Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием

2697

Аннотация

Представлен анализ эмпирических данных о взаимосвязи характера переживания учебы с психологическим благополучием учащегося и с эффективностью учебной деятельности.Данные были получены с помощью методики диагностики переживаний в деятельности (ДПД) и ряда дополнительных методик (ШПАНА, ООС, СЖО, ШУДЖ и др.).Приведены результаты четырех исследований.Первое посвящено психометрической валидизации опросника ДПД.Результаты подтвердили конструктную валидность предложенной модели переживания.Второе исследование посвящено сравнению переживаний в разных видах деятельности (учебной и досуговой).Различия в структуре корреляций разных переживаний между собой подтвердили гипотезу о переживании как элементе структуры деятельности (а не структуры личности).В описании третьего исследования представлены данные о связи переживаний в учебной деятельности с чертами личности и академической успеваемостью.Обнаружено, что лишь переживание удовольствия связано с показателем успеваемости.Наконец, целью последнего исследования было выявить на материале объединенной выборки структуру и надежность методики ДПД с помощью КФА, выявить связь переживаний с показателями субъективного благополучия.Показатели удовольствия и смысла тесно связаны друг с другом и отрицательно связаны с показателем пустоты, тогда как показатель усилия показал крайне слабые связи с тремя другими показателями.Переживания удовольствия и осмысленности демонстрируют предсказуемые прямые связи (показатель пустоты — обратные связи) с индикаторами благополучия.

Общая информация

Ключевые слова: переживание, учебная деятельность, удовольствие, смысл, усилие, пустота, мотивация, психологическое благополучие

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230605

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10439 «Системно-динамический анализ регуляции деятельности».

Для цитаты: Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Досумова С.Ш., Рзаева Ф.Р., Бобров В.В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 55–66. DOI: 10.17759/pse.2018230605

Полный текст

 

Понятие переживания. Трехмерная модель переживаний. Понятие переживания является на сегодняшний день довольно размытым и не входит в строгий тезаурус современной психологии . Этимологически русское слово «переживание», как и его немецкие прототипы das Erleben, das Erlebniss, образовано от корня «жизнь», «жить». Английский термин experience означает одновременно и переживание, и опыт и этимологически выражает скорее идею испытания . В англоязычной литературе это понятие также не отличается строгостью, четкостью и однозначностью

Одним из популярных современных подходов к переживанию, опирающимся на идеи Дж . Дьюи, выступает теория аутотелических переживаний (потока) М. Чиксентмихайи. Под аутотелической деятельностью и аутотелическими переживаниями в этом подходе понимаются самодостаточные формы активности и переживания, служащие обоснованием самим себе . Именно определенные переживания, а не цели рассматриваются Чиксентмихайи как системообразующие элементы системы саморегуляции деятельности. Как показывают многочисленные исследования в разных культурах, сами аутотелические переживания (переживания потока) феноменологически очень схожи независимо от того, что их вызывает, а виды деятельности, в которых возможно их достижение, существенно различаются в разных культурах и у разных индивидов

М. Чиксентмихайи определяет поток как оптимальное переживание . Вместе с тем по мере развития исследований встал вопрос о критериях оптимальности переживания потока с учетом того, что переживания потока описаны не только в творчестве, профессиональной деятельности, спорте, самосовершенствовании и подобных осмысленных занятиях, но и в криминальных и паракриминальных занятиях, таких как поджоги, мотогонки без правил и с риском для окружающих и др . , особенно у подростков

С целью уточнения критериев оптимальности переживания потока и соотнесения его с другими видами переживаний нами была разработана и операционализирована трехмерная комбинаторная модель переживаний в деятельности. Эта модель разрабатывалась в 2006—2007 гг . в продуктивных обсуждениях с М . Чиксентмихайи и Дж . На­камурой

Говоря об оптимальности, можно иметь в виду по меньшей мере одно из трех значений этого понятия

Во-первых, оптимальность может пониматься как результативность, достижение предметного результата, который может быть использован далее самим субъектом или другими людьми . Это объективный критерий, не зависящий от тех чувств, которые вызывает деятельность у субъекта; в этом смысле оптимальным может быть и тяжелый подневольный труд

Во-вторых, оптимальность подразумевает позитивный эмоциональный баланс, максимизацию положительных эмоций и минимизацию отрицательных В этом смысле оптимальным будет являться все то, что человек делает с удовольствием, а неопти­мальным — все, что делается через силу и вызывает смешанные или отрицательные эмоции, независимо от степени успешности или целесообразности этого

В-третьих, оптимальность предполагает включенность в смысловые контексты своей жизни, жизни других людей и общества в целом, связь с прошлым и будущим, другими словами — осмысленность В этом смысле оптимальным будет являться действие, включенное в более широкую перспективу, а изолированное, ни с чем не связанное действие оптимальным не будет

В соответствии с этим мы предлагаем понимать переживание как субъективную репрезентацию соотнесения текущей деятельности с каждым из этих трех критериев и с ними всеми вместе Переживание всегда актуально, всегда в настоящем В соответствии с этой трехмерной моделью в любом переживании, сопровождающем деятельность, выделяются три элементарных кирпичика, выражающих соответствие деятельности каждому из трех описанных критериев: усилие, удовольствие и смысл . Переживание усилия говорит нам о результативности деятельности, переживание удовольствия — о ее приятности и переживание смысла — о ее включенности в более широкие контексты Отсутствие всех трех компонентов проявляется в переживании пустоты, которую М . Чиксентмихайи описывает как психическую энтропию, ощущение пребывания жертвой неконтролируемых процессов

Наряду с выделением трех элементарных составляющих переживания в деятельности комбинаторная модель описывает все их возможные сочетания . Сочетание удовольствия со смыслом образует комплексное переживание радости, смысла с усилием — комплексное переживание ответственности и удовольствия с усилием — комплексное переживание потока Сочетание всех трех компонентов усилия, удовольствия и смысла образует подлинно оптимальное переживание — переживание увлеченности, описанное Дж . Накамурой и М . Чиксентмихайи в 2000-е гг .

Для операционализации этой модели первым автором в 2012—2013 гг . была разработана методика диагностики переживаний в деятельности (ДПД) . Она содержит 12 пунктов, описывающих возможные переживания, сопровождающие то или иное занятие, которое указывается в инструкции . Целесообразно давать методику минимум дважды для разных занятий, например «выполнение повседневных профессиональных обязанностей» и «любимое занятие в свободное время» . Опрашиваемым предлагается оценить по шкале от 1 до 6 типичность данного переживания для данного вида деятельности (см . табл . 1) . Из 12 пунктов методики 3 относятся к усилию («Занимаясь этим, я прилагаю немало сил»), 3 — к удовольствию («Я наслаждаюсь этим занятием»), 3 — к смыслу («Я знаю, ради чего я это делаю») и 3 — к пустоте («Во время этого я не испытываю никаких чувств») .

В данной статье описывается первый цикл апробации методики ДПД на материале переживаний, сопровождающих учебную деятельность В настоящее время методика получила применение на самом разном материале.

Таблица 1

Бланк методики диагностики переживания в деятельности

 

Утверждение

Баллы

1

Это занятие доставляет мне удовольствие

1

2

3

4

5

6

2

Я знаю, ради чего я это делаю

1

2

3

4

5

6

3

Делая это, я испытываю радость

1

2

3

4

5

6

4

Мне приходится постараться, чтобы сделать то, что нужно

1

2

3

4

5

6

5

Во время этого я не испытываю никаких чувств

1

2

3

4

5

6

6

Занимаясь этим, я прилагаю немало сил

1

2

3

4

5

6

7

Я наслаждаюсь этим занятием

1

2

3

4

5

6

8

Мне скучно этим заниматься .

