Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10506Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности учебной мотивации и эмоционального отношения к учению обучающихся 4-х классов (на примере традиционного и развивающего обучения) 171

|

Воронкова И.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2867-2354
e-mail: ivvoronkova@gmail.com

Лагутина Е.Н.
магистрант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3497-7285
e-mail: katushka.lag@yandex.ru

Адаскина А.А.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической, доцент кафедры «Педагогическая Психология им. проф. В.А. Гуружапова», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8802-0975
e-mail: adaskinaaa@mgppu.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников, обучающихся в разных дидактических системах. Выявлялось, какие мотивы являются ведущими у обучающихся 4-х классов, существуют ли различия в эмоциональном отношении к учению между детьми, обучающимися по разным образовательным программам (N=54). В исследовании использованы следующие методы: наблюдение за учителем и обучающимися на уроках, беседа с обучающимися, методика М.В. Матюхиной «Диагностика структуры учебной мотивации школьника», методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреевой). Выявлено, что для четвероклассников, независимо от образовательной программы, одним из ведущих мотивов является мотив самосовершенствования и самообразования. Для обучающихся по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова ведущими также являются учебно-познавательные мотивы, а для школьников традиционной системы – мотивы долга и ответственности и избегания неприятностей. В большей степени положительное эмоциональное отношение к учению демонстрируют младшие школьники, обучающиеся по образовательной системе Эльконина–Давыдова.

Ключевые слова: учебная мотивация, отношение к учению, взаимодействие учитель-ученик

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140103

Получена: 06.08.2021

Принята в печать: 10.03.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психолого-диагностических методик: сб. статей. М., 1988. С. 129–147.
  2. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 38–47. DOI:10.17759/chp.2015110204
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2012. 512 с.
  4. Борисова И.В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 22–28. DOI:10.17759/pse.2018230503
  5. Воронкова И.В. Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации с эмоциональным отношением к учению и интеллектуальным развитием старших подростков. Дисс. … канд. психол. наук. Казань, 2005.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 360 c.
  7. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 32–42. DOI:10.17759/pse.2019240303
  8. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдное исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2. С. 62–74.
  9. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992. 114 с.
  10. Денисенкова Н.С. Исследование учебной мотивации первоклассников в различных образовательных средах [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 5–15. DOI:10.17759/pse.2020250101
  11. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 102–109.
  12. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, JI.M. Фридман. М.: Педагогика, 2013. 63 с.
  13. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2005. 214 с.
  14. Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 100–113. DOI:10.17759/jmfp.2018070210
  15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
  16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 424 с.
  17. Рудомазина В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 76–85. DOI:10.17759/psyedu.2016080107
  18. Технология оценки образовательной среды школы: Учебно-методическое пособие для школьных психологов / Под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. 256 с.
  19. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1997.   416 с.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика