоянно проводится работа по выявлению детей с ОВЗ и детей-инвалидов школьного возраста, не обучающихся в образовательных организациях: по сравнению с 2013/14 учебным годом в 2015/16 учебном году на 3 508 детей (15,47 %) уменьшилось число не обучающихся детей
К ожидаемым результатам Нацстратегии относится распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья По данным социологических опросов 2016 г . , в 130 населенных пунктах 33 субъектов Российской Федерации всех экономико-географических зон России в сравнении с аналогичными данными 2010 г . получены следующие результаты Большинство россиян определяет отношение российского общества к детям-инвалидам как дружественное . Доля опрошенных, положительно воспринимающих детей-инвалидов, увеличилась: дружественное отношение к взрослым и детям, имеющим инвалидность, становится проявлением «хорошего тона», социально одобряемым поведением . Граждане стали более терпимо относиться к появлению детей-инвалидов в общественных местах В целом можно говорить о позитивной динамике в контексте оказания социальной поддержки детям-инвалидам — в отношении как общественных институтов, так и самих граждан: 40 % россиян считают, что в течение последних 5 лет государство уделяло детям- инвалидам больше внимания и поддержки, чем раньше, еще 31 % уверены, что размеры поддержки не сократились и остались на прежнем уровне [1] .
Пятое стратегическое направление «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия»
К основным задачам данного стратегического направления относится создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку
Россией в 2013 г досрочно были реализованы международные обязательства: ратификация Европейской конвенции об осуществлении прав детей, подписанной Российской Федерацией в 2001 г , конвенций Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера, о противодействии торговле людьми, о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье Ратификация указанных документов способствовала принятию внутригосударственных мер по обеспечению международных стандартов защиты несовершеннолетних от преступлений, связанных с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией, а также от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, и содействовала развитию правового сотрудничества между Россией и другими государствами в данной сфере
Анализ, проведенный в этом направлении, показывает, что в рамках реализации Нацстратегии создавалась система предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей — жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей
Для содействия в объединении усилий государственных органов власти, общественных организаций и граждан в вопросах поиска пропавших детей, а также профилактики пропаж и самовольных уходов несовершеннолетних, в декабре 2014 г был создан «Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям» Активизировалась работа поисковых отрядов — НКО, накопивших практический опыт проведения широкомасштабных поисковых операций с привлечением сотен добровольцев, специалистов, средств массовой информации и интернет-сообществ В числе добровольцев — кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы, и просто неравнодушные люди, без специальных и поисковых навыков
На территории Российской Федерации в 2015/16 учебном году в общеобразовательных организациях осуществляли деятельность 8 617 служб школьной медиации и 7 729 школьных служб примирения (за год увеличение составило 34,3 % ) Для проведения аналитической, информационной, методической работы с образовательными организациями и различными институтами, участвующими в работе с детьми, в том числе с несовершеннолетними правонарушителями, формирования кадрового состава медиато- ров-тренеров и методистов-тренеров, сертификации организаций сети служб медиации в 2013 г Минобрнауки России был создан ФГБУ «Федеральный институт медиации».
Положительным результатом деятельности в сфере защиты детей от преступных посягательств, профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми в период реализации Нацстратегии стало сокращение более чем на 20 % количества преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних в целом по Российской Федерации (в 2011 г . — 89,9 тыс . , в 2016 г . — 69,6 тыс . ) .
Уменьшилось число несовершеннолетних, признанных потерпевшими (в 2011 г . —
93,2 тыс . , в 2016 г . — 78,7 тыс . ) .
Количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, снизилось более чем на 26 %
Благоприятным является тот факт, что более чем на 16 % сократилось количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, сопряженных с насильственными действиями (с 49,3 тыс . в 2011 г . до 41,2 тыс . в 2016 г . ), а также число жертв преступлений данной категории (с 50,8 тыс в 2011 г . до 42,3 тыс . в 2016 г . ) .
Одним из важных результатов, достигнутых в период реализации Нацстратегии, стало снижение более чем на 25 % количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (в 2011 г . — 71,9 тыс . , в 2016 г . — 53,7 тыс . ) .
Благодаря ужесточению законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в части ее продажи несовершеннолетним наблюдается тенденция уменьшения числа несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (в 2011 г . — 7,2 тыс . , в 2016 г . — 6,7 тыс . ) .
В то же время нарастает проблема совершения несовершеннолетними преступлений в состоянии наркотического опьянения, число участников которых увеличилось в два раза (в 2011 г . — 236, в 2016 г . — 535) .
Не теряет актуальности проблема преступности несовершеннолетних, имеющих опыт совершения преступных деяний В среднем ежегодно 20—23 % подростков совершают преступления повторно (в 2011 г . — 13,0 тыс . ) .
По состоянию на 1 января 2017 г . на профилактическом учете в органах внутренних дел состояли 142,2 тыс . несовершеннолетних правонарушителей (в 2011 г . — 216,1 тыс . ) .
Вместе с тем отмечен рост преступлений, совершенных против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних (на 16,3 %, с 10,6 тыс . в 2011 г . до 12,4 тыс . в 2016 г . ) .
Анализ статистических данных свидетельствует также о тревожной тенденции увеличения более чем в два раза числа несовершеннолетних, пострадавших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенными членами их семей, фактически проживающими совместно с ними (в 2011 г . — 5,4 тыс . , в 2016 г. — 12,3 тыс . ) .
Проблема предупреждения данных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних их родителями или иными законными представителями, остается
Ежегодно увеличивается число жертв преступлений рассматриваемой категории: в 2011 г . — 4,1 тыс . , в 2016 г . — 8,5 тыс . человек .
По состоянию на 1 января 2017 г на учете в органах внутренних дел состояло 134,4 тыс . родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию детей (в 2011 г . — 146 тыс . , в 2015 г. — 133,8 тыс . ) .
В отношении родителей и иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, допускающих жестокое обращение с детьми, в 2016 г . возбуждено 2,2 тыс . уголовных дел (статья 156 УК) (в 2011 г . — 3,6 тыс . ) [1] .
Шестое стратегическое направление «Дети — участники реализации национальной стратегии»
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка Это право является, по сути, ключевым принципом реализации всех прав ребенка
В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты
За время реализации Нацстратегии в Российской Федерации сформировались новые молодежные движения, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты;
активно развивается ученическое самоуправление . Важную роль сыграл институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Практически при каждом уполномоченном работает детский общественный совет
Ряд субъектов Российской Федерации включился в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям», одна из целей которой состояла в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы
В России активизировались существующие и были созданы новые союзы и движения детей и молодежи В 2015 г была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»
Примером учета мнения ребенка может являться активное привлечение детей и семей с детьми к различным видам общественной экспертизы удовлетворенности потребителей детских товаров и выявления потребности в новых потребительских свойствах товаров и услуг
Поскольку до последнего времени не существовало количественных показателей участия детей (первый показатель Росстата появился только в 2016 г. с периодичностью — один раз в два года), довольно сложно сделать количественные оценки Но и на качественном уровне оценки позволяют сделать вывод о том, что ожидаемые результаты реализации направления и принципа участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, достигнуты лишь частично
Ключевыми вопросами в данном направлении стали отсутствие современных методик, практик и мониторинга участия детей в принятии решений Несмотря на общую правовую базу, в России право детей на участие реализовывалось слабо в связи с недостаточным развитием необходимой нормативноправовой базы, устаревшими стереотипами взрослых и детей о возможности реализации такого права
Одним из основных барьеров в развитии участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, является низкий уровень компетенций взрослых сотрудников, работающих с детьми, в области современных методик внедрения перспективных социальных технологий .
В регионах сформировался набор типовых практик в развитии участия детей: детские советы, детские общественные организации и объединения, школьное самоуправление, школы примирения, волонтерское движение, лидерские школы (как правило, в летних профильных лагерях), конкурсы молодежных инициатив, молодежные парламенты, информационная поддержка деятельности по развитию участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы Передовые регионы используют почти весь набор типовых практик
Однако большинство этих практик относятся к первому этапу развития участия детей в принятии решений, когда дети нередко становятся пассивными участниками различных мероприятий (например, проведение анкетирования) Современные эффективные практики основываются на доступе к праву участия каждого ребенка, на сотрудничестве с ребенком и поощрении инициатив самого ребенка Развитие участия ребенка проходит три этапа (ступени): 1) дети — пассивные участники в мероприятиях и акциях; 2) дети — не только участники, но и со-разработчики и со-оценщики акций и мероприятий; 3) дети — инициаторы мероприятий, а взрослые — только помощники
Значительная часть вопросов, касающихся обеспечения права детей на участие, требует проведения специальных выборочных обследований Важно знать мнение самих детей, необходимым условием объективного мониторинга выступает сопоставление мнения различных целевых групп, получение качественных характеристик и оценок Результаты анкетирования детей позволяют оценить активность детей, наличие фактов ущемления прав детей, удовлетворенность детей имеющимися возможностями участия Первоочередной задачей выступает создание устойчивой системы качественных и количественных показателей, а формирование массива данных для оценки должно осуществляться на основе не только официальной статистики, но и выборочных опросов населения, опросов мнения специалистов и детей
Механизмы и инструменты реализации Национальной стратегии
Среди таких механизмов условно можно выделить:
• «Детский бюджет», который дает ясное представление о том, сколько федеральных средств тратится на поддержку детства, позволяет оценить, какова отдача от этих вложений;
• институт уполномоченных по правам ребенка, созданный в каждом субъекте Российской Федерации;
• Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который софи- нансировал региональные программы, добиваясь системных изменений по всем стратегическим направлениям
Если говорить об эффективных механизмах реализации Нацстратегии, нельзя не отметить роль социально ориентированных НКО, вклад которых в решение задач Нацстратегии невозможно переоценить: они разрабатывают и предлагают инновационные технологии, используют активно ресурс добровольчества, наставничества, проводят широкомасштабные акции, предоставляют грантовую поддержку организациям, находят средства для оказания материальной помощи и пр Без них невозможно решить проблему повышения доступности услуг, в том числе для семей с детьми, но и сами эти НКО требуют внимания и поддержки [9] .
Эффективным инструментом реализации Нацстратегии стала системная работа по распространению лучших практик работы с детством . Примером могут служить всероссийские выставки-форумы «Вместе — ради детей!», которые зарекомендовали себя как федеральная дискуссионная площадка, где создается уникальное пространство для демонстрации результатов программной и проектной деятельности, обмена эффективными решениями в сфере поддержки детства, распространения лучшего опыта, формирования и поддержки профессиональных сообществ, межведомственных и межсекторных команд, повышения профессиональной компетентности специалистов (в каждой такой выставке принимало участие не менее 500 человек)
Согласно результатам, ключевым условием реализации Нацстратегии является кадровое обеспечение ее основных направлений Неслучайно в качестве стратегической в Нацстратегии была поставлена задача формирования полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей В результате были разработаны новые профессиональные стандарты социальной сферы, имеющие межведомственный характер: психолог и реабилитолог в социальной сфере, специалист по работе с семьей, педагог- психолог Деятельность этих специалистов направлена на решение проблем детства С 2015 г . новые профессии в соответствии с профстандартами вводятся в штатные расписания учреждений социальной сферы и образования Сейчас главная задача — обеспечить квалифицированную подготовку этих специалистов для адресной работы с проблемами детей и детства в целом
В целом, современные вызовы в сфере детства и итоги реализации Нацстратегии позволяют определить на ближайшие три года ряд первоочередных задач: преодоление крайней бедности семей с детьми за счет развития инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей; создание социальной инфраструктуры семьи и детства с опорой на развитие отечественной детской индустрии; совершенствование медицинской помощи детям и дальнейшее формирование основ здорового образа жизни; повышение доступного и качественного образования детей различных категорий; обеспечение культурного и физического развития детей; развитие системы детского отдыха и детского туризма; обеспечение информационной безопасности детей; создание равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства; развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей; формирование системы подготовки кадров, способных работать с проблемами детей и детства в целом
Решение этих ключевых задач должно стать продолжением Нацстратегии в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным Десятилетия детства Это позволит обеспечить преемственность государственной политики в области детства путем сохранения основных стратегических направлений с учетом полученных достижений, новых вызовов и актуализации существующих проблем
Литература
- Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы (рукопись) / Сост.: Г.В.Семья, И.Е.Калабихина, А.М.Спивак, Е.И.Цымбал, А.В.Кучмаева, Н.Г.Зайцева, А.А.Шведовская; науч.ред.В.В.Рубцов, Г.В.Семья.М., 2017.
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г.№ 1618-р) [Электронный ресурс] // URL: https://rosmintrud.ru/ docs/government/146 (дата обращения: 27.11.2017).
- Концепция дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г.№ 1726-р) [Электронный ресурс] // URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 27.11.2017).
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р) [Электронный ресурс] // http://static.government.ru/ media/files/7NZ6EKa6SOcLcCCQbyMRXHsdcTmR9l ki.pdf.(дата обращения: 27.11.2017).
- Материалы специализированного интернет- портала мониторингнсид.рф (раздел «Библиотека») [Электронный ресурс] // URL: http://мониторингнсид.рф/normative (дата обращения: 27.11.2017).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г.№ 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г.по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/6662/ (дата обращения: 27.11.2017).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № 167- р.«О плане реализации в 2015—2017 годах второго этапа Национальной стратегии действий в интересах детей» [Электронный ресурс]// URL: http://government.ru/docs/16815 (дата обращения: 27.11.2017).
- Рубцов В.В. Анализ практик применения профессиональных стандартов работников социальнойсферы, имеющих межведомственныйхарактер: региональные модели межведомственного взаимодействия // Апробация и применение профессиональных стандартов социальнойсферы: реализация моделеймежведомственного взаимодействия: Коллективная монография / Под ред.Л.Ю.Ельцовой, В.В.Рубцова.М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
- Рубцов В.В.Вызовы современного детства: результаты реализации Национальной стратегии действий в интересах детей: Доклад на Всероссийском сетевом форуме с международным участием «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства» (презентация).Москва, 13—14 ноября 2017 г.[Электронный ресурс] // URL: http://мониторингнсид.рф/conferences/ materials/38 (дата обращения: 27.11.2017).
- Рубцов В.В.Психология образования в интересах детей // Психолого-педагогические исследования.2017.Т.9.№ 3.С.2—18.doi:10.17759/ psyedu.2017090302.
- Рубцов В.В. Три ключевых результата Национальной стратегии в интересах детей: Доклад на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей (стенограмма).Москва, 28 ноября 2017 г.[Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56228 (дата обращения: 27.11.2017).
- Рубцов В.В., Шведовская А.А., Дубовик А.С., Семья Г.В. Об основных результатах мониторинга первого этапа реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 1.С.30—66.doi:10.17759/pse.2016210104.
- Сборник информационно-методических материалов по вопросам защиты прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(нормативные правовые, методические, информационно-аналитические документы, применяемые специалистами органов опеки и попечительства при выполнении отдельных трудовых функцийв соответствии с профессиональным стандартом «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних») / Сост.: Г.В.Семья, М.В. Лашкул, Н.Г.Зайцева, А.Г.Попов; науч.ред.Г.В.Семья.М., 2017.
- Семья Г.В. Национальная стратегия действий в интересах детей в России и Стратегии Совета Европы по правам ребенка // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 1.C.108—118.doi: 10.17759/pse.2016210109.
- Семья Г.В. Социальный имидж России — важная задача Десятилетия детства: Доклад на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей (стенограмма).Москва, 28 ноября 2017 г.[Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/56228 (дата обращения: 27.11.2017).
- Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 1.C.67—82.doi: 10.17759/pse.2016210105.
- Семья Г.В., Телицина А.Ю. Роль некоммерческих организаций и института добровольчества в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 год // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 1.C.168—183.doi: 10.17759/pse.2016210115.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.№ 996-р) [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 27.11.2017).
- Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г.№ 962-р) [Электронный ресурс] //URL: http://government.ru/docs/2438/ (дата обращения: 27.11.2017).
- Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г.№ 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/35418 (дата обращения: 27.11.2017).
- Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г.№ 1274 «О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» [Электронный ресурс]// URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36023 (дата обращения: 27.11.2017).
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г.№ 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 27.11.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3829
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 1357
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2