Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 1. С. 52–63
doi:10.17759/pse.2018230105
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: модернизация образования, управление основными профессиональными образовательными программами, руководитель образовательных программ
Рубрика издания: Педагогическое образование
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230105
Для цитаты: Федоров А.А., Папуткова Г.А., Самерханова Э.К., Фильченкова И.Ф., Демидова Н.Н. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 52–63. DOI: 10.17759/pse.2018230105
Полный текст
В условиях современных социально-экономических вызовов высшей школе возникает необходимость нового понимания ключевых задач и системных изменений для достижения опережающего развития и качества образовательных экосистем.
Практика создания университетов, конкурентоспособных на мировом уровне, основывается на структуре лучших исследовательских университетов мирового класса, предусматривающих автономность и модульность подразделений. Многочисленные исследования рейтингов университетов, проведенные совместно с университетами Великобритании и Китая, обобщенные в книге Джамиля Салми «Создание университетов мирового класса», определяют следующиестратегические ориентиры в деятельности университетов для обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне: высокая концентрация талантов (преподавателей и студентов); изобилие ресурсов; адаптивная гибкая структура управления вузом, которая содействует развитию стратегического видения и инновациям.
Современная государственная политика в области образования ориентирована на повышение международной конкурентоспособности образовательных организаций; на необходимость обновления кадрового состава; на обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах.
Стратегические ориентиры модернизации отечественного образования направлены на создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия современным вызовам цифровой экономики, общества, государства и запросам личности. Различные аспекты модернизации образовательной политики вузов рассмотрены в работах А.Г. Каспржака, А.А. Марголиса, О.Г. Смолина, И.Д. Фрумина.
В соответствии с задачами модернизации отечественного образования ориентиры высшей школы должны быть направлены на подготовку нового поколения исследователей, способных работать с большими массивами данных, обладающих компетенциями поиска, анализа, освоения и обновления информации.
Приоритетные задачи модернизации высшего образования невозможно решить без реализации инновационных проектов по разработке новых моделей, механизмов, программ, обеспечивающих качество образовательных экосистем вузов.
Актуальность и целесообразность нового облика образовательной экосистемы вуза обусловлена личностно ориентированной моделью образования, гарантирующей развитие личностно-профессионального потенциала абитуриента/студента/молодого специалиста и его конкурентоспособность в цифровой социально-экономической среде.
В связи с этим целью формирования новой экосистемы университета является разработка и внедрение гибкой и эффективной системы управления образовательными программами в вузе, обеспечивающей новую логистику управления персоналом на основе концепции проектного университета. Указанная цель достигается решением комплекса задач:
— совершенствованием организационной структуры вуза и уменьшением «уровневости» управления;
— формированием института лидеров руководителей образовательных программ, гарантирующих достижение современного качества образования, нацеленного на лучшие мировые стандарты;
— созданием системы управления персональным профессиональным развитием научно-педагогического персонала на основе концепции разделения педагогического труда;
— разработкой единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе.
В современном понимании основная профессиональная образовательная программа способствует устранению разрыва между требованиями профессионального сообщества и подготовкой выпускников вуза. По мнению А.Г. Каспржака, у образовательной программы появляется свой «дизайн». Н.В. Баранова останавливается на управлении образовательными программами как особом виде профессиональной деятельности педагога, к которой необходимо готовить в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Зарубежные практики делают акцент на вариативности и динамичности образовательных программ.
Управление основной профессиональной образовательной программой на современном этапе инновационного развития вуза представляет собой управление многомерным образовательным продуктом, включающее в себя:
— управление содержанием, обеспечивающее формирование актуального портфеля образовательных программ и интеллектуальных продуктов;
— управление процессом, обеспечивающее организацию рационального распределения процессуальных потоков;
— управление ресурсами, обеспечивающее оптимальность распределения кадрового, информационно-методического, материально-технического оснащения образовательной программы;
— управление контингентом, обеспечивающее субъектно-деятельностное взаимодействие участников образовательного процесса;
— управление финансами, обеспечивающее эффективное формирование процесса распределения финансовых ресурсов ОПОП;
— управление качеством, обеспечивающее гарантии качества предоставляемых образовательных услуг с учетом рейтингования образовательных программ (рис. 1).
В основу проектирования модели управления образовательными программами в вузе были положены следующие подходы:
— системно-синергетический подход, раскрывающий нелинейные механизмы взаимодействия структур управления образовательными программами в аспекте самоорганизации открытых, нелинейно развивающихся систем, актуализирующий существенные признаки системы: целостность, наличие составных элементов, их структурированность, связанность, эмерджентность;
— проектно-процессный подход, обеспечивающий стратегию эффективного управления, создающего условия для обучения, социализации и самореализации студентов и развития НПР в достижении будущего.
Процесс управления образовательными программами в вузе базируется на следующих принципах: восходящего развития, открытого образования, проектной предопределенности и персонифицированности.
Создание новой системы эффективного управления образовательными программами в вузе требует перехода от линейно-функциональной системы к проектно-матричной с делегированием персонифицированной ответственности руководителям образовательных программ, которые выступают гарантами достижения современного качества образования с учетом мировых стандартов.
Новая модель управления образовательными программами в вузе предполагает интеграцию образовательного процесса с научно-исследовательской деятельностью путем создания системы центров превосходства и коллабораций, аккумулирующих в себе лучшие отечественные, международные практики и ресурсы.
Проекция модели научно-образовательных центров превосходства на вуз выявила необходимость создания новой динамически устойчивой организационной структуры, способной самостоятельно искать варианты своего самосохранения в результате процесса развития, которым система сама управляет (рис. 2).
Новая адаптивная структура совмещает линейные (вертикальные) и программноцелевые (горизонтальные) структуры. Вертикальная структура управления в данной
модели: ректорат — руководители центров развития ОПОП — руководители интегрированных кластеров высшего педагогического и непедагогического образования — руководители ОПОП по укрупненным группам — менеджеры по укрупненным группам направлений подготовки — НПР. Горизонтальная структура управления: руководители и менеджеры ОПОП по укрупненным группам — руководители мобильных программных групп, создаваемых для достижения определенных целей — НПР (краткосрочной, среднесрочной, долгосрочной перспективы).
Отношения между звеньями управления ОПОП. Координация и контроль над выполнением ключевых, стратегических решений сохраняются на высшем уровне. Происходит передача полномочий по принятию решений, связанных с функционированием и развитием ОПОП на средний уровень. Данное перераспределение расширяет возможности быстрой адаптации системы управления ОПОП к внутренним и внешним вызовам, взаимодействия по принципу «мягкого управления».
Функции руководителя ОПОП. Эффективное и оптимальное использование кадровых, материальных, информационнометодических ресурсов. Делегированное право подбора кадров, способных обеспе
чить принятие и выполнение эффективных решений, связанных с функционированием и развитием ОПОП. Стимулирование к росту и развитию исполнителей ОПОП. Обеспечение сетевого взаимодействия при реализации ОПОП.
Возможности исполнителей ОПОП.
Модель предполагает новый способ функционирования профессионального сообщества. НПР может выступать в трех форматах: педагог-методист, педагог-исследователь, педагог-проектировщик. Коллегиальный стиль отношений. Расширение возможностей индивидуального и коллективного творчества. Формирование программных групп как условие продуцирования инновационных решений. Открытая конкуренция как условие активизации всех НПР.
Место обучающегося в структуре управления ОПОП. Непосредственное вовлечение обучающихся в процессы, связанные с реализацией и развитием ОПОП.
Модель позволяет прогнозировать и предотвращать неблагоприятные воздействия извне и внутри системы, активно содействовать процессу перемен.
В условиях формирования новой экосистемы вуза деятельность руководителя ОПОП требует придания ему особого статуса, при котором он становится активным агентом изменений образовательной экосистемы вуза. Формирование института лидеров руководителей образовательных программ становится главной частью экосистемы вуза, обеспечивающей его качество.
Современный руководитель ОПОП, являющийся академическим лидером среди научно-педагогических работников или представителей работодателя, должен обладать способностью формировать стратегию развития образовательной программы; принимать эффективные управленческие решения в условиях неопределенности и риска; в рамках жизненного цикла образовательной программы брать на себя ответственность за выполнение производственных задач, эффективно использовать современные приемы и методы работы с коллективом; организовать работу команды и руководить ею, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.
Для подготовки руководителей ОПОП в рамках проекта «Модернизация высшего образования: новые логистические решения» в НГПУ имени К. Минина была разработана программа повышения квалификации, которая включает в себя модули по стратегическому проектированию и реализации ОПОП, стратегическому управлению и оценке эффективности ОПОП (рис. 3).
Слушатели курсов знакомились с концептуальными основами, нормативно-правовыми актами проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ, особенностями управления финансовой составляющей; в интерактивной форме проектировали научно-образовательную среду основной профессиональной образовательной программы; конструировали модель результативного лидера, выделяя приоритетные направления его деятельности; формировали «Портфель проектов» по основной профессиональной образовательной программе. Руководители ОПОП решали различные кейсы по администрированию, командообразованию, стратегии планирования и управления, оценке эффективности. В ходе обучения лидеры основных профессиональных образовательных программ познакомились с возможностями работы в единой электронной сервисной платформе управления ОПОП, интегрированной в ЭИОС вуза. По завершении курсов слушатели представили и обсудили совместные инновационные образовательные продукты — проекты международных, сетевых ОПОП, которые могут быть реализованы в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина.
Рис. 4. Процесс моделирования расчета рентабельности
Для выстраивания новых логистических схем взаимодействия руководителя ОПОП со структурными подразделениями вуза, реализующими отдельные части образовательных программ, была разработана и утверждена нормативно-правовая база, включающая в себя: Положение об основной профессиональной образовательной программе, Положение о руководителе ОПОП, дорожную карту руководителя ОПОП, оценочную карту эффективности ОПОП.
Процесс перехода на управление ОПОП требует понимания экономической целесообразности образовательной программы, возможностей ее конкурирования на рынке образовательных услуг, ее оценки в части рентабельности. В результате была создана экономическая модель расчета плановой рентабельности (рис. 4). Данная модель включает показатели, которые не только характеризуют финансовый результат, но и дают возможность маневра для руководителя основной образовательной программы в части прогнозирования и изменения (уточнения) ключевых параметров, характеризующих образовательную деятельность. Процесс моделирования расчета плановой рентабельности включает в себя следующие объекты: вход, управленческий процесс, выход, обратную связь.
Создание и внедрение экономической модели рентабельности ОПОП необходимы для оценки перспективности развития данного направления подготовки и расчета его финансовых показателей.
Механизмом реализации данной модели является расчет необходимых финансовых показателей проектируемой системы на основании данных о предполагаемых затратах и планируемом объеме доходов в рамках конкретной ОПОП. При изменении входных
параметров финансовый результат пересчитывается автоматически. Это позволяет проанализировать, от каких показателей в первую очередь зависит рентабельность программы, выявить «узкие места», провести анализ финансовой устойчивости образовательной программы, а также оценить различные сценарии развития событий. Экономическая модель позволяет провести анализ затрат и оптимизировать издержки, являясь незаменимым инструментом реализации бизнес-процесса управления основной профессиональной образовательной программой.
Переход вуза на новую модель управления образовательными программами требует иного подхода к выбору персонала и определению лидеров в области научной, образовательной и проектной деятельности. Управление развитием персонала обеспечивает построение индивидуальных траекторий карьерного роста научно-педагогических работников на основе интеграции личностно-профессиональных карт развития и рейтинговых показателей НПР вуза с учетом разделения педагогического труда.
Таблица
Характеристики деятельности НПР по приоритетным направлениям деятельности
Направления деятельности |
Название |
Характеристика |
Учебно-методическая |
Педагог-методист |
Научно-педагогический работник, проектирующий и реализующий учебную, научно-методическую, экспертно-аналитическую деятельность на основе подходов и принципов открытого опережающего образования |
Научно-исследовательская |
Педагог-исследователь |
Научно-педагогический работник, руководитель научной школы с высокой грантовой активностью, обеспечивающий организацию системных исследований фундаментального и прикладного характера, продвижение результатов научной деятельности на российском и международном уровне |
Проектировочная |
Педагог-проектировщик |
Научно-педагогический работник, обеспечивающий руководство проектно-инновационной деятельностью педагогов и студентов, координацию механизмов сетевого взаимодействия в рамках проекта и продвижение, в том числе коммерциализацию, проектных продуктов |
Организационная |
Педагог-руководитель ОПОП |
Научно-педагогический работник или представитель работодателя, обеспечивающий руководство основной профессиональной образовательной программой на протяжении всего жизненного цикла ОПОП |
В основу нового понимания разделения труда научно-педагогических работников положена идея о выделении приоритетного вида деятельности (ведущего для данного преподавателя). Условно можно выделить четыре профиля научно-педагогических работников (табл.).
В соответствии с выделенным приоритетным направлением деятельности определяется функционал каждой категории научно-педагогических работников.
Управление персоналом с учетом разделения педагогического труда требует разработки и внедрения программы персонального профессионального развития научно-педагогических работников. Механизм управления персоналом основан на интеграции личностно-профессиональных карт развития и рейтинговой оценки эффективности деятельности НПР. В условиях открытости и конкурентности системы выбора преподавателей и их закрепления за образовательными программами возрастает необходимость создания автоматизированной информационной базы научно-педагогических работников «Профиль профессионального роста НПР», включающей в себя следующие основные позиции: образовательная деятельность, публикационная активность, коммерциализация результатов работы, организационная деятельность и экспертная деятельность НПР.
Ключевым вопросом в реализации новой модели управления образовательными программами в вузе стало создание единой электронной сервисной платформы управления ОПОП, интегрированной в ЭИОС вуза, включающей в себя компоненты по управлению содержанием, процессом, ресурсами, контин
гентом, финансами и качеством основных профессиональных образовательных программ.
Единая электронная сервисная платформа управления образовательными программами в вузе представляет собой совокупность информационных, образовательных, организационных, технологических и управленческих решений, обеспечивающих интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса и направленных на эффективное управление образовательными программами в вузе. Система сервисов включает в себя следующие сервисы: «Личный кабинет руководителя ОПОП», «Профиль профессионального роста НПР», «Карта личностно-профессионального развития студентов», «Оценка рентабельности ОПОП», «Оценка эффективности ОПОП».
Одним из результатов создания нового дизайна образовательных экосистем мы видим привлечение к процессу проектирования и управления образовательными программами представителей академического и профессиональных сообществ в лице руководителей ОПОП и представителей работодателей. Представленный образ экосистемы вуза на основе управления основными профессиональными образовательными программами в вузе позволяет говорить о новом качестве подготовки конкурентоспособных специалистов в соответствии с вызовами современного мира.
Литература
- Баранова Н.В. Управление образовательной программой высшего образования как особый вид профессиональной деятельности (анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального образования») // Педагогический журнал. 2016. № 4. C. 175—186.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013— 2020 годы. URL: http://goo.gl/Lg45G (дата обращения: 14.02.2018).
- Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно- образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2016. № 4.
- Каспржак А.Г. Оценка качества образовательных систем. Центр изучения образовательной политики Московской школы социальных и экономических наук как модель прикладной магистратуры. М.: Логос, 2012. С. 189—192.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы. URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 14.02.2018).
- Курылёва О.И., Огородова М.В. Экономическая оценка эффективности основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации проекта «Оценка эффективности ОПОП: модели управления» // Вестник Мининского университета. 2016. № 4.
- Логинов М.П., Гончарова Н.А. Использование проектной методологии для управления образовательными программами в вузе // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33). С. 253—259.
- Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 2. URL: http:// psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 14.02.2018).
- Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Н. Новгород, 2015. 296 с.
- Салми Джамиль. Создание университетов мирового класса: пер. с англ. М.: Весь Мир, 2009. 132 с.
- Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. № 4.
- Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Проектирование единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. № 4.
- Смолин О.Н. Образование Победы и победа образования // Народное образование. 2015. № 5.
- Федоров А.А. Три шага к публичной образовательной корпорации // Аккредитация в образовании. 2013. № 7 (67). С. 26—28.
- Фильченкова И.Ф., Папуткова Г.А., Гришина А.В. Организационные методы вовлечения ППС в процесс преобразования образовательных программ педагогического образования // Научное мнение (Педагогические, психологические и философские науки). 2015. № 10(2). С. 178—184.
- O’Neill G., Donnelly R., Fitzmaurice M. Supporting programme teams to develop sequencing in higher education curricula // International Journal for Academic Development. 2014. Vol. 19, № 4. Р. 268—280. doi: 10.1080/1360144X.2013.867.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1950
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 880
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2