1

2

3

4

5

6

9

То, что я делаю, наполнено для меня смыслом

1

2

3

4

5

6

10

Это дело требует от меня напряжения

1

2

3

4

5

6

11

В это время я ощущаю пустоту

1

2

3

4

5

6

12

Это занятие связано с тем, что для меня важно

1

2

3

4

5

6

 

Исследование 1. Психометрическая валидизация опросника ДПД (Д.А. Леонтьев, С.Ш. Досумова)

Цель: проверить психометрические характеристики опросника ДПД, соотнести его результаты с релевантными личностными переменными .

Участники: студенты 1-го курса факультета психологии МГУ имени М .В . Ломоносова, n=83 (из них 76 женщин); средний возраст — 18,2 ± 0,82 .

Деятельность: повседневные учебные занятия

Дополнительно к методике «Переживания в учебной деятельности» использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э . Динера ШУДЖ, дающая общую ретроспективную оценку удовлетворенности жизнью в целом (5 пунктов), Тест смысложизненных ориентаций СЖО, позволяющий оценить меру осмысленности жизни (20 пунктов), Опросник общей самоэффективности ООСЭ, оценивающий субъективное ощущение достаточности своих способностей для достижения стоящих целей (10 пунктов), и Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта ШПАНА, дающая оценки частоты положительных и отрицательных эмоций за последнее время (20 пунктов)

Результаты:

1. Все четыре показателя ДПД распределены нормально. Консистентность субшкал (альфа Кронбаха): Смысл 0,84; Удовольствие 0,84; Усилие 0,62; Пустота 0,72.

2 . Конструктная валидность. В табл . 2 приведены значения линейных корреляций между субшкалами ДПД (мы не выделяли отдельно шкалу пустоты, поскольку в ЭФА она не выделилась в отдельный фактор) и личностными переменными

Из табл . 2 видно, что шкалы «Смысл» и «Удовольствие» обнаруживают сильную корреляцию между собой, а шкала «Усилие» связана с обеими незначимо Корреляции шкал ДПД с личностными переменными вполне предсказуемы, хотя мы ожидали, что «Усилие» будет больше связано с «Самоэф­фективностью», «Смысл» — с «Осмысленностью», а «Удовольствие» — с «Позитивным аффектом», чем с другими шкалами; эти ожидания не подтвердились Возможно, чрезмерное слияние «Удовольствия» и «Смысла» связано со спецификой выборки и оцениваемой деятельности . Предварительно мы можем заключить, что теоретическое различение удовольствия, смысла и усилия как трех изменений переживания в деятельности оправдало себя даже с учетом сильной корреляции удовольствия и смысла

Исследование 2. Сравнение переживаний в разных видах деятельности (Д.А. Леонтьев и Ф.Р. Рзаева)

Цель: сравнение переживаний в разных видах деятельности

Таблица 2

Корреляции между шкалами ДПД и личностными переменными

 
 

Шкала

Смысл

Удов-вие

Усилие

СЖО

ШУДЖ

Самоэф-сть

Позитивный аффект (ШПАНА)

Удов-вие

0,529**

 

 

 

 

 

 

Усилие

-0,127

-0,186

 

 

 

 

 

Осмысленность

(СЖО)

0,448**

0,646**

-0,231*

 

 

 

 

Удовлет-ть жизнью (ШУДЖ)

0,399**

0,589**

-0,291**

0,594**

 

 

 

Самоэф-сть

0,141

0,405**

-0,259*

0,441**

0,419**

 

 

Позитивный аффект (ШПАНА)

0,432**

0,406**

-0,297**

0,464**

0,412**

0,375**

 

Негативный аффект (ШПАНА)

-0,228*

-0,162

0,250*

-0,376**

-0,392**

-0,308**

-0,449**



Участники: студенты разных факультетов МГУ, посещающие факультативный курс психологии, n =74 (59 женщин); средний возраст — 21,3 ± 1,60 .

