Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9086Новости 1793Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Сотворчество понимающих». О курсе литературы в системе развивающего образования 29

Новлянская З.Н.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6204-1428
e-mail: zinaidann@mail.ru

Аннотация

Описываются теоретические основания и структура курса литературы как предмета эстетического цикла для общеобразовательной школы, созданного на основе концепции развивающего образования Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Отмечается, что данный курс стал первой попыткой создания программы обучения литературе с первого по выпускной классы, что требовало решения сложной проблемы перехода практики развивающего образования из начальной школы в среднюю. Новаторство замысла состояло и в том, что предмет «литература» рассматривался как составляющая предметной области «Искусство», а не «Филология». Задача курса — воспитание культурного читателя, способного вступать в опосредованный текстом диалог с автором. В основу обучения положено отношение «автор—художественный текст—читатель» (М. Бахтин). Показано, что большое значение для воспитания культурного читателя имеет литературно-творческий (авторский) опыт ребенка. Обучение осуществляется путем освоения и смены позиций автора, читателя, критика и теоретика, причем на разных этапах обучения эти позиции играют разную роль в литературном развитии школьника. Главные линии обучения — «Читательская практика и детское творчество» и «История мировой литературы».

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1979. 422 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 502 с.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1966. 541 с.
  4. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 48—52.
  5. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» (для средней школы) // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 40—44.
  6. Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. 248 с.
  7. Экспериментальный курс Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» [Электронный ресурс] // Сайт Психологического института РАО. URL: http://www. pirao.ru/science/projects/ и http://www.pirao.ru/science/ projects/literature- (дата обращения: 17.08.2020г.).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика