Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 9983Новости 1954Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №5 / 2020 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование умения ставить практические проблемы 211

|

Лазарев В.С.
доктор психологических наук, академик РАО, главный научный сотрудник Лаборатории инновационных образовательных технологий, БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2018-7602
e-mail: inido-vallaz@mail.ru

Носова Л.Н.
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии факультета психологии и педагогики, БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7332-794X
e-mail: nosoval44@gmail.com

Аннотация

Представлено исследование одного из важнейших качеств субъекта деятельности — умения ставить практические проблемы. В нем осуществлен поиск ответов на два вопроса: что определяет умение человека ставить проблемы и как можно развивать это умение? Исследование опирается на идею Л.С. Выготского о знаковой опосредствованности психических функций и механизмах развития психики, а также на деятельностную теорию мышления и его развития В.В. Давыдова. Предполагалось, что, во-первых, различия в операциональной структуре действия проблематизации и его результативности определяются тем, опосредствуется ли оно эмпирическим или теоретическим понятием проблемы, во-вторых, развить умение ставить проблемы возможно посредством особым образом организованного обучения, обеспечивающего деятельностное освоение человеком культуросообразных способов проблематизации. Для проведения исследования была разработана обучающая программа и тест для оценки умения ставить проблемы. Эксперимент проводился на базе Сургутского государственного педагогического университета. В эксперименте участвовали студенты третьего курса — всего 61 человек, из них 31 человек — в экспериментальной группе (30 девушек и 1 юноша) и 30 человек — в контрольной группе (все девушки). В результате исследования показано, что в зависимости от характера опосредствования действия проблематизации качественно различаются его операциональная структура и результативность, и что посредством реализации обучающей программы, построенной на деятельностных основаниях, возможно качественно улучшить умение человека ставить проблемы.

Ключевые слова: проблемная ситуация, умение решать проблемы, действие проблематизации, тип мышления, критериально-ориентированное тестирование, формирующий эксперимент

Рубрика: Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250506

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), грант № 16-16-86005/17 — ОГОН.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. М.: ФОАИР-ПРЕСС, 2004. 208 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика,1984. 400 с.
  5. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2005. 544 с.
  6. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: пер. с англ. М.: Дело и сервис, 2007. 608 с.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., ИНТОР, 1996. 542 с.
  8. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. М.: Научный мир, 2005. 239 с.
  9. Давыдов В.В., Андронов В.П. Психологические условия происхождения идеальных действий // Вопросы психологии. 1979. № 5. С. 40—54.
  10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: МПСИ, Флинта, 2003. 674 с.
  11. Лазарев В.С. О формировании профессионального мышления в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 9. С. 26—34.
  12. Лазарев В.С., Носова Л.Н. Экспериментальная программа развития проектного мышления у будущих учителей // Педагогика. 2019. № 12. С. 5—12.
  13. Лазарев В.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 2. С. 5—13.
  14. Мартин П., Тейт К. Управление проектами: пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. 224 с.
  15. Носова Л.Н. О развитии практического мышления будущих педагогов в проектной деятельности [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск, 2016. № 8 (64). С. 36—47. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/ article/view/9335 (дата обращения: 29.04.2020).
  16. Носова Л.Н. Проектная деятельность как условие развития способности будущих учителей решать профессиональные проблемы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 1 (43). С. 88—98.
  17. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения проблем бизнеса и промышленности: пер. с англ. М.: Концепт, 2003. 206 с.
  18. Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие / Под ред. В.Н. Попова. М.: КНОРУС, 2007. 304 с.
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика