Психологическая наука и образование
2020. Том 25. № 4. С. 100–104
doi:10.17759/pse.2020250410
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Мои личные встречи и заочные деловые контакты с В.В. Давыдовым
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личные встречи, заочные деловые контакты, методологические идеи, личность
Рубрика издания: Педагогическая психология
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250410
Для цитаты: Василев В.К. Мои личные встречи и заочные деловые контакты с В.В. Давыдовым // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 100–104. DOI: 10.17759/pse.2020250410
Полный текст
Моей первой заочной встречей с В.В. Давыдовым является знакомство с его теоретическими идеями, и этому я обязан своему учителю в профессии — доц. Азаря Джалдетти, у которого была прекрасная возможность стажироваться в Москве, где он тесно общался с П.Я. Гальпериным, А.Р. Лурией, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович и др. О личном знакомстве с В.В. Давыдовым при мне он не упоминал, но популярную в те времена книгу «Виды обобщения в обучении» [4] мы не раз обсуждали. Я достал экземпляр этой книги и с увлечением читал ее, будучи еще молодым преподавателем и ученым. Для меня стал настоящим вдохновением анализ философских, гносеологических и логических оснований, посредством которых В.В. Давыдов извлекал оригинальные идеи осмысления и совершенствования обучения младших школьников с учетом формирования теоретических знаний. Поскольку меня всегда интересовало влияние философских теорий и методологических идей на психологию, после ознакомления с книгой В.В. Давыдова этот интерес углубился. Позже я направил его на изучение философско-гносеологических корней и источников обширной теории Жана Пиаже в сопоставлении с оригинальной теорией Л.С. Выготского [1].
Основные положения В.В. Давыдова об обучении на основании теории содержательного обобщения мы с доц. А. Джалдетти включили отдельной темой в общем учебнике по педагогической психологии еще в 1982 году [9] (позже сам В.В. Давыдов сказал мне, что это, наверное, первый учебник для студентов, в котором представлена его теория).
Несомненно, для целого поколения молодых ученых-психологов и педагогов, как и для специалистов в области образования, стала настоящим откровением смелая позиция В.В. Давыдова о том, что образовательная система и парадигма, в условиях которой мы выросли, и которую он обозначил как традиционную, не являются единственно возможными и обязательными, что они нуждаются в глубоком теоретическом переосмыслении; тем более для общества и поколений молодых людей будет полезно, если традиционная образовательная система будет глубоко трансформирована и в реальной практике.
Я уже хорошо знал и следующую знаменитую книгу Давыдова «Проблемы развивающего обучения» [5], в которой наряду с теоретическим анализом содержится и проект-замысел, и практический образец, как эту трансформацию можно осуществить — и как масштабный формирующий (генетический) эксперимент, и как широкую образовательную практику, — когда мне посчастливилость встретиться и познакомиться с Василием Васильевичем, и эта встреча переросла в творческое сотрудничество.
Весной 1988 года В.В. Давыдов вместе с группой сотрудников (В.И. Слободчиков, Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко) посетил Болгарию — Благоевградский педагогический институт (ныне — Юго-Западный университет) пригласил московских гостей для проведения Организационно-деятельностной игры (по модели Г.П. Щедровицкого). Вместе с моим коллегой Руменом Стаматовым мы приняли участие в этом интересном мероприятии и там познакомились сначала с В.И. Слободчиковым и Н.Г. Алексеевым, а чуть позже с Василием Васильевичем. По-видимому, мы с Руменом ему понравились, он одобрил наши научные интересы (Румен в то время исследовал в основном феномен понимания, а я увлекался проблемами рефлексии). Сразу появилась идея написать общую статью, над которой мы работали и в последующие дни, когда Василий Васильевич откликнулся на наше приглашение посетить наш древний и красивый город Пловдив [8] (позже мы подготовили совместную статью и с В.И. Слободчиковым [13]).
В Пловдиве В.В. Давыдов встретился с учителями школ и преподавателями университета, а вечером во время дружеского ужина, держа на коленях моего пятимесячного сына, предсказал ему, что когда вырастет, будет, как отец, психологом. Прогноз сбылся — сын уже защитил свою докторскую диссертацию. А на экземпляре своей книги «Проблемы развивающего обучения» Василий Васильевич написал мне дружеский автограф: «Дорогому Веселину Василеву — с добрыми пожеланиями в успехах, в творчестве и в дружбе с нами “грешными”. В. Давыдов, Пловдив, 22.4.88».
Через год (весной 1989 года) В.В. Давыдов вместе с сотрудниками — В.В. Рубцовым, Г.А. Цукерман и Б.Д. Элькониным — снова приехали в Пловдив. Во время этого приезда мы обсуждали проект общего масштабного образовательного эксперимента, сочетающего теорию развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова с технологией изобретательной образовательной программы в нашей стране (известна как «система Благовеста Сендова»), которая нуждалась в углубленных инновативных психологических идеях. К сожалению, из-за наступивших чуть позже перемен в обществе этот проект не осуществился, а наше сотрудничество продолжилось лишь заочно и не так интенсивно.
Так, судьба распорядилась встретиться лично с В.В. Давыдовым всего два раза, и каждая из этих встреч была продолжительностью в два-три дня. Во время этих коротких встреч Василию Васильевичу удалось вдохнуть в меня решительность, заступиться за меня (в прямом смысле слова — защитить меня), повысить мою самооценку, дать мне конкретные рекомендации, закрепить мои намерения продолжать работать в выбранном направлении, расширить мои интересы, помочь их конкретизировать, упорядочить и организовать свои приоритеты...
В 1991 году (21 октября) В.В. Давыдов написал мне: «Дорогой Веселин! Рад был получить через В. Слободчикова сведения о Вашей жизни, а также сборник по рефлексии. Хорошо, что ваш пловдивский коллектив так упорно работает над очень важной психологофилософской темой, касающейся деятельности рефлексии. Сборник просто замечательный! ...»
После такой поддержки уже ничто не смогло сбить нас с выбранного пути, и вот уже три десятилетия [12] поддерживаем свою самобытную пловдивскую традицию в исследовании рефлексивной проблематики, сегодня она известна далеко за пределами Болгарии — в России, США, Западной Европе, Китае [2; 3; 10; 11].
Уже несколько десятилетий я много раз задаюсь вопросами: Как возможно всему этому произойти всего лишь за две короткие личные встречи? А если бы была возможность общаться продолжительное время с подобной личностью? А не сказывается ли на человеке влияние большой личности и на расстоянии, даже на большом расстоянии?
Я убежден, что суть ответа на эти вопросы содержится в масштабности, в грандиозности самой личности Василия Васильевича. Такой личности я не встречал до тех пор, не встретил и позже в своей жизни. Позволю себе дать свою оценку личности Давыдова (как раз расстояние позволяет мне сделать это — ведь «большое видится на расстояньи», как справедливо заметил поэт Сергей Есенин).
Сам В.В. Давыдов придерживается позиции, что личность связана с творчеством и проявляется в творческих возможностях индивида, в его способности созидать новые формы общественной жизни, созидать творчески, свободно и талантливо и самого себя, реализуя таким образом свою основную потребность [5, с. 82; 6, с. 45, 47, 270; 7, с. 145, 148]. И как скромный продолжатель его идей позволю себе добавить — выдающаяся личность умеет созидать и других, помогать другим усовершенствовать себя; и я категорически убежден, что Василий Васильевич обладал этой личностной чертой в огромном масштабе, так как испытал его влияние на себе самом. Поэтому мы должны оценить эффект многолетней работы Давыдова и в таком плане: своей масштабной теоретической и экспериментальной работой он способствовал научному и профессиональному росту многочисленных исследователей-психологов и учителей-практиков нескольких поколений.
В творческом потенциале В.В. Давыдова вряд ли кто-то сомневается, но я считаю, что его личностный портрет не будет полным, если не обратить внимание на его ведущее качество — на его смелость: на его интеллектуальную смелость создавать новые идеи и на его личностную смелость их отстаивать, следуя своим достойным и социально значимым целям.
А через десятилетие после кончины В.В. Давыдова наши контакты и совместная деятельность с его учениками и последователями возобновились и стали интенсивными и продуктивными. В рамках договорных отношений между Московским государственным психолого-педагогическим университетом и Пловдивским университетом мы реализуем ряд успешных проектов — обучение студентов нескольких совместных магистерских программ, подготовка докторантов (аспирантов) по психологии, совместные публикации, общие научные конференции, выпуск общих научных сборников.
В основе этого сотрудничества находится замечательное дело выдающегося ученого В.В. Давыдова, и поэтому любое начинание, построенное на таком крепком фундаменте, не может не быть успешным.
Литература
- Василев В., Судани Т. Жан Пиаже и Лев Виготски — съпоставителен анализ. Принципите на компаративната психология. Пловдив: Сема, 1999.
- Василев В. Рефлексията в познанието, самопознанието и практиката. Пловдив: Макрос, 2006.
- Василев В.К. Рефлексия как прикладная проблема психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 208—225. DOI:10.17759/chp.2016120311
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 2005.
- Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: ИЦ «Академия», 2005.
- Давидов В.В., Василев В., Стаматов Р. Теоретичен анализ на някои особености на активните методи на обучение // Научни трудове на Пловдивски университет «Паисий Хилендарски». 1988. Том 25. № 25.
- Джалдети А., Василев В. Въпроси на педагогическата психология. Пловдив: ПУ, 1982.
- Книга за рефлексията (отг. ред. В. Василев). Пловдив: УИ «П. Хилендарски».
- Лефевр В.А., Yordanka Dimova. Reflective Approach to Education. LAP Lamber Academic Publishing. Рефлексивные процессы и управление. 2011. Том 11. № 1—2.
- Рефлексия. Дейност. Култура. Научни трудове на Пловдивски университет «Паисий Хилендарски» (отг. ред. В. Василев). Ч. 2. Педагогика и психология. 1990. Том 27. № 2.
- Слободчиков В., Василев В., Стаматов Р. Анализ на предпоставките за възникване на рефлексията в онтогенезата // Психология. 1989. № 6.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 355
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 101
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1