Когнитивные способы переработки социальной информации в сети интернет и особенности морального сознания подростков

914

Аннотация

Рассматривается актуальная тема связи информационной социализации с моральным развитием подростков.Выделяется роль способов когнитивной переработки социальной информации (КПИ) в процессе развития морального сознания детей.Исследование направлено на изучение взаимосвязи КПИ интернет-сети и формирования представлений подростков о моральной регуляции отношений в современном информационном обществе.Выборку составили 208 подростков.Выделено три типа КПИ, различающихся по целостности восприятия и интерпретации информации, осознанности целей, оценке перспектив действий и поведенческих реакций, способности дифференцировать и выбирать адекватные социальные формы поведения и осуществлять их.Подтверждена связь продуктивности КПИ и интернет- зависимости.Выявлена взаимосвязь типов КПИ и особенностей морального сознания и представлений о моральной регуляции, ответственности и моральной чувствительности.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивная переработка информации, подростковый возраст, моральные суждения, моральная ответственность, моральная чувствительность, интернет-зависимость

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230508

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ № 18-013-01080.

Для цитаты: Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Кирсанов К.А. Когнитивные способы переработки социальной информации в сети интернет и особенности морального сознания подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 77–86. DOI: 10.17759/pse.2018230508

Полный текст

 

Задачи развития подросткового возраста связаны с процессом общения, в ходе которого происходит самоопределение в области ценностей, жизненных целей и интересов . Социализация как процесс вхождения человека в социальный мир крайне важна для подростка в переходном периоде от мира детства к миру взрослых, выступая формой двигателя всех сфер психического развития. Самоопределение в социальном мире приводит к выделению своего личного, индивидуального отношения к разным сферам социальной жизни.

Формирование системы ценностей в подростковом возрасте включает развитие моральных ориентиров и регуляторов в условиях социального взаимодействия . Взрослеющий подросток сталкивается с ситуациями альтернативных моральных выборов в контексте взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе в интернет-пространстве.

Большинство исследователей подросткового возраста отмечают возрастающую роль интернета и онлайн-коммуникации в процессе социализации и решения задач развития Широкое применение получает термин «информационная социализация», в том числе и при анализе социальной ситуации развития современных подростков. Новые информационные технологии начинают замещать привычные формы общения и взаимодействия — и в личном общении, и в образовательном процессе, и в процессе познания мира С учетом возрастно-психологической специфики подросткового возраста смещение фокуса значимых отношений в область отношений со сверстниками приводит ко все большему доминированию интернет-общения. Информационная социализация становится одним из основных институтов социализации подростков . Отметим низкий уровень информационной безопасности подростков — доступный контент в большинстве случаев не регулируется и не регламентируется . Подросток может сталкиваться с информацией, представляющей фактор риска для развития в личностной, когнитивной и поведенческой сферах, эмоционального благополучия. Ситуации онлайн-агрессии в интернет-общении становятся достаточно распространенными и выступают факторами травматизации, искажая представления о межличностном общении. Специфика интернет-общения оказывает влияние на моральное развитие Потенциальные ресурсы и риски информационной социализации ставят вопрос о способах когнитивной переработки социальной информации, источником которой является интернет В условиях легкой доступности и ограниченности социального контроля кон­тента информации вопросы особенностей ее восприятия, переработки и анализа становятся ключевыми

Одной из наиболее известных моделей КПИ является модель циклов переработки информации, предложенная Н . Криком и Д . До­джем . Модель включает взаимосвязанные этапы переработки информации: восприятие информации; интерпретация информации; прояснение целей; построение возможных обратных действий на основе прогнозирования их следствий; принятие решения о действии и реализация действия Каждый этап может приводить к нарушению переработки информации вследствие личностных особенностей участников взаимодействия, уровня развития их социальных компетенций, несовпадения в понимании содержания и форм общения.

Исследование возможностей использования модели КПИ Н Крика и Д Доджа продемонстрировала, что при продуктивной обработке социальной информации большое значение имеют просоциальные компоненты когнитивной схемы: просоциальные цели, ценности и поведенческие реакции, которые позволяют построить позитивные отношения с агрессивными партнерами и, как следствие, снизить уровень онлайн-агрессии в общении. Изучалось влияние способов КПИ на проявление агрессивного поведения. Было установлено, что к подростковому возрасту связь между агрессивным поведением и способами КПИ становится все более явной. Сегодня способы КПИ являются общей целью профилактики с целью снижения насилия среди подростков и молодежи

Взаимосвязь двух процессов развития — развития способности подростков к конструированию социального знания на основе КПИ и процесса развития морального мышления — тем не менее в полной мере изучена не была Принципиально новой задачей является исследование указанной проблемы в условиях информационной социализации, характерной для современного детства и подростничества, в рамках которой открытое информационное пространство определяет характер представлений подростка о социальном мире и особенности морального сознания

Приступая к исследованию, мы предположили наличие взаимосвязи типа КПИ и представлений подростков о моральной регуляции отношений в обществе, включая уровень развития морального сознания и представления о моральной ответственности . В эпоху перехода к префигуративной культуре (М . Мид) в условиях открытого и противоречивого информационного пространства и возрастания социальной неопределенности КПИ приобретает ключевое значение в формировании восприятия мира в дискурсе морали справедливости / несправедливости и заботы / отвержения (Л . Кольберг, К . Гиллиган).

Таблица 1

Центры кластеров — распределения респондентов по особенностям КПИ

 
 

 

1-й тип

2-й тип

3-й тип

Восприятие информации

18

22

24

Интерпретация информации

20

20

23

Прояснение и принятие целей (выбор способов реагирования)

19

22

24

Оценка реакции

23

20

24

Действия

24

19

25

Количество респондентов

52

49

107


Организованное и проведенное нами исследование было направлено на изучение взаимосвязи КПИ из интернет-сети и формирования представлений подростков о моральной регуляции отношений в современном информационном обществе

Задачи исследования включали: 1) выделение эмпирических типов КПИ подростками — пользователями интернета; 2) изучение связи типов КПИ и выраженности признаков интернет-зависимости; 3) исследование взаимосвязи типа КПИ и представлений подростков о моральной регуляции отношений в обществе, включая уровень развития морального сознания, представления об ответственности и особенности моральной чувствительности

Методики и выборка

В исследовании были использованы 4 методики:

1. Авторская методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернет.

2. Методика диагностики интернет-зависимого поведения Чен .

3. Методика «Справедливость — забота» предназначена для выявления уровня развития морального сознания в двух подходах: Л . Кольберга и К . Гиллиган.

4. Авторская методика выявления уровня моральной чувствительности

В исследовании приняли участие 208 подростков в возрасте от 13 до 18 лет . Из них 47% юношей и 53% девушек .

Полученные результаты При помощи кластерного анализа по результатам методики, направленной на выявление способов КПИ в сети интернет, подростки были разделены на 3 кластера — табл 1

Установлены значимые различия в оценках всех компонентов КПИ в разных кластерах (p<0,01), что позволяет рассматривать выделенные группы как группы, характеризующиеся различными типами КПИ (критерий Краскела—Уоллиса) .

1-й тип (25% респондентов) — его представители характеризуются узким, односторонним, фрагментарным восприятием информации . В процессе ее интерпретации зачастую акцентируют внимание на отдельных незначимых аспектах информации, демонстрируют низкий уровень осознанности и ригидность целей, но при этом, однако, обнаруживают умения адекватно оценивать последствия своих действий и осуществлять выбор социально адекватных целей и реализовывать их КПИ характеризуется ориентацией на действия без анализа, интерпретации ситуации и прояснения целей («Поведенцы»).

Таблица 2

Средние оценки интернет-зависимости подростков с разными типами КПИ

 

1-й тип

2-й тип

3-й тип

Различия

p

Компульсивные симптомы

10,25

9,29

7,81

0,000

Симптомы отмены

10,48

10,18

8,75

0,001

Симптомы толерантности

7,87

7,00

6,45

0,001

Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем

11,69

11,08

9,59

0,004

Проблемы с управлением временем

9,29

8,63

7,51

0,000

Ключевые симптомы интернет-зависимости

28,60

26,47

23,02

0,000

Проблемы, связанные с интернет-зависимостью

20,98

19,71

17,10

0,000

Общий балл интернет-зависимости

49,58

46,18

40,12

0,000

 

2-й тип (23% респондентов) — его представители обнаруживают достаточно целостное восприятие ситуации в информационном потоке, но в процессе интерпретации нередко соскальзывают на отдельные, не столь важные аспекты информации . При осознанности целей и готовности к их изменению, широком репертуаре поведенческих реакций не всегда могут оценить последствия своих действий, фиксируясь преимущественно на краткосрочных следствиях, что приводит к тому, что выбор конкретных действий и их реализация оказываются ошибочными и неэффективными . Характерна ориентация на анализ ситуации без адекватного выбора действий и учета их последствий («Аналитики») .

3-й тип (51% респондентов) — его представители отличаются полнотой и целостностью восприятия информации, в интерпретации обнаруживается критическое отношение к информационному полю, осуществляют сравнение с другой информацией, выделяют важную / релевантную информацию . Характерны осознанность целей, готовность к их изменению и широкий диапазон поведенческих реакций, направленных на поиск разрешения трудностей . Прогнозирование краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных перспектив действий позволяет дифференцировать и выбирать адекватные социальные формы поведения и эффективно осуществлять их . 3-й тип был обозначен как эффективный тип КПИ

Эффективность КПИ из интернета связана с выраженностью интернет-зависимости подростков: по всем симптомам интернет-зависимости самые низкие оценки имеют подростки с 3-м типом — высокой эффективностью КПИ (табл 2) Оценки с 1-м и 2-м типами КПИ различаются не так сильно, однако наибольшая выраженность всех симптомов интернет-зависимости характерна для 1-го типа КПИ .

Для проверки гипотезы о взаимосвязи типа КПИ и представлений подростков о моральной регуляции отношений в обществе мы провели сравнительный анализ уровня развития морального сознания, представлений о моральной ответственности и моральной ориентации у респондентов с разными типами КПИ Уровень развития морального сознания и характер моральной ориентации на принцип справедливости и заботы оценивался нами по результатам методики «Справедливость забота». Полученные результаты представлены в табл 3

Для подростков 3-го типа КПИ выявлены самые высокие оценки по шкале «Социальный контракт» и самые низкие по «Власть авторитетов, боязнь наказаний» и «Инструментальный обмен» Самые низкие оценки по шкале «Социальный контракт» и высокие для «Власть авторитетов, боязнь наказаний» и «Инструментальный обмен» были констатированы для группы КПИ 2-го типа Самые высокие оценки для шкал преконвенционального уровня — «Власть авторитетов, боязнь наказаний» и «Инструментальный обмен» — для группы КПИ 1-го типа Таким образом, можно констатировать более высокий уровень развития постконвенционального морального сознания у подростков с КПИ 3-го типа и более выраженную ориентацию на преконвенцио- нальный уровень — у подростков с неэффективными способами КПИ (1-й и 2-й типы).

Таблица 3

Средние оценки шкал методики «Справедливость — забота» у подростков с разными типами КПИ

 

 

1-й тип

2-й тип

3-й тип

Различия

Р

Справедливость 1

2,49

2,29

2,15

0,018

Справедливость 2

2,60

2,61

2 . 28

0,006

Справедливость 3

2,95

2,74

2,72

0,228

Справедливость 4

2,92

2,57

2,71

0,154

Справедливость 5

3,60

3,46

3,87

0,015

Справедливость 6

3,37

3,49

3,49

0,554

Забота 1

2,73

3,19

2,73

0,004

Забота 2

3,40

3,12

3,40

0,108

Забота 3

3,40

3,25

3,59

0,040

Забота 4

3,26

2,91

3,31

0,041

Забота 5

3,15

2,96

3,16

0,170


Для моральных суждений принципа заботы подростки 3-го типа КПИ продемонстрировали самые высокие оценки по шкалам «Рефлексивная эмпатическая ориентация» и «Учет интериоризированных ценностей», обнаруживая выраженную ориентацию на принцип заботы в моральных ситуациях. Напротив, подростки, характеризующиеся 2-м типом КПИ более, чем остальные группы, ориентированы на «Ориентацию на себя» и менее на «Рефлексивную эмпатическую ориентацию» и «Учет интериоризированных ценностей» Оценки подростков с КПИ 1-го типа в значительной степени приближаются к оценкам группы с КПИ 3-го типа, обнаруживая достаточно высокий уровень развития морального сознания

В области моральной ответственности обнаружены значимые различия по шкале «признание ответственности» Подростки со

2-м типом КПИ в наименьшей степени склонны признавать ответственность за действия, нарушающие моральную норму, что, по нашему мнению, связано с трудностями КПИ в блоке оценки последствий действий и с сужением ориентировки на агрессивных, изолирующих и фобических реакциях социального окружения

Третьим показателем особенностей морального развития подростков стала моральная чувствительность Проверка наличия различий в оценках моральной чувствительности подростков с разными типами КПИ обнаружила ряд различий, представленных в табл . 4 .

Таблица 4

Средние оценки параметров моральной чувствительности у подростков с разными типами КПИ

 
 

 

1-й тип

2-й тип

3-й тип

Различия

P

Межличностное взаимодействие

4,66

4,58

4,96

0,006

Знание, как помочь

3,91

3,87

3,62

0,034

Моральный конфликт

4,33

4,21

4,34

0,595

Моральное значение

4,42

4,32

4,42

0,680


Значимые различия наблюдаются по двум шкалам методики на оценку моральной чувствительности — «Межличностное взаимодействие» и «Знание, как помочь». Самую высокую сенситивность к моральному содержанию общения и межличностного взаимодействия и ориентацию на моральные нормы как регуляторы отношений и взаимодействия обнаружили подростки с высокой эффективностью КПИ Вместе с тем наибольшие оценки по шкале «Знание, как помочь» были получены для группы подростков с высокой ориентацией на выбор и реализацию социально адекватных форм поведения

Обсуждение результатов

Результаты эмпирического исследования особенностей когнитивной переработки подростками социальной информации в интернете позволили нам выделить три группы подростков с различными типами КПИ . Для 1-го типа КПИ (25%) характерно фокусирование подростков на поведении, его долгосрочных и краткосрочных последствиях При достаточном умении дифференцировать и выбирать наиболее адекватные способы действий подростки этой группы отличаются фрагментарностью и разорванностью восприятия информации, низкой продуктивностью интерпретации и прояснения целей. Низкий уровень осознанности целей, «застревание», ригидность целей отличают этот тип КПИ В значительной мере это обусловлено чрезмерной вовлеченностью подростков в сеть интернет и яркой выраженностью всех симптомов интернет-зависимости, обусловливающей низкий уровень реализации «аналитического компонента» КПИ и фрагментарности восприятия вследствие «полевого» поведения в интернет-сети 2-й тип КПИ (23%) в определенном смысле противоположен 1-му — благополучие «аналитического компонента» сочетается с нарушениями «поведенческого» Сохранение относительной целостности восприятия и возможность адекватного декодирования и интерпретации информации позволяют подросткам этой группы осознавать цели, но фокусирование внимания на краткосрочных последствиях действий, сужение ориентировки на агрессивных, изолирующих и фобических реакциях, восприятие социального мира как враждебного лишают их возможности дифференцировать способы поведения и выбирать его социально приемлемые формы . 3-й тип КПИ (51%) отличается не только целостностью восприятия и адекватностью декодирования информации, но и критическим и самостоятельным отношением к информации, осознанностью целей и гибкостью поиска решений, ориентацией на социально приемлемые формы поведения и адекватной оценкой их последствий Заметим, что именно для 3-го типа с его высокой эффективностью КПИ выраженность симптомов интернет-зависимости подростков оказывается минимальной

Полученные в нашем исследовании данные подтверждают выдвинутую гипотезу о взаимосвязи типа КПИ и представлений подростков о моральной регуляции отношений в обществе, включая уровень развития морального сознания и представления подростков о моральной ответственности Для группы 2-го типа КПИ типичны моральные суждения постконвенционального уровня, высокая чувствительность к моральному содержанию общения и коммуникаций и выраженная готовность к признанию моральной ответственности в ситуации моральной трансгрессии Для группы 1-го типа характерна гетерогенность моральных суждений в зависимости от учета принципа заботы или принципа справедливости Более высокий уровень моральных суждений при ориентации на принцип заботы сочетается с предпочтением суждений преконвенционального уровня по сравнению с подростками, отнесенными нами к 3-му и даже 2-му типу В случае нарушения моральной нормы героем дилеммы подростки этой группы более склонны к признанию его ответственности, чем подростки с КПИ 2-го типа, и чаще, чем другие, настаивают на необходимости наказания и негативно оценивают поведение героя Уровень развития морального сознания подростков с КПИ 2-го типа более однороден и вне зависимости от учета принципа справедливости или принципа заботы тяготеет к преконвенциональному уровню. Подростки этой группы менее остальных готовы признать ответственность героя дилеммы при нарушении моральной нормы даже при отрицательной оценке его поведения Таким образом, мы получили подтверждение взаимосвязи способов КПИ в интернет-сети подростками и особенностей морального сознания, включая уровень моральных суждений, готовность признать моральную ответственность при нарушении моральной нормы, моральную чувствительность в сфере межличностного взаимодействия и знания, как осуществлять «помогающее» поведение

1. Эмпирически выделены три типа КПИ подростками в сети интернет, различающиеся по эффективности реализации восприятия и декодирования информации, ее интерпретации, прояснению целей, оценке краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных перспектив действий и поведенческих реакций и способности дифференцировать и выбирать адекватные социальные формы поведения

2. Подтверждена связь продуктивности КПИ и интернет-зависимости: чем более выражена интернет-зависимость, тем в меньшей степени подростки обнаруживают целостное восприятие информации, готовность к критическому анализу и обобщению информации, осуществлению выбора социально адекватных форм поведения

3. Выявлена взаимосвязь типов КПИ в сети интернет и особенностей морального сознания и представлений подростков о моральной регуляции, ответственности и моральной чувствительности Высокая эффективность КПИ сочетается с предпочтением моральных суждений постконвенционального уровня, готовностью признать моральную ответственность в ситуации нарушения моральной нормы и чувствительностью к моральному содержанию межличностного взаимодействия Низкая эффективность КПИ (по 1-му и 2-му типам) связана с высокой значимостью моральных суждений преконвенционального уровня, гетерогенностью морального сознания, низкой готовностью к признанию моральной ответственности при нарушении моральной нормы

Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания.М.: Аспект Пресс, 2002.303 с.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации: история и современность.М.: МПСУ, 2013.216 с.
  3. Марцинковская Т.Д.Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования, 2012, 5(26), 7.http://psystudy.ru/num/2012v5n26/766- martsinkovskaya26.html (дата обращения: 09.09.2018).
  4. Молчанов С.В.Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте // Культурно-историческая психология.2007.№ 1.С. 73—80.
  5. Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2011.№ 2.C.59—72.
  6. Молчанов С.В.Психология подросткового и юношеского возраста.М.: Юрайт, 2016.351 с.
  7. Карабанова О.А.Телевидение и СМИ как фактор социализации в детском и подростковом возрасте // Информационная и психологическая безопасность в СМИ.М.: Аспект Пресс.2008.Т. 2.С.50—61.
  8. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал.2014.№ 3(15).C.39—51.doi: 10.11621/npj.2014.0305
  9. Crick N.R., Dodge K.A. A review and reformulation of social information-processing mechanisms in children´s social adjustment // Psychological Bulletin.1994.№ P.74—101.doi: 10.1037/0033-2909.115.1.74
  10. Dalla Nora C.R., Zoboli E., Vieira M.M. Moral sensitivity in Primary Health Care nurses.Rev Bras Enferm [Internet].2017.№ 70(2).P.308—316.doi: https://doi.org/10.1590/0034-7167-2016-0453
  11. Kupersmidt J.В., Stelter R., Dodge K.A.Development and Validation of the Social Information Processing Application: A Web-Based Measure of Social Information Processing Patterns in Elementary School-Age Boys // Psychological assessment.2011.№ 23(4).P.834—847.doi: https://doi.org/10.1037/ a0023621
  12. Lansford J.E., Malone P.S., Dodge K.A., Crozier J.C., Pettit G.S., Bates J.E. A 12-Year Prospective Study of Patterns of Social Information Processing Problems and Externalizing Behaviors // Journal Abnormal Child Psychology.2006.№ 34(5).P.715—724.doi: https:// doi.org/10.1007/s10802-006-9057-4

Информация об авторах

Молчанов Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5147-3551, e-mail: s-molch2001@mail.ru

Алмазова Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8852-4076, e-mail: almaz.arg@gmail.com

Поскребышева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9124-530X, e-mail: pskr@inbox.ru

Кирсанов Кирилл Александрович, Аспирант факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: kirkirsanov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2016
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 914
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0