Деятельность: повседневные учебные занятия (УД), любимая досуговая деятельность (ДД)

Дополнительно использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э Динера ШУДЖ, Тест смысложизненных ориентаций СЖО, Опросник общей самоэффективности ООСЭ

Результаты:

Таблица 3

Корреляции между переживаниями в учебной и досуговой деятельности

 

Шкала

Удов-вие в ДД

Смысл в ДД

Усилие в ДД

Пустота в ДД

Удов-вие в УД

Смысл в УД

Усилие в УД

Пустота в УД

Удов-вие в ДД

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысл в ДД

0,535**

 

 

 

 

 

 

 

Усилие в ДД

0,111

0,228

 

 

 

 

 

 

Пустота в ДД

-0,127

0,049

0,136

 

 

 

 

 

Удов-вие в УД

-0,046

0,193

-0,076

0,229

 

 

 

 

Смысл в УД

0,072

0,186

-0,177

0,133

0,720”

 

 

 

Усилие в УД

0,114

0,111

0,007

-0,078

0,200

0,244'

 

 

Пустота в УД

0,134

0,016

-0,158

-0,048

-0,538”

-0,469”

0,078

 

1 Оба вида деятельности различаются по структуре корреляций разных переживаний между собой (табл 3) Разные переживания в ДД независимы друг от друга (единственная значимая корреляция — смысл и удовольствие, p<0,01) . Напротив, в УД разные переживания значимо коррелируют между собой в 4 случаях из 6, что говорит о взаимосвязанности разных переживаний Наконец, не было выявлено ни одной значимой корреляции между переживаниями, даже однородными, относящимся к разным видам деятельности Это подтверждает, что переживания в нашем понимании являются элементами именно структуры деятельности, а не структуры личности

2 Оба вида деятельности различаются и по структуре корреляций переживаний в них с личностными переменными, которые, в свою очередь, тесно связаны между собой (табл 4) Переживание удовольствия в УД значимо коррелирует с удовлетворенностью жизнью, переживание смысла — с осмыс­
ленностью жизни и самоэффективностью, переживание пустоты — со всеми тремя переменными (отрицательно) . Переживания в ДД, напротив, никак не связаны с личностными переменными

3 . Наконец, мы прямо сравнили однородные переживания в обоих видах деятельности по t-критерию Стьюдента . В согласии с нашими ожиданиями и приведенными выше результатами переживания в УД и ДД значимо различались по всем четырем шкалам Переживания в ДД предсказуемо характеризовались намного более высоким уровнем удовольствия (t = 12,09, p < 0,001, d = 2,14), низким уровнем пустоты (t = 8,56, p < 0,001, d = 1,44) и усилия (t = 4,83, p < 0,001, d = 0,74) и лишь немного более высокой осмысленностью (t = 2,50, p < 0,05, d = 0,39) по сравнению с учебой Видимо, в отличие от досуга, где выбор каждого действия осуществляется самим студентом, учебная деятельность нередко включает задачи, смысл которых студенту не­очевиден, что и выражается в снижении переживания осмысленности процесса учебы по сравнению с хобби

Исследование 3. Связь переживаний в учебной деятельности с чертами личности и академической успеваемостью (Е.Н. Осин, В.В. Бобров)

Таблица 4

Переживания в УД и ДД и личностные переменные

 
 

Шкала

ООСЭ

СЖО

ШУДЖ

Удовольствие в УД

0,231

0,205

0,272*

Смысл в УД

0,339**

0,236*

0,227

Усилие в УД

-0,204

-0,136

-0,090

Пустота в УД

-0,314**

-0,244*

-0,315**

Удовольствие в ДД

-0,007

0,020

-0,018

Смысл в ДД

0,075

0,129

0,207

Усилие в ДД

-0,085

0,146

0,000

Пустота в ДД

0,167

0,141

0,078

СЖО

0,348**

1

 

ШУДЖ

0,435**

0,620**

1


Цель: выявить связь переживаний с показателями успеваемости и базовых черт личности Участники: 71 студент 2-го курса естественно-научного факультета одного из

университетов Москвы, в том числе 32,4% мужчин и 67,6% женщин, в возрасте от 18 до 20 лет . Для возможности соотнесения с показателями успеваемости в анкете участники указывали псевдоним, а настоящее имя — на листе, который сдавался отдельно.

Деятельность: повседневные учебные занятия (УД)

Дополнительно использовался опросник BFQ-2, измеряющий черты «Большой пятерки» и включающий шкалу лжи . Были также получены данные об академической успеваемости (кумулятивный рейтинговый балл по итогам учебного года)

Результаты. Корреляции ДПД с показателями других методик представлены в табл . 5 . Переживания удовольствия и смысла оказались прямо, а показатели пустоты — с обратным знаком связаны с показателями адаптивных черт (экстраверсии, доброжелательности, добросовестности и открытости) . Ни одно из переживаний не связано значимо с нейротизмом, а переживание усилия не связано ни с одной из базовых черт, за исключением обратной связи с социальной желательностью: склонность приукрашивать себя сочетается с нежеланием выкладываться в учебе . Лишь переживание удовольствия обнаружило связь с показателем успеваемости; соответствующая связь для осмысленности не достигла статистической достоверности (г = 0,23, p = 0,067) .

Исследование 4. Проверка надежности методики и связи переживаний с показателями психологического благополучия на объединенной выборке (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев)

Цель: выявить структуру и надежность методики ДПД с помощью КФА, выявить связь переживаний с показателями субъективного благополучия

Участники: 227 студентов гуманитарных и естественно-научных факультетов одного из университетов Москвы, в том числе 20,1% мужчин и 79,9% женщин, в возрасте от 17 до 23 лет .

Деятельность: повседневные учебные занятия (УД) .

Дополнительно использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э . Динера ШУДЖ, Тест смысложизненных ориентаций СЖО, Опросник общей самоэффективности ООСЭ .

Результаты 1 . Соединение повторяющихся элементов трех описанных выше исследований в единую выборку позволило получить массив данных, допускающий применение более продвинутых методов обработки . Для проверки гипотезы о структуре методики был использован конфирматорный факторный анализ в пакете Mplus 7. 4 с использованием робастной статистики MLR . Исходная теоретическая модель показала отличное соответствие данным (см рис 1) Показатели удовольствия и смысла были тесно связаны друг с другом и демонстрировали мощные отрицательные связи с показателем пустоты В свою очередь, показатель усилия демонстрировал крайне слабые связи с тремя другими показателями, не достигшие статистической достоверности

Описательные статистики по шкалам ДПД и показатели внутренней согласованности шкал, оцененные на основе параметров факторной модели (р Райкова) и наблюдаемых баллов, представлены в табл . 6 . Распределения баллов были близкими к нормальному виду (показатели асимметрии не превышали 0,90, эксцесса — 0,65) . Показатели надежности более чем удовлетворительны

Результаты 2. В табл . 7 представлены обобщенные корреляции шкал опросника ДПД с тремя показателями психологического благополучия Переживания удовольствия и осмысленности демонстрируют предсказуемые прямые связи (а показатель пустоты — обратные связи) с индикаторами благополучия (удовлетворенность жизнью, осмысленность жизни, общая самоэффективность) Это говорит о конвергентной валидности показателей удовольствия и осмысленности учебы и позволяет использовать их как компактные непрямые показатели общего благополучия учащихся

Для проверки гипотезы о специфике связей отдельных компонентов оптимального переживания учебы с индикаторами общего психологического благополучия мы провели множественный регрессионный анализ, результаты которого представлены в табл . 8 .

