Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 2. С. 59–67
doi:10.17759/pse.2018230207
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Самореализация студентов с инвалидностью как базовый механизм социальной инклюзии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная инклюзия, инклюзивное образование, самореализация лиц с ограниченными возможностями, социокультурное пространство самореализации в университете
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230207
Для цитаты: Осьмук Л.А. Самореализация студентов с инвалидностью как базовый механизм социальной инклюзии // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 59–67. DOI: 10.17759/pse.2018230207
Полный текст
Социальная эксклюзия характеризуется исключением человека из активной социальной жизни, вследствие чего происходит его игнорирование и как социального субъекта, и как личности. Особенность проявления такого отношения у людей с инвалидностью связана с возникающим у них острым ощущением нети- пичности. Это происходит как следствие постоянного нахождения под оценивающим взглядом окружающих, что формирует у людей с инвалидностью неадекватные и недоверительные стратегии взаимодействия с миром. Последние, как правило, ориентированы на свой же, сложившийся и жестко ограниченный субъективный мир. В результате человек уже в раннем возрасте сам исключает себя из социального мейнстрима и ищет себе нишу в стороне, на периферии. Он осторожно (или, напротив, агрессивно) предпринимает попытки реализации в интерсубъективном мире. Как правило, самореализация происходит «тихо», «для себя», а «публика» ограничивается семьей и близкими.
По объяснимым причинам возвращение в социум связано с возвращением доверия к самому себе через успешную реализацию и только затем — к миру и другим. Формирование необходимых социальных связей, которые и удерживают субъекта в мейнстриме социальной жизни, происходит параллельно включению — инклюзии и становится частью ее механизма. Проблема, которая неизбежно встает как для социальной теории, так и для практики, — это поиск существующих и конструирование новых релевантных современному обществу механизмов включения. Механизмы социального включения (инклюзии) есть социальные механизмы, к которым относятся: социальная норма/система норма/ нормативная база, часть социальной структуры/социальная структура, специфические образцы поведения/стереотипы, мотивация/ мотивы/представления/убеждения и др., — приводящие в движение социальную систему и обеспечивающие ее функционирование. По аналогии, механизмы включения в общество — это встроенные в процесс и особым образом организованные социальные элементы, которые обеспечивают непосредственно шаг/шаги включения и/или стимулируют этот процесс.
Можно предположить, что механизм включения людей с ограниченными возможностями (с инвалидностью) имеет следующие структуру и алгоритм: потребность в самореализации — самореализация с выходом в социальную жизнь — система социальных связей (от некоторого количества до включения в сеть, например, профессиональную) — доверие к себе и развитие личности — новые роли и статусы, более удовлетворяющие социального субъекта с ограничениями по здоровью.
Поскольку самореализация в обозначенном алгоритме играет значительную роль, необходимо разобраться в ее особенностях для человека с ограничениями по здоровью. Самореализация является основной социальной потребностью человека, однако она может быть выражена по-разному: так, осознание невозможности удовлетворения данной потребности приводит к подключению защитных психологических механизмов, например, заявление о том, что самореализация вовсе не нужна, показное пассивное поведение и др. Человек с ограничениями часто боится потерпеть фиаско и подавляет в себе потребность в самореализации.
Известно, что самореализация как феномен стала интересной для общества и человека с момента понимания того, что человек — существо творческое, а его реализация как личности и социального субъекта происходит через интеллектуальную и социальную деятельность, а также презентацию результатов другим, или правильнее — перед другими. Несмотря на то, что термин «самореализация» был введен в научный оборот только в 1935 г. (К. Гольдштейн), можно назвать более сотни известных ученых, которые изучали данный феномен с различных сторон, среди них: А. Адлер, Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Ш. Бюлер, Дж. Келли, Г. Мюррей, Г. Мёрфи, А. Маслоу, Р. Мэй, В.Н. Мясищев, К. Роджерс и многие другие психологи, философы, социологи. Актуализация проблемы самореализации не случайна, она связана с приобретением особой ценности личности и с важностью раскрытия личностного и человеческого потенциала в условиях нового информационного и постинформационного общества. В таком обществе внешние особенности и нетипичность людей с инвалидностью все больше перестают быть барьерами проявления творческого и интеллектуального потенциала.
Самореализация личности действительно понимается как раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, однако для раскрытия нужен релевантный контекст, в качестве которого выступает социальное пространство, имеющее соответствующие условия (в широком понимании — социум). Вне контекста самореализация невозможна: «Основаниями такого понимания самореализации выступают два момента: 1) личность — результат социализации, и она социальна; 2) личность развивается в социуме». Идея инклюзивного пространства и есть, по сути, стратегия моделирования соответствующего пространства для нормального существования людей с ограничениями. При этом можно предположить, что инклюзивное пространство есть пространство в пространстве. Важно, чтобы «наложение» этих пространств было максимально полным, так, инклюзивное пространство, сформированное на отдельных территориях или в организациях, не позволяет в полной мере включиться в общий «социальный поток».
Для того чтобы человек с ограничениями по здоровью (с инвалидностью) мог использовать возможности пространства, он должен быть, как минимум, включен в это пространство, быть к нему адаптирован, иметь доступ к ресурсам и сформированный социальный капитал. Чтобы включение было успешным, необходимо сделать это максимально рано (как только родился), в связи с чем сформированное инклюзивное пространство образовательных организаций (дошкольных, школьных, профессиональных: колледжей и университетов) приобретает особое значение. Если в образовательных организациях сформировано инклюзивное пространство, ребенок/молодой человек, имеющий ограничения, осваивает навыки самореализации, учится получать от этого удовольствие, особенно если получает признание в группах и у воспитателей/учителей/преподавателей. Если зависимость между инклюзией (инклюзивным пространством) и самореализацией очевидна, то ситуация отсутствия инклюзии воспринимается как фрустрирующая (она блокирует важную социальную потребность).
Самореализация невозможна без саморазвития, но если самореализация ситуативна и предполагает конкретный результат, то саморазвитие — это жизненная стратегия, основанная на каких-то навыках и имеющая более или менее четкие цели. «Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок». Для ребенка (и вообще человека любого возраста), имеющего инвалидность, приобретение навыков саморазвития связано с все с тем же инклюзивным пространством, а также, что немаловажно, с наличием референтных людей, ориентирующих его на приобретение данных навыков. Отсюда роль дополнительного образования (в том числе кружков, секций и др.) при реализации государством и обществом инклюзивной политики возрастает. Поэтому, видимо, есть смысл в формировании социокультурного по своему содержанию инклюзивного пространства.
Если самореализацию «можно охарактеризовать как самовыражение, направленное на преобразующую деятельность по отношению к самому себе через признание себя другими, в сотворчестве с ними и обществом в целом, с целью изменения реальности», то признание приобретает особое значение, и чем больше социальный капитал и шире круг возможностей в социокультурном инклюзивном пространстве, тем вероятнее самореализация, т. е. конкретные результаты. Поскольку принято считать, что самореализация может проявляться во всех сферах деятельности, то в качестве основных для социокультурного инклюзивного пространства можно назвать научную сферу, сферу культуры и искусства, сферу общественной активности. Кроме того, отдельно выделяется профессиональная самореализация. Если профессиональная самореализация осуществляется одновременно с самореализацией в других обозначенных сферах, то и удовлетворение от реализованной потребности будет сильнее. Тогда человек с ограниченными возможностями почувствует себя включенным в мейнстрим, или основной поток социальной жизни. Соответственно этому будут формироваться такие личностные характеристики, как: доверие к себе, к другим, к миру; личностная, социальная, профессиональная идентичности; социализированность и способность/готовность адаптироваться к социальным ситуациям и др. Положительное влияние на развитие личности оказывает двойной эффект от самореализации в нескольких сферах. Для человека с инвалидностью это даже важнее, чем для человека с нормой здоровья, но требует преодоление себя (недоверия, не- сформированной идентичности, неготовности к адаптации и др.).
Возможность совместить профессиональную самореализацию и самореализацию в других сферах человеку с инвалидностью дает университет. Обязательным условием при этом остается сформированное социокультурное инклюзивное пространство. Кроме совмещения сфер самореализации здесь сохраняется условие раннего включения. Молодые люди, имеющие ограничения по здоровью, приходят в университет достаточно осознанно, а следовательно, с определенной мотивацией. С точки зрения А. Маслоу, «... человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов» [8], а молодые люди, поступившие в университет, уже достаточно точно распознают «реальный мир» и «фантазии». Более того, ориентация на профессиональную деятельность делает самореализацию осознанной и целенаправленной. Наличие возможностей проявлять свой потенциал в социокультурной, научной и общественной деятельности придает всем психологическим процессам большую легкость. Вопрос об эффективности социокультурного сопровождения и его роли в образовании становится все более актуальным.
Приведем в качестве кейса деятельность Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов при Институте социальных технологий и реабилитации Новосибирского государственного технического университета (РУМЦ НГТУ) по формированию социокультурного инклюзивного пространства. В созданной здесь системе социальнопсихологического сопровождения активно используются социокультурные технологии, направленные на развитие личности и социальную адаптацию к инклюзивному образовательному пространству университета. Для подтверждения приведенных выше тезисов было проведено глубокое интервью со студентами ИСТР НГТУ, имеющими ограничения по здоровью (n =12, 6 студентов с нарушениями по слуху, 4 — с нарушениями по зрению, 2 — другие ограничения).
В Институте социальных технологий и реабилитации НГТУ эффективно работает целая система дополнительного образования и постоянно проводятся социокультурные мероприятия. Особое место занимает синтез-театр «Белый воробей» и студия жестового пения, в которых идет постановка спектаклей, вокально-танцевальных номеров, номеров жестового пения. Поскольку 80% студентов института — это глухие и слабослышащие, то и театр исторически возник для поддержки культуры глухих. В настоящий момент театр имеет инклюзивный характер, он интересен и для студентов с нормой здоровья. Таким образом, он становится площадкой для самореализации глухих студентов, которые получают поддержку своих друзей с нормой здоровья. Площадка характеризуется тремя важными качествами: 1) это коллектив, который работает на высоком, практически профессиональном, уровне, что предполагает большую отдачу и высокий уровень эмоционального восприятия; 2) коллектив обеспечивается психологическим сопровождением и имеет сформированную позитивную социально-психологическую атмосферу, дающую возможность осуществлять коммуникацию и самореализовываться легко, без напряжения, получая удовольствие не только от результата, но от самого процесса деятельности; 3) коллектив принимает участие в благотворительных мероприятиях и реализации социальных проектов, что придает деятельности особую значимость. Такой подход мягко погружает студентов с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство, которое естественным образом, без давления создает интерсубъективный мир творчества. Кроме того, самореализация в сфере культуры связана с высокой эмоциональной отдачей, что отвлекает человека с ограничениями от мыслей по поводу своего плохого здоровья, приводит к росту потребности в творчестве, снижающей неуверенность в себе.
С другой стороны, целая система научнообразовательных центров и лабораторий (7) в ИСТР НГТУ делает пространство креативным. В случае самореализации в научной сфере подключается интеллектуальный потенциал, что повышает профессиональные компетенции и обеспечивает прагматический эффект. Обнаружение ожидаемых результатов мотивирует молодых людей с инвалидностью к профессиональной деятельности и формирует профидентичность. Самореализация в научной области в значительной степени связана с познанием мира, что приводит к развитию чувства доверия к миру. Таким образом, самореализация, формируя интерес и доверие к миру (понимание, что мир не враждебен), приводит к доверию к себе (вере в свои возможности). Познавая мир, человек получает удовольствие, которое компенсирует психологические комплексы.
Для подтверждения выдвинутых предположений было проведено глубокое интервью (n =12) со студентами ИСТР НГТУ, имеющими ограничения по здоровью. Критерием отбора интервьюируемых стало наличие опыта самореализации и определенных успехов (наград, статусов и др.). Рефлексируя по поводу причин стремления к самореализации в области науки или искусства/культуры, практически все студенты отмечали, что сначала было просто любопытство, интерес к какой-то конкретной теме, деятельности: «Я, уже начиная углубляться в свою специальность, выбрала для себя сложную, но интересующую тему...». Необходимость самореализации определяется большинством как «внутреннее желание», готовность развиваться, что-то делать вообще (в основании первого опыта — всегда активность и преодоление себя). Для студентов с инвалидностью очевидно, что, самореализуясь в какой-либо деятельности, они преодолевают себя, учатся ставить цели и достигать их: «Бывают и трудности, но они развивают и позволяют расти профессионально. Если бы их не было, скорее всего, интерес мой быстро бы остыл». При этом инвалидность не выступает каким-то препятствием к началу и продолжению деятельности, напротив, интерес и деятельность настолько захватывают, что акцент переносится с проблем на достижение цели. Попутно интенсивнее происходит адаптация к образовательному пространству, в процессе интервью неоднократно отмечалось чувство «легкости». В результате фрустрация спадает: «Стала терпимее к происходящему в отношениях, в поведении людей», «Важно, если вижу, что я прав, самореализован и была социальная справедливость». Смена жизненной стратегии «от людей» на стратегию «к людям» означает стремление включиться в мейнстрим, преодолеть страхи и восстановить доверие к миру («социальная справедливость») и, соответственно, к себе. Творческая деятельность захватывает, все интервьюируемые говорили о чувстве удовольствия, которое возникает через преодоление себя: «Получаю всегда стресс от любой новой деятельности. Но в дальнейшем, добившись успеха, испытываю гордость за себя», «Я получаю удовольствие от научной деятельности, но бывают моменты, когда у меня что-то не получается и хочется уйти от этих проблем как можно дальше, но желание решить задачу не позволяет мне этого сделать».
Таким образом, сформированная потребность в самореализации качественно изменяет жизнь молодого человека с инвалидностью. Уже первый шаг в процессе самореализации заставляет в поисках ресурсов двигаться в двух направлениях: внутрь — усилия роста и вовне — поиск связей, получение дополнительных внутренних и внешних ресурсов значительно повышают удовлетворенность и, одновременно, потребность в самореализации. Социокультурная инклюзивная среда увеличивает шансы самореализации, которые проявляются как в возможности организации творческого процесса, так и в результатах. Уровень профессионализма художественных коллективов и научных подразделений предъявляет серьезные требования и к деятельности, обязательной при самореализации, и к результатам. Достижение результатов в этих условиях обеспечивает новый статус человека с инвалидностью в группе: «Самореализация человеческого индивида оказывается формой связи его с другими людьми и их опытом, а эта связь выступает своего рода опорой отношения индивида к самому себе, средством преодоления собственных границ». Самореализация изменяет образ жизни человека (он обнаруживает интерес к миру и к деятельности, которую освоил), систему ценностей и, соответственно, жизненные стратегии. Наличие комфортного социокультурного пространства обеспечивает не просто связи с другими людьми, но постоянные связи, которые оцениваются как социальный капитал, как ресурс творческой деятельности.
Особо полезны для самореализации творческие группы, именно в них наиболее комфортно раскрывается потенциал студента с ограничениями. Творческие группы комфортны в плане приобретения навыков выстраивания отношений и совместной деятельности. Творческая группа — это уже некоторая сумма связей, которая может вырасти в сеть. При вовлечении студента с ограниченными возможностями в творческую группу необходимо учитывать отсутствие у него опыта. Социальный капитал человека с инвалидностью сужен по целому ряду причин:
• физические ограничения;
• проблемы в социализации;
• недоверие к себе и миру;
• ограниченная первичная группа;
• отсутствие комфортного социокультурного пространства.
Успешное вовлечение студента с ограничениями в процесс самореализации (индивидуальный или групповой) зависит от навыков, приобретенных до поступления в университет и от степени мотивации (возможно студент имеет сильное желание самореализации, но был ограничен в возможностях). Достаточно часто у него отсутствуют навыки и мотивация, но присутствуют страхи перед раскрытием своего потенциала и включением в творческую деятельность. Особо опасны для включения в творческую деятельность фрустрирующие ситуации, которые возможны в жизни каждого ребенка с нарушениями здоровья. Они развивают неуверенность в себе, внутриличностные конфликты, на фоне которых самореализация затруднена и даже включиться в деятельность становится проблематично. В результате растет чувство неудовлетворенности. Социально здоровой можно назвать «... личность способную успешно адаптироваться к условиям современной социокультультурной среды как совокупности различных (макро- и микро-) условий ее жизни и социального (ролевого) поведения». Здоровая личность отличается открытостью к диалогу, возможностью личностного самоопределения, для чего требуется самореализация в любой сфере.
Служба социально-психологического сопровождения РУМЦ НГТУ частично решает проблему для каждого студента с нарушениями здоровья при помощи диагностики и сопровождающего ее психологического консультирования. Как показывает практика, студенты с нарушением слуха для самореализации выбирают область культуры (художественные коллективы ИСТР НГТУ), студенты с другими нарушениями — область науки.
Итак, для современного общества принципиально важно поддерживать человеческий капитал, в связи с чем, самореализация и механизмы развития самоорганизации приобретают особое значение. Ценности современного постиндустриального и постинформаци- онного общества, отражающие его сущность, это индивидуализм, стремление к успеху; информационные технологии, облегчающие самовыражение и коммуникации, могут быть поддержаны только при постоянной самореализации социальных субъектов, при этом уже не важно, имеют эти субъекты физические отклонения или нет. Но для того чтобы соответствовать обществу с данными характеристиками, люди с физическими нарушениями должны постоянно самореализовываться, для молодых людей с образованием эта задача — более решаемая. Поскольку самореализация в таком обществе превращается в постоянную потребность, то сформированность этой потребности, приобретенная в университете с организованной социокультурной средой, является для человека с нарушениями здоровья гарантом достижения достойного статуса и позволяет быть в мейнстриме социальной жизни. «В отличии от прошлых этапов развития в современном обществе потребность в самореализации обострена. Она приобретает интенсивный характер, так как требования к личности все увеличиваются. Возникает потребность: успеть за мейнстримом, реализовываться через деятельность в системе деятельности, имеющей повышенную динамику» [10]. Однако жесткость новых требований социальной адаптации компенсируется возможностями успешной инклюзии.
Переходя от теории к практике, можно констатировать, что использование социокультурных технологий в сопровождении студентов с инвалидностью и формирование сложного, но комфортного социокультурного пространства позволяют Ресурсному учебнометодическому центру НГТУ быстро вводить студентов в образовательный процесс и формировать их мотивацию к обучению в университете и, по большому счету, к активной интересной жизни.
Литература
- Васютенкова, И.В. Социальное здоровье личности в поликультурной образовательной среде // Здоровье и образование: Материалы IV научно- практической межвузовской конференции / Отв. ред. Г.Е. Гун. СПб.: ЛОИРО, 2007. С.126.
- Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. С. 227.
- Дегтярева В.В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе / В.В. Дегтярева // Философия образования. 2014. № 3. С. 162—173.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб.: ПИТЕР, 2000. 512 с.
- Кемеров В.В. Введение в социальную философию. М.: Наука, 1994. С. 74.
- Кондратьев М.Ю., Мешкова Н.В. О социально- психологических условиях реализации инклюзивных и интегративных программ работы с одаренными в общеобразовательной школе // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 13—20.
- Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис. … д-ра психол. наук 19.00.01. СПб., 2001. 398 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 82.
- Мухтарова З.Ш. Проблема самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых // Вестник АГТУ. 2007. № 5 (40). С. 158—163.
- Осьмук Л.А., Прохорова Л.В., Пономарев В.Б., Самореализация пожилых людей как преодоление социальной эксклюзии: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. 232 с.
- Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально- психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 140—149.
- Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. 1990. № 1. С. 164—168.
- Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87—91.
- Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74—82.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 2004. 670 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1963
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 641
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1