Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10246Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №6 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методика развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе 125

|

Исаев Е.И.
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии им. профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4652-5780
e-mail: eiisaev@yandex.ru

Марголис А.А.
кандидат психологических наук, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122
e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Сафронова М.А.
кандидат психологических наук, декан факультета "Психология образования", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3597-6375
e-mail: mariasaf@gmail.com

Аннотация

Представлено психолого-педагогическое обоснование методики развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе. В качестве методологического основания разработки данной методики определены идеи Л.С. Выготского о целостном и едином процессе развития понятий в процессе обучения. Подчеркивается ключевая идея разработки методики работы с исходными представлениями обучающихся при формировании математических и естественно-научных понятий: выявление и совместное обсуждение имеющихся у детей наивных представлений, рефлексивное оценивание различных взглядов на изучаемое предметное понятие, согласование мнений и оценок. Представлен анализ основных подходов и практик работы с исходными представлениями обучающихся, выработанных в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях. Отмечается, что общепризнанной методики развития исходных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе не разработано, но фиксируются найденные в педагогической практике эффективные приемы работы учителей с исходными математическими и естественно-научными представлениями. Подчеркивается важность психологической и методической подготовки педагогов в работе с исходными представлениями обучающихся при формировании научных предметных понятий.

Ключевые слова: развитие, исходные представления, математические ошибки, естественно-научные ошибки, наивные теории, научные понятия, учебные задачи, диалог и полилог, рефлексия, совместная деятельность

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260602

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 14.07.2021 № 073-00041-21-05 «Формирование психо логической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач».

Получена: 01.10.2021

Принята в печать: 08.10.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и школе диалога культур // Дискурс.1997.№ 3—4.С.117—142.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.Т.2.Проблемы общей психологии.М.: Педагогика, 1982.504 с.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: Пеленг, 1996.544 с.
  4. Курганов С.Ю. Капризная индивидуальность понятия // Народное образование.2001.№ 9.С. 71—78.
  5. Марголис А.А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 4.С.6—27.DOI:10.17759/ pse.2020250402
  6. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.М.: Педагогика, 1991.248 с.
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.М.; Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1932.412 с.
  8. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход [Электронный ресурс].М.: МГППУ, 2008.416 с.URL: http://psychlib.ru/ inc/absid.php?absid=73234 (дата обращения: 08.12.2021).
  9. Совместная учебная деятельность и развитие детей: Коллективная монография [Электронный ресурс] / Под редакцией В.В.Рубцова, И.М.Улановской.М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021.352 с.URL: https://psyjournals.ru/clcd_2021/index.shtml (дата обращения: 08.12.2021).
  10. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследованийTIMSS и PISA / А.Ю.Пентин [и др.] // Вопросы образования.2018.№ 1.С.79—109.DOI:10.17323/1814-9545-2018-1-79-109
  11. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.1996.№ 2.C.27—42.URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1996/n2/Tsukerman.shtml (дата обращения: 08.12.2021).
  12. Цукерман Г.А. Педагогические иллюзии, искажающие учебную деятельность // Cостояние и перспективы развивающего обучения: Материалы конференции (Абакан, 1988).Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1990.С.17—22.
  13. Цукерман Г.А. Совместное учебное действие: решенные и нерешенные вопросы // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 4.C.51—59.DOI:10.17759/pse.2020250405
  14. Carey S. Conceptual Change in Childhood.Cambridge, MA: Bradford Books, 1985.226 p.
  15. Designing learning environments to promote conceptual change in science / S.Vosniadou [et al.] // Learning and Instruction.2001.Vol.11.№ 4—5.P. 381—419.DOI:10.1016/S0959-4752(00)00038-4
  16. Lee C.B., Tan S.C., Chai C.S. Knowledge building and reframed conceptual change: A cross fertilization [Электронный ресурс] // 2007 Knowledge Building Summer Institute (Toronto, Canada, 7—10 August 2007): Conference Papers.Toronto, 2077.17 p.URL: http://hdl.handle.net/10497/9661 (дата обращения: 08.12.2021).
  17. Lipman M. Philosophy in the Classroom.Philadelphia: Temple University Press, 1980.248 p.
  18. McGuire P. Using online error analysis items to support preservice teachers’ pedagogical content knowledge in mathematics [Электронный ресурс] // Contemporary Issues in Technology and Teacher Education.2013.Vol.13.№ 3.P.207—218.URL: https://www.learntechlib.org/p/40389/ (дата обращения: 08.12.2021).
  19. Next Generation Research in Dialogic Learning / L.B.Resnick [et al.] // Wiley Handbook of Teaching and Learning / Eds.G.E.Hall, L.F.Quinn, D.M.Gollnick.Medford, MA: John Wiley & Sons, 2018.P.323—338.
  20. Pine K., Messer D., St. John K. Children’s Misconceptions in Primary Science: A Survey of teachers’ views // Research in Science & Technological Education.2001.Vol.19.№ 1.P.79—96.DOI:10.1080/02635140120046240
  21. Schwarz B.B., Groot R. Argumentation in a changing world // International Journal of Computer-Supported Collaborative Learning.2007.Vol.2.№ 2—3.P.297— 313.DOI:10.1007/S11412-007-9020-6
  22. The Influence of Teaching Approach on Students’ Conceptual Learning in Physics / L.Bigozzi [et al.] // Frontiers in Psychology. 2018.Vol.9.14 p.DOI:10.3389/ fpsyg.2018.02474
  23. The Monitoring of School Mathematics: Background Papers.Volume 2: Implications from Psychology; Outcomes of Instruction [Электронный ресурс] / Ed.T.A.Romberg, D.M.Stewart.Wisconsin Center for Education Research, School of Education, University of Wisconsin-Madison.Madison, 1987.292 p.URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED289709.pdf (дата обращения: 08.12.2021).
  24. Vosniadou S. Capturing and modeling the process of сonceptual change // Learning and Instruction.1994.Vol.4.№ 1.P.45—69.DOI:10.1016/0959- 4752(94)90018-3
  25. Vosniadou S. Reframing the Classical Approach to Conceptual Change: Preconceptions, Misconceptions and Synthetic Models // Second International Handbook of Science Education / Eds.B.Fraser, K.Tobin, C. McRobbie.London; New York: Springer, 2012.Vol. 24.P.119—130.DOI:10.1007/978-1-4020- 9041-7_10
  26. Vosniadou S. The Development of Students’ Understanding of Science // Frontiers in Education.2019.Vol.4.№ 1.6 p.DOI:10.3389/feduc.2019.00032
  27. Vosniadou S. The Framework Theory Approach to the Problem of Conceptual Change // International Handbookof Research on Conceptual Change / Eds.S.Vosniadou, X.Vamvakoussi, I.Skopeliti.New York: Routledge, 2008.P.3—34.DOI:10.4324/9780203874813-7
  28. Vosniadou S., Brewer W.F. Technical Report No.467: The Concept Of The Earth’s Shape: A Study Of Conceptual Change in Childhood [Электронный ресурс] // Center for the Study of Reading Technical Report.Champaing: University of Illinois at Urbana- Champaign, 1989.72 p.URL: https://www.ideals.illinois.edu/bitstream/handle/2142/17996/ ctrstreadtechrepv01989i00467_opt.pdf (дата обращения: 08.12.2021).
  29. Vosniadou S., Stathopoulou C. Conceptual Change in Physics and Physics-Related Epistemological Beliefs: A Relationship under Scrutiny [Электронный ресурс] // Reframing the conceptual change approach in learning and instruction / Eds.S.Vosniadou, A.Baltas, X. Vamvakoussi.Amsterdam: Elsevier, 2007.P.145—163.URL: https://psycnet.apa.org/record/2007-04764-012 (дата обращения: 08.12.2021).
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика