Методологические подходы к актуализации профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях становления системы инклюзивного образования

721

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения лиц с инвалидностью в контексте трансформационных процессов системы образования в России. Работа состоит из двух смысловых блоков. В первом приводится социальный анализ пилотажного мониторинга доступности и качества инклюзивного высшего образования на территории Москвы, а также Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Тверской областей. Кроме того, анализируются образовательные потребности абитуриентов с инвалидностью в перечисленных регионах. Во второй части статьи раскрываются основные концептуальные подходы к организации в инклюзивном вузе системы профессионального и карьерного ориентирования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Авторы приводят результаты эмпирических психологических исследований, под тверждающие целесообразность актуализации профессионального самоопределения обучающихся в инклюзивном вузе как интегральной цели профориентационной деятельности, на основе использования авторского когерентно-синергетического подхода.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, профессиональное самоопределение

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230203

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Байрамов В.Д., Бонкало Т.И., Райдугин Д.С., Воеводина Е.В. Методологические подходы к актуализации профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях становления системы инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 19–28. DOI: 10.17759/pse.2018230203

Фрагмент статьи

Формирование системы инклюзивного образования выступает сегодня одним из приоритетных направлений как реформ в образовательной сфере, так и российской социальной политики в целом. Следует признать, что инклюзивные процессы в образовании являются в большей мере следствием, нежели причиной реформирования социальной политики государства.

Литература

  1. Байрамов В.Д., Райдугин Д.С., Александрова Е.В. Теоретико-методологические основы «инклюзии обратного порядка»: опыт Московского государственного гуманитарно- экономического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 18—25. doi: 10.17759/pse.2017220103
  2. Бонкало Т.И. Активизация личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: монография / Т.И. Бонкало, М.Н. Цыганкова. М.: РГСУ, 2015. 215 с.
  3. Бонкало Т.И. Когерентно-синергетический подход к социально-психологическим исследованиям // Методологические проблемы современной психологии: коллективная монография / Под ред. Т.И. Бонкало. М.: АИМ, 2015.
  4. Воеводина Е.В., Райдугин Д.С. Инвалидность как социальная проблема и объект специальной отрасли социологии // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 3(15). С. 016—025
  5. Зеер Э. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э. Зеер, О.А. Рудей. М.: МПСИ, 2008. 256 с.
  6. Обласова О.В. Проблемы и перспективы профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в период юности / О.В. Обласова, А.А. Черникова // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 185—187.
  7. Пчелинова В.В. Профессиоведческий анализ художественного фильма «Без ума от любви» (США, 2005) с использованием сравнительного психологического профессиоведения для профориентации лиц с ОВЗ / В.В. Пчелинова, В.Н. Тищенко // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 2 (37). С. 46—57.
  8. Райдугин Д.С. Теоретико-методологические основы реализации инклюзивной социальной стратегии // Инвалид в XXI веке: Образование, трудоустройство, социальная интеграция: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: МГГУ, 2015. С. 117—128.
  9. Смолин О.Н. Студенты с ограниченными возможностями здоровья: статус, образование, трудоустройство. Интервью с Первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Смолиным Олегом Николаевичем // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 7—9. doi: 10.17759/pse.2017220101.
  10. Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 118—120.

Информация об авторах

Байрамов Вагиф Дейрушевич, доктор социологических наук, Профессор, ректор, кафедра социологии, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия, e-mail: info@mggeu.ru

Бонкало Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, доцент, заведующая отделом комплексной экспертизы и координации научно-исследовательских проектов и разработок, Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы (ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»), ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (ФГБОУ ВО «КубГУ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0887-4995, e-mail: bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru

Райдугин Дмитрий Сергеевич, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия, e-mail: raydmis@mail.ru

Воеводина Екатерина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий, кафедра социологии, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия, e-mail: voevodinaev@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2012
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 721
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5