Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10504Новости 2001Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q2
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Связь отношения к дистанционному обучению студентов с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием 339

|

Неврюев А.Н.
старший преподаватель Департамента психологии и развития человеческого капитала Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8640-9717
e-mail: ANNevryuev@fa.ru

Сычев О.А.
кандидат психологических наук, научный сотрудник Управления научно-исследовательской деятельности, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина" (ФГБОУ ВО АГГПУ), Бийск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916
e-mail: osn1@mail.ru

Сариева И.Р.
старший преподаватель Департамента психологии Факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9223-2180
e-mail: iren.sarieva@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты исследования характера связи между предпочтениями студентами дистанционного или традиционного обучения с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием с учетом субъективной оценки успешности учебы, самоконтроля и академического контроля.Эмпирическое исследование проводилось на выборке 359 студентов с использованием следующего инструментария: специально разработанного авторами опросника для установления предпочитаемых студентами форм обучения, методик, измеряющих особенности субъективного отчуждения и выгорания у обучающихся, предложенных Е.Н.Осиным, шкалы академического контроля Р.Перри и краткой шкалы самоконтроля Дж.Тангни.Полученные в опросе результаты показали, что в предпочтениях дистанционного или традиционного обучения у студентов преобладала осторожная, скорее негативная оценка первого, сочетающаяся с выбором традиционной и смешанной форм обучения.В ходе корреляционного анализа были выявлены прямые связи предпочтения дистанционного обучения с отчуждением и выгоранием, а также обратные — с успеваемостью, самоконтролем и академическим контролем.Структурное линейное моделирование подтвердило предположение о том, что предпочтение дистанционного обучения непосредственно связано с отчуждением и выгоранием, а также опосредованно (через выгорание и отчуждение) и обратно — с самоконтролем и академическим контролем.Делается вывод о том, что предпочтения в выборе между дистанционной или традиционной формой обучения отражают мотивационно-смысловые и регуляторные особенности учебной деятельности студентов в период пандемии COVID-19.Дальнейшие исследования характера связи между особенностями личности и учебной деятельностью студентов, предпочтений ими разных форм обучения могут иметь большое значение для эффективной индивидуализации обучения в процессе подготовки специалистов.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России.2020.Т.29.№ 10.C.86—100.DOI:10.31992/0869- 3617-2020-29-10-86-100
  2. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дисс.… докт.психол.наук.М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, 2013.444 с.
  3. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология.2016.Т.12.№ 2.C.46—58.DOI:10.17759/chp.2016120205
  4. Заборова Е.Н., Глазкова И.Г., Маркова Т.Л. Дистанционное обучение: мнение студентов // Социологические исследования.2017.№ 2.C. 131—139.
  5. Осин Е.Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы // Культурно- историческая психология.2015.Т.11.№ 4.C.79— 88.DOI:10.17759/chp.2015110407
  6. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология.2007.Т.3.№ 4.C.68—77.DOI:10.17759/chp.2007030408
  7. Осин Е.Н. Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 4.C.57—74.DOI:10.17759/pse.2015200406
  8. Пуляева В.Н., Неврюев А.Н. Взаимосвязь базовых психологических потребностей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся в системе высшего образования // Психологическая наука и образование.2020.Т.25.№ 2.C.19—32.DOI:10.17759/pse.2020250202
  9. Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование.2020.Т.25.№ 2.C.44—58.DOI:10.17759/ pse.2020250204
  10. Barnhardt B., Ginns P. An alienation-based framework for student experience in higher education: new interpretations of past observations in student learning theory // Higher Education.2014.Vol.68(6).P. 789—805.DOI:10.1007/s10734-014-9744-y
  11. Cazan A.-M., Năstasă L.E. Emotional intelligence, satisfaction with life and burnout among university students // Procedia-Social and Behavioral Sciences.2015.Vol.180.P.1574—1578.DOI:10.1016/j.sbspro.2015.02.309
  12. Duckworth A.L., Taxer J.L., Eskreis-Winkler L., Galla B.M., Gross J.J. Self-Control and Academic Achievement // Annual Review of Psychology.2019.Vol.70.P.373—399.DOI:10.1146/annurev-psych-010418-103230
  13. Hall N.C., Perry R.P., Ruthig J.C., Hladkyj S., Chipperfield J.G. Primary and Secondary Control in Achievement Settings: A Longitudinal Field Study of Academic Motivation, Emotions, and Performance // Journal of Applied Social Psychology.2006.Vol.36(6).P. 1430—1470.DOI:10.1111/j.0021-9029.2006.00067.x
  14. Jacobs S.R., Dodd D. Student burnout as a function of personality, social support, and workload // Journal of college student development.2003.Vol.44(3).P. 291— 303.DOI:10.1353/csd.2003.0028
  15. Maddi S.R. The existential neurosis // Journal of abnormal psychology.1967.Vol.72(4).P.311—325.
  16. Madigan D.J., Curran T. Does Burnout Affect Academic Achievement? A Meta-Analysis of over 100,000 Students // Educational Psychology Review.2021.Vol.33(2).P.387—405.DOI:10.1007/s10648-020-09533-1
  17. Patricia Aguilera-Hermida A. College students’ use and acceptance of emergency online learning due to COVID-19 // International Journal of Educational Research Open.2020.Vol.1.P.100011.DOI:10.1016/j.ijedro.2020.100011
  18. Perry R.P., Hladkyj S., Pekrun R.H., Pelletier S.T. Academic control and action control in the achievement of college students: A longitudinal field study // Journal of Educational Psychology.2001.Vol.93(4).P.776— 789.DOI:10.1037/0022-0663.93.4.776
  19. Poropat A.E. A Meta-Analysis of the Five-Factor Model of Personality and Academic Performance // Psychological Bulletin.2009.Vol.135(2).P.322—338.DOI:10.1037/a0014996
  20. Respondek L., Seufert T., Stupnisky R., Nett U.E. Perceived Academic Control and Academic Emotions Predict Undergraduate University Student Success: Examining Effects on Dropout Intention and Achievement // Frontiers in Psychology.2017.Vol.8.P. 243.DOI:10.3389/fpsyg.2017.00243
  21. Seibert G.S., May R.W., Fitzgerald M.C., Fincham F.D. Understanding school burnout: Does self-control matter? // Learning and Individual Differences.2016.Vol.49.P.120—127.DOI:10.1016/j.lindif.2016.05.024
  22. Tangney J.P., Baumeister R.F., Boone A.L. High Self-Control Predicts Good Adjustment, Less Pathology, Better Grades, and Interpersonal Success // Journal of Personality.2004.Vol.72(2).P.271—324.DOI:10.1111/j.0022-3506.2004.00263.x
  23. Teuber Z., Nussbeck F.W., Wild E. School burnout among Chinese high school students: the role of teacher-student relationships and personal resources // Educational Psychology.2021.P.1—18.DOI:10.1080/ 01443410.2021.1917521
  24. Wang J., Wang X. Structural equation modeling: Applications using Mplus.Chichester: John Wiley & Sons, 2020.512 p
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика