Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Измерение образовательных достижений пятиклассников по математике: связь с самооценкой и интересом 169

Лебедева Н.В.
аспирант, Департамент психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
e-mail: natty.lebedeva@gmail.com

Вилкова К.А.
аспирант и стажер-исследователь, Центр социологии высшего образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ),, Москва, Россия
e-mail: kvilkova@hse.ru

Аннотация

Образовательные достижения учеников могут быть связаны не только с уровнем полученных знаний, но и с такими индивидуальными характеристиками, как самооценка и интерес.На примере изучения математики в нашем исследовании основной целью является рассмотрение связи между тремя переменными: образовательными результатами по математике, математической самооценкой и интересом к этому предмету.Мы проверяем три гипотезы о: (1) связи между уровнем самооценки и образовательными достижениями; (2) связи между познавательным интересом и образовательными достижениями; (3) модерирующем эффекте познавательного интереса в связи между самооценкой и образовательными достижениями.В исследовании приняли участие ученики пятого класса (N=316, средний возраст — 11 лет, 56% — девочки), которые решали тест по математике и отвечали на вопросы личностного опросника.В результате мы показали, что высокие образовательные достижения по математике связаны с высоким уровнем математической самооценки, p<0,001.При этом связь между этими переменными не модерируется интересом к математике, p>0,05.Мы можем заключить, что своевременное определение уровня самооценки и дальнейшее поддержание ее на достаточном уровне будут способствовать профориентации школьников.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования Центр международного сотрудничества по развитию образования.

Литература
  1. Аминов Н.А., Жамбеева З.З., Кабардов М.К. Независимые методы оценки «самоценности» подростка в учебной деятельности // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 4.C.86—95.doi: 10.17759/pse.2015200408
  2. Болотов В.А., Вальдман И.А. Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников // Педагогика.2013.№ 8.С.15—26.
  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребенка.М.: АПН РСФСР, 1956.87 с.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.М: Академия, 2004.288 с.
  5. Зайцев С.В. Влияние отметки на поведение младших школьников в ситуации выбора учебного задания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2011.Том 3.№ 2.URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41667.shtml (дата обращения: 29.11.2019)
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.СПб.: Питер, 2000.512 с.
  7. Карданова Е.Ю. Моделирование и параметризация тестов: основы теории и приложения.М.: Федеральный центр тестирования, 2008.296 с.
  8. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2006.Т.3.№ 2.С.23—51.
  9. Модельный тренинг ООН—2015 «Гендерные вопросы и наука» [Электронный ресурс] // United Nations Association of the United States of America.URL: https://2009-2017.state.gov/documents/ organization/240763.pdf (дата обращения: 02.05.2019).
  10. Савина Ф.К. Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается (Методологический семинар памяти профессора В.С.Ильина).1997.№ 4.С.44—47.
  11. Шилова Н.П. Структура образовательных интересов в юношеском возрасте // Вестник Московского городского педагогического университета.Серия: Педагогика и психология.2018.№ 4.С.41—50.
  12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития старших школьников // Вопросы психологии.1971.№ 4.С.6—20.
  13. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control.New York: Macmillan, 1997.604 p.
  14. Berndt T.J. The features and effects of friendship in early adolescence // Child Development.1982.Vol.53.№ P.1447—1460.doi:10.1111/j.1467-8624.1982.tb03466.x
  15. Calsyn R.J., Kenny D.A. Self-concept of ability and perceived evaluation of others: Cause or effect of academic achievement? // Journal of Educational Psychology.1977.Vol.69.№ P.136—145.doi:10.1037//0022-0663.69.2.136
  16. Correll S.J. Gender and the career choice process: The role of biased self-assessments // American Journal of Sociology.2001.Vol.106.№ P.1691—1730.doi:10.1086/321299
  17. Denissen J.J.A., Zarrett N.R., Eccles J.S. I like to do it, I’m able, and I know I am: Longitudinal couplings between domain-specific achievement, self-concept, and interest // Child development.2007.Vol.78.№ P.430—447.doi:10.1111/j.1467-8624.2007.01007.x
  18. Desjardins R., Thorn W., Schleicher A., Quintini G., Pellizzari M., Kis V., Chung J.E.OECD skills outlook 2013: First results from the survey of adult skills // Journal of Applied Econometrics.2013.Vol.30.№ P.1144—1168.
  19. Eccles J.S., Vida M.N., Barber B. The relation of early adolescents’ college plans and both academic ability and task-value beliefs to subsequent college enrollment // The Journal of Early Adolescence.2004.Vol.24.№ P.63—77.doi:10.1177/0272431603260919
  20. Epstein J.L., McPartland J.M. The concept and measurement of the quality of school life // American Educational Research Journal.1976.Vol.13.№ P.15—30.doi:10.3102/00028312013001015
  21. Fredricks J.A., Eccles J.S. Children’s competence and value beliefs from childhood through adolescence: Growth trajectories in two male-sex-typed domains // Developmental Psychology.2002.Vol.38.№ P. 519—533.doi:10.1037//0012-1649.38.4.519
  22. Frenzel A.C., Goetz T., Pekrun R., Watt H.M. Development of mathematics interest in adolescence: Influences of gender, family, and school context // Journal of Research on Adolescence.2010.Vol.20.№ P. 507—537.doi:10.1111/j.1532-7795.2010.00645.x
  23. Gall J.P., Gall M.D., Borg W.R. Applying educational research: A practical guide.New York: Longman Publishing Group, 1999.600 p.
  24. Gardner R.C., Lalonde R.N., Moorcroft R., Evers F.T.Second language attrition: The role of motivation and use // Journal of Language and Social Psychology.1987.Vol.6.№ P.29—47.doi:10.1177/0261927X8700600102
  25. Helmke A., van Aken M.A.G. The causal ordering of academic achievement and self-concept of ability during elementary school: A longitudinal study // Journal of educational Psychology.1995.Vol.87.№ P.624— 637.doi:10.1037//0022-0663.87.4.624
  26. Ma X., Kishor N. Attitude toward self, social factors, and achievement in mathematics: A meta—analytic review // Educational Psychology Review.1997.Vol.9.№ P.89—120.doi:10.1023/A:1024785812050
  27. Marsh H.W. Effects of single-sex and coeducational schools: A response to Lee and Bryk // Journal of Educational Psychology.1989.Vol.81 № 4.P.651— 653.doi:10.1037/0022-0663.81.4.651
  28. Marsh H.W., Trautwein U., Lüdtke O., Köller O., Baumert J. Academic self-concept, interest, grades, and standardized test scores: Reciprocal effects models of causal ordering // Child Development.2005.Vol.76.№ 2.P.397—416.doi:10.1111/j.1467- 8624.2005.00853.x
  29. Marsh H.W., Shavelson R. Self-concept: Its multifaceted, hierarchical structure // Educational Psychologist.1985.Vol.20.№ P.107—123.doi:10.1207/s15326985ep2003_1
  30. Nezhnov P., Kardanova E., Vasilyeva M., Ludlow L. Operationalizing levels of academic mastery based on Vygotsky’s theory: The study of mathematical knowledge // Educational and Psychological Measurement.2015.Vol.75.№ P.235—259.doi:10.1177/0013164414534068
  31. Nicholls J.G., Miller A.T. Reasoning about the ability of self and others: A developmental study // Child Development.1984.Vol.55.№ P.1990—1999.doi:10.1111/j.1467-8624.1984.tb03897.x
  32. Schiefele U. Interest, learning, and motivation // Educational Psychologist.1991.Vol.26.№ 3—4.P. 299—323.doi:10.1080/00461520.1991.9653136
  33. Schiefele U., Csikszentmihalyi M. Interest and the quality of experience in classrooms // European Journal of Psychology of Education.1994.Vol.9.№ P.251— 269.doi:org/10.1007/BF03172784
  34. Schreiber J.B., Nora A., Stage F.K., Barlow E.A., King J. Reporting structural equation modeling and confirmatory factor analysis results: A review // The Journal of Educational Research.2006.Vol.99.№ P. 323—338.doi:10.3200/JOER.99.6.323-338
  35. Shavelson R.J., Bolus R. Self-concept: The interplay of theory and methods // Journal of Educational Psychology.1982.Vol.74.№ P.3—17.doi:10.1037/0022—0663.74.1.3
  36. Simpkins S.D., Davis—Kean P.E., Eccles J.S. Math and science motivation: A longitudinal examination of the links between choices and beliefs // Developmental Psychology.2006.Vol.42.№ P.70—83.doi:10.1037/0012-1649.42.1.70
  37. Skaalvik E.M., Hagtvet K.A. Academic achievement and self-concept: An analysis of causal predominance in a developmental perspective // Journal of Personality and Social Psychology.1990.Vol.58.№ P.292— 307.doi:10.1037//0022-3514.58.2.292
  38. Skaalvik S., Skaalvik E.M. Gender differences in math and verbal self-concept, performance expectations, and motivation // Sex Roles.2004.Vol.50.№ 3—4.P. 241— 252.doi:10.1023/B:SERS.0000015555.40976.e6
  39. Tai R.H., Liu C.Q., Maltese A.V., Fan X. Planning early for careers in science // Science.2006.Vol.312.№ P.1143—1144.doi:10.1126/science.1128690
  40. Trauth E.M., Quesenberry J.L., Huang H. A multicultural analysis of factors influencing career choice for women in the information technology workforce // Journal of Global Information Management (JGIM).2008.Vol.16.№ P.1—23.doi:10.4018/ jgim.2008100101
  41. Wigfield A., Eccles J.S., Yoon K.S., Harold R.D., Arbreton A.J., Freedman-Doan C., Blumenfeld P.C. Change in children’s competence beliefs and subjective task values across the elementary school years: A 3-year study // Journal of Educational Psychology.1997.Vol.89.№ P.451—469.doi:10.1037/0022- 0663.89.3.451
  42. Wigfield A., Eccles J.S. Children’s competence beliefs, achievement values, and general self-esteem: Change across elementary and middle school // The Journal of Early Adolescence.1994.Vol.14.№ P. 107—138.doi:10.1177/027243169401400203
  43. Yu B., Shen H. Predicting roles of linguistic confidence, integrative motivation and second language proficiency on cross-cultural adaptation // International Journal of Intercultural Relations.2012.Vol.36.№ P. 72—82.doi:10.1016/j.ijintrel.2010.12.002
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика