О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах

447

Аннотация

Сопоставляется оценка взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA и оценка сотрудничества на основе деятельностного подхода. Утверждается, что если в исследованиях PISA решаемая задача и формы взаимодействия между ее участниками являются двумя разделенными предметами анализа, то в случае изучения сотрудничества на основе деятельностного подхода когнитивный и социальный компоненты при решении задач в совместной деятельности образуют единую реальность для участников групповой работы со смысловыми, операциональными и предметными характеристиками. Определены принципы диагностики развития способностей в проектной команде у ее участников на основе деятельностного подхода. Подчеркивается, что важнейшим единым образованием, которое должно отслеживаться при работе проектной команды, является проектный замысел, его конкретизация и перестройка форм организации деятельности команды на основе замысла. Диагностика развития способностей в деятельности проектной команды должна опираться также на типологию проектных команд.

Общая информация

Ключевые слова: мониторинговые исследования PISA, деятельностный подход, проектное образование, проектный замысел, способности, проектные команды

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240506

Для цитаты: Глазунова О.И., Громыко Ю.В. О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 58–70. DOI: 10.17759/pse.2019240506

Фрагмент статьи

Умение работать в команде является важнейшим образовательным результатом, который выделяется во всех современных образовательных системах. Его оценка начинает вводиться в Международное мониторинговое исследование ПИЗА. Умение работать в команде является важнейшим образовательным результатом, который выделяется во всех современных образовательных системах. Его оценка начинает вводиться в Международное мониторинговое исследование ПИЗА.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: Автореф.дисс. … докт.психол.наук.М., 2002.36 с.
  2. Асмолов А.Х.По ту сторону сознания.Методологические проблемы неклассической психологии.М.: Смысл, 2002.С.161.
  3. Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности: дисс.… канд.психол.наук: М., 1985.168 с.
  4. Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л.С.Выготского.М.: Пайдея, 1996.238 с.
  5. Громыко Ю.В. Проектное сознание.М.: Пайдея, 1996.551 с.
  6. Громыко Ю.В. Миропорядок Razvitie — Миромыследеятельностный подход к формированию практик развития [Электронный ресурс] // Наши издания Институт Шифферса.Рига: Palmarium Academic Publishing, 2018.644 с.URL: https://shiffersinstitute.com/product/gromyko-yu-v-miroporyadok-razvitie-elektronnaya-versiya/ (дата обращения: 19.08.2019).
  7. Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 1.C.93—105.doi: 10.17759/pse.2018230108
  8. Гузман Р.Я. Роль моделирования совместной деятельности в решении учебных задач: дисс.… канд.психол.наук: М., 1982.147 с.
  9. Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н.Леонтьева // Вестник Моск.ун-та.Серия 14, Психология.1979.№ 4.C.25—41.
  10. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование.1996.№ 2.С.68—72.
  11. «Инструментарий международного исследования PISA-2018/компьютерный формат»: Сборник — АО «Информационно-аналитический центр»: Астана, 2016.
  12. Магкаев В.Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии / Ред.А.А.Смирнов, О.А.Конопкин.1974.№ 5.С.98— 106.
  13. Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике.Теория речевых актов.Вып.XVII.М., 1986.С.22—129.
  14. Рубцов В.В., Ривина И.В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии.1985.№ 2, с. 155—159.
  15. Рубцов В.В., Агеев В.В., Давыдов В.В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал, 1985.№ 4, с. 120—129.
  16. Рубцов В.В., Марголис А.А. Компьютер как средство моделирования предметных учебных сред // Информатика и народное образование.1987.№ 5.С.8—13.
  17.  Рубцов В.В., Мульдаров В.К. Метод нормативной диагностики учебно-познавательных действий у школьников // Вопросы психологии.1987.№ 5.С. 147—153.
  18. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход.М.: МГППУ, 2008.416 с.
  19. Рубцов В.В. Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей.Интервью (беседу вел В.Т.Кудрявцев) // Культурно-историческая психология.2018.Том 14.№ 4.С.106—121.doi:10.17759/chp.2018140413
  20. От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: Совместность.Творчество.Образование.Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова, Б.Д.Эльконина) / В.В.Рубцов [и др.] // Культурно-историческая психология.2018.Том 14.№ 3.С.5—30.doi:10.17759/chp.2018140302
  21. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность — источник развития и субъект образования // Сб.статей.Событийность в образовательной и педагогической деятельности / Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной.Научный редактор серии Н.Б.Крылова.М., 2010.Вып.1 (43).С.5—13.
  22. Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? Косвенные речевые акты.Классификация речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике.М., 1986.Вып. XVII.
  23. Collaborative Problem Solving: Considerations for the National Assessment of Educational Progress.Authored by: Stephen M.Fiore, Art Graesser, Samuel Greiff, Patrick Griffin, Brian Gong, Patrick Kyllonen, Christine Massey, Harry O’Neil, Jim Pellegrino, Robert Rothman, Helen Soulé, Alina von Davier.April 2017 [Электронный ресурс] // URL: https://nces.ed.gov/ nationsreportcard/pdf/researchcenter/collaborative_ problem_solving.pdf (дата обращения: 19.08.2019).
  24. PISA 2015 collaborative problem-solving framework july 2017 [Электронный ресурс] // URL: www.oecd.org/pisa/pisaproducts/Draft%20PISA%20 2015%20Collaborative%20PRoblem%20Solving%20 Framework%20.pdf (дата обращения: 19.08.2019).
  25. Engeström Y.(1987).Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research.Helsinki: Orienta-Konsultit.
  26. Alex F. Osborn.Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Problem Solving New York: Charles Scribner’s Sons, 1953.OCLC 641122686
  27. PISA 2015.Results in Focus [Электронный ресурс] // URL: http://www.oecd.org/pisa/pisa-2015- results-in-focus.pdf (дата обращения: 19.08.2019).

Информация об авторах

Глазунова Ольга Игоревна, кандидат психологических наук, генеральный директор, Общество с ограниченной ответственностью «Инновационная компания «Мыследеятельностная педагогика», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9882-6107, e-mail: obrantr@mail.ru

Громыко Юрий Вячеславович, доктор психологических наук, профессор, кафедра "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова", факультет "Психология образования", , ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), директор, Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л.Шифферса, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5943-8232, e-mail: yugromyko@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1090
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 447
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4