Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 1. С. 122–138
doi:10.17759/psyedu.2020120109
ISSN: 2587-6139 (online)
Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: образ мира, образ пациента, студенты медицинского вуза, семантический дифференциал, субъективные семантические пространства, личностные смыслы, пациент-ориентированная модель медицинской консультации
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120109
Для цитаты: Самойленко Н.В., Дьяченко Е.В. Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. С. 122–138. DOI: 10.17759/psyedu.2020120109
Подкаст
Полный текст
Psychological-Educational Studies
2020.Vol. 12, no. 1, pp. 122-138.
DOI: https:///doi.org/10.17759/psyedu.2020120109
ISSN: 2587-6139 (online)
Образ пациента как составляющая образа мира студентов
при обучении в медицинском вузе
Уральский государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО УГМУ), г. Екатеринбург, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7125-0707, e-mail: nady-76@list.ru
Уральский государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО УГМУ), г. Екатеринбург, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2221-5614, e-mail: al-dyachenko@yandex.ru
В статье приводятся данные исследования образа пациента как составляющего образа мира у студентов медицинского вуза. Теоретико-методологическим основанием выступило положение о том, что образ пациента имплицитно представлен в семантическом пространстве будущих врачей смысловыми категориями в структуре целостной многоуровневой системы представлений о мире, других людях, о себе и своей деятельности, т.е. образе мира. Образ пациента был изучен как фактор эффективности взаимодействия между врачом и пациентом при оказании медицинской помощи. Эффективность взаимодействия — это один из инструментов принятия релевантных клинических решений с учетом мнения пациента, что обеспечивает пациент- ориентированность медицинской консультации. Было обследовано 300 студентов 1-го и 6-го курсов Уральского государственного медицинского университета лечебно-профилактического факультета. Образ пациента экспериментально изучался с помощью методов: семантического личностного дифференциала, цветовых метафор и цветовых выборов. На основании полученных результатов делается вывод о том, что образ пациента у студентов медицинского вуза представлен разного рода смысловыми категориями (дружелюбный, иррациональный, раздражительный и т.д.). Содержание смысловых категорий образа пациента различается в начале и по окончании обучения: от разнонаправленных характеристик до упорядоченных в форме типичного и идеального пациента. Установлено, что содержание образа пациента можно целенаправленно формировать при освоении образовательной программы. Включение в клинические учебные дисциплины образовательного модуля по навыкам профессионального общения с пациентом (как одного из инструментов принятия клинических решений при оказании медицинской помощи) влияет на изменение содержания образа пациента у будущих врачей.
Ключевые слова: образ мира, образ пациента, студенты медицинского вуза, семантический дифференциал, субъективные семантические пространства, личностные смыслы, пациент-ориентированная модель медицинской консультации.
CC-BY-NC
The Image of the Patient as a Component of the World's Image of Students of Medical University Psychological-Educational Studies. 2020. Vol. 12,
no. 1, pp. 122-138.
Для цитаты: Самойленко Н.В., Дьяченко Е.В. Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Психологопедагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. C. 122—138.
DOI:10.17759/psyedu.2020120109
The Image of the Patient as a Component of the World's Image of Students of Medical University
Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7125-0707, e-mail: nady-76@list.ru
Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russia,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2221-5614, e-mail: al-dyachenko@yandex.ru
The article provides data on the study of the patient's image as a component of the image of the world among students of a medical university. The theoretical and methodological foundation was the provision that the image of the patient is implicitly represented in the semantic space of future doctors by semantic categories in the structure of a holistic multi-level system of ideas about the world, other people, about themselves and their activities, i.e. image of the world. The patient's image was studied as a factor in the effectiveness of the interaction between the doctor and the patient in the provision of medical care. The effectiveness of interaction is one of the tools for making relevant clinical decisions, taking into account the opinion of the patient, which ensures patient-oriented medical consultation. 300 students of the 1 and 6 courses of the Ural State Medical University of the Faculty of Medicine were examined. The patient's image was experimentally studied using methods: semantic personality differential, color metaphors and color choices. Based on the results obtained, it is concluded that the image of a patient in medical students is represented by various kinds of semantic categories (friendly, irrational, irritable, etc.). The content of the semantic categories of the patient's image differs at the beginning and at the end of training: from multidirectional characteristics to ordered in the form of a typical and ideal patient. It has been established that the content of the patient's image can be purposefully formed when mastering the educational program. The inclusion of an educational module in clinical teaching disciplines on the skills of professional communication with the patient (as one of the tools for making clinical decisions in the provision of medical care) affects the change in the content of the patient's image in future doctors.
Keywords: image of the world, image of the patient, students of medical University, semantic differential, subjective semantic spaces, personal meanings, patient- oriented model of medical consultation.
For citation: Samoilenko N.V., Dyachenko E.V. The Image of the Patient as a Component of the World's Image of Students of Medical University. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya=Psychological-Educational Studies, 2020. Vol. 12, no. 1, pp. 122—138. DOI:10.17759/psyedu.2020120109 (In Russ.).
The Image of the Patient as a Component of the World's Image of Students of Medical University Psychological-Educational Studies. 2020. Vol. 12,
no. 1, pp. 122-138.
Введение
Одной из приоритетных задач реформирования системы медицинского образования является замена патерналистской модели взаимодействия медицинского персонала с пациентами на партнерскую (пациент-ориентированную). В связи с этим выявляется ряд проблем и противоречий, с которыми приходится сталкиваться в современных условиях при обучении будущих врачей [Боттаев, 2018; Дьяченко, а].
Ряд исследований показывает, что у студентов медицинского вуза превалирует склонность к авторитарной (патерналистской) модели взаимодействия с пациентами [Смирнова, 2015], снижается уровень эмпативности, достигая минимального на 4-м курсе обучения [Ващенко, 2014], наблюдается излишняя уверенность в собственной правоте, повышенный эгоцентризм в процессе общения [Акимова, 2016; Девятых, 2012]. В зарубежных исследованиях показано, что студенты-медики демонстрируют снижение ориентированности на пациента в ходе учебной медицинской консультации [Bombeke, 2011; Cushing, 2015]. В пилотажном исследовании, проведенном авторами, установлено, что в самосознании студентов при обучении навыкам профессионального общения с пациентами происходят изменение отношения к пациенту и переоценка себя во взаимодействии с ним [Дьяченко].
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили концепция образа мира, разработанная А.Н. Леонтьевым, и концепция профессионального образа мира, предложенная Е.Ю. Артемьевой.
Образ мира рассматривают как динамичное, формирующееся на протяжении всей жизни человека образование, на которое оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы, включая факторы профессиональной деятельности (Е.Ю. Артемьева, Е.А. Климов, И.Б. Ханина, В.П. Серкин и др.). Содержание образа мира зависит от таких категорий, как «смысл» и «значение» (С.Д. Смирнов, А.А. Леонтьев) [Психология субъективной семантики, 2011; Ханина, 2009; Ханина, 2011].
В исследовании в качестве базовых выступили следующие положения:
Образ мира - это совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к деятельности [Смирнов, 1985].
Образ мира опосредует взаимодействие субъекта с реальностью [Смирнов, 1985].
На основе образа мира осуществляется постоянное прогнозирование предметного значения ситуаций, событий, а также их эмоционального, личностного смысла [Леонтьев, 1983].
Образ мира связан с функцией приспособления и ориентации человека в объективном мире [Леонтьев, 1983].
Познание новых свойств, предметов и выработка новых способов действий изменяют форму и содержание образа мира. На формирование и функционирование образа мира ключевое влияние оказывают профессия, профессиональная общность [Артемьева, 1999].
Теоретическое положение о том, что образ мира есть совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к деятельности, дает возможность исследовать отдельные объекты и ситуации в целостной смысловой структуре образа мира [Смирнов, 1985]. Принцип системности дает основания определить, что образ пациента как часть образа мира обладает его свойствами, функциями и особенностями формирования и развития [Барабанщиков, 2004]. Теоретико-методологический анализ исследований ряда авторов (А.Н. Леонтьева, Е.Ю. Артемьевой, С.Д. Смирнова и др.) позволяет нам выдвинуть теоретическое предположение о том, что на основе содержания образа пациента будущий врач осуществляет прогнозирование предметного и содержательного значения ситуаций взаимодействия с пациентом, определяя для себя их эмоциональный и личностный смысл.
Таким образом, для данного исследования были сформулированы следующие эмпирические предположения:
Образ пациента имеет свое содержание, которое можно изучать через исследование индивидуальной системы значений и смыслов в семантическом пространстве образа мира, проявляющейся в отношении будущего врача к миру в целом и к ситуациям в профессиональной деятельности в частности.
Образ пациента как часть образа мира первичен по отношению к деятельности, связанной со взаимодействием с пациентом при оказании ему медицинской помощи.
В настоящее время существует значительное количество работ, посвященных изучению структуры образа мира, его свойств, функций, а также специфике образа мира профессионала (Е.Ю. Артемьева, 1983; Е.А. Климов, 1995; И.Б. Ханина, 2009; В.П. Серкин, 2004, 2016; С.Ю. Девятых, 2012 и др.). Следует отметить, что образ пациента как составляющая образа мира будущих врачей остался без внимания исследователей, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Материалы и методы исследования
В исследовании участвовало 300 студентов 1-го и 6-го курсов Уральского государственного медицинского университета г. Екатеринбурга лечебно-профилактического факультета. Средний возраст испытуемых 20,4 года; из них 78,2% — девушки, 21,8% — юноши.
Ряд исследователей (С.Д. Смирнов, А.Г. Асмолов, Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков) утверждают, что экспериментальное изучение образа мира возможно лишь в контексте той или иной деятельности с акцентом на работу субъекта с деятельностно значимыми предметами, ситуациями через выстраивание структуры оценок, отношений, взаимодействий и т.д. [Серкин, 2008; Сильверман, 2018; Смирнов, 1985; Ханина, 2009].
Мы предполагаем, что изучение содержания образа пациента в структуре образа мира будущих врачей уже на начальном этапе овладения врачебной профессией позволит целенаправленно направлять его развитие при освоении клинических учебных дисциплин и прохождении производственных практик [Сильверман, 2018; Harden, 1975; Rosenbaum, 2013; Silverman, 2009; Silverman, 2013].
По мнению ряда авторов (Е.Ю. Артемьевой, А.Г. Шмелева, В.П. Серкина, В.Ф. Петренко и др.), образ мира имеет психосемантическую структуру, что дает возможность исследователям с помощью метода семантического дифференциала выявлять в сознании личности индивидуальную систему значений и смыслов. Через значение выражается смысл как отношение человека к миру в целом, к ситуациям и явлениям в частности [Петренко, 1997; Серкин, 2008]. С опорой на данные положения были сформулированы гипотезы, для проверки которых проведено эмпирическое исследование с использованием следующих методик (табл. 1).
Методика биполярного личностного семантического дифференциала (В.П. Серкин) позволяет эмпирически выделить в сознании личности семантические компоненты, которые, по мнению В.П. Серкина, являются подвижными функциональными образованиями, возникающими и существующими внутри целостной системы значений перцептивного или мыслительного образа и определяющимися данной системой [Серкин, 2008]. Категории индивидуального сознания являются некими обобщениями, основанными как на предметных характеристиках, так и на эмоциональном отношении к объектам действительности. Таким образом, категории могут объединяться на основе эмоциональных состояний, предметных характеристик и субъективного личностного смысла объектов или явлений действительности.
В качестве рабочего инструмента использовался тест цветовых метафор, разработанный И.Л. Соломиным. Методика представляет собой расширенный и структурированный вариант цветового теста отношений А.М. Эткинда. Методика ориентирована на диагностику широкого круга отношений человека к себе и своему состоянию, другим людям и различным видам деятельности, ситуациям и явлениям действительности. Основополагающим принципом методики является то, что если человек обозначает какое-либо понятие самым привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И наоборот, к понятиям, обозначенным наиболее неприятным цветом, человек и относится, скорее всего, негативно [Соломин, 2006]. В основе интерпретации результатов лежит предположение, что понятия, ассоциируемые с одним цветом, вызывают сходные эмоциональные реакции и смысловые связи.
Метод цветовых выборов, по мнению Л.Н. Собчик, позволяет диагностировать состояние (эмоциональные переживания) как реакцию на ту или иную ситуацию конкретного индивида в рамках присущего ему типа реагирования как индивидуально-личностной характеристики [Собчик, 2016].
Итак, на теоретическом этапе исследования определены ключевые теоретические позиции, методологические основания предмета исследования, спланирован его экспериментальный дизайн, сформулированы эмпирические задачи и подобран статистический инструментарий для их проверки. На эмпирическом этапе исследования с привлечением метода поперечных срезов были собраны эмпирические данные у студентов 1го и 6-го курсов и в зависимости от поставленных задач были протестированы диагностические гипотезы, обобщены, проанализированы выявленные эмпирические факты.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучение субъективных семантических пространств, представляющих совокупность субъективных систем значений (смыслов) в отношении образа пациента, позволило выявить содержание образа пациента у студентов медицинского вуза.
Факторный анализ позволил объединить различные характеристики образа пациента (35 в биполярном дифференциале) в более обобщенные компоненты по 3-м факторам. Смысловое содержание образа пациента у студентов 1-го курса медицинского вуза представлено в табл. 2.
Таким образом, у студентов-первокурсников образ пациента имеет следующее содержание: непредсказуемый, одинокий, смиренный, интуитивный, иррациональный, спокойный, напряженный, нежный, самостоятельный, раздражительный, общительный, дружелюбный, суетливый, напряженный, несправедливый, сильный, добросовестный, упрямый, открытый, эгоистичный, пассивный, отзывчивый, энергичный, нерешительный.
Ввиду включенности в один фактор разнополярных категорий и для исключения субъективности авторов в наименовании факторов было принято решение оставить их названия как фактор 1, фактор 2, фактор 3.
Для студентов 6-го курса образ пациента включает обобщенные компоненты (факторы), представленные в табл. 3. Большее количество категорий содержат фактор 1 (11 категорий) и фактор 2 (10 категорий), по смысловой нагрузке которых можно условно назвать образ типичного (реального) пациента — фактор 1 и образ идеального пациента — фактор 2. Названия факторов «реальный пациент» и «идеальный пациент» были предложены в ходе сбора эмпирических данных самими испытуемыми, а также использованы в исследовании И.И. Буцениной и Е.А. Буриной [Буценина, 2016].
Метод выделения факторов: метод главных компонент. Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера.
Образ типичного пациента у выпускников медицинского вуза включает следующие смысловые категории: грубый, эгоистичный, раздражительный, несправедливый, одинокий, интуитивный, враждебный, возбудимый, напряженный, скрытый, нерешительный. Опираясь на теоретическое положение о том, что образ мира в целом и образ пациента в частности опосредуют взаимодействие будущего врача с пациентом и связаны с функцией приспособления и ориентации его в ситуации взаимодействия с ним, то будущий врач скорее будет готов к защитному взаимодействию, которое проявляется в зависимой или авторитарной модели взаимодействия, нежели к демонстрации сотрудничества с пациентом на условиях партнерства или пациент-ориентированности оказания медицинской помощи [Акимова, 2016; Девятых, 2012; Леонтьев, 1983; Маргошина, 2012; Смирнов, 1985].
Образ идеального пациента представлен следующими смысловыми категориями: уверенный, спокойный, независимый, расслабленный, добросовестный, уступчивый, определенный, открытый, энергичный, рациональный. При осмыслении полученных эмпирических фактов мы обратились к теоретическим положениям, сформулированным Е.Ю. Артемьевой и С.Д. Смирновым, что построение образа мира — это процесс уточнения, исправления, обогащения или радикальной перестройки актуализированной части образа мира на основе уже имеющегося образа мира [Артемьева, 1999]. Исходя из этого, можно говорить о том, что у первокурсников еще на начальном этапе обучения профессии врача в структуре образа мира уже есть образ пациента со своим содержанием, а у выпускников образ пациента наполнен содержанием, при котором осуществление партнерской, т.е. пациент- ориентированной медицинской помощи, по нашему мнению, может быть затруднено.
Для определения того, с какими еще смысловыми категориями сопряжен образ пациента в структуре образа мира, а также его эмоциональной окраски у студентов 1-го и 6-го курсов медицинского вуза был использован метод цветовых метафор И.Л. Соломина (модифицированный вариант цветового теста отношений А.М. Эткинда) [Соломин, 2006]. В качестве оцениваемых параметров использовались различные смысловые категории, содержащие как эмоциональную окраску (угроза, страх, неудача, раздражение, печаль, неприятности, любовь, радость), так и различные аспекты взаимодействия (управление, власть и др.).
Выбор сопряженных смысловых категорий с категорией «пациент» среди студентов 1-го и 6-го курсов был следующим: наибольший процент получили следующие понятия, сопряженные с категорией «пациент»: у выпускников — «образование, школа, учеба, знание, наука» (70%), «обязанности, работа, труд, профессия» (67%), «заработок, финансы» (63%), что соответствует профессиональной направленности выпускников медицинских вузов. У первокурсников образ пациента сопрягается в большей степени с понятиями «образование, школа, учеба, знание, наука» (92%), «обязанности, работа, труд, профессия» (89%). 27% выпускников соотносят категорию «пациент» с категорией «мой начальник», что, в свою очередь, может стать причиной проявления зависимой позиции во взаимоотношениях с пациентом в реальной деятельности. По мнению И.Ю. Маргошиной и И.М. Никольской, это дает возможность пациенту открыто манипулировать будущим врачом, устанавливать власть над ним [Петренко, 1997]. Данная позиция ведет к снижению самооценки будущего врача и его профессиональной компетентности, а у первокурсников, не имеющих опыта взаимодействия с реальным пациентом, это только 8% выборов. Только 17% выпускников соотносят категорию «пациент» с категорий «общение», 32% первокурсников имеют противоположное соотношение. Для большинства студентов 1-го и 6-го курсов категория «пациент» сопряжена
с такими категориями, как «обучение», «профессия», «труд» (табл. 4). Выявленный факт является свидетельством в пользу исследовательской гипотезы, что образ пациента у будущего врача имплицитно представлен в образе мира и сопряжен с различными смысловыми категориями их жизни, в том числе с их будущей профессиональной деятельностью.
Эмпирические данные (табл. 4) показывают, что у 30% выпускников и 26% первокурсников категория «пациент» связана с такими категориями, как «угроза», «страх», «неудача», «раздражение», «печаль», «неприятности», что, в свою очередь, может имплицитно обуславливать определенное поведение, реакции и состояния при взаимодействии с реальным пациентом.
Для проведения качественного анализа цветоассоциативных ответов было сопоставлено распределение категории «пациент» у испытуемых в связи с их цветовыми предпочтениями (рис.).
1, 2 Явное предпочтение — первая и вторая позиции в цветовом выборе, выраженная значимость категории для испытуемого, также определяют «основной способ действия» и цель. 3, 4 Истинное желание — третья и четвертая позиции в цветовом выборе, определяют «образ действия», вытекающий из сложившейся ситуации. 5, 6 Безразличие — пятая и шестая позиции в цветовом выборе указывают на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности относительно категории «пациент». 7, 8 Непринятие, антипатия — седьмая и восьмая позиции в цветовом выборе указывают на «подавленные потребности» или отвергаемое и избегаемое отношение к пациенту [Собчик, 2016, с. 10].
The Image of the Patient as a Component of the World's Image of Students of Medical University Psychological-Educational Studies. 2020. Vol. 12,
no. 1, pp. 122-138.
Из рис. следует, что 50% студентов 1-го и 6-го курсов располагают категорию «пациент» на 1, 2, 3 и 4 позициях в своих цветовых выборах, что можно рассматривать как значимость категории «пациент» (положительное отношение к пациенту) и сопряженных с ней смысловых категорий, и 50% студентов ставят категорию «пациент» на позицию, которая проявляется в виде безразличия, непринятия и антипатии, т.е. 50% будущих врачей, как первокурсников, так и выпускников, имеют отрицательное или отвергаемое, избегаемое отношение к пациенту (категория «пациент» на 5, 6, 7, 8 позициях в ряду цветовых предпочтений).
Опираясь на мнение А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, можем заключить, что важнейшей функцией образа является регуляция деятельности, а безразличие, неприятие и антипатия могут привести к избеганию, доминированию и повышенной конфликтности. Это, по нашему мнению, может выступить препятствием при освоении будущими врачами партнерской, пациент-ориентированной модели взаимодействия в ходе медицинской консультации [Леонтьев, 1983; Петренко, 1997; Смирнов, 1985].
Выводы
Образ пациента изначально задан в образе мира будущих врачей до поступления в медицинский университет и несет в себе следы предыстории их психической жизни, оформляясь в структуру субъективного опыта, позволяющую им быть реальными регуляторами и «строительным материалом» субъективного образа мира.
Содержание образа пациента у будущих врачей в начале и по окончании обучения представлено различными смысловыми категориями. Содержание образа пациента у первокурсников имплицитно представлено следующими смысловыми категориями: несправедливый, эгоистичный, напряженный, доброжелательный, открытый и т.д. По сравнению с первокурсниками, образ пациента у выпускников группируется в два фактора, идеального и типичного пациента. Образ идеального пациента выражен в смысловых категориях: уверенный, спокойный, независимый, расслабленный, добросовестный и др. Образ типичного пациента определяется смысловыми категориями: грубый, эгоистичный, раздражительный, несправедливый, одинокий, интуитивный, враждебный, возбудимый и др. Данный факт повышает вероятность готовности будущего врача к защитному взаимодействию, которое проявляется в зависимой или авторитарной модели взаимодействия, нежели к демонстрации сотрудничества с пациентом на условиях партнерства или пациент-ориентированности оказания медицинской помощи.
Образ пациента сопряжен с различными смысловыми категориями жизни студентов медицинского вуза. У первокурсников и выпускников наибольший процент сопряжения с категорией «пациент» у таких категорий жизни, как: «образование, школа, учеба, знание, наука» (92%, 70%), «обязанности, работа, труд, профессия» (89%, 67%), «заработок, финансы» (32%, 63%).
Треть первокурсников и выпускников соотносят категорию «пациент» с категориями «угроза, страх, неудача, раздражение, печаль, неприятности». У 27% выпускников категория «пациент» сопрягается с категорией «мой начальник», что может выступить предпосылкой для неконструктивного взаимодействия при оказании медицинской помощи.
Положительное отношение к пациенту выявлено у 50% первокурсников и выпускников медицинского университета, что обуславливает значимость категории «пациент» для
будущего врача. Проявление отношения к пациенту в виде безразличия, непринятия и антипатии зафиксировано у 50% первокурсников и выпускников. Этот факт может выступить препятствием при реализации будущими врачами партнерской, пациент- ориентированной модели взаимодействия с пациентом в дальнейшей профессиональной деятельности.
Заключение
В работе образ пациента у студентов медицинского вуза рассматривается как часть образа мира и как составляющая субъективных семантических пространств.
Теоретико-методологический анализ исследований ряда авторов (Е.Ю. Артемьева, 1983; Е.А. Климов, 1995; И.Б. Ханина, 2009; В.П. Серкин, 2004, 2016; С.Ю. Девятых, 2012 и др.) позволил нам предположить, что образ пациента выступает существенным и имплицитным фактором, способствующим или препятствующим оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи, которая основана на уважении и учете мнения пациента при медицинском вмешательстве.
Методами сбора эмпирических данных выступили личностный семантический дифференциал, методы цветовых выборов и цветовых метафор.
Установлено, что содержание образа пациента у будущих врачей студентов 1-го и 6-го курсов наполнено различными имплицитными, т.е. скрытыми от непосредственного наблюдения, смысловыми категориями.
Выявлена сопряженность образа пациента у студентов 1-го и 6-го курсов медицинского университета с различными смысловыми категориями их жизни.
Образ пациента у студентов медицинского вуза представлен разного рода смысловыми категориями (дружелюбный, иррациональный, раздражительный и т.д.). Содержание смысловых категорий образа пациента различается в начале и по окончании обучения: от разнонаправленных характеристик до упорядоченных.
У студентов 1-го курса образ пациента наполнен следующими смысловыми категориями: добросовестный, пассивный, открытый, черствый, дружелюбный, энергичный, упрямый, суетливый и пр. У выпускников медицинского вуза выявлен образ типичного пациента (грубый, эгоистичный, раздражительный, несправедливый и др.) и образ идеального (или удобного) пациента (уверенный, спокойный, независимый, расслабленный, добросовестный, уступчивый и др.)
Смысловая категория «пациент» сопряжена у будущих врачей, как первокурсников, так и выпускников, с такими смысловыми категориями, как «образование», «работа», «заработок», «угроза», «страх», «неудача», «раздражение», «печаль», «неприятности», и только каждый пятый выпускник и каждый второй первокурсник медицинского вуза соотносит категорию «пациент» с такими понятиями, как «общение», «болезнь», «интересное занятие».
Положительное отношение к пациенту выявлено у 50% студентов и 1-го, и 6-го курсов обучения; 50% будущих врачей имеют отрицательное отношение к пациенту, которое выражается в проявлении безразличия, непринятия и антипатии, что может явиться препятствием при освоении ими партнерской модели взаимодействия при оказании медицинской помощи.
Данные факты позволяют выявить противоречие между нацеленностью реформы системы медицинского образования на принципы партнерства и пациент-ориентированности при 133
The Image of the Patient as a Component of the World's Image of Students of Medical University Psychological-Educational Studies. 2020. Vol. 12, no. 1, pp. 122-138.
взаимодействии медицинских специалистов с пациентами, а содержание основной образовательной программы в области клинической медицины не способствует изменению отношения к пациенту как к партнеру в принятии решений относительно своего здоровья. Таким образом, содержание основной образовательной программы в медицинском вузе включает знания и навыки в области клинической медицины, освоение которых не влияет на изменение образа пациента в направлении партнерства и пациент-ориентированности в оказании медицинской помощи.
Литература
- Акимова О.В., Аранович И.Ю. Коммуникативная компетентность студентов медицинского вуза // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Наука и инновации. 2016. Т. 6. № 5. С. 747.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
- Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологии // «Психология. Журнал Высшей школы экономики». 2004. Т. 1. № 3. С. 3–17.
- Басалаева Н.В. Особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. Барнаул: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. 178 с.
- Боттаев Н.А., Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В. и др. Навыки эффективного общения для оказания пациент-ориентированной медицинской помощи: научно-методическое издание. М.: РОСОМЕД, 2018. 32 с.
- Буценина И.И., Бурина Е.А., Грандилевская И.В. Психологические особенности врачей-гематологов и образ их «идеального» пациента. // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 79–82.
- Ващенко И.С., Рыкалина Е.Б. Динамика эмпативности среди студентов-медиков, ординаторов и врачей. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Т. 4. № 5. С. 545.
- Девятых С.Ю. Содержание и структура образа-стереотипа «пациент» у выпускников медицинского колледжа. // Вестник Витебского государственного медицинского университета. Витебский государственный медицинский университет. 2012. Т. 11. № 1. С. 152–156.
- Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В. Образ пациента у студентов медицинского вуза // XXVI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 8–12.04.2019). Тезисы. Очное участие с докладом, докладчик – Н.В. Самойленко.
- Дьяченко Е.В., Сизова Ж.М., Давыдова Н.С. и др. Федеральный пилот: оценка навыков общения при первичной аккредитации специалиста: результаты, итоги [Электронный ресурс] // IX Международная конференция «РОСМЕДОБР-2018: Инновационные обучающие технологии в медицине» (г. Москва, 11-12.10.2018). URL: https://rosomed.ru/conferences/40#theses/ (дата обращения: 08.11.2019).
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл. 2003. 487 с.
- Маргошина И.Ю. Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом»: учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2012. 80 с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 400 с.
- Психология субъективной семантики: истоки и развитие / Под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 472 с.
- Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учебное пособие для вузов. М.: ПЧЕЛА, 2008. 380 с.
- Сильверман Дж., Керц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / Пер. с англ. М.: ГРАНАТ, 2018. 304 с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГППУ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 232 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Spo-001/Spo-001.htm#n10a (дата обращения: 21.10.2019).
- Смирнова С.В., Пчелинцева Е.В. Формирование профессиональной направленности будущих врачей на разных этапах обучения в медицинском вузе // Вестник Ивановской медицинской академии. Ивановская государственная медицинская академия. 2015. Т. 3. С. 56–58.
- Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера: Практическое руководство. СПб.: Речь, 2016. 128 с.
- Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006. 280 с.
- Ханина И.Б. Образ мира и профессиональный мир // Мир психологии. 2009. № 4. С. 179–187.
- Ханина И.Б. Профессиональный мир как система отношений // Мир психологии. 2011. № 4. С. 218–228.
- Bombeke K., van Roosbroeck S., de Winter B., Debaene L., Schol S., van Hal G., van Royen P. Medical students trained in communication skills show a decline in patient-centred attitudes: an observational study comparing two cohorts during clinical clerkships // Patient еducation сounseling. 2011. Vоl. 84. № 3. Р. 310–318. doi:10.1016/j.pec.2011.03.007. PMid:21482064
- Cushing A.M. Learning patient-centred communication: The journey and the territory // Patient еducation сounseling. 2015. Vol. 98. № 10. Р. 1236–1242. doi:10.1016/j.pec.2015.07.024. PMid:26297198
- Harden R.M., Stevenson M., Downie W.W., Wilson G.M. Assessment of clinical competence using objective structured examination // Br. Med. J. 1975. Vol. 1. № 5955. P. 447–451.
- Rosenbaum M.E., Axelson R. Curricular disconnects in learning communication skills: what and how students learn about communication during clinical clerkships // Patient еducation сounseling. 2013. Vol. 91. № 1. Р. 85–90. doi:10.1136/bmj.1.5955.447.
- Silverman J. Teaching clinical communication: a mainstream activity or just a minority sport? // Patient еducation сounseling.. 2009. Vol. 76 (3). Р. 361–367. DOI:10.1016/j.pec.2009.06.011. PMid:19647971
- Silverman J., Draper J., Kurz S. Skills for Communicating with patients // Oxford University Press, 3ed. 2013. 300 р.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 687
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 244
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3