Глиник О.А. аспирантка кафедры нейро- и патопсихологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9092-9742 e-mail: bugayevaolga@gmail.com
Представлен обзор зарубежных исследований, посвященных нарушениям счета. Отражены основные современные теории механизмов, лежащих в основе дискалькулии, сравниваются различные классификации нарушения счетных навыков, анализируются нейропсихологические основы мозговой организации счета по данным зарубежных ученых. Отмечается, что в мировой психологической науке вопросы причин и механизмов трудностей и нарушений счета еще недостаточно разработаны, а результаты эмпирических исследований являются противоречивыми. Делается вывод, что для дальнейшего изучения дискалькулий необходим анализ психологической структуры счета и ее изменений под влиянием обучения с учетом структурно-функциональных особенностей мозговой организации процессов переработки количественной информации.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.Т.1.Психология и учение о
локализации высших психических функций.М.: Педагогика, 1982.С.168.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.СПб.: Питер, 2008.624
с.
Anobile G. et. al. Three-systems for visual numerosity: a single
case study //
Neuropsychologia.2020.Vol.136.P.107259.DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2019.107259
Ansari D. Effects of development and enculturation on number
representation in the brain // Nature Reviews Neuroscience.2008.Vol.9.№
4.P.278—291.DOI:10.1038/nrn2334
Ardila A., Rosseli M. Acalculia and Dyscalculia // Neuropsychology
Review.2002.Vol.12.№ 4.P.179— 231.DOI:10.1023/A:1021343508573
Badian N., Ghublikian M. The personal-social characteristics of
children with poor mathematical computation skills // Journal of Learning
Disabilities.1983.Vol.16.№ 3.P.154—157.DOI:10.1177/002221948301600304
Bartelet D et. al. Cognitive subtypes of mathematics learning
difficulties in primary education // Research in Developmental
Disabilities.2014.Vol.35.№ 3.P. 657—670.DOI:10.1016/j.ridd.2013.12.010
Bugden S., Ansari D. Probing the nature of deficits in the
‘approximate number system’ in children with persistent developmental
dyscalculia // Developmental science.2016.Vol.19.№ 5.P.817—833.DOI:10.1111/
desc.12324
Butterworth B., Varma S., Laurillard D. Dyscalculia: From Brain to
Education // Science.2011.Vol.332.№ 6033.P.1049—1053.DOI:10.1126/
science.1201536
Cantlon J. et. al. Functional Imaging of Numerical Processing in
Adults and 4-y-Old Children // PloS Biology.2006.Vol.4.№ 5.P.e125.DOI:10.1371/
journal.pbio.0040125
Cappelletti M. et. al. rTMS over the intraparietal sulcus disrupts
numerosity processing // Experimental Brain Research.2007.Vol.179.№
4.P.631—642.DOI:10.1007/s00221-006-0820-0
Castelli F., Glaser D., Butterworth B. Discrete and analogue
quantity processing in the parietal lobe: A functional MRI study // Proceedings
of the National Academy of Science of the USA.2006.Vol.103.№
12.P.4693—4698.DOI:10.1073/pnas.0600444103
Cohen et. al. Tactile enumeration: A case study of acalculia //
Brain and cognition.2018.Vol.127.P.60— 71.DOI:10.1016/j.bandc.2018.10.001
Dehaene S. Varieties of numerical abilities //
Cognition.1992.Vol.44.№ 1—2.P.1—42.DOI:10.1016/0010-0277(92)90049-N
Dehaene S. et. al. Three parietal circuits for number processing //
Cognitive neuropsychology.2003.Vol.20.№
3—6.P.487—506.DOI:10.1080/02643290244000239
Delazer M. et. al. Learning by strategies and learning by
drill-evidence from an fMRI study // Neuroimage.2005.Vol.25.№
3.P.838—849.DOI:10.1016/j.neuroimage.2004.12.009
Ischebek A. et. al. Flexible transfer of knowledge in mental
arithmetic — An fMRI study // Neuroimage.2009.Vol.44.P.1103—1112.Цит.по
Butterworth B., Varma S.,Laurillard D. Dyscalculia: From Brain to
Education // Science.2011.Vol.332.№ 6033.P.
1049—1053.DOI:10.1126/science.1201536
Jang S., Hyde D. Hemispheric asymmetries in processing numerical
meaning in arithmetic //
Neuropsychologia.2020.Vol.146.P.107524.DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2020.107524
Kadosh R. et. al. Virtual Dyscalculia Induced by Parietal-Lobe TMS
Impairs Automatic Magnitude Processing // Current Biology.2007.Vol.17.№ 8.P.
689—693.DOI:10.1016/j.cub.2007.02.056
Karagiannakis G., Baccaglini-Frank A., Papadatos Y. Mathematical
learning difficulties subtypes classification // Frontiers in human
neuroscience.2014.Vol.8.P.57.DOI:10.3389/fnhum.2014.00057
Kosc L. Psychology and psychopathology of mathematical abilities //
Studia psychologica.1970.Vol.12.№ 2.P.159162.Цит.по Ardila A., Rosseli
M. Acalculia and Dyscalculia // Neuropsychology Review.2002.Vol. 12.№
4.P.179—231.DOI:10.1023/A:1021343508573
Matejko A.A., Ansari D. Drawing connections between white matter and
numerical and mathematical cognition: a literature review // Neuroscience &
Biobehavioral
Reviews.2015.Vol.48.P.35—52.DOI:10.1016/j.neubiorev.2014.11.006
McCaskey U. et. al. Persistent differences in brain structure in
developmental dyscalculia: a longitudinal morphometry study // Frontiers in
human neuroscience.2020.Vol.14.P.272.DOI:10.3389/fnhum.2020.00272
Pinel P. et. al. Modulation of Parietal Activation by Semantic
Distance in a Number Comparison Task // NeuroImage.2001.Vol.14.№
5.P.1013—1026.DOI:10.1006/nimg.2001.0913
Raghubar K. et. al. Mathematical outcomes and working memory in
children with TBI and orthopedic injury // Journal of the International
Neuropsychological Society: JINS.2013.Vol.19.№ 3.P.254.DOI:10.1017/
S1355617712001312
Rivera S. et. al. Developmental changes in mental arithmetic:
evidence for increased functional specialization in the left inferior parietal
cortex // Cerebral cortex.2005.Vol.15.№
11.P.1779—1790.DOI:10.1093/cercor/bhi055
Rotzer S. et. al. Dysfunctional neural network of spatial working
memory contributes to developmental dyscalculia //
Neuropsychologia.2009.Vol.47.№
13.P.2859—2865.DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2009.06.009
Rourke B. Arithmetic disabilities, specific and otherwise: A
neuropsychological perspective // Journal of Learning
disabilities.1993.Vol.26.№ 4.P.214— 226.DOI:10.1177/002221949302600402
Soares N., Evans T., Patel D. Specific learning disability in
mathematics: a comprehensive review // Translational pediatrics.2018.Vol.7.№
1.P.48.DOI:10.21037/tp.2017.08.03
Szucs D. et. al. Developmental dyscalculia is related to
visuo-spatial memory and inhibition impairment // Сortex.2013.Vol.49.№
10.P.2674— 2688.DOI:10.1016/j.cortex.2013.06.007
van Harskamp N.J., Cipolotti L. Selective impairments for addition,
subtraction and multiplication.Implications for the organisation of
arithmetical facts // Cortex.2001.Vol.37.№ 3.P.363—388.DOI:10.1016/
S0010-9452(08)70579-3
Zbrodoff N.J., Logan G.D. What everyone finds: The problem-size
effect.Handbook of Mathematical Cognition.Edited by: Campbell JD.NY: Psychology
Press, 2005.P.331—346.
Zhoe X. et. al. Dissociated brain organization for single-digit
addition and multiplication // Neuroimage.2007.Vol.35.№
2.P.871—880.DOI:10.1016/j.neuroimage.2006.12.017