Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8747Новости 1747Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе 28

Самойленко Н.В.
специалист по учебно-методической работе, Аккредитационно-симуляционный центр, Уральский государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО УГМУ), Екатеринбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7125-0707
e-mail: nady-76@list.ru

Дьяченко Е.В.
кандидат психологических наук, доцент, заместитель руководителя лаборатории по формированию и оценке коммуникативных навыков, Аккредитационно-симуляционный центр, Уральский государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО УГМУ), Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2221-5614
e-mail: al-dyachenko@yandex.ru

Аннотация

В статье приводятся данные исследования образа пациента как составляющего образа мира у студентов медицинского вуза. Теоретико-методологическим основанием выступило положение о том, что образ пациента имплицитно представлен в семантическом пространстве будущих врачей смысловыми категориями в структуре целостной многоуровневой системы представлений о мире, других людях, о себе и своей деятельности, т.е. образе мира. Образ пациента был изучен как фактор эффективности взаимодействия между врачом и пациентом при оказании медицинской помощи. Эффективность взаимодействия — это один из инструментов принятия релевантных клинических решений с учетом мнения пациента, что обеспечивает пациент-ориентированность медицинской консультации. Было обследовано 300 студентов 1-го и 6-го курсов Уральского государственного медицинского университета лечебно-профилактического факультета. Образ пациента экспериментально изучался с помощью методов: семантического личностного дифференциала, цветовых метафор и цветовых выборов. На основании полученных результатов делается вывод о том, что образ пациента у студентов медицинского вуза представлен разного рода смысловыми категориями (дружелюбный, иррациональный, раздражительный и т.д.). Содержание смысловых категорий образа пациента различается в начале и по окончании обучения: от разнонаправленных характеристик до упорядоченных в форме типичного и идеального пациента. Установлено, что содержание образа пациента можно целенаправленно формировать при освоении образовательной программы. Включение в клинические учебные дисциплины образовательного модуля по навыкам профессионального общения с пациентом (как одного из инструментов принятия клинических решений при оказании медицинской помощи) влияет на изменение содержания образа пациента у будущих врачей.

Ссылка для цитирования

Подкаст
Фрагмент статьи

Одной из приоритетных задач реформирования системы медицинского образования является замена патерналистской модели взаимодействия медицинского персонала с пациентами на партнерскую (пациент-ориентированную). В связи с этим выявляется ряд проблем и противоречий, с которыми приходится сталкиваться в современных условиях при обучении будущих врачей.

Литература
  1. Акимова О.В., Аранович И.Ю. Коммуникативная компетентность студентов медицинского вуза // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Наука и инновации. 2016. Т. 6. № 5. С. 747.
  2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
  3. Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологии // «Психология. Журнал Высшей школы экономики». 2004. Т. 1. № 3. С. 3–17.
  4. Басалаева Н.В. Особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. Барнаул: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. 178 с.
  5. Боттаев Н.А., Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В. и др. Навыки эффективного общения для оказания пациент-ориентированной медицинской помощи: научно-методическое издание. М.: РОСОМЕД, 2018. 32 с.
  6. Буценина И.И., Бурина Е.А., Грандилевская И.В. Психологические особенности врачей-гематологов и образ их «идеального» пациента. // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 79–82.
  7. Ващенко И.С., Рыкалина Е.Б. Динамика эмпативности среди студентов-медиков, ординаторов и врачей. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Т. 4. № 5. С. 545.
  8. Девятых С.Ю. Содержание и структура образа-стереотипа «пациент» у выпускников медицинского колледжа. // Вестник Витебского государственного медицинского университета. Витебский государственный медицинский университет. 2012. Т. 11. № 1. С. 152–156.
  9. Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В. Образ пациента у студентов медицинского вуза // XXVI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 8–12.04.2019). Тезисы. Очное участие с докладом, докладчик – Н.В. Самойленко.
  10. Дьяченко Е.В., Сизова Ж.М., Давыдова Н.С. и др. Федеральный пилот: оценка навыков общения при первичной аккредитации специалиста: результаты, итоги [Электронный ресурс] // IX Международная конференция «РОСМЕДОБР-2018: Инновационные обучающие технологии в медицине» (г. Москва, 11-12.10.2018). URL: https://rosomed.ru/conferences/40#theses/ (дата обращения: 08.11.2019).
  11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл. 2003. 487 с.
  13. Маргошина И.Ю. Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом»: учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2012. 80 с.
  14. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 400 с.
  15. Психология субъективной семантики: истоки и развитие / Под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 472 с.
  16. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учебное пособие для вузов. М.: ПЧЕЛА, 2008. 380 с.
  17. Сильверман Дж., Керц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / Пер. с англ. М.: ГРАНАТ, 2018. 304 с.
  18. Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГППУ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 232 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Spo-001/Spo-001.htm#n10a (дата обращения: 21.10.2019).
  19. Смирнова С.В., Пчелинцева Е.В. Формирование профессиональной направленности будущих врачей на разных этапах обучения в медицинском вузе // Вестник Ивановской медицинской академии. Ивановская государственная медицинская академия. 2015. Т. 3. С. 56–58.
  20. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера: Практическое руководство. СПб.: Речь, 2016. 128 с.
  21. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006. 280 с.
  22. Ханина И.Б. Образ мира и профессиональный мир // Мир психологии. 2009. № 4. С. 179–187.
  23. Ханина И.Б. Профессиональный мир как система отношений // Мир психологии. 2011. № 4. С. 218–228.
  24. Bombeke K., van Roosbroeck S., de Winter B., Debaene L., Schol S., van Hal G., van Royen P. Medical students trained in communication skills show a decline in patient-centred attitudes: an observational study comparing two cohorts during clinical clerkships // Patient еducation сounseling. 2011. Vоl. 84. № 3. Р. 310–318. doi:10.1016/j.pec.2011.03.007. PMid:21482064
  25. Cushing A.M. Learning patient-centred communication: The journey and the territory // Patient еducation сounseling. 2015. Vol. 98. № 10. Р. 1236–1242. doi:10.1016/j.pec.2015.07.024. PMid:26297198
  26. Harden R.M., Stevenson M., Downie W.W., Wilson G.M. Assessment of clinical competence using objective structured examination // Br. Med. J. 1975. Vol. 1. № 5955. P. 447–451.
  27. Rosenbaum M.E., Axelson R. Curricular disconnects in learning communication skills: what and how students learn about communication during clinical clerkships // Patient еducation сounseling. 2013. Vol. 91. № 1. Р. 85–90. doi:10.1136/bmj.1.5955.447.
  28. Silverman J. Teaching clinical communication: a mainstream activity or just a minority sport? // Patient еducation сounseling.. 2009. Vol. 76 (3). Р. 361–367. DOI:10.1016/j.pec.2009.06.011. PMid:19647971
  29. Silverman J., Draper J., Kurz S. Skills for Communicating with patients // Oxford University Press, 3ed. 2013. 300 р.
comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика