Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10511Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №6 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q2
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Потребностно-инструментальный подход в обучении одаренных детей и подростков 113

|

Юркевич В.С.
кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586
e-mail: vinni-vi@mail.ru

Аннотация

Обращается внимание на то, что главной проблемой развития одаренных детей, в особенности называемых «вундеркиндами», являются трудности превращения их повышенных умственных возможностей (потенциальной одаренности) в актуальные творческие способности (талант).Автор считает, что ярко развитая познавательная потребность у этих детей чаще всего имеет пассивный характер, превращаясь, по сути, лишь в «накопление знаний», и потому не становится базой для развития таланта. Выдвигается идея о том, что в качестве основной мотивации, необходимой для превращения потенциальной одаренности в талант, следует рассматривать особую «поисковую потребность», которая проявляется уже в раннем возрасте, но под влиянием социума, в том числе и школьного обучения, значительно деформируется и не обеспечивает развитие творческого потенциала. Рассматриваются новый, потребностно-инструментальный подход к развитию и обучению одаренных детей, который способствует сохранению и укреплению поисковой потребности, а также возможности и перспективы сбора доказательной базы для его дальнейшего развития и применения. Статья предназначена для психологов и педагогов.

Ключевые слова: одаренные дети, внутренняя мотивация, познавательная потребности, практика, талант

Рубрика: Тематическое приложение «Психология детства»

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260610

Финансирование. Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Разработка методологических оснований для формирования единого национального подхода к определению социальных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью».

Получена: 22.11.2021

Принята в печать: 10.12.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алексеевский А.В. «Математик — тот, кто понимает» Фрагменты семинара в МГУ памяти И.М. Гельфанда // «Троицкий вариант».2010.№ 01(45).
  2. Альтшуллер Г.С. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач: 5-е изд.М.: Альпина Паблишер, 2015.402 с.
  3. Дуэк К. Гибкое сознание.Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей.М.: изд.Манн, Иванов и Фербер, 2013.400 c.
  4. Лейтес Н.С. Одаренные дети.Психология и психофизиология индивидуальных различий.Психология индивидуальных различий.Хрестоматия по психологии / Под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова.М., 2000.312 с.
  5. Платон. Диалоги: пер.с древнегреч.М.: РИПОЛ классик, 2017.576 с.
  6. Психология одаренности детей и подростко / под ред.Н.С.Лейтеса.М.: Издательский центр «Академия», 1996.416 с.
  7. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация.М.: Наука, 1984.193 с.
  8. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье.М.: Просвещение, 1989.239 с.
  9. Селигман М.Новая позитивная психология, М.: Издательство «София», 2006.368 с.
  10. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям: 4-е изд.Киев: Издательство «Радянська школа», 1981.324 с.
  11. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред.Д.В.Ушакова.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.736 с.
  12. Франкл В. Человек в поисках смысла.М.: Прогресс, 1990.368 с.
  13. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста: пер.с нем.СПб.: Союз, 1997.124 с.
  14. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность.Книга для учителей и родителей.М.: Просвещение, 1996.129 с.
  15. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology.2008.Vol.49(3).P. 182—185.DOI:10.1037/a0012801
  16. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being [Электронный ресурс] // American Psychologist.2000.Vol.55(1).P.68—78.URL: https://psycnet.apa.org/record/1959-07905-000 (дата обращения: 22.11.2021).
  17. Spearman Charles E. The abilities of man, their nature and measurement» [Электронный ресурс] // Journal of Philosophical Studies.1927.Vol. 2(8).P. 557—560.URL: https://philpapers.org/rec/ SPETAO-18 (дата обращения: 22.11.2021).
  18. Terman L.M., Oden M.H. Genetic Studies of Genius.Vol.5: The Gifted Group at Mid-Life: 35 Years’ Follow Up of the Superior Child.Stanford.CA: Stanford Univ.Press, 1959.
  19. Terman L.M. The discovery and encouragement of exceptional talent // American Psychologist.1954.№ 9(6).P.221—230.DOI:10.1037/h0060516
  20. Worrell F.C., Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P. Talent development: a path towards eminence by S.I. Pfeiffer et al.(Eds.) // APA handbook of giftedness and talent.2018.P.247—258.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика