Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эмоциональное отношение к школе и самоотношение старшеклассников различного пола и возраста 74

Вартанова И.И.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0716-9648
e-mail: iivart@mail.ru

Аннотация

В статье редставлены результаты работы, направленной на изучение (с учетом пола и возраста) эмоционального отношения к учебной деятельности и самоотношения старшеклассников в их взаимосвязи. Отдельно для групп мальчиков и девочек выявлялись: 1) структура эмоционального отношения к ценностям школьной жизни с помощью факторного анализа оценок по методике семантического дифференциала; 2) показатели самоотношения по методике С.Р. Пантилеева; 3) корреляционные взаимосвязи выделенных факторов с параметрами самоотношения. Исследовались школьники 9—11-х классов (14—17 лет) двух школ г. Москвы; всего опрошено 346 человек, которые были разделены на 4 группы: младшие группы (8—9-е классы, 14—15 лет) мальчиков (73) и девочек (76), старшие группы (10—11-е классы, 16—17 лет) мальчиков (98) и девочек (99); в том числе по двум методикам одновременно 217 учеников: младшие группы мальчиков (41) и девочек(49), старшие группы мальчиков (63) и девочек (66).Описана половая специфика взаимосвязей эмоционально-мотивационного отношения к учебе и параметров самоотношения. Обнаружено, что у девочек эмоционально-мотивационное отношение к учебе в большей степени согласованно с параметрами самоотношения; с возрастом происходит изменение смыслового содержания некоторых мотивов — для мальчиков в сфере аффилиативно-статусной мотивации, а для девочек в сфере самоутверждающе-учебной мотивации. Мотивация долженствования (учеба как необходимый труд) оказалась в большей степени сходной для групп мальчиков и девочек, она незначительно изменяется при взрослении.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований(РФФИ) в рамках научного проекта №20-013-0084.

Подкаст
Фрагмент статьи

Старший школьный возраст является периодом формирования интегративного самосознания и устойчивого образа Я, который становится одной из главных установок личности. Сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится основой Я-концепции, в которой можно выделить два аспекта: знание о себе и самоотношение, т.е. выражение смысла Я.

Литература
  1. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии.2006.№ 3.С. 67—77.
  2. Берн Ш. Гендерная психология: пер.с англ.М.: Прайм-Еврознак, 2004.320 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб.: Питер, 2009.400 с.
  4. Вартанова И.И. Изучение личности подростка в учебной деятельности // Психологическая наука и образование.2003.№ 1.С.8—14.
  5. Вартанова И.И. Специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов учебной мотивации // Культурно-историческая психология.2018.Том 14.№ 2.С.77—85.DOI:10.17759/chp.2018140208
  6. Кон И.С. Психология старшеклассника.М.: Просвещение, 1982.207 с.
  7. Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология.2015.Том 11.№ 3.С.100—109.DOI: 10.17759/ chp.2015110309
  8. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения.М.: Смысл, 1993.32 с.
  9. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику.Исследование форм репрезентации в обыденном сознании.М.: Изд-во МГУ, 1983.175 с.
  10. Самбикина О.С. Детско-родительские отношения как фактор формирования стиля учебной деятельности подростков разного пола // Тридцать вторые Мерлинские чтения: Способности.Одаренность.Индивидуальность: материалы всероссийской научно-практической конференции (г.Пермь, 20—21 октября 2017 г.) / Ред.А.А. Фихман.Пермь: ПГГПУ, 2017.С.150—153.
  11. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы // Вопросы психологии.2015.№ 3.С.3—15.
  12. Столин В.В. Самосознание личности.М.: Изд-во МГУ,1983.284 с.
  13. Dweck C S., Bush E.S. Sex differences in learned helplessness: I.Differential debilitation with peer and adult evaluators // Developmental Psychology.1978.Vol.11.P.147—156.
  14. Garanina Zh., Balyaev S., Ionova M.. The Role of Self-Attitude in the Personal and Professional Development of High School Students // The Education and science Journal.2019.Vol.21.P 82—96.DOI: 10.17853/1994-5639-2019-1-82-96.
  15. Vartanova I.I. Motivations of high school students of different sex and age // Psychology in Russia: State of the Art.2018.Vol.11.№ 3.P.209—224.
Статьи по теме

Арутюнова К.Р., Созинова И.М., Александров Ю.И.

Мозговые основы моральной оценки действий

CrossRef doi:10.17759/jmfp.2020090206

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика