Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10334Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Детско-взрослое взаимодействие: направленность детской инициативы 136

|

Шур С.Е.
аспирант, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0751-3346
e-mail: sonyabash@yandex.ru

Цукерман Г.А.
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7982-6424
e-mail: galina.zuckerman@gmail.com

Аннотация

Цель нашего исследования — выделить диагностические критерии, по которым можно судить о том, как ребенок интерпретирует предложенную взрослым форму взаимодействия в ситуации, когда взрослый ставит интеллектуальную задачу и предлагает любую помощь. Методом клинического анализа исследованы две продуктивные стратегии детского доопределения ситуации взаимодействия. Установлено, что одни дети предпочитают действовать независимо от партнера, выдвигая и проверяя собственные предположения о способе решения; другие же прочитывают предложение помощи как эффективный способ выяснить недостающие условия действия с помощью вопросов. Проведенная авторами диагностика показала, что инициативные действия детей (направленные преимущественно на содержание задачи и/или на партнера взаимодействия) встречаются менее чем у половины современных учеников 3—4 классов. Авторы полагают, что одна из целей деятельностной педагогики — расширение инициативного репертуара каждого ученика в ситуации недоопределенной задачи и ослабление тенденций к отказу от собственной инициативы (ожидание готовых ответов и инструкций, капитуляция при первой неудаче). Эта цель будет достигнута более успешно, если учитывать, что у ребенка, пришедшего в школу, уже есть предпочитаемые установки действия в ситуации, когда взрослый ставит новую задачу.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Башмакова (Шур) С.Е. Стратегии деятельности ребенка в зоне ближайшего развития и уровень его интеллектуального развития [Электронный ресурс] // Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство»: сб.тезисов / Под ред.К.Н.Поливановой.М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2017.С.187—189.
  2. Глазунова О.И., Громыко Ю.В.О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 5.С.58—70.DOI:10.17759/pse.2019240506
  3. Зарецкий В.К., Николаевская И.А.Многовекторная модель зоны ближайшего развития как способ анализа динамики развития ребенка в учебной деятельности // Консультативная психология и психотерапия.2019.Том 27.№ 2.С. 95—113.DOI:10.17759/cpp.2019270207
  4. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития // Психологическая наука и образование.2000.Том 5.№ 2.С.86—95.
  5. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии.М.: Изд-во МГУ, 1983.165 с.
  6. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии.2005.№ 6.С.13—26.
  7. Рубцов В.В., Улановская И.М. Развитие социальных компетенций у младших школьников в школах с разными способами организации учебных взаимодействий // Культурно-историческая психология.2021.Том 17.№ 2.С.50—58.DOI:10.17759/chp.2021170205
  8. Сахаров Л.С. О методах исследования понятий // Культурно-историческая психология.2006.Том 2.№ 2.С.32—47.
  9. Соколова Т.Д., Тарасова И.П., Котляр И.А. Эмпирическое исследование зоны ближайшего развития: операционально-техническая и мотивационная составляющие действия // Культурно- историческая психология.2009.Том 5.№ 1.С.28—35.
  10. Цукерман Г.А. Совместное учебное действие: решенные и нерешенные вопросы // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 4.С.51—59.DOI:10.17759/pse.2020250405
  11. Цукерман Г.А., Билибина Т.М., Виноградова О.М., Обухова О.Л., Шибанова Н.А. О критериях деятельностной педагогики // Культурно-историческая психология.2019.Том 15.№ 3.С. 105—116.DOI:10.17759/chp.2019150311
  12. Чудинова Е.В. О месте и роли вопрошания в учебной деятельности // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 4.С.60—70.DOI:10.17759/pse.2020250406
  13. Эльконин Б.Д. Современность теории и практики Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 4.C.28—39.DOI:10.17759/pse.2020250403
  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.М.: Педагогика, 1989.
  15. Юдина Е.Г. Эксперимент Л.С.Выготского— Л.С. Сахарова: культурно-историческая ретроспектива // Культурно-историческая психология.2006.Том 2.№ 2.С.48—59.
  16. Beghetto R.A.Creative Learning in Education // The Palgrave Handbook of Positive Education.London: Palgrave Macmillan, Cham, 2021.P.473—491.
  17. Brown A.L., Campione J.C.Guided discovery in a community of learners // Classroom lessons: Integrating cognitive theory and classroom practice / K.McGilly (Ed.).Cambridge: The MIT Press, 1994.P.229—270.
  18. Herbel-Eisenmann B.A., Breyfogle M.L.Questioning our patterns of questioning // Mathematics teaching in the middle school.2005.Vol.10(9).P.484—489.DOI:10.5951/MTMS.10.9.0484
  19. Kozulin A.Dynamic assessment in search of its identity // The Cambridge handbook of cultural-historical psychology / Yasnitsky A., van der Veer R., Ferrari M.(Ed.).Cambridge University Press, 2014.P. 126—147.
  20. Songer N.B., Lee H.S., McDonald S.Research towards an expanded understanding of inquiry science beyond one idealized standard // Science Education.2003.Vol.87(4).P.490—516.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика