Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 17 место — направление «Психология» 0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор ![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование psyedu.ru Репрезентации родителей и себя в картине мира ребенка-сироты 1279Ослон В.Н. АннотацияВ статье представлены результаты эмпирического исследования возрастной динамики изменений репрезентаций родителей и себя у ребенка-сироты в различных условиях альтернативной заботы (детский дом – замещающая семья), их влияния на интеграцию в новой семье. В исследовании участвовало 120 детей-сирот в возрасте от 3 до 11 лет. Психодиагностическим материалом для анализа стали результаты проективного эксперимента, полученного с помощью апперцептивных тестов. Выявлены различия в формировании репрезентаций у детей в зависимости от наличия раннего опыта детско-родительских отношений и возраста помещения в замещающую семью. Показано, что отсутствие опыта детско-родительских отношений затрудняет формирование позитивной репрезентации родителей, способствует развитию виктимной идентичности у ребенка, репрезентации себя как заслуживающего агрессии и наказания. Выделены особенности образов матери и отца в картине мира ребенка. Показано, что у детей, имеющих опыт жизни в биологической семье, в условиях замещающей семейной заботы репрезентации отца как достаточно надежного и эмпатийного родителя более устойчивы и формируются раньше по сравнению с позитивной репрезентацией матери. Выявленные репрезентации родителей и себя у ребенка-сироты рассматриваются в качестве мишеней его психологической реабилитации, эффективность которой невозможна без учета особенностей его субъективного мира. Ключевые слова: дети-сироты, репрезентации родителей и себя, динамика изменений, мишени психологической реабилитации Рубрика: Психологическая реабилитация и коррекция Тип: научная статья Фрагмент статьи
Представления о реабилитационных возможностях замещающей семьи в компенсации
депривационных нарушений в развитии у детей-сирот не могут быть полными без
понимания особенностей внутреннего опыта ребенка и его влияния на
взаимоотношения в семье. Этот опыт содержит множество бессознательных
элементов, сформировавшихся под влиянием различных факторов среды (условия
воспитания, характер детско-родительских отношений и т.д.) и их субъективного
преломления в его внутреннем «репрезентативном мире» [5].
Литература
Статьи по теме
Социальная психология | Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Сиваш О.Н. Социальная идентичность и ценностные ориентации у приемных родителей с разным количеством детей Клиническая психология, Психология развития | Щербакова А.М., Лыкова Н.С. Психология личности, Семейная психология | Ковалёв П.А. Литература, Психотерапия и психокоррекция | Агибалова Т.В., Тучина О.Д., Бузик О.Ж., Потапова Р.К., Потапов В.В. Когнитивные нарушения у пациентов с патологическим влечением к азартным играм |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|