Исаев Е.И. доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии им. профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4652-5780 e-mail: eiisaev@yandex.ru
Марголис А.А. кандидат психологических наук, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122 e-mail: margolisaa@mgppu.ru
Сафронова М.А. кандидат психологических наук, декан факультета "Психология образования", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3597-6375 e-mail: mariasaf@gmail.com
Представлено психолого-педагогическое обоснование методики развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе. В качестве методологического основания разработки данной методики определены идеи Л.С. Выготского о целостном и едином процессе развития понятий в процессе обучения. Подчеркивается ключевая идея разработки методики работы с исходными представлениями обучающихся при формировании математических и естественно-научных понятий: выявление и совместное обсуждение имеющихся у детей наивных представлений, рефлексивное оценивание различных взглядов на изучаемое предметное понятие, согласование мнений и оценок. Представлен анализ основных подходов и практик работы с исходными представлениями обучающихся, выработанных в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях. Отмечается, что общепризнанной методики развития исходных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе не разработано, но фиксируются найденные в педагогической практике эффективные приемы работы учителей с исходными математическими и естественно-научными представлениями. Подчеркивается важность психологической и методической подготовки педагогов в работе с исходными представлениями обучающихся при формировании научных предметных понятий.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 14.07.2021 № 073-00041-21-05 «Формирование психо логической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач».
Получена: 01.10.2021
Принята в печать: 08.10.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и
школе диалога культур // Дискурс.1997.№ 3—4.С.117—142.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.Т.2.Проблемы общей
психологии.М.: Педагогика, 1982.504 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: Пеленг, 1996.544
с.
Курганов С.Ю. Капризная индивидуальность понятия // Народное
образование.2001.№ 9.С. 71—78.
Марголис А.А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной
деятельности учащихся // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№
4.С.6—27.DOI:10.17759/ pse.2020250402
Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии
интеллекта детей.М.: Педагогика, 1991.248 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.М.; Л.: Государственное
учебно-педагогическое издательство, 1932.412 с.
Совместная учебная деятельность и развитие детей: Коллективная монография
[Электронный ресурс] / Под редакцией В.В.Рубцова, И.М.Улановской.М.: ФГБОУ ВО
МГППУ, 2021.352 с.URL: https://psyjournals.ru/clcd_2021/index.shtml (дата
обращения: 08.12.2021).
Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам
международных исследованийTIMSS и PISA / А.Ю.Пентин [и др.] // Вопросы
образования.2018.№ 1.С.79—109.DOI:10.17323/1814-9545-2018-1-79-109
Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.1996.№
2.C.27—42.URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1996/n2/Tsukerman.shtml (дата
обращения: 08.12.2021).
Цукерман Г.А. Педагогические иллюзии, искажающие учебную
деятельность // Cостояние и перспективы развивающего обучения: Материалы
конференции (Абакан, 1988).Красноярск: Издательство Красноярского университета,
1990.С.17—22.
Цукерман Г.А. Совместное учебное действие: решенные и нерешенные
вопросы // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№
4.C.51—59.DOI:10.17759/pse.2020250405
Carey S. Conceptual Change in Childhood.Cambridge, MA: Bradford
Books, 1985.226 p.
Designing learning environments to promote conceptual change in science /
S.Vosniadou [et al.] // Learning and Instruction.2001.Vol.11.№ 4—5.P.
381—419.DOI:10.1016/S0959-4752(00)00038-4
Lee C.B., Tan S.C., Chai C.S. Knowledge building and reframed
conceptual change: A cross fertilization [Электронный ресурс] // 2007 Knowledge
Building Summer Institute (Toronto, Canada, 7—10 August 2007): Conference
Papers.Toronto, 2077.17 p.URL: http://hdl.handle.net/10497/9661 (дата
обращения: 08.12.2021).
Lipman M. Philosophy in the Classroom.Philadelphia: Temple
University Press, 1980.248 p.
McGuire P. Using online error analysis items to support preservice
teachers’ pedagogical content knowledge in mathematics [Электронный ресурс] //
Contemporary Issues in Technology and Teacher Education.2013.Vol.13.№
3.P.207—218.URL: https://www.learntechlib.org/p/40389/ (дата обращения:
08.12.2021).
Next Generation Research in Dialogic Learning / L.B.Resnick [et al.] //
Wiley Handbook of Teaching and Learning / Eds.G.E.Hall, L.F.Quinn,
D.M.Gollnick.Medford, MA: John Wiley & Sons, 2018.P.323—338.
Pine K., Messer D., St. John K. Children’s Misconceptions in Primary
Science: A Survey of teachers’ views // Research in Science & Technological
Education.2001.Vol.19.№ 1.P.79—96.DOI:10.1080/02635140120046240
Schwarz B.B., Groot R. Argumentation in a changing world //
International Journal of Computer-Supported Collaborative Learning.2007.Vol.2.№
2—3.P.297— 313.DOI:10.1007/S11412-007-9020-6
The Influence of Teaching Approach on Students’ Conceptual Learning in
Physics / L.Bigozzi [et al.] // Frontiers in Psychology. 2018.Vol.9.14
p.DOI:10.3389/ fpsyg.2018.02474
The Monitoring of School Mathematics: Background Papers.Volume 2:
Implications from Psychology; Outcomes of Instruction [Электронный ресурс] /
Ed.T.A.Romberg, D.M.Stewart.Wisconsin Center for Education Research, School of
Education, University of Wisconsin-Madison.Madison, 1987.292 p.URL:
https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED289709.pdf (дата обращения:
08.12.2021).
Vosniadou S. Capturing and modeling the process of сonceptual change
// Learning and Instruction.1994.Vol.4.№ 1.P.45—69.DOI:10.1016/0959-
4752(94)90018-3
Vosniadou S. Reframing the Classical Approach to Conceptual Change:
Preconceptions, Misconceptions and Synthetic Models // Second International
Handbook of Science Education / Eds.B.Fraser, K.Tobin, C. McRobbie.London; New
York: Springer, 2012.Vol. 24.P.119—130.DOI:10.1007/978-1-4020- 9041-7_10
Vosniadou S. The Development of Students’ Understanding of Science
// Frontiers in Education.2019.Vol.4.№ 1.6 p.DOI:10.3389/feduc.2019.00032
Vosniadou S. The Framework Theory Approach to the Problem of
Conceptual Change // International Handbookof Research on Conceptual Change /
Eds.S.Vosniadou, X.Vamvakoussi, I.Skopeliti.New York: Routledge,
2008.P.3—34.DOI:10.4324/9780203874813-7
Vosniadou S., Brewer W.F. Technical Report No.467: The Concept Of
The Earth’s Shape: A Study Of Conceptual Change in Childhood [Электронный
ресурс] // Center for the Study of Reading Technical Report.Champaing:
University of Illinois at Urbana- Champaign, 1989.72 p.URL:
https://www.ideals.illinois.edu/bitstream/handle/2142/17996/
ctrstreadtechrepv01989i00467_opt.pdf (дата обращения: 08.12.2021).
Vosniadou S., Stathopoulou C. Conceptual Change in Physics and
Physics-Related Epistemological Beliefs: A Relationship under Scrutiny
[Электронный ресурс] // Reframing the conceptual change approach in learning
and instruction / Eds.S.Vosniadou, A.Baltas, X. Vamvakoussi.Amsterdam:
Elsevier, 2007.P.145—163.URL: https://psycnet.apa.org/record/2007-04764-012
(дата обращения: 08.12.2021).