Психическое благополучие студентов при реализации инклюзивного высшего образования в сфере искусства: опыт структурного анализа

219

Аннотация

Рассматриваются особенности психического благополучия студентов с сохранным здоровьем и студентов с ОВЗ и инвалидностью. Предполагается, что оценка психического благополучия студентами с ОВЗ и студентами с сохранным здоровьем различается по своей структуре и содержанию. Выборку составили 167 студентов, из них 98 — с сохранным здоровьем и 67 — с различными видами ОВЗ (нарушения слуха, зрения и пр.).Исследование проводилось на базе Российской государственной специализированной академии искусств со студентами всех факультетов (театральный, музыкальный, изобразительного искусства).Использовались следующие методики: шкала удовлетворенности жизнью, шкала субъективного счастья. Показано, что представления о психическом благополучии среди студентов, обучающихся в вузе с выраженным инклюзивным компонентом, являются достаточно дифференцированными. Оценка психического благополучия строится относительно трех модальностей: «удовлетворенность жизнью в целом»; «жизненный оптимизм, самореализация — удовлетворенность прожитым»; «оценка себя более счастливым по сравнению со сверстниками». Самооценка психического благополучия основана на временной динамике жизненного пути: ретроспективный взгляд на свою жизнь и ее оценку с точки зрения дальнейших перспектив.

Общая информация

Ключевые слова: психическое благополучие, удовлетворенность жизнью, субъективное счастье, ОВЗ, инклюзивное образование, художественный вуз

Рубрика издания: Психологическое благополучие

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250602

Благодарности. Авторы благодарят ректора РГСАИ А.Н. Якупова, проректоров Е.Н. Благиреву и А.А. Володина за сотрудничество и содействие в реализации исследования.

Для цитаты: Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Психическое благополучие студентов при реализации инклюзивного высшего образования в сфере искусства: опыт структурного анализа // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 19–30. DOI: 10.17759/pse.2020250602

Фрагмент статьи

Статья основана на материалах реализуемой авторами программы социально-психологического исследования особенностей отношения студентов Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ) к различным аспектам получаемого ими высшего образования. Отличительной особенностью данного вуза является сочетание профиля обучения (искусство и культура) и весьма значительного, по сравнению с другими вузами, числа обучающихся студентов с различными видами ОВЗ и инвалидности.

Литература

  1. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Бобожей В.В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование.2014.№ 1.C.50—67.
  2. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь дискриминационных установок и характеристик удовлетворенности жизнью, счастья у представителей молодежи // Известия Саратовского университета.Новая серия.Серия: Акмеология образования.Психология развития.2020.Том 9.№ 2 (34).С.162—169.DOI:10.18500/2304-9790-2020-9-2-162-169
  3. Волченкова Е.А., Молчанова О.Н. Потерянные возможные «я»: содержание и связь с психологическим благополучием // Вестник Санкт-Петербургского университета.Психология.2019.Том 9.№ 3.С.295—310.DOI:10.21638/ spbu16.2019.306
  4. Гладилина Л.С. Особенности социальной дистанции и толерантности учащихся ССУЗов, реализующих программу инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.Том 6.№ 3.С.264— 276.DOI:10.17759/psyedu.2014060325
  5. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта Шкалы субъективного счастья С.Любомирски и Х.Леппер [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования.2014.№ 7.URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7347 (дата обращения: 05.10.2020).
  6. Курбангалеева Е.Ш., Веретенников Д.Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№ 1.С.169— 180.DOI:10.17759/pse.2017220119
  7. Лебедева А.А. Позитивная психология как альтернатива традиционному клиническому подходу к изучению качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современная зарубежная психология.2012.№ 2.С.17—28.
  8. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А.Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс- оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса.М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.С.17.
  9. Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование.2014.Том 19.№ 4.С.81—91.
  10. Рассказова Е.И., Ениколопов С.Н., Гульдан В.В. Оценка психологического благополучия как принятие решения: особенности субъективных критериев при психических заболеваниях (на моделях непсихотической депрессии и первого психотического приступа в юношеском возрасте) // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2017.Т.14.№ 2.С.298—319.DOI:10.17323/1813- 8918-2017-2-298-319
  11. Семериков В.А. Особенности эмоциональных состояний у студентов с ограниченными возможностями здоровья // Горизонты гуманитарного знания.2017.№ 1.С.23—26.DOI:10.17805/ggz.2017.1.5
  12. Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи: эмпирическое исследование.М.: ЦСО РАО, 1997.94 с.
  13. Собкин В.С., Лыкова Т.А. К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа // Консультативная психология и психотерапия.2019.Том 27.№ 2.С.129—146.DOI:10.17759/ cpp.2019270209
  14. Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Диагностика структурных особенностей личностных изменений у студентов театрального колледжа на разных этапах обучения // Консультативная психология и психотерапия.2018.Том 26.№ 4.С. 83—100.DOI:10.17759/cpp.2018260406
  15. Троицкая Е.А. Психологическая устойчивость и субъективное благополучие личности как ресурсы для проявления эмпатии // Вестник Московского государственного лингвистического университета.2014.№ 7 (683).С.46—59.
  16. Цветкова Н.А., Рыбакова А.И. Исследование связи субъективного счастья и жизнестойкости у молодых женщин // Ученые записки Российского государственного социального университета.2019.Том 18.№ 1 (150).С.5—14.DOI:10.17922/2071- 5323-2019-18-1-5-14
  17. Якупов А.Н., Благирева Е.Н., Володин А.А. Доступность для инвалидов и лиц с ОВЗ образовательных организаций отрасли культуры в Российской Федерации как фактор непрерывного многоуровневого образования // Художественное образование и наука.2019.№ 1.С.138—146.
  18. Argyle M. The Psychology of Happiness.Methuen, 1987.256 p.
  19. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment.1985.№ 49.P.71—75.
  20. Diener E., Ryan K. Subjective well-being: a general overview // South African Journal of Psychology.2009.№ 39.P.391—406.
  21. Horney K. The Neurotic Personality of our Time.Norton, 1964.258 p.
  22. Lyubomirsky S. The myths of happiness: What should make you happy, but doesn’t, what shouldn’t make you happy, but does.New York: Penguin Press, 2013.236 p.
  23. Lyubomirsky S., Lepper H.S.A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation // Social Indicators Research.1999.№ 46 (2).P.137—155.
  24. Sobkin V.S. The Adolescent with a Hearing Disability: Value Orientations, Life Plans, Social Relations.An Empirical Survey // Russian Education and Society.1998.Vol.40.№ 3.P.5—95

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Лыкова Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник,, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., доцент, Российский институт театрального искусства — ГИТИС (ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства — ГИТИС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6494-978X, e-mail: feo.tatiana@gmail.com

Собкина Анна Владимировна, педагог-психолог, ГБПОУ г.Москвы «Московская театральная школа Олега Табакова», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5398-4005, e-mail: nurasobkina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 625
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 219
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1