Шеманов А.Ю. доктор философских наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, ведущий научный сотрудник научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3925-3534 e-mail: ShemanovAYu@mgppu.ru
Самсонова Е.В. кандидат психологических наук, руководитель Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8961-1438 e-mail: SamsonovaEV@mgppu.ru
Рассмотрены дискуссионные вопросы, возникающие в процессе различных интерпретаций терминов «инклюзия» и «инклюзивное образование» и при оценке инклюзивного процесса с точки зрения требований качественного образования, что приводит к разным последствиям не только для методологии научных исследований, но и для политических решений и образовательной практики.Проведен анализ научных подходов и международных нормативных документов, показавший, что противопоставление в одном из подходов инклюзивного образования специальному в линейной логике вне контекста развития системы образования приводит к отрицанию ресурсности специального образования для инклюзии.Анализируются ключевые принципы, лежащие в основе идеи инклюзии и практики инклюзивного образования, и показано, что они не противоречат применению подходов и методов специального образования как в условиях совместного обучения детей, так и, при необходимости, в условиях раздельного обучения.Рассматривается также потенциал инклюзивного образования в реформировании всей образовательной системы, включая специальное образование и подготовку педагогов и других специалистов.
Алехина С.В.Инклюзивное образование: от политики к практике //
Психологическая наука и образование.2016.Том 21.№
1.С.136—145.doi:10.17759/pse.2016210112
Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества
образования // Вопросы образования.2005.№ 1.С.5—10.
Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной
Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года) [Электронный ресурс] // URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/disability.shtml (дата
обращения: 05.05.2019).
Кулагина Е.В.Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья: тенденции и критерии регулирования // Социологические
исследования.2015.№ 9.С.94— 101.
Кулагина Е.В.Специальное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья: региональное неравенство // Социологические
исследования.2019.№ 3.С.49—62.doi: 10.31857/ S013216250004278-8
Лубовский В.И.Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с
ограниченными возможностями // Современное дошкольное образование.Теория и
практика.2017.№ 2.С.32—37.
Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и
культуры.Международная конференция по образованию.Сорок восьмая
сессия.Международный центр конференций, Женева 25—28 ноября 2008 г.«Инклюзивное
образование: путь в будущее».Справочный документ.[Электронный ресурс] // URL:
https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000162787_
rus/PDF/162787rus.pdf.multi (дата обращения: 04.07.2019).
Самсонова Е.В., Алексеева М.Н.Проблемы организации образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и
образование.2016.Т.21.№ 3.С.97—104.doi:10.17759/pse.2016210311
Самсонова Е.В.Инклюзия — стратегия выхода из тупика для
современной системы образования // Современное дошкольное образование.Теория и
практика.2017.№ 5.С.55—63.
Судакова Н.Е. Человек в эпоху инклюзии: рождение соучастного
Бытия.Монография.М.: Буки-Веди, 2018.216 с.
Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю.Инклюзивный подход в
интеграции детей- мигрантов в образовании // Психологическая наука и
образование.2015.Т.20.№ 1.C.15—27.doi:10.17759/pse.2015200103
Alekhina S.V., Samsonova E.V., Yudina T.A. The foundation of an
inclusive paradigm for contemporary education.Specialusis ugdymas // Special
Education.2018.Vol.1.№ С.47—60.doi: 10.21277/ se.v1i38.366
Anastasiou D., Kauffman J.M., Di Nuovo S. Inclusive education in
Italy: description and reflections on full inclusion // European Journal of
Special Needs Education.2015.Vol.30.№ С.429—443.doi:
10.1080/08856257.2015.1060075.
Concluding observations on the initial report of the Russian Federation //
United Nations.Convention on the Rights of Persons with Disability Committee
(April 9, 2018).CRPD/c/rus/co/1.
Ferri B.A. Integrazione scholastica: on not having all of the
answers — a response to Anastasiou, Kauffman and Di Nuovo // European Journal
of Special Needs Education.2015.Vol.30.№ С.444—447.doi:
10.1080/08856257.2015.1060074
Ferri D. Inclusive Education in Italy: A Legal Appraisal 10 Year
after the Signature of the UN Convention on the Rights of Persons with
Disabilities // Ricerche di Pedagogia e Didattica — Journal of Theories and
Research in Education.2017.Vol.12.№ P.1—21.doi:
10.6092/issn.1970-2221/7070
Hornby G. Inclusive special education: development of a new theory
for the education of children with special educational needs and disabilities
// British Journal of Special Education.2015.Vol.42.№ С.234—256.doi:
10.1111/1467-8578.12101
Jurkowski S., Müller B. Co-teaching in inclusive
classes: The development of multi-professional cooperation in teaching dyads //
Teaching and Teacher
Education.2018.Vol.75.С.224—231.https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.06.017
Kauffman J.M. Preface // On Educational Inclusion: Meanings,
History, Issues, and International Perspectives / In Kauffman J.M.(ed.).Vol.I
in the series “Connecting Research with Practice in Special and Inclusive
Education” Ed.by Ph.Garner, 2020 (in press)
Mavropalias T., Anastasiou D. What does the Greek model of
parallel support have to say about co-teaching? // Teaching and Teacher
Education.2016.Vol. 60.P.224—233.doi.org/10.1016/j.tate.2016.08.014
National Center on Universal Design for Learning [Электронный ресурс] //
URL: http://www.udlcenter.org/ (дата обращения: 04.07.2019).
Shemanov A. The Methodological Considerations about the Concept of
Culture: Significance for Inclusion Research in Italy and Russia // Inclusion,
Citizenship and Intercultural Dialogue.Some International Perspectives / Ed.by
Paolina Mulè / Questioni pedagogiche e formative 10.Lecce — Brescia: Pensa
MultiMedia Editore s.r.l., 2018.P.179—190.
UNESCO: A Guide for ensuring inclusion and equity in
education.2017.[Электронный ресурс] // URL:
https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000248254 (дата обращения:
04.07.2019).