Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности освоения моделирования в квазиучебной ситуации поиска решения задачи 115

|

Высоцкая Е.В.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2692-9531
e-mail: h_vysotskaya@mail.ru

Лобанова А.Д.
научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0843-7162
e-mail: andelobanova@yandex.ru

Янишевская М.А.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2036-2052
e-mail: y_maria@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты работы, целью которой было установление факторов, определяющих эффективность принятия знаковой модели в решении задачи поискового характера (уравновешивание равноплечего рычага). Проведенный авторами экспериментальный урок в четвертом классе показал различия в характере ориентировки детей на заданный обобщенный способ оценки равновесия. Обращается внимание на то, что по результатам выполнения проверочных заданий учащиеся (22 человека) были разделены на две группы в соответствии с успешностью использования заданной и опробованной ими на уроке модели в решении новых задач. Полученные в обеих группах по методике «Перестановки» (А.З. Зак), предназначенной для определения подхода учащихся к решению поисковых проблем («эмпирического» и «теоретического»), результаты показали значимые различия выявленного уровня рефлексии, анализа и планирования (по критерию Манна-Уитни p<0,01). Делается вывод о том, что эти данные позволяют связывать успешность освоения модельных средств на уроке с преобладанием «эмпирического» или «теоретического» отношения к освоению способа решения новой задачи.

Ключевые слова: образовательные результаты, подход к решению задач, знаковое моделирование, формирование понятий

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270103

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14171.

Получена: 10.11.2021

Принята в печать: 25.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Психологическое общество России, 2000.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
  4. Зак А.З. Условия формирования познавательных метапредметных результатов у младших школьников [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 11—20. DOI:10.17759/psyedu.2018100202
  5. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Под   ред. В.В. Рубцова. М.: Психологический ин-т РАО, 1996.
  6. Конокотин А.В. Применение компьютерных средств в оценке развития учебных взаимодействий младших школьников   //   Психологическая   наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 5—19. DOI:10.17759/pse.2021260401
  7. Оценка метапредметных компетенций выпускников   начальной   школы   /    Под    ред. И.М. Улановской. М.: ГБОУ ВПО «МГППУ», 2015.
  8. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. М.: Психологический институт, Российская академия образования, 1995.
  9. Рубцов В.В. Ориентация детей в условиях совместного решения учебных   задач   (на примере исследования понимания детьми мультипликативных отношений) // Социально- генетическая    психология       развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. С. 98—109.
  10. Совместная учебная деятельность и развитие детей / Под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021.
  11. Технология оценки образовательной среды школы: учебно-методическое пособие для школьных психологов / Под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2018.
  13. Boom J., Hoijtink H., Kunnen S. Rules in the balance: Classes, strategies, or rules for the balance scale task? // Cognitive Development. 2001. Vol. 16. № 2. P. 717—735. DOI:10.1016/S0885-2014(01)00056-9
  14. Hofman A.D., Visser I., Jansen B.R., and van der   Maas   H.L.   The   balance-scale   task   revisited: a comparison of statistical models for   rule-based and information-integration theories of proportional reasoning // PLoS ONE 10(10): e0136449. 2015. DOI:10.1371/journal.pone.0136449
  15. Inhelder B., Piaget J. The growth of logical thinking from childhood to adolescence. New York: Basic Books, 1958. DOI:10.1037/10034-000
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика