Проблема общей культуры личности педагога в контексте апробации и внедрения Профессионального стандарта педагога на муниципальном уровне (из опыта работы)

1035

Аннотация

Автор статьи обращается к одному из самых труднореализуемых направлений содержания работы управленцев разного уровня с педагогическими кадрами – расширению культурного кругозора, мировоззренческой подготовке и развитию интеллекта учителя современной школы. По его мнению, это направление – необходимое условие апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт педагога) и в целом – требование жизни. Анализируя общую ситуацию в части готовности учителя работать в контексте освоения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС), апробации профессиональных стандартов, автор обращается к опыту работы органа управления образованием Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, предлагая конкретные шаги и меры по решению проблемы общей культуры личности педагога.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, общая культура личности, мировоззренческая подготовка, профессиональное мастерство, управление образованием

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080203

Для цитаты: Митяшев П.В. Проблема общей культуры личности педагога в контексте апробации и внедрения Профессионального стандарта педагога на муниципальном уровне (из опыта работы) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 2. С. 21–28. DOI: 10.17759/psyedu.2016080203

Полный текст


Автор статьи обращается к одному из самых труднореализуемых направлений содержания работы управленцев разного уровня с педагогическими кадрами – расширению культурного кругозора, мировоззренческой подготовке и развитию интеллекта учителя современной школы. По его мнению, это направление – необходимое условие апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт педагога) и в целом – требование жизни. Анализируя общую ситуацию в части готовности учителя работать в контексте освоения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС), апробации профессиональных стандартов, автор обращается к опыту работы органа управления образованием Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, предлагая конкретные шаги и меры по решению проблемы общей культуры личности педагога.

Родители, учащиеся, педагоги и управленцы все чаще сегодня сталкиваются не только с несоответствием учителя своей квалификации, но и своему времени, в основе которого – крайне низкий уровень общей культуры личности. «Политики, чиновники и журналисты много и охотно говорят о средствах, выделяемых на различные мероприятия и программы. Но очень редко – о содержании и смысле, культурных и воспитательных последствиях тех или иных предложений или программ», – пишут А.А. Остапенко и Т.А. Хагуров [2, с.13]. Вместе с тем «…в ожидании системных изменений профессионального стандарта как никогда требуется встречное движение снизу», – справедливо заключает Е.А. Ямбург [6, c. 101]. Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки и в контексте практической деятельности учителя обретает принципиально важный смысл.
Проблеме недостаточного уровня общей культуры личности учителя в условиях апробации и внедрения Профессионального стандарта педагога необходимо уделить пристальное внимание управленцам различного уровня. Когда мы выйдем на широкий путь освоения профессионального стандарта, самой серьезной преградой в этой непростой работе станет именно эта проблема. Ю.М. Забродин в соавторстве с Л.А. Гаязовой выделяют отдельную группу проблем при освоении Профессионального стандарта педагога, которая связана с особенностями условий и ресурсов. Это высокий уровень загруженности учителя, работающего, как правило, более чем на одной ставке, несоответствие учебных программ высшего профессионального образования требованиям стандарта, отсутствие сведений о механизмах использования стандарта при оценке квалификации педагога [1, с. 32].
К названной группе проблем волне можно отнести и недостаточный уровень общей культуры педагога. «Когда расшатывается религиозная система (как христианство было расшатано Реформацией), на воле оказываются не только пороки. Пороки, конечно, бродят повсюду и причиняют вред. Но бродят на свободе и добродетели, еще более одичалые и вредоносные», – написал в своей книге «Вечный человек», великий католик Гилберт Честертон. Вторя ему, можно сказать: когда отсутствует общая культура личности учителя, на воле оказывается не только его бескультурье. Десятки лет, посвященные детям, награды и звания, признание коллег, самоотверженный труд и знание предмета, даже интеллект могут оказаться невостребованными и бесполезными». Более того, педагогический опыт учителя с узким культурным кругозором и куцым мировоззрением принесет детям больше вреда, нежели пользы.
К сожалению, расширение культурного кругозора, развитие интеллекта учителя – самое недооцениваемое и запущенное направление содержания работы с педкадрами, о чем убедительно написал в своих работах академик М.М. Поташник. Бытует мнение, что развитие общей культуры личности учителя вообще не относится к методической работе в школе, а является личным делом педагога. Известные всем процессы оптимизации эту проблему только усугубляют. Очевидно, что при часовой перегрузке, которая сегодня – «обычное дело», учитель будет меньше заниматься самообразованием, или совсем перестанет это делать. И традиции наставничества не возродить, так как именно наставники работают сверх нормы. Тьюторской практикой и проектной деятельностью занимаются учителя, которые ведут по 28–30 часов, они же заполняют электронные журналы и являются классными руководителями. Но оптимизация продолжается, экономика по-прежнему управляет жизнью. При таком положении дел мы не можем уповать и на смену поколений, так как в педагогических вузах изменения в работе со студентами проходят крайне медленно. Те стажировочные площадки, с которыми вузы работают, в большинстве своем не предлагают студентам передовых педагогических практик.
Вместе с тем в исследованиях известных ученых-практиков все более подчеркивается необходимость мировоззренческого роста педагога. «Чем большее число содержательных фрагментов культурной деятельности (наука и искусство, религия, театр и кино, экологическая экспедиция) будет преобразовано в образовательный ресурс, тем более богатой по составу будет образовательная среда», – утверждает В.И. Слободчиков [5, с. 105].
В.В. Сериков пишет о необходимости такого профессионального качества учителя, как «построение своеобразной внутренней культуры» [4, с. 383]. Уместно вспомнить результаты исследования, к сожалению, ушедшего из жизни руководителя Красноярского института усовершенствования учителей Юрия Евгеньевича Васильева. Из педагогов-предметников были сформированы две группы. Одной в определенный отрезок времени давали объем информации по традиционной программе, а время другой группы было отведено на развитие интеллекта: учителя занимались с психологами, посещали театры, филармонию, музеи, встречались с писателями, поэтами, художниками. После двухмесячных курсов эксперты посетили уроки учителей обеих групп. Результаты были для многих неожиданными. Те, кто повышали квалификацию по традиционной форме, показали незначительные улучшения по сравнению с теми, кто работал по программе развития интеллекта. Педагоги второй группы не просто продемонстрировали артистизм и творчество, но и проявили методическую изобретательность. «Развитый интеллект, общая культура личности – это тот фундамент, на котором строится любая педагогическая технология», – утверждает М.М. Поташник [3, c. 31].
Насколько осознание современным учителем культурных ценностей, которые проявляются в мышлении, духовно-практической и практической его деятельности (то, что мы в общих чертах понимаем под общей культурой личности), позволит обогатить образовательную среду? Ответ на вопрос очевиден в свете абсолютной убежденности большинства педагогов в том, что их кругозор, культурный уровень вполне достаточны для того, чтобы учить и воспитывать детей. Вспоминаются слова протоиерея А. Ткачева о тех, кому все ясно и кто в своей правоте уверен абсолютно: «Тяжелее, чем эти люди, нет в мире тяжестей».
Бесспорно, развитие интеллекта – дело, прежде всего, самого педагога. И учителя часто, в качестве оправдательного аргумента, вспоминают о том, что две трети школ страны находятся далеко от центров науки и культуры. В этом отношении уместно обратиться к мнению Е.А. Ямбурга, который заметил, что для него слово «провинциальный» в значении «неразвитый» не связано с географическим положением. «Провинциальных» школ и в Москве немало.
Чтобы не предстать привычным обличителем без рецептов излечения, несколько слов о том, как в Новониколаевском муниципальном районе Волгоградской области решаются вопросы расширения культурного кругозора и мировоззренческой подготовки учителя.
Более пяти лет система образования района работает по своей разработанной системе («дорожной карте», как сейчас принято говорить) управления профессиональным ростом учителя. Разработана она на основе проведенных мониторинга, анкетирования, опросов, которые вылились в процедуру перевода запроса в заказ. Соответственно, «дорожная карта» была скорректирована и в контексте апробации профессиональных стандартов педагога.
Это стажировки учителей в известных школах и вузах России, освоение новых программ, например, по внедрению и сопровождению научно-исследовательских, образовательных сетевых проектов с использованием современных информационных технологий, в результате чего повышение квалификации учителя с последующей выдачей свидетельства осуществляется через исследовательскую работу с учащимися. Также и привлечение в район известных педагогов, ученых-практиков для проведения семинаров, мастер-классов, открытых уроков, чтения лекций, сотрудничество с ведущими школами Волгоградской области и других регионов. На территории муниципалитета с учителями работали В.И. Слободчиков, Е.А. Ямбург, А.А. Остапенко, М.М. Поташник, В.В. Сериков, М.В. Кларин, Л.В. Макмак, Т.А. Хагуров, В.И. Супрун и другие известные ученые, управленцы, педагоги.
Всякий визит, всякая встреча по возможности были «привязаны», помимо прочего, и к решению задач по формированию внутренней культуры учителя.
Выработана программа культурно-образовательных экспедиций. Учителя побывали (и не раз) в театральном институте имени Бориса Щукина, в академическом театре имени Е. Вахтангова, в Государственном академическом Мариинском театре, в музее-усадьбе С.В. Рахманинова, в Оптиной пустыни и т. д.
Даже самый отдаленный район имеет возможность сотрудничать с деятелями культуры как минимум региона. Ежегодно в район приезжают Волгоградский театр юного зрителя, молодежные экспериментальные театры городов региона.
Организовано и проведено пять выставок работ заслуженного художника России С.М. Домусчи, последняя из них состоялась осенью 2015 г. в зале отечественной культуры средней школы № 2. Проводятся творческие встречи с членом союза художников РФ Н. Бублик, с бардом А. Селивановым, с режиссером, сценаристом, поэтом и актером, выпускником мастерской С.А. Герасимова Г.М. Николаенко. Он же представил свой моноспектакль «Мои отцы, идущие в атаку». В рамках проекта «Письма о главном» Куликовская школа ведет переписку с писателем, лауреатом премии имени А.И. Солженицына Б.П. Екимовым.
В рамках сотрудничества с ведущими вузами, колледжами предусмотрена и его культурная составляющая. Так, ежегодно, вот уже пять лет в рамках проведения Дня Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) для педагогов, учащихся и их родителей выступают лучшие художественные коллективы университета – победители международных конкурсов в Венгрии, Испании, Австралии и Италии. На март текущего года запланирована выставка работ студентов Института художественного образования ВГСПУ.
Средняя школа № 2 два года назад вышла с инициативой проведения фестиваля «Свидание с музыкой». Дети, обучающиеся в музыкальной школе, занимающиеся классической музыкой, часто выпадают из общепринятых школьных мероприятий.
В актовом зале школы собираются те, кто обучается игре на скрипке, баяне, гитаре, фортепиано. Первый фестиваль был посвящен Рахманинову, второй – Чайковскому. Вместе с учащимися в фестивале участвуют и педагоги.
Три региональные инновационные площадки, действующие в районе чуть болеее года, непосредственно связаны с решением проблем мировоззренческой и культурологической подготовки учителя, что отражено в названиях проектов: «Психолого- педагогическая культура взаимоотношений в триаде «учитель–ученик–родитель», «Духовно-творческое развитие человека культуры в гуманитарном образовательном пространстве школы» и «Воспитание гражданского и патриотического самосознания у обучающихся посредством музейной педагогики».
Как социально-педагогический микропроект работает «Школа молодого учителя».
Нечто подобное по названию есть во многих регионах, но муниципалитет, работая в тесном взаимодействии с ВГСПУ, решает задачи сетевого взаимодействия, вопросы, связанные с кадровым дефицитом, организует встречное движение специалистов вуза с их фундаментальной подготовкой и учителя как представителя прикладной профессии. Можно сказать, что «Школа молодого учителя» сегодня выполняет одну из функций Стандарта – мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации и расширение кругозора.
Для этого в ее рамках создан диспут-клуб «Иду на Вы!», в заседаниях которого принимают участие педагоги и старшеклассники. Часто работа диспут-клуба строится на обсуждении фильмов, спектаклей, музыкальных произведений.
Когда производился первый набор в социально-педагогический класс, многие не верили в то, что он оправдает наши ожидания. Отношение к таким классам неоднозначное, и их противники вполне убедительны в том, что формат советских времен реанимировать нельзя и не надо. Но необходимость готовить учителя со школьной скамьи сегодня очевидна и созвучна названию одной из статей Е.А. Ямбурга – «Ищу учителя!» Совместно с кафедрой педагогики ВГСПУ специально для педкласса были разработаны курсы «Основы педагогического мастерства и педагогической психологии» и «Организация работы детского исследовательского коллектива». В рамках сетевого образовательного сообщества старшеклассники – слушатели курсов получили опыт педагогической деятельности по организации работы исследовательских коллективов, состоящих из школьников в возрасте 10–13 лет, и закрепили его участием во всероссийском конкурсе творческих работ.
Создание условий для перевода запроса в заказ – это то, чем Управлению образованием нужно заниматься всегда, «при любых политических ситуациях и финансовых возможностях». В апреле 2015 г. Комитет по образованию Новониколаевского района получил статус лаборатории Волгоградского научно-образовательного центра РАО. Среди его задач можно выделить такие, как: совершенствование качества подготовки педкадров, разработка совместных программ и проектов, совместное участие в конкурсных проектах и др. Мы используем ресурсы Центра для участия педагогов в научно-практических конференциях в очном, дистанционном и удаленном режимах. Учителя имеют возможность опубликовать свои работы в электронном журнале «Грани познания», повысить квалификацию с получением удостоверения государственного вида. Примечательно, что первыми включились в такую работу учителя малокомплектных сельских средних школ.
Названный Центр предлагает достаточно большой выбор тем для своих партнеров. В конце прошедшего года учителя школ района изучали возможности применения педагогических практик в различных социальных сферах, чем нас в свое время заинтересовал доктор педагогических наук М.В. Кларин. В январе муниципалитет организовал работу дискуссионной дистанционной площадки на международной научной конференции «Человек культуры: новые смыслы образования». Если главной целью переподготовки учителя является развитие его практических компетенций, эту задачу мы решаем и таким образом.
Это и есть та работа, которая в Профессиональном стандарте педагога обозначена как учет специфики школ при обучении учителя, уход от предметоцентрического подхода к деятельности, продуктивное сотрудничество с коллегами, работающими в других областях знаний.
Невежество не приходит само, а только укореняется при нашем бездействии. Все сказанное выше – не бравый доклад о достижениях, а доказательство того, что даже в небольшом сельском районе, находящемся за 300 км. от областного центра, можно и нужно решать вопросы управления профессиональным ростом учителя, расширения его культурного кругозора, развития его интеллекта и мировоззренческой подготовки.
Если говорить о результатах проделанной работы только в свете апробации Профессионального стандарта педагога, то таковыми можно считать: - завершение работы педагогических коллективов над социокультурными характеристиками своего местонахождения; - создание рабочей группы по выработке стратегии, предложений, проведению экспертизы в условиях освоения Профессионального стандарта; - увеличение количества психологов в школах и детских садах (что в условиях оптимизации – явление крайне редкое); - включение в порядок проведения комплексных проверок образовательных организаций элементов внутреннего аудита; - разработка муниципальной модели апробации Профессионального стандарта педагога на стажировочных площадках Новониколаевского муниципального района Волгоградской области.
Если же все-таки кто-то не получил ответ на привычный вопрос «Что делать?», возможно ответить так: менять себя, ставить перед собой напряженные цели, связанные не с внешними впечатлениями, а прежде всего с конечным результатом образования личности школьника и учителя, решать проблему профессионального роста педагогов исходя из результатов мониторинга проблем отдельно взятого района или образовательного учреждения. «В практике существует пять путей обновления деятельности учителя и школы, – пишет М.М. Поташник: - развитие своего собственного опыта; - заимствование кем-то созданного опыта, причем особенно ценна авторская переработка заимствованного опыта; - освоение научных разработок; - путь проб и ошибок (имеются в виду не слепые пробы, а осмысленные, с обратной связью); - эксперимент, включающий опытно-поисковую работу и собственно эксперимент» [3, с. 60]. Для этого учителю нужно не только время, знания, опыт, видение возможности карьерного роста по вертикали и понимание смысла уровней профессиональной деятельности, но и ощущение себя человеком в контексте вечности, так как «образование (по утверждению В.И. Слободчикова) – это путь и форма становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории» [5, с. 130]. Безусловно, это еще и непреложное условие реализации Профессионального стандарта педагога.

Основные выводы  

1. Развитый интеллект, мировоззренческая подготовка, общая культура личности учителя – это то основание и фундамент, на которых строится не только любая педагогическая технология, но и практическая часть государственных программ, проектов и инициатив. В современных условиях «рост педагога становится одновременно первой целью, средством и результатом работы» [3, с. 3]. 2. Одна из главных функций, которые необходимо органам управления образованием реализовать по отношению к муниципальной системе образования – «озадачивание» подведомственных учреждений (постановка перед ними содержательных целей) в части мотивации самообразования и профессионального роста. 3. Расширение границ образовательного пространства, вовлечение социокультурного окружения в образовательную деятельность должно выступать важнейшим предметом организационно-управленческой деятельности в образовании и условием для повышения профессионального мастерства и гуманитарной культуры педагогов, восполнения дефицита профессиональных ресурсов. 4. Муниципальные органы управления образованием должны управлять не исполнителями (что подразумевает ограниченность набора исполняемых операций), а системой, состоящей из рефлексивных элементов. Более того, именно рефлексивность элементов системы является главным ресурсом управления.

Литература

  1. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62423.shtml (дата обращения: 16.01.2016).
  2. Остапенко А.А., Хагуров Т.А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования: монография. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2012. 196 с.
  3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. М.: Педагогическое сообщество России, 2011. 448 с.
  4. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 448 с.
  5. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
  6. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М.: Просвещение, 2014. 175 с.

Информация об авторах

Митяшев П.В., председатель, МКУ «Комитет по образованию Новониколаевского района» Волгоградской области, Волгоград, Россия, e-mail: pyotr.mit@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1694
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1035
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2