Лебедева Н.В. аспирант, Департамент психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия e-mail: natty.lebedeva@gmail.com
Вилкова К.А. аспирант и младший научный сотрудник центра социологии высшего образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2161-0409 e-mail: kvilkova@hse.ru
Образовательные достижения учеников могут быть связаны не только с уровнем полученных знаний, но и с такими индивидуальными характеристиками, как самооценка и интерес.На примере изучения математики в нашем исследовании основной целью является рассмотрение связи между тремя переменными: образовательными результатами по математике, математической самооценкой и интересом к этому предмету.Мы проверяем три гипотезы о: (1) связи между уровнем самооценки и образовательными достижениями; (2) связи между познавательным интересом и образовательными достижениями; (3) модерирующем эффекте познавательного интереса в связи между самооценкой и образовательными достижениями.В исследовании приняли участие ученики пятого класса (N=316, средний возраст — 11 лет, 56% — девочки), которые решали тест по математике и отвечали на вопросы личностного опросника.В результате мы показали, что высокие образовательные достижения по математике связаны с высоким уровнем математической самооценки, p<0,001.При этом связь между этими переменными не модерируется интересом к математике, p>0,05.Мы можем заключить, что своевременное определение уровня самооценки и дальнейшее поддержание ее на достаточном уровне будут способствовать профориентации школьников.
Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования Центр международного сотрудничества по развитию образования.
Литература
Аминов Н.А., Жамбеева З.З., Кабардов М.К. Независимые методы
оценки «самоценности» подростка в учебной деятельности // Психологическая наука
и образование.2015.Т.20.№ 4.C.86—95.doi: 10.17759/pse.2015200408
Болотов В.А., Вальдман И.А. Виды и назначение программ оценки
результатов обучения школьников // Педагогика.2013.№ 8.С.15—26.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и
речь: Проблемы психологического развития ребенка.М.: АПН РСФСР, 1956.87 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.М: Академия, 2004.288
с.
Зайцев С.В. Влияние отметки на поведение младших школьников в
ситуации выбора учебного задания [Электронный ресурс] // Психологическая наука
и образование.2011.Том 3.№ 2.URL: http://
psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41667.shtml (дата обращения: 29.11.2019)
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.СПб.: Питер, 2000.512 с.
Карданова Е.Ю. Моделирование и параметризация тестов: основы
теории и приложения.М.: Федеральный центр тестирования, 2008.296 с.
Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? //
Психология.Журнал Высшей школы экономики.2006.Т.3.№ 2.С.23—51.
Модельный тренинг ООН—2015 «Гендерные вопросы и наука» [Электронный ресурс]
// United Nations Association of the United States of America.URL:
https://2009-2017.state.gov/documents/ organization/240763.pdf (дата обращения:
02.05.2019).
Савина Ф.К. Интегративные основы формирования познавательных
интересов учащихся // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование
продолжается (Методологический семинар памяти профессора В.С.Ильина).1997.№
4.С.44—47.
Шилова Н.П. Структура образовательных интересов в юношеском
возрасте // Вестник Московского городского педагогического университета.Серия:
Педагогика и психология.2018.№ 4.С.41—50.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития
старших школьников // Вопросы психологии.1971.№ 4.С.6—20.
Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control.New York:
Macmillan, 1997.604 p.
Berndt T.J. The features and effects of friendship in early
adolescence // Child Development.1982.Vol.53.№
P.1447—1460.doi:10.1111/j.1467-8624.1982.tb03466.x
Calsyn R.J., Kenny D.A. Self-concept of ability and perceived
evaluation of others: Cause or effect of academic achievement? // Journal of
Educational Psychology.1977.Vol.69.№
P.136—145.doi:10.1037//0022-0663.69.2.136
Correll S.J. Gender and the career choice process: The role of
biased self-assessments // American Journal of Sociology.2001.Vol.106.№
P.1691—1730.doi:10.1086/321299
Denissen J.J.A., Zarrett N.R., Eccles J.S. I like to do it, I’m
able, and I know I am: Longitudinal couplings between domain-specific
achievement, self-concept, and interest // Child development.2007.Vol.78.№
P.430—447.doi:10.1111/j.1467-8624.2007.01007.x
Desjardins R., Thorn W., Schleicher A., Quintini G., Pellizzari M., Kis
V., Chung J.E.OECD skills outlook 2013: First results from the survey of
adult skills // Journal of Applied Econometrics.2013.Vol.30.№ P.1144—1168.
Eccles J.S., Vida M.N., Barber B. The relation of early
adolescents’ college plans and both academic ability and task-value beliefs to
subsequent college enrollment // The Journal of Early Adolescence.2004.Vol.24.№
P.63—77.doi:10.1177/0272431603260919
Epstein J.L., McPartland J.M. The concept and measurement of the
quality of school life // American Educational Research Journal.1976.Vol.13.№
P.15—30.doi:10.3102/00028312013001015
Fredricks J.A., Eccles J.S. Children’s competence and value
beliefs from childhood through adolescence: Growth trajectories in two
male-sex-typed domains // Developmental Psychology.2002.Vol.38.№ P.
519—533.doi:10.1037//0012-1649.38.4.519
Frenzel A.C., Goetz T., Pekrun R., Watt H.M. Development of
mathematics interest in adolescence: Influences of gender, family, and school
context // Journal of Research on Adolescence.2010.Vol.20.№ P.
507—537.doi:10.1111/j.1532-7795.2010.00645.x
Gall J.P., Gall M.D., Borg W.R. Applying educational research: A
practical guide.New York: Longman Publishing Group, 1999.600 p.
Gardner R.C., Lalonde R.N., Moorcroft R., Evers F.T.Second
language attrition: The role of motivation and use // Journal of Language and
Social Psychology.1987.Vol.6.№ P.29—47.doi:10.1177/0261927X8700600102
Helmke A., van Aken M.A.G. The causal ordering of academic
achievement and self-concept of ability during elementary school: A
longitudinal study // Journal of educational Psychology.1995.Vol.87.№ P.624—
637.doi:10.1037//0022-0663.87.4.624
Ma X., Kishor N. Attitude toward self, social factors, and
achievement in mathematics: A meta—analytic review // Educational Psychology
Review.1997.Vol.9.№ P.89—120.doi:10.1023/A:1024785812050
Marsh H.W. Effects of single-sex and coeducational schools: A
response to Lee and Bryk // Journal of Educational Psychology.1989.Vol.81 №
4.P.651— 653.doi:10.1037/0022-0663.81.4.651
Marsh H.W., Trautwein U., Lüdtke O.,
Köller O., Baumert J. Academic self-concept, interest,
grades, and standardized test scores: Reciprocal effects models of causal
ordering // Child Development.2005.Vol.76.№ 2.P.397—416.doi:10.1111/j.1467-
8624.2005.00853.x
Marsh H.W., Shavelson R. Self-concept: Its multifaceted,
hierarchical structure // Educational Psychologist.1985.Vol.20.№
P.107—123.doi:10.1207/s15326985ep2003_1
Nezhnov P., Kardanova E., Vasilyeva M., Ludlow L. Operationalizing
levels of academic mastery based on Vygotsky’s theory: The study of
mathematical knowledge // Educational and Psychological
Measurement.2015.Vol.75.№ P.235—259.doi:10.1177/0013164414534068
Nicholls J.G., Miller A.T. Reasoning about the ability of self and
others: A developmental study // Child Development.1984.Vol.55.№
P.1990—1999.doi:10.1111/j.1467-8624.1984.tb03897.x
Schiefele U. Interest, learning, and motivation // Educational
Psychologist.1991.Vol.26.№ 3—4.P.
299—323.doi:10.1080/00461520.1991.9653136
Schiefele U., Csikszentmihalyi M. Interest and the quality of
experience in classrooms // European Journal of Psychology of
Education.1994.Vol.9.№ P.251— 269.doi:org/10.1007/BF03172784
Schreiber J.B., Nora A., Stage F.K., Barlow E.A., King J.
Reporting structural equation modeling and confirmatory factor analysis
results: A review // The Journal of Educational Research.2006.Vol.99.№ P.
323—338.doi:10.3200/JOER.99.6.323-338
Shavelson R.J., Bolus R. Self-concept: The interplay of theory and
methods // Journal of Educational Psychology.1982.Vol.74.№
P.3—17.doi:10.1037/0022—0663.74.1.3
Simpkins S.D., Davis—Kean P.E., Eccles J.S. Math and science
motivation: A longitudinal examination of the links between choices and beliefs
// Developmental Psychology.2006.Vol.42.№
P.70—83.doi:10.1037/0012-1649.42.1.70
Skaalvik E.M., Hagtvet K.A. Academic achievement and self-concept:
An analysis of causal predominance in a developmental perspective // Journal of
Personality and Social Psychology.1990.Vol.58.№ P.292—
307.doi:10.1037//0022-3514.58.2.292
Skaalvik S., Skaalvik E.M. Gender differences in math and verbal
self-concept, performance expectations, and motivation // Sex
Roles.2004.Vol.50.№ 3—4.P. 241— 252.doi:10.1023/B:SERS.0000015555.40976.e6
Tai R.H., Liu C.Q., Maltese A.V., Fan X. Planning early for
careers in science // Science.2006.Vol.312.№
P.1143—1144.doi:10.1126/science.1128690
Trauth E.M., Quesenberry J.L., Huang H. A multicultural analysis
of factors influencing career choice for women in the information technology
workforce // Journal of Global Information Management (JGIM).2008.Vol.16.№
P.1—23.doi:10.4018/ jgim.2008100101
Wigfield A., Eccles J.S., Yoon K.S., Harold R.D., Arbreton A.J.,
Freedman-Doan C., Blumenfeld P.C. Change in children’s competence beliefs
and subjective task values across the elementary school years: A 3-year study
// Journal of Educational Psychology.1997.Vol.89.№ P.451—469.doi:10.1037/0022-
0663.89.3.451
Wigfield A., Eccles J.S. Children’s competence beliefs,
achievement values, and general self-esteem: Change across elementary and
middle school // The Journal of Early Adolescence.1994.Vol.14.№ P.
107—138.doi:10.1177/027243169401400203
Yu B., Shen H. Predicting roles of linguistic confidence,
integrative motivation and second language proficiency on cross-cultural
adaptation // International Journal of Intercultural Relations.2012.Vol.36.№ P.
72—82.doi:10.1016/j.ijintrel.2010.12.002