Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8747Новости 1747Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре 31

Ермолаева М.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1645-5136
e-mail: mar-erm@mail.ru

Исаев Е.И.
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии, факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4652-5780
e-mail: eiisaev@yandex.ru

Лубовский Д.В.
кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667
e-mail: lubovsky@yandex.ru

Аннотация

Работа посвящена проблеме развития личностных профессионально важных качеств студентов при обучении в магистратуре психолого-педагогического направления. Проанализировано развитие личностной и профессиональной идентичности, эмпатии, коммуникативности. В исследовании приняли участие 60 студентов магистратуры. Для проверки гипотезы о противоречивой динамике развития личностной, профессиональной идентичности и коммуникативных качеств (эмпатии, коммуникативных умений) были применены методики изучения профессиональной (МИПИ) и личностной идентичности (МИЛИ) Л.Б.Шнейдер, шкала эмпатии А.Меграбяна и Н. Эпштейна и тест коммуникативных умений Л.Михельсона.У выпускников магистратуры выявлено преобладание статусов диффузной и псевдопозитивной личностной идентичности, зафиксирована сложная динамика статусов профессиональной идентичности. Получены данные о нарастании выраженности компетентного стиля общения и высоком уровне эмпатии. Намечены перспективы дальнейших исследований развития личностных профессионально важных качеств и психолого-педагогического сопровождения студентов при обучении в магистратуре.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования магистранта факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ В.В.Шестакова.

Фрагмент статьи

Развитие личностных профессионально важных качеств (ПВК) является важнейшим аспектом формирования личности в ходе обучения на всех уровнях высшего образования. В профессионально важных качествах личности проявляются ее мотивационно-потребностные, когнитивные, эмоционально-волевые характеристики.

Литература
  1. Брезгина О.В., Василькова Е.В. Кризис идентичности как механизм развития и приобретения новой идентичности.// Образование и наука: вопросы теории и практики.2015.№ 1.С. 16—21.
  2. Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2012.№ 1.URL: http://psyjournals.ru/psyedu.ru/2012/n1/50750.shtml (дата обращения: 15.02.2020).
  3. Егоренко Т.А., Костромитина С.В.Сформированность личностных образовательных результатов магистрантов психолого- педагогического направления // Развитие личностных образовательных результатов учащихся в современном образовании.М.: Русайнс, 2017.С. 286—310.
  4. Марголис А.А., Сафронова М.А.Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.) // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 1.С.5—24.DOI:10.17759/pse.2018230101.
  5. Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М.Итоги независимой оценки сформированности общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 1.С.64—81.DOI:10.17759/pse.2018230106
  6. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология.2018.Том 14.№ 2.С.12—23.DOI: 10.17759/chp.2018140202
  7. Нечаев Н.Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы // Образование и наука.2017.Том 19.№ 3.С. 120—141.DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-120- 141.
  8. Новак Н.Г., Ткач Н.М. Эмпатия как критерий профпригодности студентов-психологов // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сборник научных статей и материалов международной конференции.М., 2016.С.276—281.
  9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин [и др.] Под общей ред.А.А.Крылова, С.А.Маничева.СПб.: Питер, 2002.560 с.
  10. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 127 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 44.04.02 Психолого- педагогическое образование» [Электронный ресурс].URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71796296/ (дата обращения: 19.10.2019).
  11. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика: учебник для бакалавров.М.: Юрайт, 2019.520 с.
  12. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В. Фаликман.М.: ЧеРо, 2002.С.428—430.
  13. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование.2007.Том 12.№ 4.С.39—51.
  14. Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В., Максимов Л.К.Компетентностно-деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки — Психолого- педагогическое образование // Психологическая наука и образование.2014.Том 19.№ 3.С.127— 142.
  15. 15. Сафронова М.А., Бысик Н.В.Описание проекта модернизации педагогического образования // Психологическая наука и образование.2014.Том 19.№ 3.С.78—86.
  16. 16. Толочек В.А.Современная психология труда.СПб.: Питер, 2010.432 с.
  17. 17. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики.М.: МПСИ, 2007.128 с.
  18. 18. Next steps for Training and Education in Professional Psychology: Advancing the science and expanding our reach / Bell D.J.[et al] // Training and Education in Professional Psychology.2019.Vol.13 (1).P.1—3.DOI:10.1037/tep0000305
  19. 19. Lawson M.J. et al. Teachers’ and Students’ Belief Systems About the Self-Regulation of Learning // Educational Psychology Review.2019.Vol.31.P. 223—251.DOI: 10.1007/s10648-018-9453-7.
  20. 20. Ponce A.N. et al. Addressing concerns in psychology training: Consultation on trainee development // Training and Education in Professional Psychology.2019.Vol. 13 (4).P.247—253.DOI:10.1037/tep0000237
comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика