Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 9986Новости 1954Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №3 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о межпоколенческих различиях в социальном самочувствии подростков: жизненная позиция и оценка значимости угроз 127

|

Собкин В.С.
доктор психологических наук, руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080
e-mail: sobkin@mail.ru

Калашникова Е.А.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4429-623X
e-mail: 5405956@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности социального самочувствия подростка на основе мнений 4 837 учащихся основной и старшей школы, полученных в ходе анонимного анкетного опроса в 2020 г. Анкета включала закрытые вопросы о приоритетах в жизненных ценностях, эмоциональной оценке своих будущих перспектив, степени сформированности планов на будущее и оценке значимости угроз социальной среды. При анализе эмпирического материала рассмотрено влияние демографических и социально стратификационных факторов. Специальное внимание уделено выявлению взаимосвязей между ценностями, отчетливостью планов, оценкой жизненной успешности и возможными социальными угрозами с учетом гендерных и возрастных особенностей. После этого, на основе сопоставления данных мониторинговых анкетных опросов учащихся 9 и 11-х классов, проведенного в 2010 (993 респондента) и подвыборки учащихся 9 и 11-х классов (1327 респондента) опроса 2020 гг., с помощью математических процедур факторного анализа выявлены характерные изменения в социальном самочувствии подростков, которые произошли за последние 10 лет. Современные подростки более отчетливо планируют свое будущее, для них более значим комплекс жизненных ценностей, связанных с самореализацией в образовательной, культурной и профессиональной сфере. В то же время стали менее значимы ценности, связанные с успешной реализацией в семейной жизни; оцениваются как реальные социальные риски возможности материального обеспечения. В целом, использованный в работе комплекс показателей социального самочувствия может применяться в психолого-педагогических исследованиях по изучению социокультурных особенностей социализации учащихся в подростковом и юношеском возрасте.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Белавина О.В. Закономерности становления социальной компетентности подростков // Ученые записки Санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2009. Том 12. № 2. С. 62—67.
  2. Белова А.И., Карцева Л.В. Сравнительное исследование социального самочувствия подростков       //          Сборник            материалов 3-й международной научно-практической конференции «Теоретические и практические проблемы      развития       современной       науки» (г. Махачкала 30 ноября 2013 г.). Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «Апробация», 2013. С. 205—220.
  3. Ванданова Э.Л. Проблемы девиантного поведения и   социального   самочувствия   детей и     подростков     //     Сборник     научных     статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» (г. Сургут 30 марта 2018 г.) / Под ред. Поповой М.А. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2018. С. 257—259.
  4. Васильева О.С., Грачева Н.М. Особенности представлений о себе и мире и их взаимосвязь с уровнем самоактуализации и смысложизненными ориентациями у современных старшеклассников / Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5. С. 201— 213.
  5. Вещикова М.И. Обзор исследований восприятия опасности и перспективы его изучения в клинической психологии развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 169—181. DOI:10.17759/psyedu.2014060415
  6. Зернов Д.В., Шикунова И.В. Фемининность, маскулинность и отклоняющееся поведение школьников / Социальные преобразования и социальные проблемы: сб. науч. трудов. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, научно- исследовательский социологический центр, 2015. С. 38—57.
  7. Информационно-аналитический отчет по результатам социологического исследования «Социальное самочувствие подростков в современных условиях [Электронный ресурс]. Ярославль: МАУ «Институт развития стратегических инициатив», 2019. 19 с. URL: https://indsi.ru/wp (дата обращения: 20.03.2021).
  8. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи [Электронный ресурс] // Социологические    исследования. 2000. № 12. С. 51—59 URL: http://pdt.vscc.ac.ru/ article/1206?info=references (дата обращения: 20.03.2021).
  9. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире: доклад [Электронный ресурс] // Материалы научно- экспертного семинара «Новое детство». URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295.shtml (дата обращения: 20.03.2021).
  10. Прямикова Е.В., Шалагина Е.В., Шапко И.В. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков в современном обществе: опыт прикладных   исследований   [Электронный ресурс] // Сборник материалов IХ Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых  «Молодежь  в  меняющемся  мире: вызовы современности» (г. Екатеринбург, 14 декабря 2017 г.): в 2 вып. / Отв. ред. В.А. Герт. 2017. С. 152—161. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=32606921 (дата обращения: 20.03.2021).
  11. Собкин В.С., Писарский П.С. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х. Кросскультурное сопоставление (Москва— Амстердам) // Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника. Труды по социологии образования. Том 1. Вып. 2. М., 1993. С. 6—63.
  12. Собкин В.С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии. 1998. № 1(13). С. 26—54.
  13. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.Б. Подростковая девиация: ценностные ориентации и жизненное самоопределение // Социология образования: Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XV / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования   РАО,   2004. С. 195—207.
  14. Собкин В.С., Ваганова М.В. Российский подросток: жизненные перспективы и страхи // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 7—18.
  15. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Профессиональные       предпочтения       учащихся и           социокультурные          трансформации профессиональных групп // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 114—134. DOI:10.17759/sps.2020110308
  16. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С. 19—39. DOI: 10.17759/ sps2019100302 http://psyjournals.ru/social_psy/2019/ n3/index.shtml
  17. Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие подростка: оценка успешности жизненных перспектив (по материаламкросскультурного исследования) // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 8. С. 19—27.
  18. Федотова А.В. Социальное самочувствие подростка: опасения и страхи (по материалам кросскультурного исследования / Ученые записки ИУО РАО. 2016. № 3(59). С. 159—164.
  19. Цветкова И.В. Отношения с родителями как фактор социального самочувствия подростков / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Том 6. № 4(21). С. 428—431
  20. Чуканова Т.В.Профилактика социально неадаптированного поведения как условие оптимального социального самочувствия подростков / Социология в современном мире: наука,   образование,   творчество.   2014.    №    6. С. 163—168.
  21. Чурганов О.А. и др. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков — проект всемирной организации здравоохранения в России / Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 3(52). С. 6—11
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика