Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната)

2065

Аннотация

Обсуждаются проблемы когнитивной регуляции эмоций и самоповреждающего поведения подростков, обучающихся в кадетской школе-интернате. Анализируются особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте. Выдвигается предположение, что акты самоповреждающего поведения редуцируются при применении эффективных когнитивных стратегий регуляции эмоций. В исследовании были задействованы методики: Шкала самоповреждающего поведения и Опросник когнитивной регуляции эмоций. Выборку составили 39 учащихся кадетской школы-интерната в возрасте от 13 до 16 лет. На основе статистического анализа обосновывается взаимосвязь между используемыми стратегиями эмоциональной регуляции, причинами и актами самоповреждающего поведения. Выявлено, что применение деструктивных стратегий когнитивной регуляции эмоций обуславливает проявление актов самоповреждающего характера.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, самоповреждающее поведение, регуляция эмоций, стратегии когнитивной регуляции эмоций

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090207

Для цитаты: Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 70–83. DOI: 10.17759/psyedu.2017090207

Фрагмент статьи

Необходимость изучения роли эмоций в подростковом возрасте, механизмов их развития, стратегий и моделей регуляции обусловлена возрастанием числа психоэмоциональных расстройств, психосоматических нарушений и аддикций в данный период онтогенеза, протекающий в условиях транзитивного общества. Современная ситуация развития в подростковом возрасте характеризуется возрастающей стрессогенностью и динамичностью, обострением протекания кризиса идентичности на фоне субъективных переживаний ситуаций неопределенности, в которых теряется ощущение полноты и удовлетворенности жизнью и обостряется проблема социального выбора.

Литература

  1. Белинская Е.П. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности [Электронный ресурс] / / Психологические исследования Psystudy.ru. 2014. Т. 7. № 36. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2015).
  2. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 199 с.
  3. Ермолова Т.Е. Обзор статей по проблеме регуляции эмоций [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2005. № 1. C. 99–104. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50750.shtml (дата обращения: 15.06.2015).
  4. Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения [Электронный ресурс] //Психологические исследования Psystudy.ru. 2015. Т. 8. № 39. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.04.2015).
  5. Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 6. С. 57–69.
  6. Панкратова А. Подход Дж. Гросса к изучению эмоциональной регуляции: примеры кросс-культурных исследований // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 147–155.
  7. Первичко Е.И. Культурно-деятельностный подход к проблеме стратегий и регуляции [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2015. № 1(17). С. 39– 51. URL: http://www.psy.msu.ru/science/npj/http://npsyj.ru/pdf/npj-no17- 2015/npj_no17_2015_39-51.pdf (дата обращения: 07.07.2015).
  8. Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 13–22. URL: http://www.psy.msu.ru/science/npj/http://npsyj.ru/pdf/npj-no16-2014/npj_no16_2014_13-22.pdf (дата обращения: 25.05.2015).
  9. Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 1. С. 39–49 (дата обращения 21.07.2015).
  10. Польская Н.А. Причины самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовск. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Вып. 1. Т.10. С. 92–97.
  11. Польская Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 2 (81). С.140–152.
  12. Польская Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 45–56.
  13. Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 4. С.161–179.
  14. Mathews A., MacLeod C. Cognitive approaches to emotion and emotional disorders [Электронный ресурс]// Annu. Rev. Psychol. 1994. Vol. 45. Р. 2–50. URL: http:// www.annualreviews.org by University of Waikato (Available at: 21.04.2015).

Информация об авторах

Власова Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: natali-viola@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2268
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 2065
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 35