Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9853Новости 1927Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Инициативная опора школьников на схемы в самостоятельном решении задач 76

|

Чудинова Е.В.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3923-781X
e-mail: chudinova_e@mail.ru

Аннотация

Представлены материалы исследования проблемы конструирования (реконструирования) модельных опор школьниками в ситуации отсутствия внешних требований к моделированию. Обращается внимание на то, что моделирование считается сегодня ключевым процессом в обучении и учении. Однако процесс перехода от участия в учебном моделировании в совместной деятельности класса к использованию учеником модели в качестве средства собственного действия недостаточно изучен. Процесс исследования был направлен на то, чтобы обнаружить и качественно описать явления конструирования (реконструирования) модельных опор школьниками в ситуации отсутствия внешних требований к моделированию. Описано инициативное использование черновика в решении двух задач из двадцати 508 школьниками 3—10 классов одной школы и шестиклассниками из трех школ, обучающимися по разным программам. Анализ содержания детских черновиков позволил автору высказать гипотезу о том, что эффективное построение опор для решения задачи основывается на преобразовании и индивидуализации знаково-символической формы усвоенной ранее модели. Утверждается, что инициативность в использовании черновика для построения опор в решении задачи в значительной степени определяется характером обучения.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования В.Е. Адашева, Т.Н. Виноградову, М.Ю. Евтихову, В.Е. Зайцеву, Д.В. Кохановича, Д.И. Минкина, Т.В. Рубченко, А.Д. Фишер.

Литература
  1. Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык.М.: Знание, 1983.95 с.
  2. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология.2010.Том 6.№ 3.С.111—114.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.544 с.
  4. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981.220 с.
  5. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. Книга для учителя. М.: Образовательные проекты, 2019.250 с.
  6. Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития» // Вестник Моск.Ун-та. Серия 14, Психология.2007.№ 1.С.133—146.
  7. Рубцов В.В., Львовский В.А., Улановская И.М. Психологические особенности использования моделей при решении школьниками учебных задач // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.№ 2.1989.C.36—42.
  8. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1988.288 с.
  9. Тюменева Ю.А. и др. Что в заданиях PISA- математика мешает российским школьникам их выполнять [Электронный ресурс].URL: https://fioco.ru/Media/Default/Presentations/ТюменеваЮ.А..pdf (дата обращения: 26.11.2020).
  10. Чудинова Е.В. «Кухня» разработчика учебных курсов.Поиски модельной формы [Электронный ресурс].URL: https://n-bio.ru/content/kuhnya_ razrabotchika_uchebnyh_kursov_poiski_modelnoy_ formy (дата обращения: 24.11.2020).
  11. Чудинова Е.В. Учебная проба как проект и реальность в учебной деятельности подростков // Культурно-историческая психология.2017.Том 13.№ 2.С.24—30.DOI:10.17759/chp.2017130203
  12. Чудинова Е.В., Зайцева В.Е. Учебная модель как единица обучения и «зерно» развития // Культурно- историческая психология.2009.Том 5.№ 4.С.83—93.
  13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.560 с.
  14. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: ERGO, 2010.280 с.
  15. Эльконин Б.Д. Продуктивное Действие // Культурно-историческая психология.2019.Том 15.№ 1.С.116—122.DOI:10.17759/chp.2019150112
  16. Acher A. et al. Modeling as a Teaching Learning Process for Understanding Materials: A Case Study in Primary Education [Электронный ресурс].URL: https://gent.uab.cat/neussanmarti/sites/gent.uab.cat.neussanmarti/ files/20196_ftp.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
  17. Constantinou C.P. et al. Framework for Modeling- Based Learning, Teaching, and Assessment [Электронный ресурс].URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-30255-9_3 (дата обращения: 10.11.2020).
  18. Effective Modelling — Chaucer School [Электронный ресурс].URL: http://www.chaucer.sheffield.sch.uk/images/schoolimprovement/tla/ modelling.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
  19. Lehrer R. et al. Towards a Competence-Based View on Models and Modeling in Science Education [Электронный ресурс].URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-30255-9_13 (дата обращения: 10.11.2020).
  20. Palincsar A.S., Brown A.l. Reciprocal Teaching of Comprehension — Fostering and Comprehension — Monitoring Activities [Электронный ресурс].URL: https://people.ucsc.edu/~gwells/Files/Courses_Folder/ ED%20261%20Papers/Palincsar%20Reciprocal%20 Teaching.pdf (дата обращения: 25.11.2020).
  21. Salisu A., Ransom E. The role of modeling towards impacting quality education // International Letters of Social and Human Sciences.2014.Vol.32.P.54—61.DOI:10.18052/ILSHS.32.54
  22. Wouter R. et al. Drawing-Based Modeling in Teaching Elementary Biology as a Diagnostic Tool [Электронный ресурс].URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-30255-9_8 (дата обращения: 10.11.2020).
Статьи по теме
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика