Подготовка педагога-психолога к профессиональной деятельности по трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» *

1003

Аннотация

В статье представлен опыт конструирования одного из модулей программы «Школьная психология» (магистратура) «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися», построенной по модульному принципу и предполагающей включение производственной практики, а также научно-исследовательской работы в каждый модуль в условиях сетевого взаимодействия. Программа соответствует ФГОС и профессиональным стандартам педагога и педагога-психолога. Показаны: продуктивность применения практико-ориентированной образовательной модели подготовки будущих магистров на основе деятельностного и компетентностного подходов; преимущества сетевого взаимодействия; необходимость перераспределения ресурсов в пользу практики и включения НИРС в изучаемый модуль; направленность на подготовку педагога-психолога не только «знающего», но и «умеющего», обладающего профессиональным мышлением и метапредметными компетенциями, способного быть рефлексивным педагогом-психологом, т. е. строить на основе научного метода профессиональную деятельность по новым схемам в неопределенных условиях. Важно, что модульный принцип конструирования ОПОП также позволяет «встраивать» дисциплины и практикумы одного модуля в содержание других, т. е. конструировать новые ОПОП.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0018 от 23.05.2014, проект «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог-психолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов»)

Ключевые слова: модернизация образования, модульная основная образовательная программа, магистратура, модуль «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися», школьная психология, сетевое взаимодействие

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070402

Для цитаты: Гаврилушкина О.П., Егорова М.А., Захарова А.В., Костенкова Ю.А. Подготовка педагога-психолога к профессиональной деятельности по трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 12–21. DOI: 10.17759/psyedu.2015070402

Фрагмент статьи

В условиях модернизации и реформирования системы образования возникла необходимость пересмотра всей системы подготовки психолого-педагогических кадров в вузах. Это коснулось, прежде всего, требований, предъявляемых к разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) на уровне бакалавриата и магистратуры.

Основная задача подготовки педагогов-психологов на современном этапе проводимых реформ заключается в том, чтобы выпускник вуза мог выстраивать собственную профессиональную траекторию развития на основе Профессионального стандарта, что и будет являться основным образовательным результатом деятельности вуза. Для решения поставленной задачи необходимо создавать инновационные, практико-ориентированные модели подготовки будущих магистров.

Стремление создать новые модели подготовки будущих магистров совпало по времени с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в нашей стране, которые не могли не оказать влияние на формирование личности подрастающего поколения.

Литература

  1. Забродин Ю.М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C.58–73.
  2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров. [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 2. C.11–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения 01.10.2015).
  3. Фельдштейн Д.И. О развитии фундаментальных психологических исследований // Фундаментальные психологические исследования в условиях социальных перемен. М., Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 16 с.
  4. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2(23). С.12–18.

Информация об авторах

Гаврилушкина Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: olpega@mail.ru

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Захарова Анастасия Владимировна, кандидат психологических наук, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования, Москва, Россия, e-mail: nastasha@mail.ru

Костенкова Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, Заведующая кафедрой специального (дефектологического) образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: julikos@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2350
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1003
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1