Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №3 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психолого-дидактические проблемы создания цифровых учебников 76

|

Граник Г.Г.
доктор психологических наук, действительный член РАО, главный научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики (группа Г.Г. Граник) , ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2757-3090
e-mail: azernikov@yandex.ru

Борисенко Н.А.
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО» (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4407-7937
e-mail: borisenko_natalya@list.ru

Аннотация

Обосновывается психолого-дидактический подход к разработке школьного цифрового учебника, основанный на идее синтеза психологического, дидактического, методического и предметного знания с приоритетом учета психических закономерностей развития личности. Для обозначения интерактивного электронного учебника используется термин «цифровой учебник» (ЦУ), характеризующийся такими базовыми свойствами, как интерактивность, мультимодальность, гипертекстуальность, персональность. Обсуждается ряд психолого-дидактических проблем: 1) взаимо- отношение бумажного и цифрового учебников (предлагается вариант параллельного использования обоих форматов учебника на основе принципа комплементарности (взаимной дополнительности); 2) ЦУ как неотъемлемый компонент цифровой образовательной среды (максимальный эффект достигается при условии объединения всех ЦУ в единую систему и их встроенности в образовательную среду); 3) специфика чтения текста с экрана (нелинейный характер, активность и динамичность, поверхностность понимания). Анализируются преимущества и недостатки электронных учебников; приводятся результаты эффективности ЦУ по материалам зарубежных исследований; делается вывод о том, что массовое внедрение ЦУ в образование возможно при условии доказательности их положительного влияния не только на успеваемость, но и на когнитивное развитие учащихся.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-14067.

Подкаст
Литература
  1. Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 188 с.
  2. Борисенко Н.А., Миронова К.В., Шишкова С.В. Психодидактические принципы взаимодействия электронных и бумажных учебников // Образовательное пространство   в   цифровую эпоху — 2019: сб. науч. тр. / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ИСРО РАО, 2019. С. 876—889.
  3. Варенина Л.П. Электронный учебник: за или против // Kant. 2017. № 4(25). С. 28—31.
  4. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
  5. Граник Г.Г. Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на материале учебника нового типа по русскому языку) // Психологическая наука и образование. 2017. № 4. С. 64—74. DOI:10.17759/pse.20172204010
  6. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. 240 с.
  7. Колесникова   А.М.,    Ханнанов    Н.К., Ханнанова Т.А. Психодидактические основы влияния цифровых технологий на развитие познавательных способностей обучающихся. М., 2011. 34 с. [Электронный ресурс]. URL: https:// pandia.ru/text/78/510/54694.php (дата обращения: 15.05.2021).
  8. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (СOVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4—23.
  9. Мартюшова Я.Г. Сценарный подход к разработке и использованию электронного учебника в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. C. 45—55. DOI:10.17759/ pse.2017220604
  10. Панов    В.И.     Психолого-дидактический подход: истоки и перспективы // Психодидактика современного учебника:   преемственность традиций и векторы развития: сб. науч. ст. / Сост. Н.А. Борисенко, К.В. Миронова, С.В. Шишкова. М.: Мнемозина, 2019. С. 30—43.
  11. Панов В.И., Крупа Т.В. К проблеме психологических критериев оценки электронных учебных пособий (психодидактический алгоритм) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. URL: https://psyjournals. ru/psyedu_ru/2009/n1/Panov_Krupa.shtml       (дата обращения: 15.05.2021).
  12. Тармин В.А., Лобанов Ю.И., Шпагина Т.В. Организация и основные результаты апробации электронных учебников в общеобразовательных учреждениях РФ // Управление образованием: теория и практика. 2012. № 4(8). С. 121—129.
  13. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? [Электронный ресурс]. URL: https://narasputye.ru/ archives/4469 (дата обращения: 15.05.2021).
  14. Цифровые учебники [Электронный ресурс]. URL: https://www.hm.ee/ru/digi-uchebniki (дата обращения: 15.05.2021).
  15. Ackerman R., Lauterman T. Taking reading comprehension exams   on   screen   or   on   paper? A metacognitive analysis of learning texts   under time pressure // Computers in human behavior. 2012. Vol. 28(5). P. 1816—1828. DOI:10.1016/j. chb.2012.04.023
  16. Alhumaid К. Four ways technology has negatively changed education // Journal of educational and social research. 2019. Vol. 9. № 4. P. 10—20. DOI:10.2478/ jesr-2019-0049
  17. Asrowi, Hadaya A., Hanif M. The impact of using the interactive e-book on learning outcomes // International journal of instruction. 2019. Vol. 12. № 2. P. 709—722. DOI:10.29333/iji.2019.12245a
  18. Astuti D., Siswandari, Santoso D. E-Book for problem based learning to improve learning outcome of the students // Advances in social science. Education and humanities research. 2017. Vol. 158. P. 220—227. DOI:10.2991/ictte-17.2017.45
  19. Choi J. The effect of digital textbook on academic achievement in Korea // Journal of theoretical and applied information technology. 2017. Vol. 95. № 18. P. 4871—4878.
  20. Daniel D., Woody W. E-textbooks at what cost? Performance and use of electronic v. print texts // Computers & Education. 2013. Vol. 62. P. 18—23. DOI:10.1016/jxompedu.2012.10.016
  21. Delgado P.,  Vargas  C.,  Ackerman  R., Salmerón L. Don’t throw away your printed books: a meta-analysis  on  the  effects  of  reading  media on reading comprehension // Educational research review. 2018. № 25. P. 23—38. DOI:10.1016/j. edurev.2018.09.003
  22. Engbrecht R. Digital textbooks versus print textbooks. Culminating projects in teacher development. 2018. № 35. 28 p. [Электронный ресурс]. URL: https:// repository.stcloudstate.edu/ed_etds/35
  23. Lee S., Lee J-H., Jeong Y. The effects of digital textbooks on students’ academic performance, academic interest, and learning skills. 2019. Available at SSRN: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3305481
  24. Lenhard W., Schroeders U., Lenhard A. Equivalence of screen versus print reading comprehension depends on task complexity and proficiency // Discourse processes. 2017. № 54(5—6). P. 427—445. DOI:10.1 080/0163853X.2017.1319653
  25. Mangen А., Walgermo B., Brønnick K. Reading linear texts on paper versus computer screen: effects on reading comprehension   //   International   journal of educational research. 2013. Vol. 58. P. 61—68. DOI:10.1016/j.ijer.2012.12.002
  26. Railean Е. Psychological and pedagogical considerations in digital textbook use and development. Hershey, PA: IGI Global, 2015. 320 p.
  27. Rockinson-Szapkiw A., Courduff J., Carter K., Bennett D. Electronic versus traditional print textbooks: a comparison study on the influence of university students’ learning // Computers & Education. 2012. Vol. 63. P. 259—266. DOI:10.1016/j.compedu.2012.11.022
  28. Singer L., Alexander P. Reading across mediums: effects of reading digital and print texts on comprehension and calibration // The journal of experimental education. 2017. Vol. 85. № 1. P. 155—172. DOI:10.1080/002209 73.2016.1143794
  29. Støle H., Mangen A., Schwippert K. Assessing children’s reading comprehension on paper and screen: a mode-effect study // Computers & Education. 2020. Vol. 151. DOI:10.1016/j.compedu.2020.103861
  30. Weng C., Otanga S., Weng A., Cox J. Effects of interactivity in e-textbooks on 7th graders science learning and cognitive load // Computers & Education. 2018. Vol. 120. P. 172—184. DOI:10.1016/j.compedu.2018.02.008
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика