Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8554Ключевые слова 20946 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса 64

Шеманов А.Ю., доктор философских наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, ведущий научный сотрудник Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования,, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ShemanovAYu@mgppu.ru
Самсонова Е.В., кандидат психологических наук, руководитель Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, SamsonovaEV@mgppu.ru

Аннотация

Рассмотрены дискуссионные вопросы, возникающие в процессе различных интерпретаций терминов «инклюзия» и «инклюзивное образование» и при оценке инклюзивного процесса с точки зрения требований качественного образования, что приводит к разным последствиям не только для методологии научных исследований, но и для политических решений и образовательной практики.Проведен анализ научных подходов и международных нормативных документов, показавший, что противопоставление в одном из подходов инклюзивного образования специальному в линейной логике вне контекста развития системы образования приводит к отрицанию ресурсности специального образования для инклюзии.Анализируются ключевые принципы, лежащие в основе идеи инклюзии и практики инклюзивного образования, и показано, что они не противоречат применению подходов и методов специального образования как в условиях совместного обучения детей, так и, при необходимости, в условиях раздельного обучения.Рассматривается также потенциал инклюзивного образования в реформировании всей образовательной системы, включая специальное образование и подготовку педагогов и других специалистов.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алехина С.В.Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование.2016.Том 21.№ 1.С.136—145.doi:10.17759/pse.2016210112
  2. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования.2005.№ 1.С.5—10.
  3. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года) [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/disability.shtml (дата обращения: 05.05.2019).
  4. Кулагина Е.В.Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и критерии регулирования // Социологические исследования.2015.№ 9.С.94— 101.
  5. Кулагина Е.В.Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: региональное неравенство // Социологические исследования.2019.№ 3.С.49—62.doi: 10.31857/ S013216250004278-8
  6. Лубовский В.И.Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Современное дошкольное образование.Теория и практика.2017.№ 2.С.32—37.
  7. Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры.Международная конференция по образованию.Сорок восьмая сессия.Международный центр конференций, Женева 25—28 ноября 2008 г.«Инклюзивное образование: путь в будущее».Справочный документ.[Электронный ресурс] // URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000162787_ rus/PDF/162787rus.pdf.multi (дата обращения: 04.07.2019).
  8. Самсонова Е.В., Алексеева М.Н.Проблемы организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 3.С.97—104.doi:10.17759/pse.2016210311
  9. Самсонова Е.В.Инклюзия — стратегия выхода из тупика для современной системы образования // Современное дошкольное образование.Теория и практика.2017.№ 5.С.55—63.
  10. Судакова Н.Е. Человек в эпоху инклюзии: рождение соучастного Бытия.Монография.М.: Буки-Веди, 2018.216 с.
  11. Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю.Инклюзивный подход в интеграции детей- мигрантов в образовании // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 1.C.15—27.doi:10.17759/pse.2015200103
  12. Alekhina S.V., Samsonova E.V., Yudina T.A. The foundation of an inclusive paradigm for contemporary education.Specialusis ugdymas // Special Education.2018.Vol.1.№ С.47—60.doi: 10.21277/ se.v1i38.366
  13. Anastasiou D., Kauffman J.M., Di Nuovo S. Inclusive education in Italy: description and reflections on full inclusion // European Journal of Special Needs Education.2015.Vol.30.№ С.429—443.doi: 10.1080/08856257.2015.1060075.
  14. Concluding observations on the initial report of the Russian Federation // United Nations.Convention on the Rights of Persons with Disability Committee (April 9, 2018).CRPD/c/rus/co/1.
  15. Ferri B.A. Integrazione scholastica: on not having all of the answers — a response to Anastasiou, Kauffman and Di Nuovo // European Journal of Special Needs Education.2015.Vol.30.№ С.444—447.doi: 10.1080/08856257.2015.1060074
  16. Ferri D. Inclusive Education in Italy: A Legal Appraisal 10 Year after the Signature of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities // Ricerche di Pedagogia e Didattica — Journal of Theories and Research in Education.2017.Vol.12.№ P.1—21.doi: 10.6092/issn.1970-2221/7070
  17. Hornby G. Inclusive special education: development of a new theory for the education of children with special educational needs and disabilities // British Journal of Special Education.2015.Vol.42.№ С.234—256.doi: 10.1111/1467-8578.12101
  18. Jurkowski S., Müller B. Co-teaching in inclusive classes: The development of multi-professional cooperation in teaching dyads // Teaching and Teacher Education.2018.Vol.75.С.224—231.https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.06.017
  19. Kauffman J.M. Preface // On Educational Inclusion: Meanings, History, Issues, and International Perspectives / In Kauffman J.M.(ed.).Vol.I in the series “Connecting Research with Practice in Special and Inclusive Education” Ed.by Ph.Garner, 2020 (in press)
  20. Mavropalias T., Anastasiou D. What does the Greek model of parallel support have to say about co-teaching? // Teaching and Teacher Education.2016.Vol. 60.P.224—233.doi.org/10.1016/j.tate.2016.08.014
  21. National Center on Universal Design for Learning [Электронный ресурс] // URL: http://www.udlcenter.org/ (дата обращения: 04.07.2019).
  22. Shemanov A. The Methodological Considerations about the Concept of Culture: Significance for Inclusion Research in Italy and Russia // Inclusion, Citizenship and Intercultural Dialogue.Some International Perspectives / Ed.by Paolina Mulè / Questioni pedagogiche e formative 10.Lecce — Brescia: Pensa MultiMedia Editore s.r.l., 2018.P.179—190.
  23. The UDL Guidelines [Электронный ресурс] // URL: http://udlguidelines.cast.org/ (дата обращения: 04.07.2019).
  24. UNESCO: A Guide for ensuring inclusion and equity in education.2017.[Электронный ресурс] // URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000248254 (дата обращения: 04.07.2019).
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика