К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования

1712

Аннотация

Представлен авторский взгляд на «новую» психолого-педагогическую и антропологическую норму обучения в школе. Отмечается, что российская школа ограничена в плане осваиваемых типов деятельности: в ней преобладают пересказ текстов и решение текстовых задач. Это существенно отличает ее от «школ будущего» Китая и ЕС, где разнотипная деятельность «встраивается» в архитектурное пространство. Автор считает непродуктивным разделение предметного образования в школе и проектного в дополнительном образовании, где нет задач по выделению и освоению общих способов. Отмечается, что проектное образование выполняет функцию мотивации: школьник, реализуя проект, начинает понимать, как употреблять знание. Обращается внимание на то, что переход от проектного замысла к реализации является формой перехода от проектного мышления к действию в ситуации. Освоение традиционных учебных предметов и проектного образования интегрируется за счет метапредметного подхода: такие образования, как знание, знак (схемы), проблема, задача, ситуация, смысл, цели, используются для организации и предметной, и проектной работы. Выделяется тот факт, что при этом у учащегося формируется особого рода рефлексия когнитивных и метакогнитивных процессов при решении исследовательских и проектных задач. Делается вывод о том, что проведенный анализ подходов к обучению проектированию показывает необходимость разработки специальной программы изучения проектной деятельности в образовании, которая должна ответить на вопросы о различии вариантов интеграции проектной учебной работы и форм освоения содержания традиционных академических учебных предметов, о роли в этой интеграции метапредметного подхода.

Общая информация

Ключевые слова: типы деятельности, проектное образование, метапредметный подход

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230108

Для цитаты: Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 93–105. DOI: 10.17759/pse.2018230108

Фрагмент статьи

Вопрос о культурно-историческом развитии Российской школы и формировании обоснованной системы проектов «Российская школа будущего» требует принципиального ответа на вопрос, в чем заключается «новая» психолого-педагогическая и антропологическая норма обучения в школе. Один из возможных ответов состоит в том, что выпускник российской школы должен не только освоить знания, умения, навыки, не только присвоить техники и способы мышления и деятельности в соответствии с деятельностным подходом в образовании, но и овладеть развернутыми исследовательскими и проектными формами сознания и деятельности.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно- организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении: сб. статей / Отв. ред.-сост. И.Н. Семенов, Т.Г. Болдина. М.: ИРПТиГО, 2003. С. 51—65.
  2. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание»: учеб. пособие для учащихся старших классов. М., 2001. 544 с.
  3. Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов: учеб.-метод. пособие для учащихся 10—11 классов. М., 2005. 500 с.
  4. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов: учеб. пособие для учащихся старших классов. М.: Пушкинский институт, 2001. 288 с.
  5. Громыко Ю.В. Восстановление суверенного российского образования для многонациональной разноконфессиональной страны: проект школы будущего и русского университета нового поколения // Русская школа в XXI веке. Стратегия развития российского образования в эпоху тотальной глобализации. М., 2017. С.101—128.
  6. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема»: учеб. пособие для учащихся старших классов. М., 1998. 382 с.
  7. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск, 2000. 376 с.
  8. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (журнальный вариант книги) // Дошк. воспитание. 1997—2000.
  9. Кудрявцев В.Т. Творческая природа человека // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 113—120.
  10. Лазарев В.С. Инноватика в школе: учеб.пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования / В.С. Лазарев. Екатеринбург; Сургут: Гуманитарный ун-т. 2011. 160 с.
  11. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М., 2004, 31с.
  12. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  13. Рубцов В.В., Марголис А.А. Учитель для новой школы: модернизация педагогического образования в России // Образовательная политика. 2010. № 4 (42). С. 42—55
  14. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 79—93.
  15. Слободчиков В.И., Громыко Ю.В. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000. № 2. С. 3—12.
  16. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования». 2-е изд. Екатеринбург, 2010, 264 с.
  17. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами профессионального сообщества. М. Институт социологии РАН, 2014. 230 с.
  18. Устиловская А.А. Метапредмет «Задача»: учеб. пособие для педагогов. М.: НИИ Инновационных стратегий развития образования; Пушкинский институт, 2011. 272 с.
  19. Engeström Y., Miettinen R., Punamaki R.-L. (Eds.), Perspectives on activity theory. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1999. Р. 19—38.
  20. Hatchuel A., Le Masson P., Weil B. C-K Theory in practice: lessons fromindustrial applications. In: Marjanovic D (ed) 8th International design conference, Dubrovnik, 18th—21st May 2004, pp. 245—257.
  21. Chin-Chung Tsai1, Ching Sing Chai, Benjamin Koon Siak Wong, Huang-Yao Hong and Seng Chee Tan Positioning Design Epistemology and its Applications // Educational Technology & Society. 16 (2). Р. 81—90.
  22. Designing the Future Classroom, Issue 2, August 2014. Future Classroom Lab by European Schoolnet [Электронный ресурс]. URL: http://fcl.eun.org/ documents/10180/16159/FCL_magazine_No_2_2014_ EN.pdf/485d930e-1b1d-40c1-86a5-2a6567857a10; http://fcl.eun.org/learning-zones (дата обращения 15.05.2017).
  23. Edward F. Crawley and Doris R. Brodeur. The Education of Future Aeronautical Engineers: Conceiving, Designing, Implementing and Operating. In: Materials of 48th AIAA Aerospace Sciences Meeting Including the New Horizons Forum and Aerospace Exposition 4—7 January 2010, Orlando, Florida. Р. 1—15.
  24. Engestrom Y. (1999). Activity theory and individual and social transformation. In Y. Engestrom, R. Miettinen, & R.L. Punamaki. Cambridge University Press. Р. 19— 38.
  25. Ries Eric. The lean startup: how today’s entrepreneurs use continuous innovation to create radically successful businesses. Crown Publishing. 2011, 336 p.
  26. (проф. Ван Су «Радикально изменяемый учебный класс школы будущего под воздействием перерабатываемых данных») [Электронный ресурс]. URL: http://www. sohu.com/a/211196079_99950984 (дата обращения 15.05.2017).

Информация об авторах

Громыко Юрий Вячеславович, доктор психологических наук, профессор, кафедра "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова", факультет "Психология образования", , ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), директор, Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л.Шифферса, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5943-8232, e-mail: yugromyko@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2204
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1712
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4