О профессиональной подготовке практического психолога образования

4100

Аннотация

В настоящее время много внимания уделяется разработке и обсуждению стандартов высшего образования, в частности стандартов подготовки практических психологов. В статье обращается внимание на ряд аспектов этой подготовки, в том числе – на важность проблемы воспитания студентов, будущих педагогов-психологов.

Общая информация

Ключевые слова: образование, обучение, воспитание, культурно-образовательная среда, профессионализм, психологическая культура, профессионально-личностные качества педагога-психолога

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50750 (дата обращения: 26.12.2024)

Полный текст

 

 

В настоящее время практическая психология интенсивно развивается, она стала частью общественной жизни и представлена во всех ее областях - экономической, социальной, спортивной и пр. В наибольшей степени, пожалуй, ее влияние заметно в современной системе образования. Психологи работают в детских садах и детских домах, в общеобразовательных    школах и в интернатах, в лицеях и в специальных школах, в гимназиях и колледжах, в центрах: реабилитации, коррекции, развития, медико-психолого­педагогической помощи и пр. Сравнительно недавно возникшая новая специальность - практический психолог образования (или школьный психолог, педагог-психолог) - на наших глазах становится массовой специальностью. Его деятельность является новой формой общественно значимой профессиональной деятельности и вызвана к жизни потребностями общества, новые социальные реалии которого повышают требования к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны.

Постоянно возрастающая востребованность психологов со стороны педагогической практики, с одной стороны, ведет к чрезмерному расширению подготовки кадров в масштабах страны, с другой - таит опасность снижения их профессионального уровня. Еще сравнительно недавно сурово и справедливо критиковали кратковременные курсы обучения практических психологов образования. Сейчас психологи обучаются в высших учебных заведениях, а претензий и нареканий к их работе все равно предостаточно. Очевидно, дело не только в продолжительности, но и в продуманности как качества обучения, так и сути самой практической деятельности специалиста.

Сложности профессиональной подготовки практического психолога образования имеют объективные основания.

Специальность практического психолога, как и сама служба, находится все еще в процессе своего профессионального становления. Еще не определено правовое поле педагога-психолога, не прописаны четко его функциональные обязанности, не выделены приоритетные направления и специфика его деятельности в зависимости от особенностей того образовательного учреждения, в котором он работает, и пр. Поэтому профессиональная подготовка педагога-психолога еще не в полной мере содержательно определена и организационно обеспечена, она зависит от того, где происходит обучение и кто учит психологов.

В вузах чаще всего готовят психолога вообще, а не педагога-психолога. Между тем система высшего образования должна строиться с учетом профессионального профиля специалиста. Именно это определяет содержание как общей подготовки, так и специальной подготовки в пределах профессии. Подготовка педагога-психолога, очевидно, имеет свою специфику по сравнению с подготовкой психолога - научного работника, преподавателя психологии в школе или в вузе, практического психолога в какой-либо области - в медицине, в политике, в юриспруденции и пр.

Трудности подготовки педагогов-психологов в какой-то степени обусловлены тем, что отсутствует серьезная разработка практической психологии как науки, которая бы являлась непосредственной научной основой их профессиональной деятельности. Специфику практической психологии как науки можно увидеть в ее сравнении с наукой фундаментальной и наукой прикладной: фундаментальная психология изучает общие законы функционирования и развития психики; прикладная психология изучает специфические законы и закономерности психической деятельности в определенных условиях; практическая психология, опираясь на знания фундаментальной и прикладной психологии и на свой обобщенный накопленный опыт, изучает и решает проблемы, возникающие в реальной жизни, деятельности, во взаимоотношениях и взаимодействиях конкретных людей и коллективов.

Практическая психология, функционирующая в системе современного образования, по сути, соединила в себе в нерасторжимое целое в контексте индивидуального подхода науку о закономерностях психического и личностного развития человека и практику реализации возможностей этого развития в условиях современных учреждений образования.

Именно взаимодействие науки и практики в деятельности психолога, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимно обусловливаются психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования, и, следовательно, основного ее исполнителя -

педагога-психолога.   Отсюда -          большие     трудности как в             разработке      программ

профессионального    образования кадров         для практической психологии системы

образования, так и в профессиональном самоопределении молодых людей, избравших эту специальность.

Специфика и сложность подготовки специалистов состоят в том, что они должны не только иметь глубокие знания по психологии и смежным с ней научным дисциплинам, но и грамотно ориентироваться в реальной жизни детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях или обучающихся в школах различного типа, в истоках возникновения и способах решения проблем, возникающих у детей и взрослых (педагогов, родителей, администрации учреждений), и др. Студенты должны освоить не только науку психологию, но и способы реализации научных знаний в конкретной работе с конкретными людьми разного возраста и коллективами. Каждый студент - это как бы два будущих специалиста: 1) ученый, ориентированный на практику; 2) практик, основательно подготовленный в научном отношении.

Подготовка таких специалистов чрезвычайно сложна.

Известно, что профессиональное образование предусматривает три последовательных и взаимосвязанных этапа вхождения в профессию, каждый из которых отличается своим содержанием, методами и формами организации. Цели и задачи этапов определяются контекстом общих ценностей и целей данной профессиональной деятельности.

Имеются в виду следующие этапы профессионального образования:                                этап

допрофессиональной (довузовской) подготовки; этап базового профессионального образования; этап поствузовского профессионального образования. Эти этапы в своей последовательности и содержательной ценностно-целевой обусловленности составляют основу непрерывного профессионального образования специалиста. Сейчас на каждом этапе есть свои просчеты, которые в целом не позволяют считать современную подготовку кадров практических психологов образования удовлетворительной.

Коротко остановимся на характеристике базового этапа профессионального образования, который является фундаментом профессиональной компетентности и культуры педагога-психолога и должен ввести студентов в лоно их профессиональной деятельности.

Многие огрехи в работе практического психолога происходят из-за слабой их подготовки не столько в области научных психологических знаний, в области владения умениями и навыками практико ориентированной деятельности, сколько в понимании сути своей профессии, смысла и цели профессиональной деятельности педагога-психолога.

Эффективность подготовки специалиста любого профиля определяется прежде всего тем, насколько учебные программы в вузах предусматривают развитие профессионального и личностного самоопределения студентов. Однако исследования и наблюдения психологов показывают, что у значительной части студентов старших курсов психологических факультетов не сформированы четкие представления и профессиональные планы относительно будущей профессиональной деятельности, не определена личностно­профессиональная позиция в избранной специальности. Обнаруживается слабое развитие осмысления целей и задач будущей профессиональной деятельности и способов ее реализации. Нередко характер подготовки в вузе не способствует формированию у специалистов системного видения психолого-педагогической действительности, в которой предстоит работать практическому психологу.

Конечно, профессиональное самоопределение - длительный и многоаспектный процесс, оно происходит на протяжении всего жизненного пути человека. Тем не менее именно вузовское образование отвечает за серьезность, осознанность и смысловую ценность профессионального самоопределения молодого человека. Поэтому так важно на первых же занятиях сформировать у студентов представление о специфике предстоящего обучения, настроить их не просто на приобретение новых знаний, а на изменение видения ими тех проблем, с которыми они уже имели дело, положить начало развитию нового для них типа мышления - мышления практического психолога. Истинное высшее образование студентов психологических факультетов в значительной степени зависит от осознания ими того, почему они выбрали этот вуз, эту профессию, от их готовности к личным усилиям для удовлетворения желания познать ту сферу деятельности, которую выбрали, и воспитать в себе необходимые для данной профессии личностные качества.

Думается, что авторам современных программ высшего образования в большей мере следовало бы учитывать, что высокий профессиональный уровень практического психолога предполагает не только безусловное знание психологии и безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, диагностическими и иными средствами, но и развитый ум, общую и психологическую культуру, духовный мир, нравственный потенциал. Профессионал - это прежде всего человек, выполняющий ту или иную работу. Быть человеком - главная составляющая любой профессии. Компетентность - конечно, дело необходимое, но главное - сам человек, владеющий этими компетентностями.

Какого человека хотят сегодня видеть на должности педагога-психолога в учреждениях образования? Прежде всего умного человека, который умеет думать и задумываться, сомневаться и принимать решения, он должен обладать самостоятельностью мышления и разносторонней культурой мысли. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Ф.М. Достоевский неслучайно противопоставляет личность и безличность прежде всего по способности или неспособности самостоятельно мыслить.

Режиссер Г.М. Козинцев говорил своим студентам: «Режиссуре научить невозможно. Поэтому я попытаюсь научить вас думать. А если вам удастся освоить этот процесс, то до всего остального вы доберетесь сами, своим собственным умом» [Рязанов, 1977, с. 23].

Система научных и практических занятий в вузе призвана способствовать развитию интеллектуальных способностей практического психолога. У психолога должна вырабатываться профессиональная способность немедленно припомнить то, что в данную минуту необходимо, его наличный запас знаний должен находиться в постоянной готовности к использованию в самых различных вариантах и комбинациях. Это очень важно, так как интеллектуальная деятельность практического психолога заключается прежде всего в глубинном анализе всех полученных данных, фактов, сведений, в синтезе всего известного о ребенке или взрослом. Именно на этой основе психолог производит сложнейшую интеллектуальную операцию - интерпретацию. Й. Шванцара специально обращал внимание на то, что интерпретация всех имеющихся сведений является прежде всего функцией синтетических способностей психолога и никогда не может вытекать из всего процесса в виде некоего механического продукта постоянной диагностической схемы [Шванцара, 1978].

Л.С.Выготский подчеркивал, что установление симптомов никогда автоматически не приведет к диагнозу, что необходимо с помощью мыслительной обработки внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность проблемы, поэтому психолог не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов [Выготский, 1984]. В точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении - начало научного знания, а не в накоплении лишь лабораторных данных, утверждал К. Роджерс [Rogers, 1959].

Выпускника факультета практической психологии образования в том случае можно считать подготовленным к самостоятельной профессиональной деятельности, если у него сложилось (сформировалось) особое мышление, оригинальность которого заключается в сочетании теоретического и практического ума. Особенности того и другого ума блестяще раскрыл Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца» [Теплов, 1985].

От уровня развития и глубины ума психолога зависит его умение предвидеть последствия своих действий, поступков, слов и отношений. Способность предвидения - способность по отдельным признакам предугадать ход развития еще не совершившихся событий - важное качество ума практического психолога. Б.М. Теплов писал: «Предвидеть - значит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уловить их главную тенденцию, и, из этого, понять, куда они идут. Предвидение - это высшая ступень превращения сложного в простое, умения выделить существенное... Предвидение - результат глубокого проникновения в обстановку и постижения главного в ней, решающего, того, что определяет ход событий» [Теплов, 1985, с. 225]. Ум дает возможность специалисту осознать границы своей профессиональной компетенции, дает возможность понимать и уважать уникальную сущность любого человека.

В.М. Розин замечает: «... действия психолога-практика должны быть весьма осторожными и постоянно корректироваться, исходя из результатов психологической помощи и постепенного уяснения самого случая. В связи с этим формулу действий психолога можно определить так: максимум рефлексии и культуры мышления, максимум осторожности, максимум ответственности» [Розин, 2009, с. 22].

Не следует забывать, что образование представляет собой единство обучения и воспитания, оно в значительной степени формирует культуру и нравственный уровень поколений, задает ту или иную направленность их сознания, ценностей, поведения. Однако нередко при подготовке педагога-психолога в учебном процессе больше внимания уделяется методам, техникам, приемам работы с людьми и в меньшей степени реализуется культурно-нравственный, гуманистический потенциал научной и практической психологии. А между тем психология - существеннейшая часть общей культуры [Практическая психология образования, 2007]. Она вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признается индивидуально неповторимое в человеке. Осознание этой данности составляет основу позитивной деятельности педагога-психолога. Поэтому новые вузовские образовательные программы, стандарты подготовки практических психологов больше внимания должны обращать на развитие духовно-нравственных составляющих профессионализма. Сам процесс образования должен быть нацелен на воспитательную задачу формирования личности студента.

Выпускник психологического факультета тогда профессионально готов к выполнению деятельности, ради которой он учился, когда он является не только специалистом, конкурентноспособным на современном рынке труда, свободно владеющим профессией, готовым к социальной мобильности, но и культурным человеком, обладающим как общей, так и психологической культурой. Это проявляется: в широте его кругозора, диапазоне его знаний и интересов; в богатстве и тонкости его чувств; в понимании им различного рода общественных и культурных явлений, в развитости его вкусов - научных, литературных, художественных, даже бытовых; в уважении к человеку; в безукоризненном владении родной речью; в тактичности поведения и общения. Активное и заинтересованное вхождение человека в эти культурные миры формирует и укрепляет личностную индивидуальность студента.

Ученые (Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и др.) выделяют такое присущее человеку психологическое свойство личности, как интеллигентность, которое является определенным культурным достижением человечества, принадлежит человечеству в целом. Можно предположить, что интеллигентность - это высшая форма проявления сущности психологической культуры человека. Личностными качествами интеллигентного человека являются: привязанность к своей культуре, к своему народу, к своей родине; развитые чувства справедливости, чести, совести, человеческого достоинства, правдивости, порядочности, отвращение к деспотизму, цивилизованные манеры поведения и пр. Интеллигентность - это человеческое уважительное отношение к миру и к людям. Д.С. Лихачев замечал: «Общество только тогда общество, а не толпа, не “население”, когда оно состоит из личностей, обращенных друг к другу, способных охотно понять друг друга» [Лихачев, 2006, с. 365]. Интеллигентность не является монополией какой-то профессии или какого-то рода занятий, но для практического психолога она необходима. Уровень развития индивидуальности и интеллигентности практического психолога определяет уровень его профессионального мастерства. Ведь психолог в какой-то степени задает «зону ближайшего развития личности» окружающих его людей. Диапазон и содержательная наполненность этой зоны могут быть весьма различными и в значительной мере определяются полученным в вузе образованием.

Истинное высшее образование студентов психологических факультетов университетов, институтов в значительной степени зависит от уровня общей, профессиональной и личностной культуры преподавателей, от понимания ими смысла той профессиональной деятельности, к выполнению которой они готовят своих воспитанников. Не случайно Ю.М. Лотман подчеркивал, что педагог призван создавать вокруг себя атмосферу культуры [Лотман, 2003]. Эффективность деятельности преподавателей включает в себя критерии личностного развития студентов. Непосредственное общение молодых людей с преподавателями - одно из важнейших условий развития их личности. В.В. Семикин справедливо отмечает: «Культура социального взаимодействия есть внешнее проявление особого внутреннего качества взаимодействующих субъектов, которое мы называем психологической культурой» [Семикин, 2002, с. 142]. Участие студентов в освоении культуры человеческих отношений, в процессе постижения науки развивает их духовно, воспитывает достойное поведение.

Научная эрудиция преподавателей, их профессиональная честность, незаурядные способности общения с коллегами и студентами, культура человеческих отношений образуют в вузе не только необходимую профессиональную, но и определенную культурную среду развития юноши (девушки) как компетентного специалиста и порядочного человека. По справедливому замечанию В.А. Пономаренко [Пономаренко, 2007], образовательная среда - это не только учебный процесс и его материально-техническое обеспечение, это духовное поле единомышленников, ценностная ориентация которых -востребованность обществом их профессиональной деятельности. В этой среде работает механизм потребности в нравственном и профессиональном самосовершенствовании, здесь органично осознание того, что непрофессионализм специалиста - это, в конечном счете, безнравственно. «В любой профессии некомпетентность, эгоизм, равнодушие всегда приносят несчастье другим» [Пономаренко, 2007, с. 93], а в работе педагога-психолога это особенно остро проявляется.

Расширение поля деятельности психологов в сфере образования предъявляет все более высокие требования к личности самого специалиста. Масштаб личности выпускника вуза должен соответствовать масштабу профессиональных задач, которые современная жизнь и общество ставят перед практическими психологами. А это, в свою очередь, требует корректировки образовательных программ в высшем учебном заведении. Быть может следует прислушаться к Д.С. Лихачеву, который высказывал мысль о том, что учебное заведение теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентности.

Литература

  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.
  2. Зимняя И.С. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека //Высшее образование сегодня. 2005. №11.
  3. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006.
  4. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2003.
  5. Пономаренко В.А. Профессия – психолог труда. М., 2007.
  6. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. М.; СПб., 2007.
  7. Розин В.М. Психология: иллюзии идентификации и самоопределения // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2009. Т. 6. №4.
  8. Рязанов Э. Неподведенные итоги. М., 1977.
  9. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. СПб., 2002.
  10. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985.
  11. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  12. Rogers C.A. Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships as Developed in the Client-centered Framework // Psychology: A Study of a Science. Vol. 3. N. Y., 1959.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3525
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 4100
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 15