И удовольствие, и смысл оказались статистически достоверными предикторами общей удовлетворенности жизнью и осмысленности жизни . Этот результат говорит о том, что удовольствие от учебы может быть наиболее ярким, но недостаточным феноменологическим индикатором благополучного протекания

Рис. 1. Стандартизованные параметры конфирматорной модели (N=227) . х2(48) = 94,49, p < 0,001,

CFI = 0,956, RMSEA = 0,065, 90% CI [0,046; 0,085], SRMR = 0,059. Показаны статистически достоверные параметры (p < 0,05) . PL — Удовольствие, ME — Смысл, EF — Усилие, VO — Пустота учебного процесса без учета переживаемой осмысленности учебы

Таблица 5

Связи переживаний в учебной деятельности с другими переменными

Шкала

N

а

r Удов-е

r Смысл

r Усилие

r Пустота

Экстраверсия

69

0,85

0,31*

0,39**

-0,11

-0,32**

Доброжел-ть

69

0,90

0,25*

0,28*

0,02

-0,35**

Добросов-ть

69

0,83

0,27*

0,29*

0,06

-0,13

Открытость

69

0,84

0,37**

0,32**

-0,02

-0,31**

Нейротизм

69

0,77

0,11

0,00

0,20

-0,02

Ложь

69

0,75

0,09

0,12

-0,27*

-0,05

Успеваемость

67

--

0,32**

0,22

0,05

-0,13

 
 

Таблица 6

Психометрические показатели шкал опросника ДПД

Шкала

Удовольствие

Смысл

Усилие

Пустота

M (SD)

3,72 (1,09)

4,42 (1,18)

4,32 (0,97)

2,58 (1,07)

Р

0,89

0,84

0,74

0,72

а

0,87

0,85

0,74

0,73


 

 Таблица 7

Корреляционные связи ДПД с показателями психологического благополучия

Шкала

N

а

r Удов.

r Смысл

r Усилие

r Пустота

ШУДЖ

215

0,80

0,43***

0,41***

-0,09

-0,41***

СЖО

142

0,92

0,47***

0,40***

-0,25**

-0,31***

ООСЭ

123

0,82

0,31***

0,24**

-0,24**

-0,27**

 

 
 
Таблица 8
Результаты регрессионного анализа
 

 

Предикторы

Зависимая переменная

ШУДЖ (N=215)

СЖО (N=142)

ООСЭ (N=123)

Удовольствие, р

0,24**

0,37***

0,22

Смысл, р

0,18*

0,25*

0,07

Усилие, р

-0,12*

-0,24**

-0,22*

Пустота, р

-0,14

0,11

-0,05

R2

0,24***

0,30***

0,15***

При контроле удовольствия и смысла усилие обратно связано с индикаторами благополучия . Можно предположить, что более выраженное переживание усилия возникает как у студентов, которые не справляются с учебой, так и у студентов, которые осознанно жертвуют ради учебы удовлетворением других своих жизненных потребностей В пользу такой интерпретации говорит практически нулевая связь показателя усилия с успеваемостью Для того чтобы проверить эту гипотезу, необходимы исследования на более обширных выборках с использованием индикаторов субъективной и объективной успеваемости, учебной мотивации, выгорания .

Обсуждение результатов и выводы. Четыре описанных исследования представляют собой только часть собранных к настоящему времени данных по исследованию переживаний, сопровождающих разные виды деятельности и коммуникативных ситуаций . Они позволяют говорить о надежности, валидности и эвристичности опросника переживаний в деятельности, основанного на трехмерной модели переживаний . В частности, из приведенных данных можно сделать следующие выводы:

1 Данные по опроснику ДПД согласуются с трехмерной моделью переживаний, включающей удовольствие, смысл и усилие как три их измерения; соответствие данных структурной модели и другие психометрические характеристики методики на материале учебной деятельности более чем удовлетворительны

2          . Шкалы методики не полностью независимы друг от друга, в частности, переживания удовольствия и смысла как в учебной, так и в досуговой деятельности сильно коррелируют между собой . Переживание пустоты как отсутствия удовольствия, смысла и усилия обычно отрицательно коррелирует с удовольствием и смыслом, однако сила этих корреляций зависит от специфики деятельности Переживание усилия не связано значимо с остальными аспектами переживания

3          Степень выраженности различных переживаний различается в разных видах деятельности

4          Переживания в УД (но не в ДД) значимо коррелируют с базовыми чертами личности и характеристиками психологического благополучия, переживание удовольствия в УД предсказывает академическую успеваемость

Ограничениями приведенных исследований является малый объем выборки, особенно в части индикаторов успеваемости . Исследования на базе новой методики продолжают разворачиваться В числе идущих в настоящее время работ — более подробное изучение взаимоотношений между мотивацией и переживаниями в учебной деятельности, в том числе в диахроническом аспекте, исследование переживаний в одиночестве и в социальной ситуации в зависимости от отношения к одиночеству и др Отдельно ведется изучение взаимоотношений между переживаниями удовольствия и смысла в разных видах деятельности Мы полагаем, что представленный простой и надежный диагностический инструмент найдет широкое применение как в исследовательском, так и в прикладном контексте .

Литература

  1. Гервиц А.Е., Леонтьев Д.А. Переживания в одиночестве и в компании в зависимости от отношения к одиночеству // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: Сборник научных работ // Отв.ред.О.В.Соловьева, Т.Г.Стефаненко.М.2017.С.409—414.
  2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).М.: Смысл.1992.18 с.
  3. Леонтьев Д.А. Переживания, сопровождающие деятельность, и их диагностика // Современная психодиагностика России.Преодоление кризиса.Сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике 9—11 сентября 2015 г.// Отв.ред.Н.А.Батурин.Т.1.Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.С.175—179.
  4. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал.2016.T.4(62).С.18—37.
  5. Леонтьев Д.А., Клейн К.Г.Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности // Вестник Моск.ун-та.Сер.14.Психология.2018.№ 4.С.106—119.
  6. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2012.Т.9.№ 4.С.91—110.
  7. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса.М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов.2008.[Электронный ресурс] // URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210190841.pdf (дата обращения: 26.11.2018).
  8. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики // Организационная психология.2017.Т.7.№ 2.С.30—51.
  9. Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Неяскина Ю.Ю., Дорфман Л.Я., Александрова Л.А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика.2015.№ 3.С.80— 104.
  10. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания.М.: Смысл; Альпина Нон-фикшн.2011.464 с.
  11. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р.Шварцера и М.Ерусалема // Иностранная психология.1996.№ 7.С.71—76.
  12. Csikszentmihalyi M. (1988).The flow experience and its significance for human psychology In: M. Csikszentmihalyi, I.S.Csikszentmihalyi (Eds.).Optimal Experience: Psychological studies of flow in consciousness (15—35).Cambridge: Cambridge University Press.
  13. Csikszentmihalyi M., Nakamura J. (1999).Emerging goals and the self-regulation of behavior.In: R.Wyer (Ed.).Advances in social cognition.Vol.12.Perspectives on behavioral self-regulation (107—118).Mahwah, NJ: Erlbaum.
  14. Nakamura J., Csikszentmihalyi M. (2003).The construction of meaning through vital engagement.In C.L.M.Keyes & J.Haidt (Eds.), Flourishing.Positive psychology and the life well-lived (pp.83—104).Washington D.C.: American Psychological Association.

Информация об авторах

Леонтьев Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации; профессор факультета социальных наук департамента психологии, «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805, e-mail: dmleont@gmail.com

Осин Евгений Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Высшая школа экономики (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3330-5647, e-mail: eosin@hse.ru

Досумова Светалана Шухратовна, старший специалист, ПАО МегаФон, Москва, Россия, e-mail: sdosumova@gmail.com

Рзаева Фатима Рзакызы, аспирантка кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им.М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3753-9400, e-mail: fatimarzaeva05@gmail.com

Бобров Владислав Вячеславович, Младший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики», Москва, Россия, e-mail: VVbobrov@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4211
В прошлом месяце: 45
В текущем месяце: 39

Скачиваний

Всего: 2697
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 18