Проблемы адаптации основной образовательной программы в вузе для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху *

546

Аннотация

участвующих в процессе обучения, и классификация возможных (наблюдаемых) отклонений когнитивных качеств студентов от нормативного уровня, конкретизированы и детально рассмотрены взаимные связи между отдельными отклонениями и их влияние на восприятие изучаемого материала. Дана сравнительная характеристика при помощи ориентированных графов трудоемкости освоения основной образовательной программы (ООП) в вузе студентами-инвалидами (по слуху) и обычными студентами. Решение проблемы адаптации ООП актуализировано в виде курсов сопровождения профильных дисциплин и применения специальных когнитивных технологий. Изложен опыт, наработанный в Московском Государственном Техническом Университете имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), по минимизации или/и компенсации когнитивных отклонений студентов-инвалидов. Сформулированы обобщенные задачи курсов сопровождения как элемент адаптации ООП. Приведены примеры (на материале математического анализа и геометрии) использования логических матриц как универсального метода для формирования у студентов систем понятий, связанных родо-видовыми отношениями. Показано соответствие курсов сопровождения профильных дисциплин требованиям метапредметности. Сформулированы специальные требования к преподавателям, работающим со студентами-инвалидами по слуху.

Общая информация

* Авторы благодарят за помощь в оформлении работы сотрудника ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана М.Д. Константинова.

Ключевые слова: образовательный процесс (ОП), адаптация, сопровождение профильных дисциплин, когнитивные технологии, управление, дефекты , отклонения, коррекция, цель управления, минимизация отклонений, эффект переполнения, граф , антиграф, логическая матрица системы понятий, критерии развития, метапредметный подход

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090103

Для цитаты: Станевский А.Г., Столярова З.Ф. Проблемы адаптации основной образовательной программы в вузе для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 23–37. DOI: 10.17759/psyedu.2017090103

Фрагмент статьи

В настоящей статье авторы продолжают исследование особенностей образовательного процесса (ОП) инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) по слуху, начатое в работах [3; 4; 5].  ЛОВЗ имеют нарушения сенсорной функции (слух), психической функции (воля, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, сознание), языковой и речевой функции (устная и письменная речь, вербальная и невербальная речь, голосообразование). Согласно правовой базе, «Инвалид – это статус гражданина, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма …, приводящее к ограничению основных категорий  жизнедеятельности», в частности, обучения.

Литература

  1. Леонгард Э.И., Станевский А.Г. Слухоречевая реабилитация глухих и слабослышащих студентов. Реальность и перспективы// Радуга звуков. 2009. №2 (34).  С. 22-23.
  2. Станевский А.Г.,  Асламазова В.И., Салетикова.Г.М., Паршин Г.Н., Кравченко Л.И. Динамическая оценка отдельных параметров умственной работоспособности и развитие адаптационных механизмов в процессе обучения в высшей школе лиц с ограниченными возможностями (по слуху): методические рекомендации. М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2000. 31 с. 
  3. Станевский А.Г., Столярова З.Ф. Идея и обоснование предметных коррекционных курсов // Психологическая наука и образование. 2012. №1. С. 46-55.
  4. Станевский А.Г., Столярова З.Ф. Задачи коррекционного курса математики // Психологическая наука и  образование. 2012. №2. С.48-58.
  5. Столярова З.Ф. Обобщенные задачи и технологии проведения предметных коррекционных курсов // Российский научный журнал. 2014. №3(41). С.188-204.
  6. Столярова З.Ф. Формализация системы понятий при помощи логической матрицы // Вопросы кибернетики. 1978 г. Вып. 51. С.173-177. 
  7. Столярова З.Ф. Использование логической матрицы системы понятий в целях обучения // Вопросы кибернетики. 1978 г. Вып. 51. С.177-184.
  8. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ,  1975г.344c.
  9. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе. Изд-тво МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009г.264с.
  10. Фокин Ю.Г.Психодидактика высшей школы. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. 424с.
  11. Цветков Ю.Б. Особенности проектирования учебных целей дисциплин инженерных образовательных программ // Наука и образование.2015. №03. С. 331 – 344.

Информация об авторах

Станевский Александр Григорьевич, кандидат технических наук, доцент, директор Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия, e-mail: stan@bmstu.ru

Столярова Зухра Фейзулаевна, старший преподаватель кафедры реабилитации инвалидов Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здо ровья (инвалидов), ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия, e-mail: stoliarova66@tokmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1819
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 546
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4