Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 6. С. 55–66
doi:10.17759/pse.2018230605
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: переживание, учебная деятельность, удовольствие, смысл, усилие, пустота, мотивация, психологическое благополучие
Рубрика издания: Психология образования
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230605
Финансирование. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10439 «Системно-динамический анализ регуляции деятельности».
Для цитаты: Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Досумова С.Ш., Рзаева Ф.Р., Бобров В.В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 55–66. DOI: 10.17759/pse.2018230605
Полный текст
Понятие переживания. Трехмерная модель переживаний. Понятие переживания является на сегодняшний день довольно размытым и не входит в строгий тезаурус современной психологии . Этимологически русское слово «переживание», как и его немецкие прототипы das Erleben, das Erlebniss, образовано от корня «жизнь», «жить». Английский термин experience означает одновременно и переживание, и опыт и этимологически выражает скорее идею испытания . В англоязычной литературе это понятие также не отличается строгостью, четкостью и однозначностью
Одним из популярных современных подходов к переживанию, опирающимся на идеи Дж . Дьюи, выступает теория аутотелических переживаний (потока) М. Чиксентмихайи. Под аутотелической деятельностью и аутотелическими переживаниями в этом подходе понимаются самодостаточные формы активности и переживания, служащие обоснованием самим себе . Именно определенные переживания, а не цели рассматриваются Чиксентмихайи как системообразующие элементы системы саморегуляции деятельности. Как показывают многочисленные исследования в разных культурах, сами аутотелические переживания (переживания потока) феноменологически очень схожи независимо от того, что их вызывает, а виды деятельности, в которых возможно их достижение, существенно различаются в разных культурах и у разных индивидов
М. Чиксентмихайи определяет поток как оптимальное переживание . Вместе с тем по мере развития исследований встал вопрос о критериях оптимальности переживания потока с учетом того, что переживания потока описаны не только в творчестве, профессиональной деятельности, спорте, самосовершенствовании и подобных осмысленных занятиях, но и в криминальных и паракриминальных занятиях, таких как поджоги, мотогонки без правил и с риском для окружающих и др . , особенно у подростков
С целью уточнения критериев оптимальности переживания потока и соотнесения его с другими видами переживаний нами была разработана и операционализирована трехмерная комбинаторная модель переживаний в деятельности. Эта модель разрабатывалась в 2006—2007 гг . в продуктивных обсуждениях с М . Чиксентмихайи и Дж . Накамурой
Говоря об оптимальности, можно иметь в виду по меньшей мере одно из трех значений этого понятия
Во-первых, оптимальность может пониматься как результативность, достижение предметного результата, который может быть использован далее самим субъектом или другими людьми . Это объективный критерий, не зависящий от тех чувств, которые вызывает деятельность у субъекта; в этом смысле оптимальным может быть и тяжелый подневольный труд
Во-вторых, оптимальность подразумевает позитивный эмоциональный баланс, максимизацию положительных эмоций и минимизацию отрицательных В этом смысле оптимальным будет являться все то, что человек делает с удовольствием, а неоптимальным — все, что делается через силу и вызывает смешанные или отрицательные эмоции, независимо от степени успешности или целесообразности этого
В-третьих, оптимальность предполагает включенность в смысловые контексты своей жизни, жизни других людей и общества в целом, связь с прошлым и будущим, другими словами — осмысленность В этом смысле оптимальным будет являться действие, включенное в более широкую перспективу, а изолированное, ни с чем не связанное действие оптимальным не будет
В соответствии с этим мы предлагаем понимать переживание как субъективную репрезентацию соотнесения текущей деятельности с каждым из этих трех критериев и с ними всеми вместе Переживание всегда актуально, всегда в настоящем В соответствии с этой трехмерной моделью в любом переживании, сопровождающем деятельность, выделяются три элементарных кирпичика, выражающих соответствие деятельности каждому из трех описанных критериев: усилие, удовольствие и смысл . Переживание усилия говорит нам о результативности деятельности, переживание удовольствия — о ее приятности и переживание смысла — о ее включенности в более широкие контексты Отсутствие всех трех компонентов проявляется в переживании пустоты, которую М . Чиксентмихайи описывает как психическую энтропию, ощущение пребывания жертвой неконтролируемых процессов
Наряду с выделением трех элементарных составляющих переживания в деятельности комбинаторная модель описывает все их возможные сочетания . Сочетание удовольствия со смыслом образует комплексное переживание радости, смысла с усилием — комплексное переживание ответственности и удовольствия с усилием — комплексное переживание потока Сочетание всех трех компонентов усилия, удовольствия и смысла образует подлинно оптимальное переживание — переживание увлеченности, описанное Дж . Накамурой и М . Чиксентмихайи в 2000-е гг .
Для операционализации этой модели первым автором в 2012—2013 гг . была разработана методика диагностики переживаний в деятельности (ДПД) . Она содержит 12 пунктов, описывающих возможные переживания, сопровождающие то или иное занятие, которое указывается в инструкции . Целесообразно давать методику минимум дважды для разных занятий, например «выполнение повседневных профессиональных обязанностей» и «любимое занятие в свободное время» . Опрашиваемым предлагается оценить по шкале от 1 до 6 типичность данного переживания для данного вида деятельности (см . табл . 1) . Из 12 пунктов методики 3 относятся к усилию («Занимаясь этим, я прилагаю немало сил»), 3 — к удовольствию («Я наслаждаюсь этим занятием»), 3 — к смыслу («Я знаю, ради чего я это делаю») и 3 — к пустоте («Во время этого я не испытываю никаких чувств») .
В данной статье описывается первый цикл апробации методики ДПД на материале переживаний, сопровождающих учебную деятельность В настоящее время методика получила применение на самом разном материале.
Таблица 1
Бланк методики диагностики переживания в деятельности
№ |
Утверждение |
Баллы |
|||||
1 |
Это занятие доставляет мне удовольствие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2 |
Я знаю, ради чего я это делаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 |
Делая это, я испытываю радость |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4 |
Мне приходится постараться, чтобы сделать то, что нужно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
Во время этого я не испытываю никаких чувств |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
Занимаясь этим, я прилагаю немало сил |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Я наслаждаюсь этим занятием |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
Мне скучно этим заниматься . |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9 |
То, что я делаю, наполнено для меня смыслом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10 |
Это дело требует от меня напряжения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
11 |
В это время я ощущаю пустоту |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
12 |
Это занятие связано с тем, что для меня важно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Исследование 1. Психометрическая валидизация опросника ДПД (Д.А. Леонтьев, С.Ш. Досумова)
Цель: проверить психометрические характеристики опросника ДПД, соотнести его результаты с релевантными личностными переменными .
Участники: студенты 1-го курса факультета психологии МГУ имени М .В . Ломоносова, n=83 (из них 76 женщин); средний возраст — 18,2 ± 0,82 .
Деятельность: повседневные учебные занятия
Дополнительно к методике «Переживания в учебной деятельности» использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э . Динера ШУДЖ, дающая общую ретроспективную оценку удовлетворенности жизнью в целом (5 пунктов), Тест смысложизненных ориентаций СЖО, позволяющий оценить меру осмысленности жизни (20 пунктов), Опросник общей самоэффективности ООСЭ, оценивающий субъективное ощущение достаточности своих способностей для достижения стоящих целей (10 пунктов), и Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта ШПАНА, дающая оценки частоты положительных и отрицательных эмоций за последнее время (20 пунктов)
Результаты:
1. Все четыре показателя ДПД распределены нормально. Консистентность субшкал (альфа Кронбаха): Смысл 0,84; Удовольствие 0,84; Усилие 0,62; Пустота 0,72.
2 . Конструктная валидность. В табл . 2 приведены значения линейных корреляций между субшкалами ДПД (мы не выделяли отдельно шкалу пустоты, поскольку в ЭФА она не выделилась в отдельный фактор) и личностными переменными
Из табл . 2 видно, что шкалы «Смысл» и «Удовольствие» обнаруживают сильную корреляцию между собой, а шкала «Усилие» связана с обеими незначимо Корреляции шкал ДПД с личностными переменными вполне предсказуемы, хотя мы ожидали, что «Усилие» будет больше связано с «Самоэффективностью», «Смысл» — с «Осмысленностью», а «Удовольствие» — с «Позитивным аффектом», чем с другими шкалами; эти ожидания не подтвердились Возможно, чрезмерное слияние «Удовольствия» и «Смысла» связано со спецификой выборки и оцениваемой деятельности . Предварительно мы можем заключить, что теоретическое различение удовольствия, смысла и усилия как трех изменений переживания в деятельности оправдало себя даже с учетом сильной корреляции удовольствия и смысла
Исследование 2. Сравнение переживаний в разных видах деятельности (Д.А. Леонтьев и Ф.Р. Рзаева)
Цель: сравнение переживаний в разных видах деятельности
Таблица 2
Корреляции между шкалами ДПД и личностными переменными
Шкала |
Смысл |
Удов-вие |
Усилие |
СЖО |
ШУДЖ |
Самоэф-сть |
Позитивный аффект (ШПАНА) |
Удов-вие |
0,529** |
|
|
|
|
|
|
Усилие |
-0,127 |
-0,186 |
|
|
|
|
|
Осмысленность (СЖО) |
0,448** |
0,646** |
-0,231* |
|
|
|
|
Удовлет-ть жизнью (ШУДЖ) |
0,399** |
0,589** |
-0,291** |
0,594** |
|
|
|
Самоэф-сть |
0,141 |
0,405** |
-0,259* |
0,441** |
0,419** |
|
|
Позитивный аффект (ШПАНА) |
0,432** |
0,406** |
-0,297** |
0,464** |
0,412** |
0,375** |
|
Негативный аффект (ШПАНА) |
-0,228* |
-0,162 |
0,250* |
-0,376** |
-0,392** |
-0,308** |
-0,449** |
Участники: студенты разных факультетов МГУ, посещающие факультативный курс психологии, n =74 (59 женщин); средний возраст — 21,3 ± 1,60 .
Деятельность: повседневные учебные занятия (УД), любимая досуговая деятельность (ДД)
Дополнительно использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э Динера ШУДЖ, Тест смысложизненных ориентаций СЖО, Опросник общей самоэффективности ООСЭ
Результаты:
Таблица 3
Корреляции между переживаниями в учебной и досуговой деятельности
Шкала |
Удов-вие в ДД |
Смысл в ДД |
Усилие в ДД |
Пустота в ДД |
Удов-вие в УД |
Смысл в УД |
Усилие в УД |
Пустота в УД |
Удов-вие в ДД |
|
|
|
|
|
|
|
|
Смысл в ДД |
0,535** |
|
|
|
|
|
|
|
Усилие в ДД |
0,111 |
0,228 |
|
|
|
|
|
|
Пустота в ДД |
-0,127 |
0,049 |
0,136 |
|
|
|
|
|
Удов-вие в УД |
-0,046 |
0,193 |
-0,076 |
0,229 |
|
|
|
|
Смысл в УД |
0,072 |
0,186 |
-0,177 |
0,133 |
0,720” |
|
|
|
Усилие в УД |
0,114 |
0,111 |
0,007 |
-0,078 |
0,200 |
0,244' |
|
|
Пустота в УД |
0,134 |
0,016 |
-0,158 |
-0,048 |
-0,538” |
-0,469” |
0,078 |
|
1 Оба вида деятельности различаются по структуре корреляций разных переживаний между собой (табл 3) Разные переживания в ДД независимы друг от друга (единственная значимая корреляция — смысл и удовольствие, p<0,01) . Напротив, в УД разные переживания значимо коррелируют между собой в 4 случаях из 6, что говорит о взаимосвязанности разных переживаний Наконец, не было выявлено ни одной значимой корреляции между переживаниями, даже однородными, относящимся к разным видам деятельности Это подтверждает, что переживания в нашем понимании являются элементами именно структуры деятельности, а не структуры личности
2 Оба вида деятельности различаются и по структуре корреляций переживаний в них с личностными переменными, которые, в свою очередь, тесно связаны между собой (табл 4) Переживание удовольствия в УД значимо коррелирует с удовлетворенностью жизнью, переживание смысла — с осмыс
ленностью жизни и самоэффективностью, переживание пустоты — со всеми тремя переменными (отрицательно) . Переживания в ДД, напротив, никак не связаны с личностными переменными
3 . Наконец, мы прямо сравнили однородные переживания в обоих видах деятельности по t-критерию Стьюдента . В согласии с нашими ожиданиями и приведенными выше результатами переживания в УД и ДД значимо различались по всем четырем шкалам Переживания в ДД предсказуемо характеризовались намного более высоким уровнем удовольствия (t = 12,09, p < 0,001, d = 2,14), низким уровнем пустоты (t = 8,56, p < 0,001, d = 1,44) и усилия (t = 4,83, p < 0,001, d = 0,74) и лишь немного более высокой осмысленностью (t = 2,50, p < 0,05, d = 0,39) по сравнению с учебой Видимо, в отличие от досуга, где выбор каждого действия осуществляется самим студентом, учебная деятельность нередко включает задачи, смысл которых студенту неочевиден, что и выражается в снижении переживания осмысленности процесса учебы по сравнению с хобби
Исследование 3. Связь переживаний в учебной деятельности с чертами личности и академической успеваемостью (Е.Н. Осин, В.В. Бобров)
Таблица 4
Переживания в УД и ДД и личностные переменные
Шкала |
ООСЭ |
СЖО |
ШУДЖ |
Удовольствие в УД |
0,231 |
0,205 |
0,272* |
Смысл в УД |
0,339** |
0,236* |
0,227 |
Усилие в УД |
-0,204 |
-0,136 |
-0,090 |
Пустота в УД |
-0,314** |
-0,244* |
-0,315** |
Удовольствие в ДД |
-0,007 |
0,020 |
-0,018 |
Смысл в ДД |
0,075 |
0,129 |
0,207 |
Усилие в ДД |
-0,085 |
0,146 |
0,000 |
Пустота в ДД |
0,167 |
0,141 |
0,078 |
СЖО |
0,348** |
1 |
|
ШУДЖ |
0,435** |
0,620** |
1 |
Цель: выявить связь переживаний с показателями успеваемости и базовых черт личности Участники: 71 студент 2-го курса естественно-научного факультета одного из
университетов Москвы, в том числе 32,4% мужчин и 67,6% женщин, в возрасте от 18 до 20 лет . Для возможности соотнесения с показателями успеваемости в анкете участники указывали псевдоним, а настоящее имя — на листе, который сдавался отдельно.
Деятельность: повседневные учебные занятия (УД)
Дополнительно использовался опросник BFQ-2, измеряющий черты «Большой пятерки» и включающий шкалу лжи . Были также получены данные об академической успеваемости (кумулятивный рейтинговый балл по итогам учебного года)
Результаты. Корреляции ДПД с показателями других методик представлены в табл . 5 . Переживания удовольствия и смысла оказались прямо, а показатели пустоты — с обратным знаком связаны с показателями адаптивных черт (экстраверсии, доброжелательности, добросовестности и открытости) . Ни одно из переживаний не связано значимо с нейротизмом, а переживание усилия не связано ни с одной из базовых черт, за исключением обратной связи с социальной желательностью: склонность приукрашивать себя сочетается с нежеланием выкладываться в учебе . Лишь переживание удовольствия обнаружило связь с показателем успеваемости; соответствующая связь для осмысленности не достигла статистической достоверности (г = 0,23, p = 0,067) .
Исследование 4. Проверка надежности методики и связи переживаний с показателями психологического благополучия на объединенной выборке (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев)
Цель: выявить структуру и надежность методики ДПД с помощью КФА, выявить связь переживаний с показателями субъективного благополучия
Участники: 227 студентов гуманитарных и естественно-научных факультетов одного из университетов Москвы, в том числе 20,1% мужчин и 79,9% женщин, в возрасте от 17 до 23 лет .
Деятельность: повседневные учебные занятия (УД) .
Дополнительно использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э . Динера ШУДЖ, Тест смысложизненных ориентаций СЖО, Опросник общей самоэффективности ООСЭ .
Результаты 1 . Соединение повторяющихся элементов трех описанных выше исследований в единую выборку позволило получить массив данных, допускающий применение более продвинутых методов обработки . Для проверки гипотезы о структуре методики был использован конфирматорный факторный анализ в пакете Mplus 7. 4 с использованием робастной статистики MLR . Исходная теоретическая модель показала отличное соответствие данным (см рис 1) Показатели удовольствия и смысла были тесно связаны друг с другом и демонстрировали мощные отрицательные связи с показателем пустоты В свою очередь, показатель усилия демонстрировал крайне слабые связи с тремя другими показателями, не достигшие статистической достоверности
Описательные статистики по шкалам ДПД и показатели внутренней согласованности шкал, оцененные на основе параметров факторной модели (р Райкова) и наблюдаемых баллов, представлены в табл . 6 . Распределения баллов были близкими к нормальному виду (показатели асимметрии не превышали 0,90, эксцесса — 0,65) . Показатели надежности более чем удовлетворительны
Результаты 2. В табл . 7 представлены обобщенные корреляции шкал опросника ДПД с тремя показателями психологического благополучия Переживания удовольствия и осмысленности демонстрируют предсказуемые прямые связи (а показатель пустоты — обратные связи) с индикаторами благополучия (удовлетворенность жизнью, осмысленность жизни, общая самоэффективность) Это говорит о конвергентной валидности показателей удовольствия и осмысленности учебы и позволяет использовать их как компактные непрямые показатели общего благополучия учащихся
Для проверки гипотезы о специфике связей отдельных компонентов оптимального переживания учебы с индикаторами общего психологического благополучия мы провели множественный регрессионный анализ, результаты которого представлены в табл . 8 .
И удовольствие, и смысл оказались статистически достоверными предикторами общей удовлетворенности жизнью и осмысленности жизни . Этот результат говорит о том, что удовольствие от учебы может быть наиболее ярким, но недостаточным феноменологическим индикатором благополучного протекания
Рис. 1. Стандартизованные параметры конфирматорной модели (N=227) . х2(48) = 94,49, p < 0,001,
CFI = 0,956, RMSEA = 0,065, 90% CI [0,046; 0,085], SRMR = 0,059. Показаны статистически достоверные параметры (p < 0,05) . PL — Удовольствие, ME — Смысл, EF — Усилие, VO — Пустота учебного процесса без учета переживаемой осмысленности учебы
Таблица 5
Связи переживаний в учебной деятельности с другими переменными
Шкала |
N |
а |
r Удов-е |
r Смысл |
r Усилие |
r Пустота |
Экстраверсия |
69 |
0,85 |
0,31* |
0,39** |
-0,11 |
-0,32** |
Доброжел-ть |
69 |
0,90 |
0,25* |
0,28* |
0,02 |
-0,35** |
Добросов-ть |
69 |
0,83 |
0,27* |
0,29* |
0,06 |
-0,13 |
Открытость |
69 |
0,84 |
0,37** |
0,32** |
-0,02 |
-0,31** |
Нейротизм |
69 |
0,77 |
0,11 |
0,00 |
0,20 |
-0,02 |
Ложь |
69 |
0,75 |
0,09 |
0,12 |
-0,27* |
-0,05 |
Успеваемость |
67 |
-- |
0,32** |
0,22 |
0,05 |
-0,13 |
Таблица 6
Психометрические показатели шкал опросника ДПД
Шкала |
Удовольствие |
Смысл |
Усилие |
Пустота |
M (SD) |
3,72 (1,09) |
4,42 (1,18) |
4,32 (0,97) |
2,58 (1,07) |
Р |
0,89 |
0,84 |
0,74 |
0,72 |
а |
0,87 |
0,85 |
0,74 |
0,73 |
Таблица 7
Корреляционные связи ДПД с показателями психологического благополучия
Шкала |
N |
а |
r Удов. |
r Смысл |
r Усилие |
r Пустота |
ШУДЖ |
215 |
0,80 |
0,43*** |
0,41*** |
-0,09 |
-0,41*** |
СЖО |
142 |
0,92 |
0,47*** |
0,40*** |
-0,25** |
-0,31*** |
ООСЭ |
123 |
0,82 |
0,31*** |
0,24** |
-0,24** |
-0,27** |
Предикторы |
Зависимая переменная |
||
ШУДЖ (N=215) |
СЖО (N=142) |
ООСЭ (N=123) |
|
Удовольствие, р |
0,24** |
0,37*** |
0,22 |
Смысл, р |
0,18* |
0,25* |
0,07 |
Усилие, р |
-0,12* |
-0,24** |
-0,22* |
Пустота, р |
-0,14 |
0,11 |
-0,05 |
R2 |
0,24*** |
0,30*** |
0,15*** |
Обсуждение результатов и выводы. Четыре описанных исследования представляют собой только часть собранных к настоящему времени данных по исследованию переживаний, сопровождающих разные виды деятельности и коммуникативных ситуаций . Они позволяют говорить о надежности, валидности и эвристичности опросника переживаний в деятельности, основанного на трехмерной модели переживаний . В частности, из приведенных данных можно сделать следующие выводы:
1 Данные по опроснику ДПД согласуются с трехмерной моделью переживаний, включающей удовольствие, смысл и усилие как три их измерения; соответствие данных структурной модели и другие психометрические характеристики методики на материале учебной деятельности более чем удовлетворительны
2 . Шкалы методики не полностью независимы друг от друга, в частности, переживания удовольствия и смысла как в учебной, так и в досуговой деятельности сильно коррелируют между собой . Переживание пустоты как отсутствия удовольствия, смысла и усилия обычно отрицательно коррелирует с удовольствием и смыслом, однако сила этих корреляций зависит от специфики деятельности Переживание усилия не связано значимо с остальными аспектами переживания
3 Степень выраженности различных переживаний различается в разных видах деятельности
4 Переживания в УД (но не в ДД) значимо коррелируют с базовыми чертами личности и характеристиками психологического благополучия, переживание удовольствия в УД предсказывает академическую успеваемость
Ограничениями приведенных исследований является малый объем выборки, особенно в части индикаторов успеваемости . Исследования на базе новой методики продолжают разворачиваться В числе идущих в настоящее время работ — более подробное изучение взаимоотношений между мотивацией и переживаниями в учебной деятельности, в том числе в диахроническом аспекте, исследование переживаний в одиночестве и в социальной ситуации в зависимости от отношения к одиночеству и др Отдельно ведется изучение взаимоотношений между переживаниями удовольствия и смысла в разных видах деятельности Мы полагаем, что представленный простой и надежный диагностический инструмент найдет широкое применение как в исследовательском, так и в прикладном контексте .
Литература
- Гервиц А.Е., Леонтьев Д.А. Переживания в одиночестве и в компании в зависимости от отношения к одиночеству // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: Сборник научных работ // Отв.ред.О.В.Соловьева, Т.Г.Стефаненко.М.2017.С.409—414.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).М.: Смысл.1992.18 с.
- Леонтьев Д.А. Переживания, сопровождающие деятельность, и их диагностика // Современная психодиагностика России.Преодоление кризиса.Сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике 9—11 сентября 2015 г.// Отв.ред.Н.А.Батурин.Т.1.Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.С.175—179.
- Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал.2016.T.4(62).С.18—37.
- Леонтьев Д.А., Клейн К.Г.Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности // Вестник Моск.ун-та.Сер.14.Психология.2018.№ 4.С.106—119.
- Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2012.Т.9.№ 4.С.91—110.
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса.М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов.2008.[Электронный ресурс] // URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210190841.pdf (дата обращения: 26.11.2018).
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики // Организационная психология.2017.Т.7.№ 2.С.30—51.
- Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Неяскина Ю.Ю., Дорфман Л.Я., Александрова Л.А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика.2015.№ 3.С.80— 104.
- Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания.М.: Смысл; Альпина Нон-фикшн.2011.464 с.
- Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р.Шварцера и М.Ерусалема // Иностранная психология.1996.№ 7.С.71—76.
- Csikszentmihalyi M. (1988).The flow experience and its significance for human psychology In: M. Csikszentmihalyi, I.S.Csikszentmihalyi (Eds.).Optimal Experience: Psychological studies of flow in consciousness (15—35).Cambridge: Cambridge University Press.
- Csikszentmihalyi M., Nakamura J. (1999).Emerging goals and the self-regulation of behavior.In: R.Wyer (Ed.).Advances in social cognition.Vol.12.Perspectives on behavioral self-regulation (107—118).Mahwah, NJ: Erlbaum.
- Nakamura J., Csikszentmihalyi M. (2003).The construction of meaning through vital engagement.In C.L.M.Keyes & J.Haidt (Eds.), Flourishing.Positive psychology and the life well-lived (pp.83—104).Washington D.C.: American Psychological Association.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4147
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 20
Скачиваний
Всего: 2671
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10