Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10308Новости 1982Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нарушения счетных навыков: обзор причин и нейропсихологических механизмов дискалькулии 212

|

Глиник О.А.
аспирантка кафедры нейро- и патопсихологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9092-9742
e-mail: bugayevaolga@gmail.com

Аннотация

Представлен обзор зарубежных исследований, посвященных нарушениям счета. Отражены основные современные теории механизмов, лежащих в основе дискалькулии, сравниваются различные классификации нарушения счетных навыков, анализируются нейропсихологические основы мозговой организации счета по данным зарубежных ученых. Отмечается, что в мировой психологической науке вопросы причин и механизмов трудностей и нарушений счета еще недостаточно разработаны, а результаты эмпирических исследований являются противоречивыми. Делается вывод, что для дальнейшего изучения дискалькулий необходим анализ психологической структуры счета и ее изменений под влиянием обучения с учетом структурно-функциональных особенностей мозговой организации процессов переработки количественной информации.

Ключевые слова: нарушения счетных навыков, трудности в обучении, трудности обучения, дискалькулия, математика

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270102

Получена: 05.04.2021

Принята в печать: 10.02.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.Т.1.Психология и учение о локализации высших психических функций.М.: Педагогика, 1982.С.168.
  2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.СПб.: Питер, 2008.624 с.
  3. Anobile G. et. al. Three-systems for visual numerosity: a single case study // Neuropsychologia.2020.Vol.136.P.107259.DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2019.107259
  4. Ansari D. Effects of development and enculturation on number representation in the brain // Nature Reviews Neuroscience.2008.Vol.9.№ 4.P.278—291.DOI:10.1038/nrn2334
  5. Ardila A., Rosseli M. Acalculia and Dyscalculia // Neuropsychology Review.2002.Vol.12.№ 4.P.179— 231.DOI:10.1023/A:1021343508573
  6. Badian N., Ghublikian M. The personal-social characteristics of children with poor mathematical computation skills // Journal of Learning Disabilities.1983.Vol.16.№ 3.P.154—157.DOI:10.1177/002221948301600304
  7. Bartelet D et. al. Cognitive subtypes of mathematics learning difficulties in primary education // Research in Developmental Disabilities.2014.Vol.35.№ 3.P. 657—670.DOI:10.1016/j.ridd.2013.12.010
  8. Bugden S., Ansari D. Probing the nature of deficits in the ‘approximate number system’ in children with persistent developmental dyscalculia // Developmental science.2016.Vol.19.№ 5.P.817—833.DOI:10.1111/ desc.12324
  9. Butterworth B., Varma S., Laurillard D. Dyscalculia: From Brain to Education // Science.2011.Vol.332.№ 6033.P.1049—1053.DOI:10.1126/ science.1201536
  10. Cantlon J. et. al. Functional Imaging of Numerical Processing in Adults and 4-y-Old Children // PloS Biology.2006.Vol.4.№ 5.P.e125.DOI:10.1371/ journal.pbio.0040125
  11. Cappelletti M. et. al. rTMS over the intraparietal sulcus disrupts numerosity processing // Experimental Brain Research.2007.Vol.179.№ 4.P.631—642.DOI:10.1007/s00221-006-0820-0
  12. Castelli F., Glaser D., Butterworth B. Discrete and analogue quantity processing in the parietal lobe: A functional MRI study // Proceedings of the National Academy of Science of the USA.2006.Vol.103.№ 12.P.4693—4698.DOI:10.1073/pnas.0600444103
  13. Cohen et. al. Tactile enumeration: A case study of acalculia // Brain and cognition.2018.Vol.127.P.60— 71.DOI:10.1016/j.bandc.2018.10.001
  14. Dehaene S. Varieties of numerical abilities // Cognition.1992.Vol.44.№ 1—2.P.1—42.DOI:10.1016/0010-0277(92)90049-N
  15. Dehaene S. et. al. Three parietal circuits for number processing // Cognitive neuropsychology.2003.Vol.20.№ 3—6.P.487—506.DOI:10.1080/02643290244000239
  16. Delazer M. et. al. Learning by strategies and learning by drill-evidence from an fMRI study // Neuroimage.2005.Vol.25.№ 3.P.838—849.DOI:10.1016/j.neuroimage.2004.12.009
  17. Geary D.Mathematical disabilities: cognitive, neuropsychological, and genetic components // Psychological bulletin.1993.Vol.114.№ 2.P.345.DOI:10.1037/0033-2909.114.2.345
  18. Ischebek A. et. al. Flexible transfer of knowledge in mental arithmetic — An fMRI study // Neuroimage.2009.Vol.44.P.1103—1112.Цит.по Butterworth B., Varma S.,Laurillard D. Dyscalculia: From Brain to Education // Science.2011.Vol.332.№ 6033.P. 1049—1053.DOI:10.1126/science.1201536
  19. Jang S., Hyde D. Hemispheric asymmetries in processing numerical meaning in arithmetic // Neuropsychologia.2020.Vol.146.P.107524.DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2020.107524
  20. Kadosh R. et. al. Virtual Dyscalculia Induced by Parietal-Lobe TMS Impairs Automatic Magnitude Processing // Current Biology.2007.Vol.17.№ 8.P. 689—693.DOI:10.1016/j.cub.2007.02.056
  21. Karagiannakis G., Baccaglini-Frank A., Papadatos Y. Mathematical learning difficulties subtypes classification // Frontiers in human neuroscience.2014.Vol.8.P.57.DOI:10.3389/fnhum.2014.00057
  22. Kosc L. Psychology and psychopathology of mathematical abilities // Studia psychologica.1970.Vol.12.№ 2.P.159162.Цит.по Ardila A., Rosseli M. Acalculia and Dyscalculia // Neuropsychology Review.2002.Vol. 12.№ 4.P.179—231.DOI:10.1023/A:1021343508573
  23. Matejko A.A., Ansari D. Drawing connections between white matter and numerical and mathematical cognition: a literature review // Neuroscience & Biobehavioral Reviews.2015.Vol.48.P.35—52.DOI:10.1016/j.neubiorev.2014.11.006
  24. McCaskey U. et. al. Persistent differences in brain structure in developmental dyscalculia: a longitudinal morphometry study // Frontiers in human neuroscience.2020.Vol.14.P.272.DOI:10.3389/fnhum.2020.00272
  25. Pinel P. et. al. Modulation of Parietal Activation by Semantic Distance in a Number Comparison Task // NeuroImage.2001.Vol.14.№ 5.P.1013—1026.DOI:10.1006/nimg.2001.0913
  26. Raghubar K. et. al. Mathematical outcomes and working memory in children with TBI and orthopedic injury // Journal of the International Neuropsychological Society: JINS.2013.Vol.19.№ 3.P.254.DOI:10.1017/ S1355617712001312
  27. Rivera S. et. al. Developmental changes in mental arithmetic: evidence for increased functional specialization in the left inferior parietal cortex // Cerebral cortex.2005.Vol.15.№ 11.P.1779—1790.DOI:10.1093/cercor/bhi055
  28. Rotzer S. et. al. Dysfunctional neural network of spatial working memory contributes to developmental dyscalculia // Neuropsychologia.2009.Vol.47.№ 13.P.2859—2865.DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2009.06.009
  29. Rourke B. Arithmetic disabilities, specific and otherwise: A neuropsychological perspective // Journal of Learning disabilities.1993.Vol.26.№ 4.P.214— 226.DOI:10.1177/002221949302600402
  30. Soares N., Evans T., Patel D. Specific learning disability in mathematics: a comprehensive review // Translational pediatrics.2018.Vol.7.№ 1.P.48.DOI:10.21037/tp.2017.08.03
  31. Szucs D. et. al. Developmental dyscalculia is related to visuo-spatial memory and inhibition impairment // Сortex.2013.Vol.49.№ 10.P.2674— 2688.DOI:10.1016/j.cortex.2013.06.007
  32. van Harskamp N.J., Cipolotti L. Selective impairments for addition, subtraction and multiplication.Implications for the organisation of arithmetical facts // Cortex.2001.Vol.37.№ 3.P.363—388.DOI:10.1016/ S0010-9452(08)70579-3
  33. Zbrodoff N.J., Logan G.D. What everyone finds: The problem-size effect.Handbook of Mathematical Cognition.Edited by: Campbell JD.NY: Psychology Press, 2005.P.331—346.
  34. Zhoe X. et. al. Dissociated brain organization for single-digit addition and multiplication // Neuroimage.2007.Vol.35.№ 2.P.871—880.DOI:10.1016/j.neuroimage.2006.12.017
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика