«Сотворчество понимающих». О курсе литературы в системе развивающего образования

189

Аннотация

Описываются теоретические основания и структура курса литературы как предмета эстетического цикла для общеобразовательной школы, созданного на основе концепции развивающего образования Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Отмечается, что данный курс стал первой попыткой создания программы обучения литературе с первого по выпускной классы, что требовало решения сложной проблемы перехода практики развивающего образования из начальной школы в среднюю. Новаторство замысла состояло и в том, что предмет «литература» рассматривался как составляющая предметной области «Искусство», а не «Филология». Задача курса — воспитание культурного читателя, способного вступать в опосредованный текстом диалог с автором. В основу обучения положено отношение «автор—художественный текст—читатель» (М. Бахтин). Показано, что большое значение для воспитания культурного читателя имеет литературно-творческий (авторский) опыт ребенка. Обучение осуществляется путем освоения и смены позиций автора, читателя, критика и теоретика, причем на разных этапах обучения эти позиции играют разную роль в литературном развитии школьника. Главные линии обучения — «Читательская практика и детское творчество» и «История мировой литературы».

Общая информация

Ключевые слова: развивающее образование, эстетический цикл, преподавание литературы, младшие школьники, позиционное обучение, позиция автора, позиция читателя, Бахтин М.М.

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250407

Для цитаты: Новлянская З.Н. «Сотворчество понимающих». О курсе литературы в системе развивающего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 71–80. DOI: 10.17759/pse.2020250407

Литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1979. 422 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 502 с.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1966. 541 с.
  4. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 48—52.
  5. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» (для средней школы) // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 40—44.
  6. Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. 248 с.
  7. Экспериментальный курс Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» [Электронный ресурс] // Сайт Психологического института РАО. URL: http://www. pirao.ru/science/projects/ и http://www.pirao.ru/science/ projects/literature- (дата обращения: 17.08.2020г.).

Информация об авторах

Новлянская Зинаида Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6204-1428, e-mail: zinaidann@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 388
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 189
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2