Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 1. С. 59–71
doi:10.17759/psyedu.2020120105
ISSN: 2587-6139 (online)
Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эмоциональная, функциональная, аттитюдная, конфликтная сепарация, целеполагание, ценностно-смысловой уровень целеполагания, операционный уровень целеполагания
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120105
Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности
Для цитаты: Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. С. 59–71. DOI: 10.17759/psyedu.2020120105
Полный текст
Психолого-педагогические исследования 2020. Том 12. № 1. С. 59-71.
DOI: https/doi.org/10.17759/psyedu.2020120105
ISSN: 2587-6139 (online)
Psychological-Educational Studies
2020.Vol. 12, no. 1, pp. 59-71.
DOI: https/doi.org/10.17759/psyedu.2020120105
ISSN: 2587-6139 (online)
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ | DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY
Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6783-3144, e-mail: annaviktorovna@mail.ru
Обосновывается актуальность изучения психологической сепарации как условия, детерминирующего развитие целеполагания в студенческом возрасте. Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различные по характеру взаимосвязи компонентов психологической сепарации и целеполагания у юношей (N=23) и девушек (N=42) из полных семей. В исследовании применялись опросник Psychological Separation Inventory (PSI), адаптация В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика); опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Представлены результаты исследования, подтверждающего наличие специфических различий компонентов психологической сепарации от родителей и целеполагания у юношей и девушек. Юношей отличает опережающий характер отделения от родителей. Психологическая сепарация от родителей, в свою очередь, тесным образом связана с ценностно-смысловыми и операционными характеристиками целеполагания у студентов.
Ключевые слова: эмоциональная, функциональная, аттитюдная, конфликтная сепарация, целеполагание, ценностно-смысловой уровень целеполагания, операционный уровень целеполагания.
Для цитаты: Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. C. 59—71. DOI:10.17759/psyedu.2020120105
Psychological Separation from Parents as a Condition for the Development of Students' Goal-Setting
Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE), Moscow, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6783-3144, e-mail: annaviktorovna@mail.ru
The relevance of studying psychological separation as a condition determining the development of goal setting in students is substantiated. The features of the relationship of psychological separation from parents with goal setting for boys (N=23) and girls (N=42) from complete families are revealed. The study used the
questionnaire Psychological Separation Inventory (PSI), an adaptation by V.P. Dzukaeva, T.Yu. Sadovnikov, “Value Orientations” technique by M. Rokich, “Life- Oriented Orientations” test D.A. Leontiev (adapted version of the test “Purpose in life” by J. Krambo and L. Makholik), questionnaire “Style of self-regulation of behavior” V.I. Morosanovoy. The results of a study confirming the presence of specific differences in the components of psychological separation from parents and goal-setting in boys and girls are presented. Boys are distinguished by the leading nature of separation from parents. Psychological separation from parents, in turn, is closely connected with the value-semantic and operational characteristics of goalsetting in boys and girls.
Keywords: emotional, functional, attitive, conflict separation, goal setting, value- semantic level of goal setting, operational level of goal setting.
For citation: Litvinova A.V. Psychological Separation from Parents as a Condition for the Development of Students' Goal-Setting. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya=Psychological- Educational Studies, 2020. Vol. 12, no. 1, pp. 59—71. DOI:10.17759/psyedu.2020120105 (In Russ.).
Введение
Стремительные изменения и рост напряженности в общественной жизни повышают интерес зарубежных и отечественных исследователей к изучению психологической сепарации от родителей. В широком смысле под психологической сепарацией от родителей понимают процесс дифференциации, разъединения с ними. Психологическая сепарация как интрапсихический процесс направлена на раскрытие возможности полноценного психического функционирования независимо от близких людей. В более узком смысле психологическая сепарация от родителей является сложным, нелинейным процессом перестройки детско-родительских отношений, изменяющих функционирование всей семейной системы. Психологическая сепарация от родителей как отделение значимого другого происходит на эмоциональном, функциональном, аттитюдном и конфликтологическом уровнях [1; 13; 17].
Основанием для исследования психологической сепарации выступила структурная модель Дж. Хоффмана, включающая четыре компонента сепарации: конфликтный, эмоциональный, аттитюдный и функциональный [17]. Конфликтная независимость понимается как свобода от чрезмерных чувств вины, тревоги, недоверия, ответственности, заторможенности, негодования и гнева по отношению к родителям. Эмоциональная независимость рассматривается как уменьшение зависимости от родительского одобрения или неодобрения. Аттитюдная независимость раскрывает способность молодых людей оценивать окружающий мир с помощью своих собственных категорий, а не родительских, вырабатывать собственные суждения, позицию, основанную на собственном опыте. Функциональная самостоятельность предполагает возможность жить отдельно от родительской семьи, финансовую независимость личности, умение своими силами обеспечивать себя, а со временем и свою семью [13].
Переход к взрослости связан с переживанием «кризиса юности» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, К.Н. Поливанова, В.К. Шабельников, Л.Б. Шнейдер и др.) и «отрывом от родительских корней», предполагающим переструктурирование взаимоотношений с родителями. Завершение психологической сепарации от родителей
соотносится со становлением в юношеском возрасте зрелости, ответственности, постановкой жизненных целей, выходом в самостоятельную жизнь. По мнению исследователей, критерием завершения процесса психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте является достижение молодыми людьми эмоциональной автономии [2; 6; 16].
В семье как детерминирующей системе формирования личности возникают напряжения, стремление к снятию которых является механизмом развития личности [5; 14]. Напряжения в отношениях с родителями, возникающие в процессе психологической сепарации, являются исходными для развертывания ориентировки, определения юношами и девушками своего жизненного пути, места во взрослом мире и постановки ими жизненных целей. Понимание того, как развертывается целеполагание в процессе психологической сепарации от родителей, позволяет раскрыть специфику осознания юношами и девушками своих потенциальных возможностей в организации жизнедеятельности и решении проблем взрослой жизни.
Целеполагание в современной психологии рассматривается как мотивационная основа профессиональной стратегии студентов [3], фактор развития субъективности студентов [10], изучаются основы эффективного целеполагания [7], целевая структура личности [9], влияние на целеполагание согласования/рассогласования образов родителей [5], саморегуляции [11; 12], удовлетворенности жизнью [15]. В данном исследовании целеполагание изучается в единстве ценностно-смысловой (ценности-цели, ценности- средства, смысложизненные ориентации) и операционной (система саморегуляции произвольной активности) составляющих, определяющих специфику целеполагания юношей и девушек из полных семей.
Программа эмпирического исследования
Цель исследования состоит в выявлении особенностей и характера взаимосвязи психологической сепарации от родителей и целеполагания студентов из полных семей.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различные особенности и взаимосвязи компонентов психологической сепарации (конфликтная, эмоциональная, функциональная, аттитюдная) от родителей с характеристиками целеполагания (ценностно-смысловые и операционные) у юношей и девушек из полных семей.
В связи с выдвинутыми предположениями были проведены непараметрические сравнения для определения значимых различий компонентов психологической сепарации и характеристик целеполагания; корреляционный анализ для выявления значимых взаимосвязей между компонентами психологической сепарации (конфликтная, эмоциональная, функциональная, аттитюдная) от родителей и ценностно-смысловыми, операционными характеристиками целеполагания у юношей и девушек из полных семей.
В исследовании участвовали 65 студентов из полных семей, из них 23 юноши (средний возраст 18,8 лет) и 42 девушки (средний возрасте 18,9 лет). Для изучения психологической сепарации (конфликтная, эмоциональная, функциональная, аттитюдная) использовался опросник Psychological Separation Inventory (PSI) (J. Hoffman, 1984), адаптация В.П. Дзукаевой, Т.Ю. Садовниковой [1]. Для выявления ценностно-смысловых характеристик целеполагания применялись методика «Ценностные ориентации» (ЦО) М. Рокича (ценности-цели, ценности-средства), тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева (цели жизни (целепостановка), процесс жизни (смысл, интерес,
мотивация, творчество), результативность жизни (целеосуществление, локус контроля - Я (активность), локус контроля жизни (ответственность)) [4]. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой [8] применялся для выявления операционных характеристик целеполагания (регуляторные процессы и регуляторноличностные качества). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью описательной статистики, непараметрического критерия U Манна-Уитни и критерия корреляции Спирмена.
Результаты и их обсуждение
Полученные значимые различия с помощью критерия U Манна-Уитни (табл. 1) по Опроснику PSI раскрывают, что для юношей более характерна эмоциональная сепарация от отца и матери, а также аттитюдная и функциональная сепарация от матери, юноши демонстрируют большую психологическую независимость от родителей и прежде всего от матери. Полученные результаты подтверждают выводы зарубежных и отечественных исследователей [6; 12; 16] о гендерных различиях в протекании процесса сепарации, склонность девушек проявлять большую психологическую зависимость от родителей.
В соответствии с полученными значимыми различиями (табл. 1) у юношей, по сравнению с девушками, более выражены ценность-цель самореализации — «продуктивная жизнь», ценность-средство общения «непримиримость» и ценность- средство самоутверждения «эффективность». Девушек отличают ценности-цели личной жизни «любовь», «счастливая семейная жизнь» и ценность-средство «аккуратность». Отметим, что юношам свойственна направленность на самореализацию и самоутверждение в организации жизнедеятельности, девушкам — на реализацию традиционных целей личной жизни.
Важно отметить, что средние значения по субшкалам методики СЖО ниже нормативных. Полученные данные можно объяснить не только изменением социокультурной ситуации, размытостью ценностей современного общества, но и незавершенностью процесса психологической сепарации, личностного самоопределения, переоценки отношений с близкими людьми, окружающими, с обществом в целом. Установлены статистически значимые различия по субшкале «результативность жизни» (целеосуществление), юноши более удовлетворены самореализацией, что согласуется с данными по приоритетности соответствующих ценностей-целей.
У студентов выявлен средний уровень по всем шкалам опросника «Стиль саморегуляции поведения». При этом у девушек значимо выражен регуляторный процесс оценивания результатов, позволяющий им более адекватно оценивать наличие рассогласования полученного результата с целью деятельности и гибко изменять условия.
Далее проанализируем значимые взаимосвязи конфликтной сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек (табл. 2). У юношей выявлены положительные взаимосвязи конфликтной сепарации от матери и ценности-средства общения «чуткость», результативности жизни, раскрывающей их удовлетворенность целеосуществлением и самореализацией. Конфликтная сепарация от матери снижает важность для юношей ценности-средства самоутверждения «образованность». У юношей отсутствуют взаимосвязи конфликтной сепарации от отца и характеристик целеполагания.
У девушек выявлены отрицательные взаимосвязи конфликтной сепарации от матери и ценности-цели личной жизни «любовь», ценностей-средств общения «воспитанность» и «чуткость». Диагностированы положительные взаимосвязи с ценностью-средством самоутверждения «высокие запросы» и регуляторно-личностным свойством «гибкость». Именно конфликтная сепарация от матери позволяет девушкам при возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно перестраивать планы и программы их достижения. Конфликтная сепарация от отца положительно взаимосвязана с ценностью-целью самореализации «свобода» и отрицательно — с ценностью-средством общения «чуткость». Конфликтная сепарация от отца позволяет девушкам приобрести независимость в суждениях и поступках, но снижает значимость проявления чуткости и заботы.
Значимые взаимосвязи эмоциональной сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек представлены в табл. 3. Положительные взаимосвязи эмоциональной сепарации от матери выявлены у юношей с ценностью-целью «творчество» и локусом контроля жизни. Отрицательные взаимосвязи эмоциональной сепарации от матери наблюдаются у юношей с ценностью-целью «счастье других» и ценностью-средством «непримиримость». Эмоциональная сепарация от отца положительно взаимосвязана с ценностью-целью самореализации «свобода» и с устойчивыми субъективными критериями оценки результатов своих действий и поведения. Как видим, стремление к независимости от эмоциональной поддержки родителей позволяет юношам более активно реализовывать себя в творчестве, принимать ответственность за свои решения в различных жизненных ситуациях и адекватно оценивать результаты своей деятельности.
У девушек эмоциональная сепарация от матери положительно взаимосвязана с ценностью-средством «ответственность», результативностью жизни. Эмоциональная сепарация девушек от матери отрицательно взаимосвязана с ценностью-целью «счастливая семейная жизнь», программированием и уровнем сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности в жизненных ситуациях. Обретение девушками эмоциональной независимости от матери ведет к снижению значимости ценности-цели «счастливая семейная жизнь», импульсивным действиям, получению результатов, неадекватных целям деятельности. При этом они руководствуются чувством долга и удовлетворены целеосуществлением личных планов. Эмоциональная сепарация девушек от отца положительно взаимосвязана с ценностью- целью личной жизни «здоровье», с ценностью-средством самоутверждения «образование».
Обратимся к значимым взаимосвязям аттитюдной сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек (табл. 4). У юношей выявлены положительные взаимосвязи аттитюдной сепарации от матери с ценностями-средствами самоутверждения «высокие запросы» и «эффективность»; положительные взаимосвязи аттитюдной сепарации юношей от отца — с ценностью-средством самоутверждения «эффективность» и программированием. Аттитюдная сепарация от отца отрицательно связана с ценностью- целью самореализации «продуктивная жизнь», раскрывает неумение юношей мобилизовывать свои внутренние ресурсы для выполнения важной деятельности. Положительные взаимосвязи аттитюдной сепарации от родителей с ценностями- средствами самоутверждения позволяют юношам самостоятельно разрабатывать программы своих действий, гибко изменять их в новых жизненных обстоятельствах, но несформированность собственных позиций и суждений не позволяет им в полной мере использовать свои возможности.
Положительные взаимосвязи аттитюдной сепарации девушек от матери наблюдаются с ценностью-средством самоутверждения «твердая воля» и результативностью жизни. Аттитюдная сепарация от матери отрицательно связана с оцениванием результатов и уровнем сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности в жизненных ситуациях. Аттитюдная сепарация девушек от отца положительно связана с ценностью-целью самореализации «продуктивная жизнь», ценностью-целью личной жизни «любовь» и результативностью жизни. Отрицательная взаимосвязь выявлена с ценностью-средством общения «терпимость». С одной стороны, формирующиеся у девушек в процессе аттитюдной сепарации собственные суждения ведут к самореализации и самоутверждению, раскрытию своих возможностей, удовлетворенности целеосуществлением и осмысленностью жизни. С другой стороны, недостаточное развитие общего уровня саморегуляции, внутренних критериев оценки результатов приводит к возникновению высокой тревожности, низкой эффективности в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Проанализируем значимые взаимосвязи функциональной сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек (табл. 5). Функциональная сепарация юношей от матери положительно взаимосвязана с ценностью-целью личной жизни «развлечения», приятным времяпрепровождением, отсутствием обязанностей и ценностью-средством «рационализм», умением логично мыслить, отрицательно — с осознанным планированием своей деятельности. Функциональная сепарация от отца положительно взаимосвязана с процессом жизни. Отрицательная взаимосвязь выявлена с ценностью-целью личной жизни «любовь», ценностью-средством общения «жизнерадостность». Несмотря на то, что планирование у юношей малореалистично, поставленные цели редко достигаются, они стремятся обрести смысл, интерес к жизни, обдуманно принимать решения.
Положительные взаимосвязи аттитюдной сепарации девушек от матери наблюдаются с ценностью-средством самоутверждения «твердая воля» и результативностью жизни. Аттитюдная сепарация от матери отрицательно связана с оцениванием результатов и уровнем сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности в жизненных ситуациях. Аттитюдная сепарация девушек от отца положительно связана с ценностью-целью самореализации «продуктивная жизнь», ценностью-целью личной жизни «любовь» и результативностью жизни. Отрицательная взаимосвязь выявлена с ценностью-средством общения «терпимость». С одной стороны, формирующиеся у девушек в процессе аттитюдной сепарации собственные суждения ведут к самореализации и самоутверждению, раскрытию своих возможностей, удовлетворенности целеосуществлением и осмысленностью жизни. С другой стороны, недостаточное развитие общего уровня саморегуляции, внутренних критериев оценки результатов приводит к возникновению высокой тревожности, низкой эффективности в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Проанализируем значимые взаимосвязи функциональной сепарации и характеристик целеполагания у юношей и девушек (табл. 5). Функциональная сепарация юношей от матери положительно взаимосвязана с ценностью-целью личной жизни «развлечения», приятным времяпрепровождением, отсутствием обязанностей и ценностью-средством «рационализм», умением логично мыслить, отрицательно — с осознанным планированием своей деятельности. Функциональная сепарация от отца положительно взаимосвязана с процессом жизни. Отрицательная взаимосвязь выявлена с ценностью-целью личной жизни «любовь», ценностью-средством общения «жизнерадостность». Несмотря на то, что планирование у юношей малореалистично, поставленные цели редко достигаются, они стремятся обрести смысл, интерес к жизни, обдуманно принимать решения.
У девушек не обнаружены значимые взаимосвязи характеристик целеполагания с функциональной сепарацией от матери.
Выводы
Для юношей более характерна эмоциональная сепарация от матери и отца, а также аттитюдная и функциональная сепарация от матери, юноши демонстрируют большую эмоциональную независимость, принятие ответственных решений, самостоятельность в повседневной жизни. Юношам свойственна ценность-цель самореализации «продуктивная жизнь», ценность-средство общения «непримиримость» и ценность-средство самоутверждения «эффективность». Они более удовлетворены целеосуществлением и результативностью жизни.
Девушки проявляют большую психологическую зависимость от родителей, стремятся сохранять эмоционально близкие, поддерживающие отношения с матерью, руководствуются мнением, советами родителей в принятии важных решений. Направлены на реализацию традиционных ценностей-целей личной жизни «любовь», «счастливая семейная жизнь» и ценности-средства «аккуратность». Сформированность субъективных критериев оценивания результатов позволяет девушкам адекватно оценивать наличие рассогласования полученного результата с целью деятельности и гибко изменять условия достижения поставленной цели.
Взаимосвязи психологической сепарации от родителей с ценностно-смысловыми и операционными характеристиками целеполагания у девушек и юношей отличаются большой вариативностью и противоречивостью. У юношей преобладают положительные взаимосвязи психологической сепарации от родителей, у девушек — от отца. Отцы больше поддерживают отделение как юношей, так и девушек, поощряют достижение ими независимости от родительского одобрения, суждений и позиции.
В процессе сепарации юноши более удовлетворены насыщенностью жизни, результативностью целеосуществления самореализации и принимают ответственность за свои действия, девушки удовлетворены только результативностью целеосуществления личных планов. Однако у юношей и девушек отсутствуют взаимосвязи психологической сепарации и целей жизни, устремленности в будущее.
Юноши более успешно продумывают способы своих действий, у них сформированы собственные критерии оценки результатов. Девушки более гибко перестраивают планы и программы своих действий, но страх потери эмоционального одобрения матери и стремление следовать ее советам определяют их ориентированность на внешние критерии оценки результатов и слабо выраженное стремление строить планы на будущее.
Заключение
Психологическая сепарация — сложный длительный процесс переструктурирования отношений с родительской семьей — протекает у юношей и девушек из полных семей по-разному. Опережающий характер психологической сепарации свойственен юношам. Для юношей приоритетны ценности-цели самореализации и ценности-средства самоутверждения, для девушек — ценности-цели личной жизни и ценности-средства общения. Установлены значимые взаимосвязи компонентов психологической сепарации от родителей с ценностно-смысловыми и операционными характеристиками целеполагания, отличающиеся вариативностью у юношей и девушек из полных семей, позволяющие заключить, что психологическая сепарация от родителей является важным условием развития целеполагания в студенческом возрасте.
Дальнейшими направлениями исследования может стать изучение психологической сепарации как ресурса развития целеполагания у студентов из неполных семей и студентов, создавших свои семьи, у студентов гуманитарных и технических специальностей.
Раскрытая специфика психологической сепарации юношей и девушек из полных семей вносит вклад в теоретическое осмысление психологических закономерностей и путей становления личности в студенческом возрасте. Знание особенностей психологической сепарации и ее вклада в становление ценностно-смысловой и операционной сферы целеполагания студентов позволяет разрабатывать научно обоснованные программы дифференцированной психологической помощи в обретении юношами и девушками самостоятельности в постановке и реализации жизненных целей, планов и перспектив, становлении личности как субъекта жизнедеятельности.
Литература
- Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Адаптация опросника PSI (Psychological Separation Inventory) на российской выборке // Семейная психология и семейная психотерапия. 2014. № 1. С. 3–15.
- Дитюк А.А. Психологическое содержание понятия «сепарация»: история изучения и близкие понятия // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. 2013. № 7. С. 49–59.
- Лежнева Е.А. Развитие навыков целеполагания в процессе формирования мотивационной основы профессиональной стратегии студентов-педагогов-психологов // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 8-2 (96). С. 86–90.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
- Литвинова А.В. Ценностно-мотивационная сфера целеполагания студентов в зависимости от согласования/рассогласования образов родителей // Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции / Под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, С.М. Чурбановой, Н.Н. Васягина 2015. С. 336–346.
- Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Эмоциональное благополучие студентов и их родителей в ситуации сепарации [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. C. 83–96. DOI:10.17759/psyclin.2018070206
- Маркова М.Ю. Осознание и структурирование жизненных целей студентов в процессе тренинга «Основы эффективного целеполагания» // Образование и саморазвитие. 2011. № 3 (25). С. 145–150.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. № 4. C. 26–35.
- Невструева Т.Х., Помченко М.А., Резанова Н.В. Категориальная структура личных стремлений в контексте целевой системы личности (на примере студентов вуза) // Высшее образование сегодня. 2016. № 8. С. 49–54.
- Новикова З.Н. Целеполагание как фактор развития субъективности студента // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 5. С. 476–480.
- Прима А.К. Особенности представлений о жизненном пути студентов с разным уровнем саморегуляции // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 10 (147). С. 199–204.
- Харитонова А.С. Специфика целеполагания у студентов с разными типами субъектной регуляции // Казанский педагогический журнал. 2012. № 4 (94). С. 131–138.
- Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 149–192.
- Шабельников В.К. Функциональная психология. М.: Академический проект, 2004. С. 462–510 с.
- Azizli N., Atkinson B.E., Baughman H.M., Giammarco E.A. Relationships between general selfefficacy, planning for the future, and life satisfaction // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 82. P. 58–60. DOI:10.1016/j.paid.2015.03.006
- Dzukaeva V. Family characteristics of Psychological Separation from parents during late adolescence // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 146 (25). P. 346–352.
- Hoffman J.A. Psychological separation of late adolescents from their parents // Journal of Counseling Psychology. 1984. Vol. 31. P. 170–178.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2426
В прошлом месяце: 82
В текущем месяце: 35
Скачиваний
Всего: 4659
В прошлом месяце: 70
В текущем месяце: 57