Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10246Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №6 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Субъективное благополучие выпускников организаций для детей-сирот в различных условиях проживания 79

|

Ослон В.Н.
кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307
e-mail: oslonvn@mgppu.ru

Семья Г.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698
e-mail: gvsemia@yandex.ru

Колесникова У.В.
научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621
e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru

Яровикова О.А.
руководитель структурного подразделения, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3862-0902
e-mail: o.yarovikova@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты первого в России исследования субъективного благополучия выпускников организаций для детей-сирот, проживающих после выпуска в организациях для детей-сирот, жилых помещениях специализированного жилищного фонда, общежитиях организаций профессионального образования, а также в съемном или закрепленном за ними жилье. Показано, что уровень субъективного благополучия зависит от возможности сохранения стереотипов организации жизни и взаимоотношений, сформировавшихся в детском доме: чем ниже уровень требований к самостоятельности и реальная автономия жилья, тем выше доля выпускников с высоким уровнем субъективного благополучия. Доказано, что система отношения к себе у выпускников связана с условиями проживания. Выпускники, проживающие при постоянной педагогической поддержке, в большей степени удовлетворены собой по сравнению с другими группами, лучше справляются с трудностями и более эффективно преодолевают стрессовые ситуации. Низкая жизнестойкость и высокая виктимность характерны для вернувшихся в закрепленное жилье. Наиболее ресурсным для взросления является самостоятельное проживание в условиях госжилфонда. К ним приближаются выпускники, самостоятельно снимающие жилье.

Ключевые слова: выпускники организаций для детей-сирот и детей, субъективное благополучие, система отношений, условия проживания, постинтернатный период

Рубрика: Тематическое приложение «Психология детства»

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260617

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».

Получена: 22.11.2021

Принята в печать: 10.12.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аргайл М. Психология счастья.2-е изд.СПб.: Питер, 2003.271 с.
  2. Золотарева А.А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга // ОмГУ.2020.№ 2.С.52—57.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/validnost-i-nadezhnost-russkoyazychnoy-versii-shkaly-samootsenki-m-rozenberga (дата обращения: 29.10.2021).
  3. Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя.М.: Смысл, 2017.200 с.
  4. Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Разработка и стандартизация опросника «Тип ролевой виктимности» // Известия ПГУ им.В.Г.Белинского.2012.№ 28.С.1303—1311.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-standartizatsiya-oprosnika-tip-rolevoy-viktimnosti (дата обращения: 29.10.2021).
  5. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета.Серия № 14.Психология.2013.№ 2.С.147—165.
  6. Ослон В.Н. Модель оценки субъективного благополучия воспитанников организаций для детей-сирот // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы: сб.тезисов участников шестой всероссийской научно- практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой (13—14 декабря 2018 года) / Ред.И.В. Шаповаленко, Л.И.Эльконинова, Ю.А. Кочетова.М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.639 с.
  7. Ослон В.Н. Мониторинг субъективного благополучия (subjectivewell-being) воспитанников как инструмент оценки качества деятельности организаций для детей-сирот // Возможности и риски цифровой среды: сб.тезисов участников VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития: чтения памяти Л.Ф.Обуховой (12—13 декабря 2019 года).Т.2./ Под ред.Т.А.Басиловой, Е.Г.Дозорцевой, Т.А.Егоренко.М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.372 с.
  8. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 6.C.41—50.DOI:10.17759/pse.2020250604
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г.№ 481 [Электронный ресурс] // Гарант.Информационно-правовое обеспечение.2021.URL: https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 07.11.2021).
  10. Русакова М.М., Одинокова В.А., Авдеева В.П. Протокол исследования «Социальные траектории детства в современной России» [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Практика социальной работы.Открытый методический ресурс»: сетевое издание.2018.№ 4.DOI:10.13140/ RG.2.2.14232.44808
  11. Русакова М.А., Одинокова В.А. Теоретические основы и опыт мониторинга соблюдения прав и благополучия детей в интернатных учреждениях: обзор публикаций // Теория и практика общественного развития.2014.№ 16.С.40—52.
  12. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 103-рик по России в целом и субъектам Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации.2021.URL: https://docs.edu.gov.ru/document/136126e6 49bb57c304f7d7263eb90445/ (дата обращения: 07.11.2021).
  13. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Развитие личности.2004.№ 1.С.28—46.
  14. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статья 8 [Электронный ресурс] // Гарант.Информационно-правовое обеспечение.2021.URL: https://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 07.11.2021).
  15. Шульга Т.И. Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического благополучия // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 4.C.36—50.DOI:10.17759/pse.2019240403
  16. Dodge R. et al.The challenge of defining wellbeing // International Journal of Wellbeing.2012.Vol.2.№ 3.DOI:10.5502/ijw.v2i3.4
  17. Gabriel T., Keller S., Bombach C. Vulnerability and Well-Being Decades After Leaving Care // Frontiers in Psychology.2012.Vol.12.P.1—11.DOI:10.3389/ fpsyg.2021.577450
  18. Gates L.B., Pearlmutter S., Keenan K. et al. Career readiness programming for youth in foster care [Electronic resource] // Children and Youth Services Review.2018.Vol.89.P.152—164.DOI:10.1016/j.childyouth.2018.04.003
  19. Geiger J.M., Beltran S.J. Experiences and outcomes of foster care alumni in postsecondary education: A review of the literature // Children and Youth Services Review, Elsevier.2017.Vol.79(C).P. 186—197.DOI:10.1016/j.childyouth.2017.06.023
  20. Geiger J.M., Piel M.H., Day A., Schelbe L. A descriptive analysis of programs serving foster care alumni in higher education: Challenges and opportunities // Children and Youth Services Review, Elsevier.2018.Vol.85(C).P. 287—294.DOI:10.1016/j.childyouth.2018.01.001
  21. Goodkind S., Schelbe L., Shook J.J. Why youth leave care: Understandings of adulthood and transition successes and challenges among youth aging out of child welfare // Children and Youth Services Review, Elsevier.2011.Vol.33(6).P.1039—1048.DOI:10.1016/j.childyouth.2011.01.010
  22. Green E.D., Fedina L., Lee B.R. et al.Psychological well-being, risk and resilience of young people who started and former foster youth // Journal of Child & Adolescent Trauma.2019.Vol.12.P.175—185.DOI:10.1007/s40653-018-0204-1
  23. Häggman-Laitila A., Salokekkilä P., Karki S. Transition to adult life of young people leaving foster care: A qualitative systematic review // Children and Youth Services Review, Elsevier.2018.Vol.95(C).P. 134—143.DOI:10.1016/j.childyouth.2018.08.017
  24. Lenz-Rashid S. An urban university campus support program for students from foster care: Services and outcomes [Electronic resource] // Children and Youth Services Review.2018.Vol.88.P.333—340.DOI:10.1016/j.childyouth.2018.09.033
  25. Teodorczuk K., Guse T., A du Plessis G. The impact of positive psychological interventions on the hope and well-being of adolescents living in a child and youth care center // British Journal of Guidance & Counselling.2019.Vol.47.№ 2.P.234—245.DOI:10.1080/03069 885.2018.1504880
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика