О подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов в области образования (на примере педагога-психолога)

414

Аннотация

Представлен современный подход к проектированию основной образовательной программы подготовки педагога-психолога, цель и задачи которой задает профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Структура основной образовательной программы уровней бакалавриата и магистратуры проектируется по модульному принципу, а ключевым механизмом достижения образовательных результатов – профессиональных компетенций – становится сетевое взаимодействие с партнерскими организациями (школы, детские сады, психолого-медико-социальные центры). Описаны основные критерии сетевых партнеров по подготовке педагогов-психологов. Учебный модуль характеризуется как логически завершенная, относительно самостоятельная часть образовательной программы, которая формирует определенную компетенцию или группу компетенций. В учебном плане модуль выступает в качестве образовательной единицы, объединяющей теорию, практику, научно-исследовательскую работу и итоговую аттестацию (по модулю) студента. Приведено обоснование преимуществ модульной структуры образовательной программы, сопряженной с профессиональным стандартом.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, учебный модуль, сетевое взаимодействие, образовательная организация

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090304

Для цитаты: Егорова М.А. О подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов в области образования (на примере педагога-психолога) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 30–38. DOI: 10.17759/psyedu.2017090304

Полный текст

Разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов в сферах трудовой деятельности определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Профессиональным стандартом руководствуются работодатели при формировании кадровой политики и управлении персоналом, стандарт становится механизмом определения квалификации работника. Особую смысловую роль ПС играет в профессиональном росте кадров, особенно молодых специалистов, так как в нем (стандарте) заданы «точки роста» профессионализма, описанные в виде трудовых действий, умений, знаний. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» был принят в 2015 г. При его разработке были учтены реальные условия и содержание профессионального труда психологов образования, проанализирован опыт функционирования отечественной и зарубежной психологических служб образования [2].

В странах с развитой психологической службой положительно зарекомендовали себя две модели ее организации. Суть каждой из моделей заключается в месте работы психолога - в консультации, психолого-педагогическом и медико-социальном центре или в школе (школьная психологическая служба).

Первая модель (консультация, психолого-педагогический и медико-социальный центр) предполагает командную работу психологов в специализированном образовательном учреждении, имеющем статус научно-образовательного центра (при государственном или муниципальном органе управления образованием). В рамках этой модели психологи организуют работу с педагогами и родителями в форме аудита по договорам с образовательными организациями. С целью повышения психологической грамотности педагогов и родителей они проводят консультации по вопросам обучения и воспитания детей, коррекционно-развивающую работу с обучающимися.

Вторая модель (школьная психологическая служба) предусматривает работу практического психолога непосредственно в образовательной организации, что позволяет ему понять конкретную воспитательную ситуацию, мнение педагогов, родителей и детей, узнать, каковы их реальные взаимоотношения. Школьный педагог-психолог имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в жизненных ситуациях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Анализируя систему всех влияний на ребенка, психолог получает объективную оценку результативности своей деятельности (непосредственно наблюдая за тем, как претворяются в жизнь его рекомендации, какие изменения произошли в образовательном процессе в результате его консультативной и профилактической работы). Такая модель наиболее полно содействует максимальному развитию каждого учащегося, индивидуализации психологической помощи, решению проблемных ситуаций в детско-взрослых отношениях и детском коллективе.

Исходя из реально существующей практики организации психологической службы в РФ, в содержание профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» включены две обобщенные трудовые функции:

1) психолого-педагогическое  сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ. Эта обобщенная трудовая функция и относящиеся к ней линейные трудовые функции и действия напрямую относятся к компетенции школьного психолога (педагог-психолог, психолог образовательной организации);

2)   оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно­процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Эта обобщенная трудовая функция соотносится с профессиональной деятельностью специалиста психолого-медико-социального центра.

Важным аспектом практической значимости данного профессионального стандарта является его учет при разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и основных образовательных программ (ООП).

Образовательная программа является ключевым ресурсом достижения следующих общественно значимых задач:

■      подготовка кадров, готовых профессионально компетентно ответить на социальные вызовы;

■    обеспечение доказательной практики психолого-педагогических технологий, их научное обоснование.

Российские вузы, которые ведут подготовку педагогов-психологов, всецело используют ресурс профессионального стандарта при планировании и реализации учебного процесса, составлении учебно-методических материалов, планировании научно­исследовательской работы студентов. Профессиональный стандарт задает вектор подготовки психолога для системы образования, конкретизирует условия и механизмы профессионального становления [5].

В первую очередь профессиональный стандарт предоставляет возможность разработчикам образовательных программ сформулировать цель и задачи подготовки специалиста. Так, компетентностный подход к результатам образования, реализуемый в ФГОС ВО и принятый в большинстве стран - участниц Болонского соглашения, ориентирует высшее образование на заданные профессиональным стандартом достижения выпускников: необходимый уровень знаний и умений для грамотного выполнения профессионального действия. Образовательные результаты описываются в ФГОС ВО как способность и готовность выпускника к выполнению не только типовых задач, предельно четко описанных в профессиональном стандарте педагога-психолога, но и к работе в динамично меняющихся условиях микро- и макросоциума, экономической и политической ситуации.

Прикладное значение профессионального стандарта для проектирования образовательных программ заключается в нахождении оптимальной (модульной) структуры учебного плана. Модуль представляет собой логически завершенную, относительно самостоятельную часть ООП, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций как способность обучающихся решать психолого-педагогические задачи в рамках определенной трудовой функции [4].

Опыт реализации модульных образовательных программ бакалавриата и магистратуры на кафедре школьной психологии Московского государственного психолого­педагогического университета позволяет ответственно выделить следующие преимущества структурированной таким образом ООП:

■   оперативное конструирование образовательных программ в соответствии с социальными запросами;

■  обеспечение реальной академической мобильности студентов вузов РФ (в рамках одного направления подготовки);

■грамотное построение модуля, которое обеспечивает осознанное конструирование студентом индивидуального образовательного маршрута;

■ трансформация модулей в локальные образовательные программы на бюджетной и внебюджетной основе (повышение квалификации, профессиональная переподготовка);

■  возможность параллельного обучения на модулях других образовательных программ;

■   научно обоснованный подход к практическому решению социальных запросов в ходе практики;

■   обеспечение социально востребованной проектно-исследовательской деятельности студентов.

Учебные модули основных образовательных программ, сопряженных с профессиональным стандартом, имеют структуру, аналогичную структуре профессионального действия стандарта, и включают в себя последовательные компоненты, обозначенные в табл.

Таблица

Соответствие структуры учебного модуля и структуры профессионального стандарта

 

Структурный компонент учебного модуля образовательной программы

Цель компонента учебного модуля

Структурный компонент профессиональ ного стандарта[1]

Учебная практика

Ввести обучающегося в проблемное поле области                               будущей            профессиональной

деятельности (образование, социальная сфера, здравоохранение и культура); инициировать рефлексивную работу обучающегося по проектированию индивидуального маршрута освоения компетенции

Необходимые знания                 и

умения

Теоретический раздел

Сформировать          знаниевую          компоненту

компетенций, научно обосновать смысл профессиональных действий

Необходимые знания

Практикум                       -

моделирование решения практической задачи в учебной аудитории под                    руководством

преподавателя

Подготовить                    обучающегося                    к

самостоятельному выполнению отдельных профессиональных действий, отработать умения

Необходимые умения

Практика - решение профессиональных задач в реальной ситуации

Отработать решение практических задач на стажировочной площадке, применить полученные знания при анализе психолого­педагогических ситуаций, закрепить под руководством психолога-наставника определенные компетенции

Трудовое действие

Научно­исследовательская работа

Развить у будущего педагога-психолога способность разрабатывать и использовать современные, в том числе информационные, методы                          психолого-педагогического

исследования проблемных зон образования, социальной           сферы,            здравоохранения,

культуры[2]

Необходимые знания                 и

умения

Государственная итоговая аттестация

Итоговый контроль достигнутого уровня компетенций, закрепленных за модулем

Необходимые знания                 и

умения

 

Научно-исследовательская работа (НИР) студента - это важный элемент учебного модуля. Многолетний опыт подготовки психологов для системы образования на факультете психологии образования МГППУ[3] позволяет утверждать, что именно участие в НИР:

■  вводит студента в профессию - открывает дверь в смыслы профессиональных проб, которые студенты осуществляют во время практик и эмпирической части работы;

■  систематизирует теоретические знания и инициирует их актуализацию при решении практических исследовательских задач;

■    делает личностно значимыми результаты самостоятельно решенных проблем детей и взрослых.

Одним из видов НИР является выпускная квалификационная работа (ВКР) - диплом, проект, диссертация. ВКР - это, по сути, интегрированное учебное пространство, где бакалавр/магистрант становится профессионалом: ему понятны значение осваиваемых компетенций для личностного роста и общественная значимость выполняемых трудовых действий.

Опыт показывает также, что даже разработанные с учетом требований профессиональных стандартов ФГОС ВО могут отставать от быстро меняющихся требований рынка труда, а следом за ними - основные образовательные программы. Такой риск существует и в отношении дополнительных профессиональных программ, прежде всего для профессиональной переподготовки специалистов (лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование), при разработке которых чаще всего тоже ориентируются на требования соответствующих профессиональных стандартов.

Проблема преодолевается путем постоянного обновления профессиональных образовательных программ с учетом профессиональных стандартов, результатов изучения «болевых лакун» современного общества и образования, мониторинга потребностей рынка труда. Например, в профессиональном стандарте педагога-психолога за специалистом закрепляется трудовая функция «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций». На психолога современной образовательной организации возлагаются новые обязанности, которых не было ранее в квалификационных характеристиках.

Утвержденный профессиональный стандарт педагога-психолога дополняет научный подход по повышению уровня психологической безопасности образовательной среды следующими механизмами:

■   проведение психологического мониторинга и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;

■     проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;

■ консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций по выбору образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

■  оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.

«Реализация данных механизмов позволяет педагогу-психологу организовать работу по созданию учебных взаимодействий педагогов и преподавателей с обучающимися и обучающихся между собой, разработать совместно с педагогами и преподавателями траектории обучения с учетом индивидуальных и возрастных потребностей и возможностей обучающихся, а также отдельные блоки основной образовательной программы (по формированию универсальных учебных действий, экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни), участвовать в воплощении этих разработок в образовательном процессе» [3, с. 280].

Внедрение профессиональных стандартов в сферы трудовой деятельности, в частности в образование, предполагает обязательное усиление практической профессионализации будущих педагогов-психологов. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики будущих школьных психологов базируется на идеях культурно-исторической научной школы Л.С. Выготского. Эти идеи получили развитие в теориях планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, развивающего обучения В.В. Давыдова, учебной деятельности В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, коллективно-распределенной учебной деятельности В.В. Рубцова. Вклад этих теорий в практику российского образования трудно переоценить. В значительной степени благодаря созданию научно обоснованных технологий обучения, развития, воспитания детей и молодежи и широкому применению этих технологий в детских садах, школах, колледжах, вузах наше образование обладает долгосрочным конкурентным потенциалом. К примеру, новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, безусловно, построены на вышеназванных теориях. Поэтому подготовка школьного психолога должна учитывать данный факт и строиться на согласованных теоретико-методологических принципах общего и высшего образования.

Требуемые образовательные результаты студенту невозможно достичь, «глядя на школьные проблемы из окна аудитории вуза». Подготовка к работе специалиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта должна носить практико­ориентированный характер. Только деятельностный подход к организации учебного процесса и алгоритму освоения профессиональных умений обеспечивает подготовку квалифицированного педагога-психолога.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» представлен путь решения проблемы отрыва теории от практики - сетевое взаимодействие образовательных организаций с использованием различных ресурсов всех участников: интеллектуальных, информационных, кадровых, материально-технических. При подготовке школьных психологов важно широко использовать сетевое взаимодействие с так называемыми стажировочными площадками. Термин «стажировочная площадка» - содержательно более емкий, нежели термины «база» или «организация» практики, и подразумевает расширенное сотрудничество вуза и школы. Совместные проекты включают в себя практики, стажировки, прикладные научные исследования, повышение квалификации, разработку и реализацию социальных инициатив. На практических базах сетевых партнеров обучающиеся оттачивают способность профессионально выполнять трудовые действия.

Основаниями при отборе образовательной организации, сетевого партнера для проведения практики будущих педагогов-психологов являются:

■  компетентные педагоги-психологи, готовые к реализации практики в логике компетентностного подхода, т. е. наличие в образовательной организации носителей профессиональных образцов тех действий, которые необходимо сформировать у будущего специалиста в рамках учебных задач определенного профессионального модуля;

■  ресурсное обеспечение, материально-технические    условия     (информационно­ техническая оснащенность образовательного процесса, наличие помещения для проведения мастер-классов и проч.).

Факт выполнения вышеперечисленных условий удостоверяется в таких документах, как договор вуза и образовательной организации (стажировочной площадки), а также «Паспорт стажировочной площадки» и «Заключение эксперта» (аналог заключения общественно-профессиональной экспертизы).

На вузы возложена особая ответственность за гарантированную подготовку молодого человека к эффективной будущей профессиональной деятельности, т. е. образовательные результаты должны напрямую отвечать запросам потенциальных работодателей. Поэтому в ФГОС ВО по направлению «Психолого-педагогическое образование» заложена норма обязательного участия работодателей в оценке результатов практики (учебной и производственной), а также в работе государственной комиссии по итоговой аттестации выпускников.

Современная соответствующая действующему законодательству, вызовам образования и социальной сферы программа подготовки школьного психолога должна:

■ строиться по модульному формату. Каждый учебный модуль формирует профессиональные компетенции, позволяющие выполнять трудовые действия, сформулированные в профессиональном стандарте;

■    реализовываться в сетевой форме, используя образовательный потенциал всех партнеров [1];

■    носить практико-ориентированный характер.

Итак, подготовка психологов образования, которые готовы принять и разрешить вызовы Новой школы, должна соответствовать требованиям основных трех документов: Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и ФГОС ВО. Умение образовательной организации соотнести, скоординировать эти требования не может быть полноценно реализовано при организации учебного процесса в вузе вне профессионального сообщества. Именно поэтому Министерство образования и науки РФ инициировало создание Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненной! группе специальностей! и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки». ФУМО рассматривает вопросы подготовки специалистов высокой квалификации: учителей, воспитателей, психологов, проводит экспертизу и рекомендует к внедрению образовательные программы и инновационные технологии.

Представленный в статье подход к подготовке педагогов-психологов по модульной образовательной программе, сопряженной с профессиональным стандартом, нашел широкую поддержку в профессиональном сообществе, в вузах, реализующих психолого­педагогическое направление, поскольку наиболее полно обеспечивает потребности современного общего образования в квалифицированных школьных психологах.

 

 

[1] Структурный компонент профессионального стандарта, соответствующий структурному компоненту учебного модуля образовательной программы.

[2] Согласно ФГОС ВО 44.04.02 и 44.03.02, образование, социальная сфера, здравоохранение и культура - это области профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу магистратуры/ бакалавриата.

Литература

  1. Васягина Н.Н., Егорова М.А., Максимова Л.А., Минюрова С.А. Школьно-университетское партнерство как условие повышения качества подготовки педагога-психолога // Педагогическое образование в России. 2015. № 10. С. 7–11.
  2. Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 27.03.2017).
  3. Леонова О.И., Поликаркина Е.И. Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 3. С. 276–285. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Leonova_Polikarkina.phtml (дата обращения: 27.03.2017).
  4. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 45–64. doi:10.17759/pse.2015200505.
  5. Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.08.2017).

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1608
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 414
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2