Ослон В.Н. кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307 e-mail: oslonvn@mgppu.ru
Семья Г.В. доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698 e-mail: gvsemia@yandex.ru
Колесникова У.В. научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621 e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru
Представлены результаты первого в России исследования субъективного благополучия выпускников организаций для детей-сирот, проживающих после выпуска в организациях для детей-сирот, жилых помещениях специализированного жилищного фонда, общежитиях организаций профессионального образования, а также в съемном или закрепленном за ними жилье. Показано, что уровень субъективного благополучия зависит от возможности сохранения стереотипов организации жизни и взаимоотношений, сформировавшихся в детском доме: чем ниже уровень требований к самостоятельности и реальная автономия жилья, тем выше доля выпускников с высоким уровнем субъективного благополучия. Доказано, что система отношения к себе у выпускников связана с условиями проживания. Выпускники, проживающие при постоянной педагогической поддержке, в большей степени удовлетворены собой по сравнению с другими группами, лучше справляются с трудностями и более эффективно преодолевают стрессовые ситуации. Низкая жизнестойкость и высокая виктимность характерны для вернувшихся в закрепленное жилье. Наиболее ресурсным для взросления является самостоятельное проживание в условиях госжилфонда. К ним приближаются выпускники, самостоятельно снимающие жилье.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».
Получена: 22.11.2021
Принята в печать: 10.12.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Аргайл М. Психология счастья.2-е изд.СПб.: Питер, 2003.271 с.
Золотарева А.А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы
самооценки М. Розенберга // ОмГУ.2020.№ 2.С.52—57.URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/validnost-i-nadezhnost-russkoyazychnoy-versii-shkaly-samootsenki-m-rozenberga
(дата обращения: 29.10.2021).
Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя.М.:
Смысл, 2017.200 с.
Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Разработка и стандартизация опросника
«Тип ролевой виктимности» // Известия ПГУ им.В.Г.Белинского.2012.№
28.С.1303—1311.URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-standartizatsiya-oprosnika-tip-rolevoy-viktimnosti
(дата обращения: 29.10.2021).
Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости:
психометрические характеристики и применение в организационном контексте //
Вестник Московского университета.Серия № 14.Психология.2013.№ 2.С.147—165.
Ослон В.Н. Модель оценки субъективного благополучия воспитанников
организаций для детей-сирот // Культурно-исторический подход в современной
психологии развития: достижения, проблемы, перспективы: сб.тезисов участников
шестой всероссийской научно- практической конференции по психологии развития,
посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой (13—14 декабря
2018 года) / Ред.И.В. Шаповаленко, Л.И.Эльконинова, Ю.А. Кочетова.М.:
Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.639 с.
Ослон В.Н. Мониторинг субъективного благополучия
(subjectivewell-being) воспитанников как инструмент оценки качества
деятельности организаций для детей-сирот // Возможности и риски цифровой среды:
сб.тезисов участников VII Всероссийской научно-практической конференции по
психологии развития: чтения памяти Л.Ф.Обуховой (12—13 декабря 2019 года).Т.2./
Под ред.Т.А.Басиловой, Е.Г.Дозорцевой, Т.А.Егоренко.М.: Издательство ФГБОУ ВО
МГППУ, 2019.372 с.
Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В.
Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая
наука и образование.2020.Том 25.№ 6.C.41—50.DOI:10.17759/pse.2020250604
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г.№ 481
[Электронный ресурс] // Гарант.Информационно-правовое обеспечение.2021.URL:
https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 07.11.2021).
Русакова М.М., Одинокова В.А., Авдеева В.П. Протокол исследования
«Социальные траектории детства в современной России» [Электронный ресурс] //
Электронный журнал «Практика социальной работы.Открытый методический ресурс»:
сетевое издание.2018.№ 4.DOI:10.13140/ RG.2.2.14232.44808
Русакова М.А., Одинокова В.А. Теоретические основы и опыт
мониторинга соблюдения прав и благополучия детей в интернатных учреждениях:
обзор публикаций // Теория и практика общественного развития.2014.№
16.С.40—52.
Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 103-рик
по России в целом и субъектам Российской Федерации за 2019 год [Электронный
ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации.2021.URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/136126e6 49bb57c304f7d7263eb90445/ (дата
обращения: 07.11.2021).
Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей // Развитие личности.2004.№ 1.С.28—46.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
статья 8 [Электронный ресурс] // Гарант.Информационно-правовое
обеспечение.2021.URL: https://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения:
07.11.2021).
Шульга Т.И. Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся
без попечения родителей, как фактор психологического благополучия //
Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№
4.C.36—50.DOI:10.17759/pse.2019240403
Dodge R. et al.The challenge of defining wellbeing // International
Journal of Wellbeing.2012.Vol.2.№ 3.DOI:10.5502/ijw.v2i3.4
Gabriel T., Keller S., Bombach C. Vulnerability and Well-Being
Decades After Leaving Care // Frontiers in
Psychology.2012.Vol.12.P.1—11.DOI:10.3389/ fpsyg.2021.577450
Gates L.B., Pearlmutter S., Keenan K. et al. Career readiness
programming for youth in foster care [Electronic resource] // Children and
Youth Services
Review.2018.Vol.89.P.152—164.DOI:10.1016/j.childyouth.2018.04.003
Geiger J.M., Beltran S.J. Experiences and outcomes of foster care
alumni in postsecondary education: A review of the literature // Children and
Youth Services Review, Elsevier.2017.Vol.79(C).P.
186—197.DOI:10.1016/j.childyouth.2017.06.023
Geiger J.M., Piel M.H., Day A., Schelbe L. A descriptive analysis of
programs serving foster care alumni in higher education: Challenges and
opportunities // Children and Youth Services Review, Elsevier.2018.Vol.85(C).P.
287—294.DOI:10.1016/j.childyouth.2018.01.001
Goodkind S., Schelbe L., Shook J.J. Why youth leave care:
Understandings of adulthood and transition successes and challenges among youth
aging out of child welfare // Children and Youth Services Review,
Elsevier.2011.Vol.33(6).P.1039—1048.DOI:10.1016/j.childyouth.2011.01.010
Green E.D., Fedina L., Lee B.R. et al.Psychological well-being, risk
and resilience of young people who started and former foster youth // Journal
of Child & Adolescent
Trauma.2019.Vol.12.P.175—185.DOI:10.1007/s40653-018-0204-1
Häggman-Laitila A., SalokekkiläP., Karki
S. Transition to adult life of young people leaving foster care: A
qualitative systematic review // Children and Youth Services Review,
Elsevier.2018.Vol.95(C).P. 134—143.DOI:10.1016/j.childyouth.2018.08.017
Lenz-Rashid S. An urban university campus support program for
students from foster care: Services and outcomes [Electronic resource] //
Children and Youth Services
Review.2018.Vol.88.P.333—340.DOI:10.1016/j.childyouth.2018.09.033
Teodorczuk K., Guse T., A du Plessis G. The impact of positive
psychological interventions on the hope and well-being of adolescents living in
a child and youth care center // British Journal of Guidance &
Counselling.2019.Vol.47.№ 2.P.234—245.DOI:10.1080/03069 885.2018.1504880