Идеи В.В. Давыдова в образовании: история и современность

295

Аннотация

Представлен анализ основных концептуальных идей научной школы В.В. Давыдова. Обращается внимание на то, что один из основных векторов здесь посвящен формированию у детей теоретического мышления и сознания, которые лежат в основе культурной ориентации человека в современной ему окружающей действительности. Рассматриваются примеры реализации этих идей при обучении в начальной школе. Лейтмотивом является линия продвижения идей В.В. Давыдова его учеником, профессором В.А. Гуружаповым. Приводятся сформулированные им «дидактические предположения» о том, как должно быть устроено образование. Первое показывает, что все когда-либо созданное людьми в результате творческого порыва, открытия относительно сущности явлений окружающего мира может быть понято потом также другими людьми. Второе — что можно сконструировать искусственные условия, в которых человек начинает понимать то, что когда-то было открыто людьми относительно сущности окружающей действительности. Представлен анализ постановки учебной задачи. Второй вектор посвящен условиям подготовки учителя для современной школы, способного реализовывать идеи развивающего обучения.

Общая информация

Ключевые слова: развивающее обучение, образование, теоретическое мышление, теория учебной деятельности, деятельностный подход, подготовка педагога

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250510

Для цитаты: Егоренко Т.А., Санина С.П. Идеи В.В. Давыдова в образовании: история и современность // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. С. 120–126. DOI: 10.17759/pse.2020250510

Литература

  1. Гуружапов В.А. Идеи В.В. Давыдова о единстве практики и теории обучения детей [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 3. С. 19—21. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2007/n3/28852. shtml (дата обращения: 02.08.2020).
  2. Гуружапов В.А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова). Часть I: Методическое пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной деятельности». М.: АНО «ПЭБ», 2008. 80 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=78035 (дата обращения: 02.08.2020).
  3. Гуружапов В.А. О новой общей психологии образования // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 271—280.
  4. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 143—159. URL: https:// psyjournals.ru/psyedu/2014/n3/71596.shtml (дата обращения: 02.08.2020).
  5. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого- педагогической подготовки современного учителя для новой школы [Электронный ресурс] // Культурно- историческая психология. 2010. Том 6. № 4. С. 62— 68. URL: https://psyjournals.ru/kip/2010/n4/32897.shtml (дата обращения: 02.08.2020).

Информация об авторах

Егоренко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2934-5657, e-mail: egorenkota@mgppu.ru

Санина Светлана Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4033-3913, e-mail: saninasp@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 737
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 295
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7