![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование psyedu.ru Опросник выраженности симптомов кризиса трех лет: психометрические характеристики 2071Василенко В.Е. Уланова Ю.Ю. АннотацияСтатья посвящена описанию психометрических характеристик опросника выраженности симптомов кризиса трех лет В.Е. Василенко. Опросник предназначен для родителей и направлен на выявление симптомов трех категорий: негативистских, конструктивных и невротических. Выборку составили 255 матерей детей от 2 до 4 лет (138 детей из Санкт-Петербурга и 117 детей из Всеволожского района Ленинградской области): 138 мальчиков и 117 девочек. Средний возраст детей – 3 года 1 месяц. С помощью опросника удалось выявить предкритическую и критическую фазы кризиса. По всем общим показателям кризиса и по всем симптомам негативистской и конструктивной категорий (основным симптомам) распределение данных оказалось близким к нормальному. Коэффициент альфа Кронбаха при сравнении 16 отдельных шкал опросника – 0,79, что приближается к уровню «хорошая надежность». Выявлена достаточная согласованность данных при изучении кризисных проявлений с помощью опросника и анкеты Т.В. Гуськовой. Проведенные процедуры подтвердили репрезентативность, внутреннюю согласованность, содержательную и конкурентную валидность, а также ретестовую надежность опросника. Ключевые слова: кризис трех лет, опросник выраженности симптомов кризиса трех лет, негативистские симптомы, конструктивные симптомы, невротические реакции, репрезентативность, внутренняя согласованность, содержательная и конкурентная валидность, ретестовая надежность Рубрика: Психологическая диагностика Тип: научная статья Фрагмент статьи
Л.С. Выготского.Возрастные кризисы – нормативные периоды жизненного цикла, разделяющие стабильные периоды. Традиционным является анализ возрастного кризиса на основе возникающих в этот период психических новообразований и поведенческих реакций, называемых симптомами кризиса [6; 15; 1; 8; 9; 11]. Так, Т.В. Гуськова и М.Г. Елагина предложили разделять «объективный» кризис – появление качественного нового в психике ребенка и «субъективный» кризис– общую картину симптомов, его сопровождающую [9]. В то же время К.Н. Поливанова рассматривает кризис в единстве деструктивного и конструктивного компонентов как специфическое психологическое пространство, в котором совершается акт развития [11]. Литература
Статьи по теме
Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках | Барцалкина В.В., Волкова Л.В., Кулагина И.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы при переживании трудной жизненной ситуации в зрелости Психология образования, Психология развития | Зак А.З., Сорокова М.Г. Диагностика сформированности метапредметных компетенций у пятиклассников Психологическая диагностика | Пилюгина Е.Р., Сулейманов Р.Ф. Психологическая диагностика | Куликова А.А., Орел Е.А. Разработка и апробация инструмента оценивания социально-эмоционального развития в основной школе Психологическая диагностика | Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А. Адаптация методики «социотропность—самодостаточность» на российской выборке взрослых и пожилых людей |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|