Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностика образно-пластического творчества дошкольников 52

Горшкова Е.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8516-6573
e-mail: e-gorshkova@yandex.ru

Аннотация

Раскрывается проблема недостаточной разработанности диагностического инструментария для изучения особенностей образно-пластического творчества дошкольников. Описывается методика, с помощью которой проверяется гипотеза: у детей разных дошкольных возрастов могут быть особенности в развитии показателей образно-пластического творчества. В обследовании участвовали 205 детей московских детских садов от 3 до 6 лет (с примерно равным соотношением мальчиков и девочек каждого возраста).Ребенку предлагалось передать с помощью выразительных движений словесно заданный сюжет. Оценка данных проводится по пяти показателям: использование двигательно-пластических средств, их самодостаточность, детализация, оригинальность и перевоплощение в образ; сравнивается динамика их развития. Выявлена значимая корреляция между этими показателями и неравномерность их развития: активнее осваиваются двигательно-пластические средства воплощения образов (познавательный аспект творчества), особенно на 5-м году жизни; собственно творческие показатели отстают в развитии, особенно оригинальность воплощения образа. Дети 6 лет (в отличие от 4—5-летних) менее творчески используют двигательно-пластические средства, воспроизводя известные по обучению культурные, но стереотипные способы воплощения образа.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Диагностика детского творчества — одна из актуальных проблем психолого-педагогической науки. Образно-пластическое творчество трудно исследовать (в отличие от детского творчества в продуктивных видах деятельности, особенности которого можно изучать по рисункам, постройкам и др.) Продукты этой деятельности — двигательно-пластические образы — сиюминутны, особенно у дошкольников, творящих в режиме импровизации.

Литература
  1. Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников: автореф.дисс....канд.пед.наук.Москва, 1989.16 с.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.М.: Сфера, 2009.128 с.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.М.: Просвещение, 1968.415 с.
  4. Горшкова Е.В. Вспоминая Ольгу Михайловну Дьяченко // Педагогика способностей.К 70-летию О.М.Дьяченко.Материалы Всероссийского научно- практического семинара.М.: Изд-во ФГОУ ВО МГППУ, 2018.С.11—19.
  5. Горшкова Е.В. Знакомьтесь «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание.1999.№ 10.С.10—15.
  6. Горшкова Е.В. О развитии образно- пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование.Теория и практика.2017.№ 7.С. 29— 37.
  7. Горшкова Е.В. Обучение языку движений как средство формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества: дисс.… канд.пед.наук.М, 1989.251 с.
  8. Горшкова Е.В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // Возможности и риски цифровой среды: сб.материалов VII Всероссийской научно- практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф.Обуховой).Том 1, М.: МГППУ, 2019.С.143—146.
  9. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: учеб.пособие.М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018.336 с.
  10. Горшкова Е.В., Рыжова Е.Ю. Психолого- педагогическая оценка развития движений у детей 5—7 лет // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 3.C.85—94.DOI:10 17759/pse 2019240308
  11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников.М.: Международный образовательный психологический колледж, 1996.197 с.
  12. Загревская А.И., Сосуновский В.С., Зальмеж Т.Н. Психомоторные особенности детей старшего дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 5.С.13—21.DOI:10.17759/pse.2018230502
  13. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод.пособие.Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006.126 с.
  14. Фурмина Л.С. Творческие проявления старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред.Н.А.Ветлугиной.М.: Педагогика, 1972.С.15—19.
  15. Художественное творчество и ребенок / Под ред.Н.А.Ветлугиной.М.: Педагогика, 1972.288 с.
  16. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет.сада.2-е изд., перераб./ Под ред.Н.А.Ветлугиной.М.: Просвещение, 1985. 207 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика